Блог
Известные личности

Эксперимент Марины Абрамович: непознанные границы возможного…

Марина Абрамович – это искусительница выносливости, покорительница сцены и авторитет в мире современного искусства. Родившаяся в Югославии после Второй мировой войны, она уже более полувека смело вызывает сомнения в установленных нормах и переписывает правила игры. Благодаря ей, границы возможного расширяются, а новые горизонты идентичности открываются. Марина Абрамович – настоящая легенда истории искусства.

Если эти понятия еще недостаточно ясны вам или вы стремитесь получить более подробную информацию, приглашаем вас на нашу программу "Самопознание". Вместе с тем, мы хотели бы рассказать вам больше о захватывающих экспериментах, проведенных Мариной Абрамович. В своей карьере она провела множество экспериментов, которые подвигали границы нормы и вызывали неодобрение, однако один из них привлек наибольшее внимание всего мирового сообщества. Речь идет об известном эксперименте "Ритм 0", организованном в 1974 году в одном из Неаполитанских выставочных центров.

Эксперимент «Ритм 0»: можно все!

Очень просто и одновременно ужасающе звучит предложенный эксперимент. В рамках него участникам предоставляется возможность выбрать из 72 предметов и использовать их против тестового человека в любом своем усмотрении. Они будут иметь на это 6 часов времени. Среди этих предметов можно найти и безвредные вещи, такие как цветы, торт, вино и ложка. А также те, которые представляют потенциальную опасность, например ножи, гвозди, скальпели и многое другое. Некоторые источники даже упоминают о наличии заряженного пистолета. Набор предметов был разделен на следующие категории:

  • Дарящие наслаждение.
  • Приносящие боль.
  • Смертельно опасные.

Сама Марина Абрамович решила стать опытной крысой, предварительно ознакомив участников эксперимента с инструкцией: "На столе расположено 72 предмета, которые вы можете использовать по вашему усмотрению. Я - обьект. За время эксперимента я несу полную ответственность". Длительность эксперимента была ограничена с 20:00 до 2:00. Интересный момент: до 28 лет мама Марины Абрамович запрещала ей выходить из дома после 22 часов, а уже взрослая и замужем Марина обязана была находиться дома к 22:00. Именно в 1974 году Марине исполнилось 28 лет...

Давайте возвращаться к эксперименту, который был задуман с целью исследовать, как изменяется поведение людей в условиях абсолютной свободы. Участники проекта были поражены тем, насколько далеко могут зайти люди в подобных условиях. Примечательно, что не все, но многие из них. Эксперимент начался совершенно безобидно: участники предлагали Марине цветы, дарили ей торт и подносили бокалы с вином.

Затем последовали решительные действия: вначале поцелуи, затем ласки, становящиеся все более интимными, и наконец участники применили колюще-режущие предметы. Одежда превратилась в клочья, и ближе к концу эксперимента появились глубокие порезы на теле объекта, включая лицо и шею. Важно отметить, что не все участники принимали участие в таких издевательствах. Наоборот, некоторые из них стояли на стороне Марины. Например, когда один из участников приставил пистолет к ее виску и нажал на курок, другой участник попытался предотвратить это, так как была информация о том, что пистолет заряжен.

Интересным было наблюдать реакцию участников эксперимента по его завершении. Они спешили покинуть помещение, избегая любого контакта с человеком, которого только минуту назад подвергали различным испытаниям. И, конечно же, они не хотели нести никакую ответственность за результаты исследования. В некотором смысле это было обоснованно, ведь если Марина Абрамович сама приняла на себя эту ответственность,то она имеет право сама решать, что ей позволено делать с собой, а что нет. Кроме того, принцип "Не искушай" из библейской заповеди всё еще актуален.

этот опыт показал ей насколько сильно она была готова идти на грани физических и эмоциональных ощущений. Бесспорно, бескомпромиссность и целеустремленность Марины Абрамович впечатляют и вдохновляют, ведь немногие готовы так рисковать своими здоровьем и претерпевать экстремальные испытания ради искусства. Ее страсть и преданность искусству произвели огромный эффект, изменив ее саму и окружающих. Нет сомнений в том, что Марина Абрамович – одно из ярких и прогрессивных явлений современного искусства, способное заставить задуматься и поразить своей смелостью.

