Блог
Актерское мастерство

Основные идеи Константина Станиславского

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938), известный гений театрального искусства, не всегда находился под светлой звездой. Его детство сопровождалось неприятностями и недугами. Носивший прозвище "Кокося" в свои юные годы, Станиславский был излишне хрупким и неуклюжим, страдал от рахита и имел определенные проблемы с речью. Несмотря на это, в его душе пылала настоящая страсть к театру. Некоторые из богатых родственников не разделяли его увлечений и считали, что "у Кости не то в голове, что нужно". Но как же они ошибались!

С тем, чтобы сохранить репутацию своей купеческой семьи, Константин Сергеевич принял решение сменить свою фамилию. Родившись как Алексеев, он тайно начал заниматься театром. В результате своего преданного труда, он достиг высокого уровня мастерства и стал уважаемым мэтром. Более того, благодаря его инновационной системе, актеры по всему миру продолжают повышать свои навыки.

В данной публикации мы рассмотрим концепции и методы, предложенные Станиславским, которые являются полезными не только для тех, кто хочет стать актером, но и для всех, кто работает с аудиторией, выступает публично или стремится развивать свои коммуникативные навыки.

Проживать, а не играть в жизнь

Одна из главных концепций, которую пропагандировал Станиславский, заключается в том, что актер должен пребывать на сцене в абсолютно естественном состоянии, полностью переживая и настоящие эмоции, аналогичные тем, что испытывает персонаж.

Концепция истинных эмоций вызвала настоящую революцию. Ранее актерам лишь давали задание проявлять эмоции на сцене. Однако, Станиславский пошел дальше, научив актеров сливаться с героем и по-настоящему переживать его.

Физические действия рождают эмоции

Как достичь аутентичности и убедительности на сцене? Многие актеры считают, что ключевым является полное погружение в своего персонажа и представление своих действий на сцене исходя из этих глубоко переживаемых эмоций. Станиславский, однако, полагал, что такая трансформация делает актерскую игру неискренней и вычурной, и предлагал обратный подход: правильное исполнение физических действий на сцене (ходьба, жестикуляция и т.д.), которые спровоцируют появление необходимых эмоциональных переживаний.

Станиславский предлагал использовать фантазию для правильного выполнения актерских действий. Например, если задача заключается в том, чтобы показать, как человек разжигает камин, необходимо не просто совершать это действие механически, а вместе с тем создавать в своей голове целую историю. Например, представить, что герой утром ожидает важная встреча, и чтобы быть в хорошей форме, необходимо выспаться хорошо, но обогреватель сломался, и ночью стало холодно. В этом случае, камин становится единственным спасением от холода и комфортного сна для героя.

Так у действий появляется простой мотив, который делает их реалистичными.

Идея ультранатуральности

Важнейшей преградой на пути к настоящему исполнению, по словам выдающегося режиссера, является отсутствие у актера веры в подлинность событий, происходящих на сцене. Если он не верит, что картонный меч в его руках - самый настоящий, то зрители не смогут поверить в это даже тогда, когда он будет сжимать в руках настоящий, стальной клинок. Для достижения безусловной правдивости, Станиславский разработал следующие методы:

«Учитывая обстоятельства»

Весь процесс начинается со сценария, где находятся все основные сведения о персонаже. Актер, по словам Станиславского, должен обращаться к сценарию, чтобы найти подсказки и ответить на вопросы: кто я? где я нахожусь? когда происходит событие? какова моя цель? почему я стремлюсь достичь ее? как мне это сделать? и какие препятствия стоят на моем пути?

Учтя обстоятельства, актер сможет понять, как они повлияли на характер персонажа.

«Эмоциональная память»

Главная концепция этой методики заключается в том, чтобы актер призывал в памяти свои собственные личные воспоминания, в которых он ощущал те же эмоции, что и персонаж, и черпал из них вдохновение для превращения в роль.

«Подтекст»

Неявное послание, тайный смысл, скрытые намёки – все это характеризует понятие подтекста. Смотрим пьесу и слышим, как героиня произносит слова, наполненные любовью: "Я тебя люблю". На первый взгляд, это счастливый и идиллический момент в их жизни, однако актерская игра переключает мысли зрителя. Героиня испытывает беспокойство из-за страха быть брошенной возлюбленным. Как говорил Станиславский, подтекст определяет интонацию и язык тела, помогает актеру принять решение о способе движения и речи на сцене, чтобы убедительно передать истинность сюжета.

«Что, если»

Основная идея данной методики заключается в том, чтобы артист претворился в ситуацию героя и задался вопросом: "Что я бы сделал, находясь в его положении?" Такой подход является эффективным способом погрузиться в роль и продемонстрировать естественные реакции персонажа на происходящие события с максимальной убедительностью.

Для примера, известны следующие обстоятельства роли: главный герой оказался без работы, а уже завтра у него требуется оплатить квартплату. Основное задание актера – придать герою живость, раскрыв его эмоциональные реакции. В этом поможет техника «Что, если», когда актер задается вопросом: «Как бы я повел себя в подобной ситуации, будучи в ярости: разбил бы кружку с водой о стену или охладил свои страсти, плеснув себе в лицо?»

«Наблюдение»

Актер, согласно Станиславскому, должен быть пристальным наблюдателем, полностью погруженным в процесс. Это помогает ему понять эмоции и переживания персонажа, которых сам никогда не испытывал. Великий режиссер настаивал на том, чтобы его ученики внимательно вглядывались в окружающую реальность, задерживаясь как на физических качествах, так и на нюансах характера людей. Он утверждал, что каждая роль должна иметь свою неповторимую индивидуальность, которую актер может обнаружить, изучая окружающий мир.

