Блог
Известные личности

Эксперимент Аша: действительно ли люди склонны менять свое мнение под давлением большинства?

Возникали ли у вас ситуации, когда под воздействием общественного мнения человек внезапно пересматривал свои взгляды? Что, на ваш взгляд, является ведущим фактором такого изменения? Может быть, отсутствие навыков ведения дискуссий, недостаточная информированность, стремление понравиться окружающим или неспособность критически оценивать ситуацию?

В этом материале мы обсудим широко распространенное сегодня явление - конформизм, а также проанализируем проведенные исследования в этой области.

Суть эксперимента Соломона Аша

Конформизм представляет собой умение человека гибко адаптироваться и воспринимать уже установленные стандарты и шаблоны поведения, неукоснительно соглашаясь с принятой обществом или авторитетами нормами, законами и правилами, под которыми возникает некий давления

Соломон Аш, американский психолог с польскими корнями, посвятил свои исследования поведению людей и их склонности изменять свое мнение, чтобы соответствовать мнению большинства.

В новом исследовании, представленном исследователем, была предложена интересная гипотеза о том, что люди, сталкивающиеся с однозначно неверными утверждениями со стороны группы, смогут сохранить свою независимость и не поддадутся конформности. К сожалению, подробный эксперимент, описанный в статье Asch's Conformity Experiment, привел к противоположному результату.

Аш сформировал команду студентов мужского пола и разбил их на группы по 8 участников каждая. Для студентов этот эксперимент был представлен как процедура проверки зрения.

В соответствии с условиями, всем участникам группы показывали две карточки: на первой изображался основной сегмент Х, а на второй – три отрезка разной протяженности (А, В и С).

Аш предъявил испытуемым целых 18 пар карточек, на которых изображены линии. После каждой демонстрации исследователь задавал студентам один и тот же вопрос: "Какой из отрезков на второй карточке соответствует по длине отрезку на первой?"

В соответствии с условиями опыта, одна линия имела такую же длину, как основной отрезок, что легко заметно обычному наблюдателю. Ожидалось, что результаты этого теста будут ясными и предсказуемыми.

Однако был один нюанс: 7 из 8 испытуемых в каждой группе оказались тайно договорившимися участниками. Им была поставлена задача намеренно дать неверные ответы в 12 случаях из 18 возможных (6 раз выбрать более длинную линию и 6 раз – более короткую). Единственный истинный член группы, разумеется, ничего не подозревал и всегда отвечал на вопросы предпоследним.

Цель психолога была в проверке способности испытуемого устоять перед влиянием мнения большинства и сохранить собственную точку зрения, давая при этом верное решение.

Проведенный эксперимент принес разочаровывающие результаты: примерно треть студентов (32%) оказались под влиянием групповой динамики и согласились с явно неправильным ответом, присоединившись к фиктивным участникам.

В ходе 12 испытаний примерно 75% участников хотя бы единожды совместно с зачинщиками эксперимента давали неверные ответы, в то время как лишь 25% всегда отказывались соглашаться с мнением большинства.

На основании проведенных контрольных тестов было установлено, что при индивидуальном прохождении данного теста испытуемые в 99% случаев дали верные ответы. Таким образом, результаты еще раз подтверждают теорию о склонности людей к конформности.

Результаты эксперимента

После проведения эксперимента, ученый Соломон Аш совместно со своей командой решили проанализировать ответы испытуемых и выяснить, почему настолько много ошибок было совершено. Их исследования показали, что люди, чье мнение не соответствовало мнению остальных участников группы, начинали испытывать чувство неуверенности, сомневаться в правильности своих ответов и страх перед возможным осуждением.

Участники исследования оказались несклонными к открытому противостоянию с остальными, поэтому они предпочитали присоединяться к мнению большинства, даже если не полностью уверены в его правильности.

Практически все участники исследования столкнулись с внутренним эмоциональным противоречием, ощущая себя в затруднении и неспособными определить, какая сторона на самом деле правильная. У них возник выбор между доверием собственным взглядам и противостоянием группе или же посомневаться в собственной точности зрения и присоединиться к мнению большинства. Феномен, описанный здесь, был назван "конфликтом конформности".

Существует условное деление всех испытуемых на две категории: «независимые» и «покорные». Внутри группы, которая не подверглась воздействию группового давления, можно выделить несколько различных типов:

Участники, непоколебимо придерживающиеся своей позиции и полны уверенности в правильности своих убеждений;

Люди, которые чувствовали эмоциональное неудовольствие от расхождения мнений, однако не переставали проявлять яркие усилия для сохранения своей индивидуальности.