Поразительно, насколько быстро человек может вернуться к своим первобытным инстинктам, если ему это позволить. Взгляд экспертов определенно подтвердил, что оставляя решение на откуп общественности, человек рискует своей жизнью.

Необходимо объективно заметить, что Марина Абрамович повторно подвергала себя пыткам в рамках ее собственно придуманных перформансов. Зачастую сценарий заранее прорабатывался, и пытки были предсказуемыми. Эти эксперименты проводились с целью исследования границ человеческих возможностей и поиска ресурсов, способных позволить человеку совершить то, что считалось невозможным.

В ходе перформанса «Смерть себя» Марина, в сотрудничестве со своим экспериментальным партнером, использовала специальное устройство для соединения своих верхних дыхательных путей. Это позволило воздуху, выдыхаемому Мариной, попадать непосредственно в легкие ее партнера. Как и ожидалось, оба участника эксперимента вскоре потеряли сознание из-за избыточного содержания углекислого газа в организме. Целью исследования было определить, насколько долго человек может дышать в таком режиме. В результате эксперимента «Смерть себя» удалось зафиксировать время, равное 17 минутам, которое прошло с момента начала эксперимента до потери сознания участниками.

Впечатляющим и смелым произведением считается "Балканское барокко" - перформанс, за который Марина Абрамович была удостоена престижной награды "Золотой лев" Венецианского биеннале в 1997 году. В тесном и незадушливом подвале Марина проводила по 7 часов в день, размывая кровь со своих костей. Данное художественное представление посвящено памяти жертв Югославской войны. Однако, стоит вернуться к эксперименту "Ритм 0" и более подробно рассмотреть его результаты.

Итоги эксперимента «Ритм 0»: легко и страшно…

Обсуждение результатов эксперимента "Ритм 0" и впечатлений Марины Абрамович продолжается, ведь она желает поделиться своими мыслями с заинтересованными людьми. Теперь настало время упорядочить все выводы и основные идеи.

Основные выводы эксперимента «Ритм 0»:

Так легко люди лишаются возможности увидеть личность даже в тех, кто не борется и не старается защитить себя.

* В мире, где правила и наказание отсутствуют, люди без скрупулезности и беззастенчиво обращаются с другими, подвергая их издевательствам.

В мире, где право и порядок отсутствуют, многие обычные люди могут обнаружить в себе необъяснимую жестокость.

Следует ли считать эти выводы полной неожиданностью? Вряд ли, ведь тема человеческой жестокости, безнаказанности и вседозволенности, психологии толпы, виктимизации поведения и ситуаций, когда жертва провоцирует преступника, была детально исследована множеством психологов. Известный классик социальной психологии Курт Левин подробно раскрыл сущность и сценарий такого развития событий в соответствующих контекстах.

Детальное освещение архивных материалов и документов, рассказывающих о бесчеловечных экспериментах и преступлениях фашистского режима в концлагерях, позволяет ответить на важный вопрос об уровне жестокости, к которому способны люди, осознавая, что им за это несносимые последствия не грозят. К концу 20-го столетия нацистские преступления были полностью документированы и переданы на всеобщее обозрение, представляя достаточно доказательств суровой реальности.

В фашистских лагерях, где надзиратели и научные исследователи действовали, они также уверяли себя, что им ничего не грозит. Необходимо подчеркнуть, что среди этих людей были образованные профессионалы - высокообразованные военные офицеры, врачи и ученые. Длительный период этой жестокой экспериментальной практики, известный как "фашизм", предоставил множество материалов, на основе которых можно сделать значимые выводы.

Почему Марина Абрамович решила провести такой необычный эксперимент и согласилась на все связанные с ним риски? Почему она не прервала его, когда дело пошло не в том направлении, которое она ожидала? Мы уже привели ее собственные объяснения ранее, однако у ее коллег, которые изучали этот эксперимент, есть свои собственные версии.

Она сосредоточилась исключительно на целях эксперимента, оставаясь настойчивой в своем решении довести его до конца.

Она сделала ставку на свою известность и личную популярность, что сподвигло ее на проведение интересного эксперимента.

* Она желала преподать урок участникам эксперимента.

Ее стремление к необычному взгляду на жизнь привело ее к убеждению, что испытания и трудности способствуют персональному росту и творческому развитию.

