Блог
Известные личности

Огюст Конт: позитивный взгляд в будущее

Возможно, латинское слово positivus для вас не звучит так привлекательно, как для нас. Однако, если вы перевели его как "позитивный", то вы уже близки к пониманию его значения. Мы хотим пригласить вас на нашу программу "Когнитивистика", где вы сможете развить навыки мышления и научиться применять их на практике. Но эту статью мы посвящаем не этому.

Определенно, слово positivus имеет значение "положительный", однако не в контексте положительных или позитивных эмоций, а в контексте полезности, точности и достоверности. Таким образом, французский философ Огюст Конт привнес наивысшую степень развития научного знания, используя данное определение. В результате он посвятил всю свою жизнь разработке принципов позитивной философии - науки, которая интегрирует все тогда доступные научные знания и систематизирует их.

Хотя у Огюста Конта были и другие значимые достижения, позитивизм, независимо от выбранной им научной проблематики, всегда оставался основополагающим принципом его взглядов и убеждений. В конечном счете, позитивизм превратился в философское учение, которое полагает только практический опыт единственным достоверным источником знания и отрицает теоретическое значение научных исследований. В следующем разделе более подробно рассмотрим научные взгляды Конта, однако перед этим расскажем о его личности.

Если вам уже немного знакома данная тема, мы хотели бы предложить вам небольшой тест для проверки ваших знаний.

А теперь приступим к статье.

Начало жизненного и научного пути

Август Конт родился в 1798 году в городе Монпелье, расположенном на юге Франции. Он успешно окончил местный лицей, выделяясь особенно в области математики, и принял решение поступить в престижную Политехническую школу в Париже, которая в то время готовила квалифицированных инженеров. Важно отметить, что начало XIX века во Франции было временем непрерывных войн, включая конфликты с Россией, а также период правления, изгнания, возвращения и повторного изгнания Наполеона Бонапарта. Тем не менее, студенты Политехнической школы активно участвовали в различных протестах как общегосударственного, так и местного характера.

Одним из участников таких акций был Огюст Конт, который, кстати, выдвигал ряд требований протестующих не только в качестве рядового члена, но и в роли автора текста. Следствием акции стало закрытие Политехнической школы, отчисление всех студентов, а также увольнение всего преподавательского коллектива. Через год школа возобновила работу, но Огюст Конт не пытался вернуться. Сначала он ненадолго вернулся в Монпелье, а затем уехал в Париж, где зарабатывал на жизнь, предоставляя частные уроки по математике. В своей карьере он периодически менял места работы, так как его неудобный характер не позволял задерживаться надолго, и в конечном итоге работал наибольший срок у философа Сен-Симона.

В ходе этого партнерства также были обнаружены серьезные разногласия. Конт помогал Сен-Симону с работой над его произведением под названием "Катехизис индустриалов" [Н. Сен-Симон, 1818], однако он пришел к выводу, что Сен-Симон уделяет слишком большое внимание религиозно-мистическому аспекту в организации общества. С другой стороны, Сен-Симон считал, что Конт слишком углубляется в научном аспекте устройства жизни, уходя ото всех остальных аспектов. Интересно отметить, что "Катехизис индустриалов" был включен в двухтомное издание работ Сен-Симона, выпущенное на русском языке в 1948 году под редакцией В. Волгина (см. том 2) [А. Сен-Симон, 1948].

Разногласия среди ученых привели к окончанию их сотрудничества и совместной работы, однако это не помешало Огюсту Конту воспользоваться и развить идеи своего учителя. В основе этих идей лежало представление, что все науки являются лишь составляющими некоей общей науки, которую он назвал положительной философией. Осталось только Конту придумать и ввести в научное общество термин "позитивизм", а также систематизировать основные принципы этой концепции таким образом, чтобы они были понятны и удобочитаемы для широкой аудитории. И он успешно справился с этой задачей.

Позитивная философия Огюста Конта

Философия Огюста Конта испытывала потребность в объединении результатов точных и естественных наук, создании единой системы, которая позволила бы связать предметы этих наук между собой. Каждая наука имеет свою область исследования, где она объясняет факты и явления, выявляет закономерности и выводит законы и формулы. Однако, на тот момент философии Конта стало ясно, что настало время для окончательного обобщения всех полученных знаний, и именно эту функцию он придал позитивизму.

