Блог
Известные личности

Макс Вебер: основные идеи и воззрения

В чем заключается тайна богатства, которая открывается лишь для некоторых, в то время как другие все свое существование проводят в среднем или невысоком достатке? Что заставляет некоторых людей брать на себя риски, в то время как другие предпочитают спокойную жизнь? И насколько важны деньги сами по себе, или они всего лишь инструмент для достижения гармонии с самим собой и окружающим миром?

Это не просто еще одна модная программа тренинга для бизнеса или личностного роста. Вопросы, на которые здесь искал ответы Макс Вебер, немецкий философ, историк, правовед, экономист и социолог (1864-1920), простираются далеко за рамки обычных трендов и практик. Необходимо понять, что именно тогдашняя эпоха привнесла в его исследования и какие возможности и средства использовались при отыскании этих ответов.

Сейчас существует огромное количество возможностей, о чем вы сможете убедиться, если примете участие в нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления». Перед тем, как начнем, давайте погрузимся в биографию Макса Вебера и сделаем небольшую экскурсию в историю Германии того времени.

Из биографии Макса Вебера

Макс Вебер родился в 1864 году в Эрфурте (Пруссия), как старший из семи детей. Его семья была достаточно состоятельной, отец госслужащий Макс Вебер-старший, а мать – Элена Вебер, имевшая французские корни. Интересно отметить, что материнская «французская родословная» напрямую связана с гугенотами – французскими протестантами-кальвинистами.

Еще со своего детства Вебер-младший проявлял увлечение чтением и стремился проникнуть в глубину прочитанного. Примером его преданности знаниям служат подарки, которые он сделал своим родителям на Рождество в возрасте всего 13 лет. Необычно для подростка, он написал два эссе, одно посвященное истории Германии, а другое - истории Римской империи. Эти подарки являлись интеллектуальными полотнами, полными глубоких знаний и тщательно отобранных фактов.

В своей молодости он успешно окончил юридический факультет, успешно сдал адвокатский экзамен и успешно защитил две диссертации, одну за другой. После этого Макс Вебер стал преподавать в престижном Берлинском университете. Однако, несмотря на свои достижения в науке, большую часть своей жизни он посвятил научным исследованиям, с периодическими перерывами на службу в армии во время Первой мировой войны. Интересно, что добровольно он решил отправиться в армию, несмотря на то, что ему уже было 50 лет.

Кроме Первой мировой войны, которая покрыла весь европейский континент, в истории Германии 19-го и начала 20-го века произошло несколько значимых событий. Отдельное внимание следует уделить процессу объединения Германии, завершившемуся победой Пруссии во франко-прусской войне 1870-71 годов.

Объединение Германии оказало огромное влияние на экономический прогресс страны, стимулируя рост промышленного производства. К 1913 году объемы производства увеличились в шесть раз, а Германия заняла второе место в мире в этой области, обогнав многие другие страны и уступая лишь США.

Различные аспекты развития капитализма привлекли внимание ученых, и Макс Вебер не стал исключением. Он исследовал капитализм в рамках своих широких научных интересов. В своих работах Макс Вебер подчеркивал важность протестантской этики и ее влияния на развитие так называемого «духа капитализма» в индустриальных регионах. Эта тема стала одной из главных в его научной карьере.

Макс Вебер: протестантская этика и дух капитализма

Макс Вебер в своей научной работе "Протестантская этика и дух капитализма" представляет убедительные аргументы в пользу того, что основные религиозно-этические принципы протестантизма сыграли важную роль в возникновении капитализма, таким, каким его видели его современники [М. Вебер, 2002]. Книга была впервые опубликована на немецком языке в 1905 году и за более чем столетие переведена на многие языки мира, а также переиздана множество раз.
Макс Вебер утверждал, что протестантская этика и дух предпринимательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти выводы он сделал, проводя статистические исследования экономического положения католиков и протестантов в Бадене. Само исследование было выполнено Мартином Оффенбахером и обобщено в работе "Конфессия и социальное расслоение. Исследование экономического положения католиков и протестантов в Бадене", которая была включена в сборник экономических трактатов университетов Бадена [М. Offenbacher, 1901].

Собранные статистические данные явно показывают, что промышленники, предприниматели и квалифицированные рабочие, которые относят себя к протестантской вере, составляют значительно большую долю в общем числе населения региона. Макс Вебер проводит аналогию на историческую ситуацию в целом, основываясь на этих данных.