Она была в состоянии шока и неспособна была принять какие-либо меры.

Марина Абрамович точно поставила точку в заседании послания, проведя эксперимент в строгом соответствии с заданными сроками и сценарием даже в самые поздние часы, когда все чувствовали усталость. В то же время, столкнувшись с многочисленными оппонентами, исследователь доказала не только свою преданность наукой, но и способность принимать решения осознанно и последовательно, начиная от инициальных этапов и до завершающих моментов.

Не стоит пренебрегать тем, что Марина Абрамович имела желание преподать урок участникам эксперимента. Она всегда стремилась к взаимодействию со своим зрителем. В 2010 году, в Нью-Йорке, она организовала уникальный перформанс под названием "В присутствии художника", где она пыталась установить зрительный контакт с каждым посетителем. Весь этот процесс продолжался впечатляющие 736 часов 30 минут, с перерывами, и удалось войти в контакт с полутора тысячами людей.

Анализ экспериментальных материалов был проведен и экспертами-специалистами, которые пришли к определенным выводам. Один из практически значимых выводов звучит следующим образом: «Чем больше мы допускаем нарушения наших личных границ, полагаясь на добрую волю и понимание со стороны другого человека, тем сложнее будет остановить процесс нарушения и затем исцеление ран. Часто люди совершают поступки по отношению к другим, которые не вызывают сопротивления, но незамедлительно прекращают их, как только появляются первые признаки сопротивления».

«Ритм 0»: продолжение следует

В 2009 году, спустя 35 лет, художница Марина Абрамович вернулась к своему знаменитому перформансу. В Музее современного искусства в Нью-Йорке был частично воссоздан сценарий, однако было внесено некоторые изменения. В отличие от оригинальной версии, все 72 предмета были надежно закреплены к столу и запрещалось их использование. На стене проецировались слайды, запечатлевшие ход эксперимента в 1974 году в Неаполе. В ходе мероприятия Марина Абрамович поделилась своими впечатлениями и рассказала о самом перформансе, повторив свой вывод, сделанный 35 лет назад: «Если вы оставите решение за общественностью, вы можете быть убиты».

Наверняка многим из нас сразу становится понятно, что выступления Марины Абрамович вызывают разнородные реакции. Однако стоит отметить, что на протяжении своей жизни Марина Абрамович уже не раз сталкивалась с обвинениями в нестандартности. Особенно за последние несколько лет ее имя оказывалось в центре шумных скандалов.

В 2020 году рекламное видео гарнитуры HoloLens 2, в котором Марина Абрамович приняла участие, столкнулось с негативной реакцией и набрало около 24 тысяч дизлайков. В ответ на обеспокоенность некоторых пользователей, Microsoft приняла решение удалить ролик. Критики обвиняли Абрамович в проведении сатанистских обрядов и считали, что компания, как Microsoft, не должна сотрудничать с подобными личностями в своих маркетинговых компаниях.

В 2019 году верующие поляки выразили протест против организации выставки творчества Марины Абрамович в Центре современного искусства «Знаки времени» в Торуни в период Великого поста. Они сочли происходящее "сатанинским вернисажем" и потребовали от властей защиты от негативного влияния сомнительного искусства, по их мнению.

Представляем вам Марину Абрамович - талантливую художницу с уникальным видением мира. Каждый из нас может иметь свое собственное мнение о ней и ее работах, но важно понять, что в цивилизованном обществе мы должны уважать свободу творчества и право на самовыражение. Кстати, приглашение на нашу захватывающую программу "Самопознание" все еще актуально!

Удачи!

Советуем также прочитать:

  • Магия рассказов: Влияние музыки на психику человека
  • 7 полезных психологических эффектов, которые достигаются благодаря музыке
  • Причуды информации: Исследование о влиянии дезинформации
  • От здоровья к безумию: Шокирующие выводы из Эксперимента Розенхана
  • Тайная сила обучения: Открытие латентного обучения в психологии
  • Скрытое обучение: Тайная техника усвоения знаний
  • Разрушение мнений: Результаты провокационного Эксперимента Аша
  • Важные уроки от Эксперимента Аша, которые будут полезны обществу
  • Незабываемый эксперимент с зефирками
  • Познавательные уроки, полученные из психологических экспериментов
  • 36 вопросов, которые помогут вспыхнуть страстью (снова)