Многие актеры, стремясь достичь максимальной авторитетности своей роли, готовы предаться жизни своего персонажа на какое-то время, предпринимая исчерпывающие изыскания в деталях его существования.

Например, в фильме "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" актер Джонни Депп воплотил образ американского журналиста Хантера Томпсона настолько реалистично, что переехал к нему на целых 4 месяца. Он не только носил одежду, характерную для журналиста, но и полностью привязал свою жизнь к графику и образу Томпсона, чтобы глубже вникнуть в его манеру поведения. Точно так же актер Джим Керри подготавливался к роли американского комика Энди Кауфмана в фильме "Человек на Луне". Он потратил много времени на изучение пленок с записями выступлений этого юмориста, чтобы максимально точно передать его стиль и харизму.

Станиславский гарантировал, что актер, усвоивший все перечисленные техники, непременно откроет перед собой дверь настоящего искусства и способен будет разжигать в зрителе эмоции, причиняя ему то умиление, то горечь, совершенно идентифицируя себя с персонажем.

Принципы общения

Станиславский, великий режиссер, осознавал, насколько важным является общение в нашей жизни. Актеры постоянно взаимодействуют с коллегами на сцене и зрителями. Чтобы эти взаимодействия стали максимально эффективными, Станиславский настаивал на соблюдении следующих принципов:

Важно быть в настоящем, способным воспринимать и ощущать все окружающее в данное точное время.

* До установления связи и коммуникации с другими людьми, важно сначала наладить контакт с собственной жизненной энергией. Согласно Станиславскому, у каждого человека существуют два энергетических центра: рациональное и эмоциональное. Если научиться соединить их, это поможет лучше понимать себя и окружающих людей.

Сохранение непрерывного взаимодействия глаз с окружающими, отражающего "глубину сущности и эмоциональное богатство". Станиславский призывал уделять особое внимание "ухоженности души" или, используя современный термин, стремиться к личностному развитию и духовному росту.

Когда речь заходит о взаимном эмоциональном обмене, стандартные формальные диалоги уже не играют роли. Важно, чтобы участники общения глубоко погружались в свои чувства и открыто делиться ими друг с другом.

Уважение - это обязательное качество, которое определяет нашу способность активного слушания. Будучи полностью сосредоточенными на словах нашего собеседника, мы демонстрируем наше глубокое внимание и понимание его мыслей. Это выражается не только вербально, но и невербально, чтобы собеседник чувствовал, что его мнение уважается и важно для нас.

Одно из основных правил, определенных Станиславским, состоит в том, чтобы быть абсолютно искренним во всех аспектах общения. Искренность проявляется не только в словах, но и в тоне голоса, выражении лица и языке тела. Когда искренность присутствует в каждой части нашего существа, она создает непрестанную связь между говорящим и слушателем, что является неизменным условием успешного общения.

Сверхзадача, цели и сквозная линия

По мнению Станиславского, сверхзадача является основной целью в жизни, аналогичной главной артерии, обеспечивающей жизнедеятельность человеческого организма. Меньшие, текущие цели служат этапами на пути к сверхзадаче, а сам процесс достижения ее называется сквозной линией.

Люди и обстоятельства всегда создают преграды на пути к большой цели. Известный театральный режиссер научил нас смотреть на это не как на препятствие, а как на благо, ведь реакция на противодействие стимулирует нас быть активнее, что является основой прогресса. Станиславский призывал актеров оставаться преданными своей высшей цели и стремиться к ее достижению, игнорируя все посторонние, непродуктивные цели.

Расслабление по Станиславскому

Каждый раз, когда мы оказываемся перед публикой или камерой, наше сердце начинает биться быстрее, а наши мышцы становятся напряженными. Мы можем почувствовать судороги в ногах или словно горло сжало.

Взглядом гениального Станиславского открывается суровая истина: мышечное напряжение невозможно полностью избежать. Каждая попытка расслабить ноги приводит к его перемещению на плечи, а при стряхивании напряжения с плеч оно, будто шальная тень, окутывает спину. Ключевая задача выдающегося актера заключается в умении контролировать это напряжение, не поддаваясь импульсу его проявления перед публикой.

Для освоения этого метода, Станиславский разработал уникальную технику. Она предполагает принятие различных поз, таких как сидение на стуле, висение на дереве или просто полное расслабление на полу, при этом обращая внимание на то, какие мышцы напрягаются, и пытаясь их сознательно расслабить. Благодаря регулярной практике, процесс расслабления мышц станет подсознательным и происходить автоматически.

Данное упражнение может быть полезным не только для актеров, но также для всех, кто имеет дело с аудиторией. Регулярное его выполнение в течение 15-30 минут ежедневно позволит научиться быстро распознавать и расслаблять места напряжения.

Константин Сергеевич Станиславский негодовал при виде фальши и активно призывал проявлять искренность как на сцене, так и в повседневной жизни. Его уверенность заключалась в том, что правда, ясная и простая, обладает куда большей силой, способной завораживать и глубоко проникать в подсознание каждого слушателя.

Дорогие читатели, предлагаем вам научиться вести свою жизнь без масок и не торопиться устраивать представление для других. Будьте искренними сами с собой и окружающими – это поможет вам поднять свою жизнь на новый уровень. Желаем вам успехов!

Советуем также прочитать:

  • Мастерство рассказчика: как сделать ваше выступление более эффективным
  • Уверенность через самовнушение: достижение желаемых результатов
  • Искусство создания яркого персонажа
  • Польза актерских навыков в повседневной жизни
  • Игровая терапия в работе с детьми: эффективные методы
  • Стендап-комедия для новичков: полезные советы
  • Профессия актера: мифы и реальность
  • Актерские навыки, пригодные для каждого
  • Мастерство написания сценариев: ключевые элементы отличного сценария
  • Нейролингвистическое программирование для ораторов: техники и советы