Таким образом, философия Огюста Конта не должна иметь отдельного «философского» содержания, а должна строиться исключительно на проверенных и достоверных данных, полученных прочими науками. Как было установлено ранее, термин «позитивный» используется именно в значении «проверенный, точный, достоверный», что и привело к названию позитивной философии.

Конт установил свою собственную иерархию основных наук, основываясь на принципе «от общего к конкретному» и уровне их сложности. Согласно этому рейтингу, науки были расположены в следующем порядке:

  • Математика.
  • Физика.
  • Астрономия.
  • Химия.
  • Биология.
  • Социология.

Отметим, между прочим, что основатель науки социологии - Огюст Конт. Мы более подробно остановимся на этом аспекте его научной деятельности в дальнейшем, а пока вернемся к иерархии наук, которую Конт разработал. В соответствии с этой иерархией Огюстом Контом было издано главное произведение "Cours de philosophie positive" в 6 томах, над которыми он работал 12 лет, с 1830 по 1842 год. [А. Конт, 1830-1842].

Огюст Конт в своей книге "Cours de philosophie positive" обращал особое внимание на каждую из наук, включенных в его общую иерархическую систему. Позднее этот труд был переведен на русский язык с названием "Курс положительной философии". Первый том, названный "Философия математики и механики" был опубликован под авторством О. Конта в 1900 году, второй том, посвященный "Философии физики", увидел свет в 1901 году и так далее.

Интересный факт: при подготовке данного издания Огюст Конт решил отказаться от чтения литературы, связанной с его работой, а также от просмотра газет, журналов и других изданий, чтобы избежать перегрузки мозга информацией. Он называл это подходом "мозговой гигиены". Чтобы компенсировать отсутствие научной литературы, Конт активно изучал мировую литературу, включая произведения итальянских, английских и других европейских авторов. Кроме того, во время работы над "Курсом положительной философии" Конт стал посещать различные культурные мероприятия, концерты и премьеры в театрах. К слову, в это же время Огюст Конт вернулся в Политехническую школу в Париже, но уже в качестве преподавателя.

Одинаково важно отметить, что Конт, несомненно, уделял значительное внимание точным наукам в своей научной деятельности и даже посвящал отдельные издания каждой из них. Например, в своих известных работах, таких как «Элементарный трактат по аналитической геометрии» [A. Comte, 2014] и «Философский трактат о популярной астрономии» [A. Comte, 1985], он рассматривал различные аспекты этих точных наук. Подобным образом, предстает факт, что Конт подтверждал свою уверенность в необходимости основывать философию на точных науках через конкретные факты исследований.

В 1844 году была опубликована новая книга «Discours sur l’esprit positif» Огюста Конта. Это произведение было переведено на русский язык и известно российским читателям как «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910]. В данной работе позитивная философия Огюста Конта обогащена новыми идеями. Один из интересных моментов заключается в выведении Контом трех стадий развития, которые общество неизбежно проходит.

Стадии развития общества по Конту:

Первый (традиционный) – преобладание вероисповедных и мифологических убеждений, раскрытие причинности и сути явлений через влияние сверхъестественных сущностей.

Второй подход (метафизический) заключается в стремлении понять сущность предметов и явлений, используя абстрактные концепции.

Третья (позитивная) - это отказ от вершин объяснить феномены, так как они являются недостижимыми, поскольку невозможно подтвердить или опровергнуть их. Вместо этого, при этом подходе изучаются объективные закономерности явлений, которые выявляются через проведение наблюдений и экспериментов.

В данном фрагменте обнаруживается явная ссылка на агностицизм, то есть на осознание невозможности достичь абсолютного знания в принципе. Однако, отличительной чертой Огюста Конта является его предложение полностью отказаться от теоретических рассуждений в науке и сфокусироваться исключительно на экспериментальной составляющей. В отличие от агностиков, которые не призывали отказываться от исследования причин и сущности явлений, Конт призывает акцентировать внимание на практической стороне научных исследований.

В своей книге "Общий обзор позитивизма", опубликованной в 1848 году и переведенной на русский язык, автор О. Конт аргументировал, каким образом данная концепция может быть реализована на практике. Это произведение также издавалось уже три раза на русском языке, что свидетельствует о его актуальности и популярности.