В числе участников были те, кто откровенно выражал свои сомнения и колебания, однако в конечном итоге готово предоставлял правильные ответы.

В числе испытуемых, примкнувших к мнению фиктивных участников группы, можно выделять несколько разновидностей:

те, кто утверждал, что воспринимают сегменты точно так же, как все остальные;

Участники, которые заметили правильный ответ, но при этом ошибочно сомневались в своем восприятии;

Имеются люди, которые обладали знанием верного ответа, но приняли решение следовать мнению группы, чтобы избежать лишнего внимания, приспосабливаясь.

Соломон Аш делает вывод, что люди проявляют конформность по двум главным мотивам: стремление соответствовать группе и убеждение в том, что группа обладает более точной информацией.

Студенты, участвующие в эксперименте, испытывали нерешительность в выражении своего мнения или в задавании вопросов, касающихся причин выбора данного отрезка. Подобные опасения часто связаны со слаборазвитыми коммуникативными навыками. Вместе с тем, умение задавать точные и проницательные вопросы, а также ясно формулировать свои собственные ответы, является неотъемлемой частью успешной жизни современного человека.

Воспользуйтесь онлайн-программой «Лучшие техники коммуникации», чтобы улучшить вашу способность общаться с любым человеком. Эта уникальная программа не только научит вас вести разговоры на различные темы, но и поможет решать конфликты и добиваться успеха в переговорах. Она развивает вашу критическое мышление и умение отстаивать свою точку зрения, что значительно снижает риск попасть в ловушку подчинения.

Соломон Аш обнаружил, что существует прямая связь между количеством конфедератов, имеющих противоположную точку зрения, и процентом ошибочных ответов у испытуемых. Если в эксперименте участнику противостоит всего один человек, вероятность поддаться конформизму значительно ниже, чем если противостоять целой группе несогласных.

Замечательным является и тот интригующий факт, что отклонение от общего мнения среди участников эксперимента также влияло на их приверженность следованию. Когда один из конфедератов занял позицию испытуемого и совместно с ним предоставлял правильные ответы, процент ошибочных ответов снижался.

Разумеется, нельзя сделать определенные выводы о склонности каждого человека к конформизму только на основании одного эксперимента. Именно поэтому Соломон Аш и его команда решили продолжить исследование.

Продолжение исследований в поддержку теории Соломона Аша

Для дальнейшего исследования этой темы психолог провел аналогичный эксперимент, где участников просили записывать свои ответы на бумаге, в то время как другие испытуемые продолжали отвечать устно. По результатам теста было выявлено, что в данном случае конформность испытуемых снизилась на 12,5% по сравнению с первоначальным экспериментом.

Для окончательного подтверждения своей гипотезы, Соломон Аш решил провести еще один эксперимент, в котором варьировалось количество компартийных участников. На этот раз в группе из 17 человек всего 1 человек был помощником психолога.

Способ проведения эксперимента был оставлен неизменным; однако, поведение участников группы претерпело изменения. Реальные участники проявляли уверенность в своей правоте и не стремились серьезно принимать во внимание мнение заговорщика, рассматривая его с подозрением и насмешливостью.

Проведя исследование, Соломон Аш стал инициатором целой серии новых тестирований среди приверженцев психолога, которые стремились подтвердить его учение о влиянии конформизма на людей.

В одном масштабном эксперименте, организованном японскими учеными Кадзуо Мори и Михо Араи, более сотни мужчин и женщин взяли участие. Интересное исследование, названное "No need to fake it: Reproduction of the Asch experiment without confederates", подробно описывает результаты этого эксперимента.

Участники были разбиты на группы состоящие из 4 человек. Задача перед каждой группой была идентична той, которую исследовал Соломон Аш: определить отрезки равной длины. Но вместо того, чтобы использовать обычных подсадных участников, были предоставлены специальные очки с поляризационными фильтрами, которые позволяли видеть одно и то же изображение по-разному.

Троим участникам коллектива были предоставлены очки с одним и тем же фильтром, влияющим на восприятие окружающего мира. В результате, в группах снова возникла ситуация, когда большинство членов давало неправильные ответы. Важно отметить, что в отличие от предыдущего эксперимента, на этот раз даже испытуемые с нормальными линзами в очках были убеждены в своей точности.

Проведенное исследование привнесло важные открытия: участницы женского пола проявили конформность, аналогичную участникам эксперимента Соломона Аша, в то время как мужчины остались верны своим убеждениям, не поддавшись мнению большинства. Эти результаты оказались весьма интересными и удивительными, выделяя определенные гендерные различия в психологии конформности.