Следует отметить, что впоследствии такая зависимость от региональных статистических данных стала предметом критики, касающейся взглядов Вебера, и вызвала сомнения относительно правомерности распространения статистики по региону на всю страну и даже на исторический период. Кроме того, стоит отметить, что в далеко не всех европейских странах протестанты преобладали над католиками в среде коммерсантов и промышленников, даже с учетом процентного соотношения по сравнению с общим населением.

Однако, можно найти весомые аргументы, подтверждающие выводы, сделанные Вебером в начале 20-го века. Вкратце, протестантизм наиболее благосклонно относится к финансовой самостоятельности и накопительству, стремится к повышению материального благосостояния и не осуждает ростовщичество и кредитование, что может быть осуждено другими религиозными направлениями. Может быть лишним отметить, что кредиты и заемы с процентами являются жизненно важной системой для бизнеса. Без них невозможно было бы развитие бизнеса в 21-ом столетии и зарождение капитализма в 19-ом столетии.

Более того, Макс Вебер отмечал, что протестантская вера весьма благоприятствует аскетизму и умеренному образу жизни, освобождающему от затрат на алкоголь, предметы роскоши и другие излишества, что с достоинством принимается и православной и католической церковью. В этом аспекте набожный протестант имеет больше возможностей собрать достаток, нежели такой же искренний католик или православный верующий. Такое понимание протестантской этики, выдвинутое Максом Вебером, было поддержано многими его современниками, чем свидетельствует научная работа Германа Шелла "Католицизм как принцип прогресса" [Н. Шелл, 1897].

В своем труде Вебер неоднократно обращается к идеям Бенджамина Франклина, известного американского политического деятеля, чей портрет вы увидите на 100-долларовой купюре. Особенно заметными являются его отсылки к известному высказыванию Франклина о том, что "время - деньги", которое он подробно развивает и подчеркивает. Кроме того, Вебер обращает внимание на то, что протестантизм, вероятно, является единственной религией, где накопление денег имеет особую ценность и прямую связь с нравственностью, скромностью, сдержанностью и усердием.

Макс Вебер отмечает, что необходимо учитывать значение каждого малозначительного действия, так как они оказывают влияние на решение ваших кредиторов. Звук вашего молотка, который раздается в пять часов утра и в восемь часов вечера, обеспечивает кредиторам спокойствие на полгода. Однако, если они увидят вас за игрой в бильярд или услышат ваш голос в трактире в период, когда вы должны быть на работе, они уже на следующее утро напомнят о необходимости платежа и потребуют их деньги в момент, когда у вас их не окажется [М. Вебер, 2002].

Согласно Максу Веберу, протестантизм воплощает в себе веру и принципы этики, которые являются ключевыми элементами духа капитализма. Эта божественная религиозность оказывает способность людей зарабатывать деньги и достигать финансового процветания.

Согласно Веберу, религиозные убеждения являются ответом на вопросы, поставленные в начале статьи - почему одни люди становятся богатыми и почему одни готовы рисковать, а другие нет. Вебер считал, что основным детерминантом поведения человека являются его внутренние взгляды, а не внешние обстоятельства. Именно эти взгляды являются наиболее интересными для науки.

Своими взглядами на гуманитарные науки, включая социологию, Макс Вебер важно подчеркнул необходимость исследования целей и смысла социальных процессов. Его вклад в развитие социологии является заслуживающим отдельного рассмотрения.

«Понимающая социология» Макса Вебера

Макс Вебер придерживался взгляда, что главная задача социологии заключается в понимании корней общественных явлений, а не просто их поверхностном описании. Это являлось ключевым отличием его научной позиции от подхода, предложенного Огюстом Контом, основоположником социологии.

Один из выдающихся мыслителей XIX века, Огюст Конт, предлагал новый подход в социологии, основанный на позитивизме. Согласно его теории, важно отказаться от теоретических обобщений и сосредоточиться на экспериментальной составляющей. Он предлагал перенести методы естественных наук в гуманитарную сферу, включая социологию. Данная концепция была изложена в его книге "Discours sur l’esprit positif", которая в переводе на русский язык была названа "Дух позитивной философии" и до сих пор является известной источником для любителей философии [О. Конт, 1910].

Позднее он дальше развил свои идеи в своем следующем произведении, Discours sur l’ensemble du positivisme, под названием "Общий обзор позитивизма" [О. Конт, 2012], которое также было переведено на русский язык. Огюст Конт сам придерживался всех утвержденных им принципов и никогда не углублялся в анализ причин наблюдаемых в обществе явлений.