В своей работе "Discours sur l'ensemble du positivisme" Огюст Конт подробно рассматривает роль позитивной философии в социальном контексте Франции конца 18 - начала 19 века, которая была временем революционных перемен. Автор выдвигает программу построения нового общества на основе принципов позитивизма и поднимает вопросы, связанные с различными аспектами создания установленной им общественной системы. Приведу некоторые принципы из данного произведения:

  • Цель философии заключается в систематизации человеческой жизни.
  • Теологическая система не смогла охватить практическую сторону человеческой жизни.
  • Дух позитивизма имеет своим источником активную жизнь
  • В человеческой природе и позитивном синтезе главную роль играет чувство.
  • Назначение ума состоит в служении социальным чувствам.

Разум является слугой нашего сердца, а не его рабом, в отличие от учений теологии.

  • Основание позитивизма – внешний мир, объясненный наукой.
  • Внешний порядок сдерживает эгоистические инстинкты.
  • Внешний мир видоизменяем в определенных пределах.
  • Не стоит смешивать позитивизм с атеизмом.

Отметим, что философ не погружается в исследование корней революционного движения и других общественных явлений. Он утверждает, что этим должна заниматься социология. Однако, при небольшом взгляде на основные идеи книги ясно, что теология занимает значительное место в социологии Конта.

На увлекательной встрече Философского общества, которая состоялась 7 марта 1898 года в Петербургском университете, виднейший российский историк Владимир Соловьев поделился своими находками исследованиями об отношении Огюста Конта к религии и теологии. Это выступление стало неотъемлемой частью мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения Конта, и поразило слушателей своей глубиной и оригинальностью мысли. Исследования Соловьева, опубликованные в 1988 году, до сих пор вызывают интерес и споры среди ученых.

Абзац, в котором речь идет о том, как текст выступления был включен в сочинение Соловьева посвященное идее человечества у Августа Конта, претерпел изменения и получил следующий рерайт:

Энциклопедический труд Соловьева, охватывающий множество важных тем, включает в себя раздел, посвященный идее человечества у Августа Конта. Необходимо отметить, что полное имя Конта, звучащее на французском языке, известно как Изидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт, однако перевод его имени Auguste предпочтительнее считается Августом. По сходной логике, Соловьев, при упоминании о Жанне д'Арк в истории Франции, использует ее французское имя - Иоанна д'Арк. Однако вернемся к сути выступления и отношению к философии Августа Конта.

В своей диссертации Владимир Соловьев уделил значительное внимание исследованию позитивизма и активно критиковал его идеи в начале своей научной карьеры. Однако, со временем Соловьев изменил свою позицию, став более толерантным к поздним идеям Огюста Конта, и даже признал его заслуги перед христианским сообществом. Он отметил, что Конт заслужил признание благодаря своей прямодушии, простоте и душевной чистоте, с которыми он отстаивал свои взгляды. Таким образом, мы восхищаемся этим великим мыслителем 19 века, чья значимость безусловно проявилась во взглядах Огюста Конта как социолога.

Огюст Конт: социология

Вспомнив о периоде сотрудничества Огюста Конта и Сен-Симона, невозможно не подчеркнуть значимость использования элементов его идей. Например, Сен-Симон в своих работах неоднократно подчеркивал, что для полного понимания человека важно учитывать все разнообразные факторы, которые влияют на него.

На основе этих идей Конт разработал и представил новое название для научной области в соответствии с уже сложившейся традицией. 27 апреля 1839 года из уст Огюста Конта впервые прозвучал термин «социология», который считается официальной датой ее рождения.

Огюст Конт является основателем науки социологии в полном понимании этого термина, что уже было отмечено ранее. В своих работах он предложил модель социального общества, опираясь на третью или позитивную стадию развития, согласно своей классификации. Интересно отметить, что позитивизм всегда служил краеугольным камнем для взглядов и убеждений Огюста Конта, независимо от выбранной им научной проблематики.

Согласно его представлению, новое общество, основанное на позитивных ценностях, представляет собой классовое общество, сформированное из двух групп людей - управленцев и рабочих. Когда Конт говорит об управленцах, он имеет в виду всех тех, кто владеет средствами производства: промышленников, предпринимателей, землевладельцев, а также банкиров, купцов и других лиц, управляющих финансовыми потоками.

Согласно Конту, понятие собственности не только означает права, но и переносит на плечи правящего класса ответственность за обеспечение достойного уровня жизни рабочих, социальной защиты, развития культуры и общества. Интеллектуальное и духовное развитие общества должно быть обеспечено учеными и философами-позитивистами. По мнению Конта, такая организация превратит общество в саморазвивающийся организм, постоянно совершенствующийся и развивающийся.