Мори и Араи объяснили этот факт двумя причинами:

Воспитание японских детей отличается своими особенностями, особенно касается мальчиков, которым с самого детства прививают независимость и навыки отстаивания собственной позиции.

Взаимоотношения между участниками были дружелюбными и взаимовыгодными, что могло существенно повлиять на их личное мнение.

По мнению ученых, проведение такого эксперимента является наиболее реалистичным, поскольку наиболее значимые решения, как правило, принимаются под влиянием близких и хорошо знакомых нам личностей.

Эксперименты, опровергающие теорию Соломона Аша

Труды Соломона Аша, всемирно известного теоретика, не только завоевали широкую аудиторию поклонников, но и вызвали волну дискуссий среди критиков, обнаруживших несколько внутренних противоречий в его теоретическом подходе.

Одним из основных аргументов, которыми они оперировали, было использование запланированных испытуемых. По мнению оппонентов Аша, даже хорошо подготовленные актёры могли вызывать скептицизм у настоящих участников эксперимента относительно его истинной цели. В свою очередь, это могло повлиять на достоверность исследования.

Согласно многим исследователям, выборка испытуемых являлась неполной в данном случае. Все участники, на самом деле, представляли собой студентов мужского пола, принадлежавших к одной возрастной группе. В результате, такое ограничение не позволяет исследованию представить полную и объективную картину.

Многие эксперты высказывали мнение, что открытие Аша о высоком проценте конформных ответов является значимым отражением американской культуры 1950-х годов. Это исследование предоставляет нам глубокое понимание исторического и культурного климата США в то время, раскрывая значение и влияние конформности на общественное сознание.

В пятидесятых годах прошлого столетия Америка отличалась высокой степенью консерватизма и пренебрежением по отношению к инакомыслящим. Соответствие американским ценностям являлось естественным и ожидаемым образом поведения для жителей тех времен.

Одно из интересных исследований, проведенных американскими учеными Стивеном Перрином и Кристофером Спенсером, было посвящено работе Аша и оказалось настоящим открытием его эпохи. В заметке, названной Solomon Asch – Conformity Experiment, авторы раскрывают подробности эксперимента, проведенного ими в 1980 году.

Похожий на эксперимент Соломона Аша, их собственное исследование проводилось с небольшим отличием: на этот раз испытуемыми стали студенты-инженеры, математики и химики. Путем проведения теста было установлено, что всего лишь в одном случае из 396 испытуемый присоединился к ошибочному мнению большинства.

Перрин и Спенсер интерпретировали это в связи с изменениями, произошедшими в области культуры и политики. Эра самовыражения заменила ценности послушания и подчинения, и это не могло не сказаться на уровне конформности среди людей.

Было проведено множество подобных экспериментов, но ученые, занимающиеся этой проблематикой, до сих пор не достигли единого согласия относительно факторов, оказывающих определенное влияние на изменение мнения людей в пользу массового мнения.

Различным образом, осознание силы конформизма помогает нам с толком воспринимать привходящую информацию и уклоняться от ошибок, возникающих под влиянием чужих точек зрения на мир.

Заключение

Столкнуться с конформизмом может каждое поколение. Несмотря на множество критических комментариев о своей позиции, Соломон Аш и его сторонники успешно продемонстрировали, что люди имеют склонность изменять свое мнение в пользу многих факторов.

Эти эксперименты иллюстрируют, насколько важно развивать в себе критическое мышление - способность делать правильные выводы и готовность отстаивать их перед обществом. Разумно собирать и анализировать информацию, аргументировать, сопоставлять различные факты и делать на их основе логические заключения, не поддаваясь влиянию большинства, - все это станет полезным навыком для любого человека. Поддерживаете нашу точку зрения?

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказывать истории: роль в формировании группового мышления
  • Укрепление групповой динамики: как приводит к ошибкам
  • Мощь влияния большинства: путь к появлению ошибочных убеждений
  • Феномен групповой поляризации: почему мы становимся еще увереннее в своих взглядах
  • Нестандартное мышление: научные факты и исследования
  • Уроки Аша: что общество может узнать из социальных экспериментов
  • Неосознанное обучение: что учимся, не осознавая
  • Необычный эксперимент с зефиром: что он разоблачает о нашем поведении
  • Силы конформизма: как наши решения и мнения зависят от окружающих
  • Этапы формирования команды: принципы по Такману
  • Эксперимент Марины Абрамович: расширение границ возможного в искусстве