Макс Вебер воспринимал науку совсем иначе: он видел ее отличной от естественно-научной сферы и считал, что социология не должна пытаться копировать ее методы исследования, а должна сконцентрироваться на понимании и интерпретации социальных действий. В отличие от создания жесткого свода правил для социологических исследований, Вебер уделял особое внимание самому человеку и культуре в целом.

Михаил Вебер отметил в своей лекции "Наука как призвание и профессия", что современная молодежь склонна рассматривать науку как чисто математическую задачу, решаемую учеными в лабораториях без необходимости вкладывать эмоциональные усилия, как на фабрике. В то же время, как отмечает Вебер, те, кто так рассуждают, обычно не обладают знаниями о процессах, происходящих и на фабрике, и в лаборатории [М. Вебер, 1990].

Стоит отметить, что именно Макс Вебер первым представил понятие "социальное действие" в научном сообществе. Все, по Веберу, социальные действия могут быть поняты как не вмешательство или принятие, которое, с точки зрения человека, связано с действиями окружающих или ориентировано на эти действия. Раздуто, однако если говорить кратко, социальное бездействие является действием и имеет такое же значение, как и активное физическое действие.

Социальное действие отличается от простого бездействия тем, что оно осознанно и направлено на получение реакции от окружающих. В сборнике избранных работ Макса Вебера, в разделе "Основные социологические понятия" [М. Вебер, 1990], объясняется, что именно такое определение социального действия можно найти. Вебер выделяет четыре основных типа социальных действий.

Типы социальных действий по Веберу:

Целерациональный подход предполагает, что человек осознает свою цель и стремится выбрать оптимальный путь для ее достижения, используя все доступные ресурсы - людей, предметы, возможности. Такой подход наиболее часто используется в сфере коммерции, торговли, промышленности и других смежных отраслях.

* В ценностно-рациональном подходе, субъект придает высшую ценность духовным и нравственным ценностям, и следует им даже если это противоречит достижению других целей. В качестве примера, капитан, оставаясь последним на тонущем корабле, демонстрирует такой подход.

Традиционный образ деятельности предполагает, что человек выполняет определенные действия по обычаю либо из-за привычки. Иными словами, он просто следует социальной активности, которая уже была представлена в его окружении или ранее практиковалась в его семье.

* Аффективные– когда субъект действует исключительно под влиянием эмоций.

Из этой классификации социальных действий формируется комплекс социальных взаимоотношений. Социальные отношения охватывают все аспекты жизни общества. Они включают в себя различные эмоции – любовь и ненависть, конкуренцию и сотрудничество, дружбу и вражду, а также разнообразные коммерческие сделки. Те социальные отношения, которые индивид считает необходимыми, приобретают статус законных норм в социуме. Все типы законного социального порядка соответствуют различным видам социальных действий, обеспечивая их адекватность.

4 типа законного социального порядка:

  • Легальный.
  • Ценностно-рациональный.
  • Традиционный.
  • Аффективный.

Рассматривая представленное выше, легко понять, почему социологию Макса Вебера называют "понимающей". Она сосредотачивается на поиске осмысления и целей социальных действий. Однако стоит отметить, что подход понимающей социологии включает в себя анализ непосредственных участников социальной активности, включая отдельных индивидов.

У теории Вебера придается особое значение концепции "рамки личности" в социологическом понимании, где социальное действие объясняется смыслом, проживаемым субъектом, и требует соотнесения его возможного действия с возможными действиями других. Иными словами, социальные действия совершаются субъектом не по причине внешних факторов, а в соответствии с его собственным толкованием происходящих событий, которое основано на его мировоззрении.

Этот сложный путаница внутренних эмоций и ожиданий реакций окружающих складывается в "смысловую связь поведения". Фактически, исследование смысла поведения, стремление его разгадать и объяснить, является основой социологии в понимании Макса Вебера. Здесь мы приближаемся к анализу взглядов Вебера в политической социологии и социологии власти.

Макс Вебер: социология власти

Важным аспектом, на который стоит обратить внимание, является определение государственной власти, предложенное Максом Вебером. По его теории, государственная власть представляет собой институт, обладающий исключительным правом на использование силы. В своем научном исследовании «Политика как призвание и профессия» Вебер подчеркивает, что насилие является не единственным, но особым инструментом государства, и в настоящей эпохе отношение государства к насилию становится особенно сокровенным. Если в далекие времена и менее цивилизованные периоды истории физическое насилие было нормой, то сегодня право на применение физической силы предоставляется различным структурам или отдельным лицам лишь в той степени, которую государство разрешает [М. Вебер, 2006].
Государство представляет собой единственный источник права на применение насильственных методов. В своей теории Макс Вебер выделял три основных типа политической власти.