Один из главных принципов Конта в социологии заключается в том, что в основе общества должны лежать любовь, порядок и стремление к прогрессу. Такая устройка общества исключает необходимость в революциях и других социальных потрясениях. Вместо этого общество превращается в органическое единство, где все его члены объединены общей целью - развитием и процветанием общества в целом, а также каждого члена индивидуально. Независимо от материального статуса, все люди равны и имеют одинаковые возможности для прогресса и достижения целей.

Согласно Конту, общество формируется из различных подсистем, которые играют свою роль в его функционировании. Например, семья является воплощением "настоящего единства", в отличие от государства и социума, которые выполняют функцию регулятора. При изложении основ социологии, Огюст Конт выделил два основных компонента этой науки.

Огюст Конт – социология:

Социальная статика, часть 1, занимается анализом стабильности, компонентов и взаимодействия различных элементов общества. В рамках исследования обращается внимание на семейные связи, религию, кооперацию и другие общественные институты.

* Второй раздел – социальная динамика, исследующая условия прогресса общества и основанная на доктрине о трех этапах этого прогресса.

По мнению Конта, такое разделение дает возможность объяснить связь между порядком и прогрессом в обществе. Он утверждал, что нельзя рассматривать человека изолированно от социума, поэтому предлагал взглянуть на личность в контексте всего человечества - как на совокупность нынешних, прошлых и будущих поколений.

Интересно рассмотреть, как Конт понимал роль государства. Главной задачей государства является сближение и координация частных сил для достижения общей цели и предотвращение их разногласий и расхождений. Таким образом, достигается новый устоявшийся порядок общественного устройства - социократия, основанная на социальной солидарности между капиталистами и пролетариями.

В новом обществе, построенном на принципах позитивизма, рациональное управление должно сочетаться с духовным. Под рациональным управлением понимается активное участие представителей банковского сектора, промышленных магнатов и землевладельцев, в то время как духовное влияние осуществляют философы и священнослужители, соизмеряющиеся с идеалами позитивизма. В изложенной концепции социократии также выделяются четыре основных силы.

Силы социократии:

Патрициат включает в себя профессионалов таких сфер, как банкинг, торговля, производство и владение недвижимостью, которые оказывают важное влияние на развитие, финансовое благополучие и экономическое управление обществом.

Задачу по образованию, воспитанию и руководству преступников к лучшей жизни возьмут на себя священнослужители и прославленные мыслители позитивизма.

  • Пролетариат – основная производительная сила, способствующая переходу к промышленному строю.
  • Женщины– носительницы нравственности и воплощение чувства.

Сочетаясь и дополняя друг друга, эти силы будут способствовать установлению порядка, прогрессу и духовному развитию общества. Интересная мысль заключается в том, что в государстве, основанном на принципах позитивизма, необходимо уделять особое внимание не только правам, но и обязанностям, поскольку права, по мнению Огюста Конта, могут нарушать спокойствие общества. Это мысль, которая вызывает разногласия, но, быть может, Конт, как участник студенческих потрясений в Парижской политехнической школе, имеет более глубокое понимание этого вопроса.

Абзац после рерайта:

Принять или не принять - вот вопрос, связанный с основными идеями великого философа и мыслителя 19 столетия Огюста Конта. Однако, в своё время эти взгляды были прогрессивными. Исходя из основ позитивизма, которые заложил Конт, появились и развились философские течения, такие как эмпириокритицизм и махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Последователи Конта объединились вокруг его идей, вступив в "Венский кружок" и Львовско-Варшавскую философскую школу. Взгляды Конта не ограничивались только философией - они способствовали развитию познания во многих различных областях. Конечно же, не обошлось без критики.

Критика позитивизма

Необходимо отметить, что идеи, возникшие на основе позитивизма, не всегда являются однозначными. Однако, процесс поиска истины всегда неоднозначен и маловероятно, что когда-либо будет полностью завершенным. Термин "критика позитивизма" может быть разделен на два различных направления.

  • Понимание недостаточности идей позитивизма и их дальнейшее развитие.
  • Отрицание идей позитивизма и выработка принципиально новых противоположных концепций.

Ранее мы уже обсуждали, что идеи позитивизма имели важное значение в развитии философии. Поэтому появились и такие направления, как эмпириокритицизм, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Но что именно они означали и в чем заключалась их сущность?