Типы политической власти:

  • Харизматический.
  • Традиционный.
  • Рационально-легальный.

По мнению Вебера, харизматическая форма власти является весьма неустойчивой и поэтому часто претерпевает изменения и трансформируется в более четкие форматы. Также традиционная форма власти не является полностью устойчивой и часто уступает место прошлым режимам путем революций. Однако на определенном этапе развития общества всегда возникает рационально-легитимная форма власти, которая предусматривает государственное управление и функционирование службы государственных служащих.

В своем научном исследовании «Хозяйство и общество», Макс Вебер обращает внимание на разнообразные формы управления на государственном уровне [М. Вебер, 2016]. В контексте социологии власти, особый интерес вызывают исследования Вебера относительно бюрократии и чиновнического аппарата как социальных институтов. По мнению Вебера, бюрократизация представляет собой наиболее эффективный и рациональный способ управления большими территориями. Это считается ключевым признаком рационально-легальной формы власти. Однако, для того чтобы произошла бюрократизация и сформировался государственный чиновнический аппарат, требуются определенные условия.

Основные предпосылки возникновения бюрократии:

  • Увеличение подведомственной территории и численности подконтрольного населения.
  • Увеличение сложности управленческих задач.
  • Формирование монетарной экономики.

В идеальном случае, государственное управление должно быть организовано с ясной структурой, где для каждого госслужащего определены четкие компетенции, а работа регламентирована строгими протоколами. Кроме того, чиновники должны проходить специализированную подготовку и обучение, чтобы быть готовыми к своим обязанностям.

Признавая бюрократический аппарат в качестве наиболее эффективного средства организации государственной власти, Вебер одновременно осознавал, что он может представлять определенные риски для сохранения гражданской свободы. В этой связи, для достижения системы контролей и противовесов, нам необходимы политики, обладающие авторитетом, а также влиятельный класс предпринимателей.

В то же время Вебер не заявлял, что политик должен принимать все принципы христианской морали. Он даже считал, что в политике нет места святошам, так как здесь должны преобладать убеждения и ответственность за свои действия [М. Вебер, 2006].

Кстати, он считал подобный подход к науке вполне релевантным и уместным. И все еще ходит легенда о том, что перед своей лекцией "Наука как призвание и профессия" в Мюнхенском университете Вебер спросил аудиторию, есть ли среди них те, кто желает посвятить себя науке для спасения Отчества и улучшения мира. Ученый безжалостно удалил всех, кто поднял руку, сказав, что таким людям не место в науке [postnauka.ru, 2018].

Интересь научного сообщества к теории бюрократии Макса Вебера остается актуальным и в настоящее время. Большое внимание ученых уделяется исследованию вопроса ограничения власти бюрократии с точки зрения Вебера [М. Масловский, 1997], а также анализу влияния его теории бюрократизации на индустриальное общество [Н. Серкина, 2017].

Список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером, далеко не исчерпывает все его значимые достижения. Эти знания и сегодня остаются востребованными и актуальными. Однако, чтобы достичь подобных высот, необходимо иметь глубокие знания и нестандартное мышление. Именно это вы сможете развить нашей программой «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы научитесь новым приемам мышления и сможете активно применить их в практической деятельности.

Мы не можем гарантировать, что наш курс сделает вас выдающимся ученым, оставляющим наследие в истории. Однако, если вы стремитесь, чтобы ваши мысли были интересными и для других людей, а не только для вас, то необходимо научиться формулировать и сохранять их. Существует определенный аргумент, что некоторые великие умы, например, Сократ, не запечатлевали свои идеи, так как это считалось менее эффективным для памяти. Тем не менее, эти гениальные мысли дошли до нас только благодаря записям Платона.

А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:

Желаем вам стать еще более настойчивыми в достижении знаний и поиске истины. Поверьте, ваша нестандартная мысль имеет огромную ценность, и она обязательно должна быть поделена с другими людьми!

Советуем также прочитать:

  • История рассказчества: философская практика в действии
  • Позитивизм и поиск истины: философская перспектива
  • Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда: новый взгляд или иллюзия?
  • Критика позитивизма: основные концепции антипозитивизма вкратце
  • Простыми словами о эмпиризме в философии Нового времени
  • 9 известных исторических фигур, игравших важную роль за кулисами
  • Появление философского позитивизма: истоки и развитие
  • Ломоносов: достижения ученого-универсалиста
  • Тест Люшера: понимание и его значимость
  • Актуальность и современность концепций Выготского
  • Евгеника: основные аспекты в простых словах