Философские течения на основе идей позитивизма:

Эмпириокритицизм представляет собой философское течение, которое полагает, что основной элемент познания - это так называемый "чистый опыт", полученный людьми. В то же время, эмпириокритики считают невозможным достичь абсолютно "чистого опыта". Их фокус исследований сосредоточен на самом процессе познания, оставляя изучаемый объект "за кадром". Разработкой этого направления занимался Рихард Авенариус, его главная работа по этой теме - "Критика чистого опыта" (1907-1908) [Р. Авенариус].

Махизм, который назван в честь своего основателя Эрнста Маха, является направлением, близким к эмпириокритицизму. Главной идеей Махизма является отказ от деления познания на субъект и объект, так как такое разделение только запутывает процесс познания и вызывает бесполезные споры о первичности и вторичности субъекта и объекта. Особенно интересной в этом контексте является книга Маха «Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования», которая до сих пор остается актуальной и переиздается [Э. Мах, 2017].

Неопозитивизм, также известный как логический позитивизм, полностью подтверждает важность опыта в качестве основы познания, но при этом считает, что основным инструментом познания является разум. Это философское направление возникло благодаря коллективному разуму группы ученых, которую руководил профессор Мориц Шлик в Венском университете и получило название "Венский кружок". В своей работе "Поворот в философии" (М. Шлик, 1993) он выразил свои мысли по этому поводу. Аналогичные идеи преобладали также в Львовско-Варшавской школе, основанной Казимиром Твардовским. В отличие от позитивистской философии Огюста Конта, он считал, что философия является отдельной наукой, а не просто интеграцией и систематизацией знаний других наук. Эта мысль прослеживается во всех его работах, которые включены в сборник "Избранные произведения" (К. Твардовский, 2019).

Постпозитивизм – это набор философских направлений, которые стремились развить концепции позитивизма. Наиболее известным представителем постпозитивизма является Карл Поппер. Он считал, что истина является объективной, и знание всегда содержит предположения, которые регулярно нужно проверять и пересматривать. В этом заключается основа научного исследования, о которой Поппер пишет в своей работе под названием "Постпозитивизм" [К. Поппер, 2004]. Очевидно, что в постпозитивизме существуют сходства с агностицизмом, но подобные пересечения также присутствуют и в классическом позитивизме.

Существует набор философских течений, которые стремились доработать и совершенствовать концепции позитивизма. В течении научного сообщества всегда были люди, стремившиеся опровергнуть идеи, высказанные Контом. Особенно интересными являются критические замечания, направленные на позитивистскую социологию и попытки Конта применить принципы точных наук в гуманитарной сфере.

Хороший копирайтер:

Одни из первых, кто высказал критику в адрес Конта и его "ограниченной рациональности" в социальном познании, были представители Франкфуртской школы. Особенно ясно об этом говорил один из основателей школы - Теодор Адорно. В своих лекциях, прочитанных в 1963 году и объединенных под названием "Проблемы философии морали" [Т. Адорно, 1963], он выразил свою точку зрения на этот вопрос.

Представители феноменологического направления также высказывали свои "недовольства" в отношении Конта и его позитивистской социологии, так как они считали натурализацию общественных явлений ее главным недостатком. Идея неприемлемости подобного натуралистического подхода к обществу и личности особенно явно отражена в книге "Беседы с Богом" Нила Дональда Уолша [Н. Уолш, 2007].

Критика позитивизма подчеркивает необъятность процесса познания и необходимость освоения новых методов для расширения наших знаний. Если вас заинтересовало то, как можно пробиться сквозь границы изведанного, мы приглашаем вас пройти программу «Когнитивистика». Она позволит вам расширить ваше понимание этого мира и развить мышление, открывая перед вами множество захватывающих открытий. Желаем вам отличных результатов в этом увлекательном процессе познания! Удачи!

Советуем также прочитать:

  • Погружение в мир сторителлинга: основы научного знания
  • Путешествие по истокам позитивизма: Эрнст Мах и его вклад в философию
  • Как позитивизм отыскивает истину: философия в действии
  • Макс Вебер: ключевые идеи и взгляды великого мыслителя
  • Антипозитивистские концепции: критика позитивизма в краткой форме
  • Неопозитивизм и принцип верификации: расшифровка терминов
  • Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда: прорыв или заблуждение?
  • Величие научного мышления: его значение, особенности и методы
  • Философия как инструмент познания: почему стоит изучить эту науку?