Блог
Книги и учебники

Ментальные ловушки-2 или территория заблуждений

Часто мы приходим к определенным заключениям или совершаем разумные поступки, исходя из собственных логических рассуждений. Однако иногда мы оказываемся запутанными в сложных ситуациях, которые ведут к нашим собственным «ментальным ловушкам». Ранее вам уже рассказывали об этом в статье Сергея Крутько. Но в книге «Территория заблуждений» Рольф Добелли раскрывает нашему вниманию аж 52 новые ментальные ловушки, включая примеры, такие как:

  • Эффект спящего или почему действует пропаганда
  • Эффект первого впечатления
  • Эффект Пигмалиона

Эффект спящего или почему действует пропаганда

Когда пропаганда осуществляет свое влияние на людей, она приобретает большую убедительность с течением времени. И это не случайно.

Специалист по психологии Карл Ховланд, которого пригласили провести исследования для американского военного министерства, описал данное явление как эффект спящего (на английском языке именуемый sleeper effect, термин, заимствованный из сферы шпионажа).

За сутью дела закрепляться информация умеет непродолжительное время, в то время как аргументы выстоят дольше. Другими словами, мысли оригинального источника скоропостижно улетучатся из мозга (к примеру, из министерства пропаганды), но собственно содержание информации долго остается с нами. В результате этого, информация, доносимая из ненадежного источника, со временем начинает приобретать всё более значительную важность. Пока смысл передачи не окончится, забыть обесцененный элемент успеет память.

Как противостоять эффекту пассивности? Во-первых, не принимайте на веру нежелательные советы, даже если они окружены теплыми пожеланиями. Во-вторых, избегайте источников негативной рекламы. Насколько замечательно, что книги не загрязнены рекламой! В-третьих, когда вам попадается какой-либо аргумент, постарайтесь вспомнить его источник. Кто может быть заинтересован в его распространении? Это требует усилий, но помогает замедлить мыслительный процесс, а также приносит ясность в рассуждения.

Эффект первого впечатления

Давайте познакомимся с двумя замечательными мужчинами - Аленом и Беном. Быстро определитесь, кто из них больше подходит вам по душе. Ален - человек с острым умом, старательным нравом и страстной натурой. Он всегда готов анализировать и быть критическим, однако порой обладает упрямством и завистью. Бен, с другой стороны, также обладает упрямством и критичностью, но его импульсивность сочетается с прилежанием и умом. Какого из них бы вы предпочли в качестве товарища по несчастью в застрявшем лифте?

Если вы думаете так же, как большинство людей, то ваш выбор скорее всего будет на стороне Алена. Несмотря на то, что описания обоих персон абсолютно идентичны. Наш мозг воспринимает первое прилагательное с более высоким весом, чем все последующие, и в результате у нас сложилось впечатление о двух разных характерах. Алена - умная и прилежная, в то время как Бен кажется завистливым и упрямым. Первое качество перекрывает все остальные. Так называемый эффект первого впечатления или позиционный эффект.

Эффект Пигмалиона

В 1965 году американский психолог Роберт Розенталь провел удивительный эксперимент в различных школах. Учителям было сообщено о существовании особого теста, который позволял определить учеников, находящихся на грани интеллектуального прорыва, так называемые "бутоны". Предполагалось, что таких учеников будет около 20%. Однако, на самом деле эти 20% были случайно выбранными. Через год, Розенталь обнаружил, что у детей-«бутонов» уровень интеллектуального развития значительно превысил уровень остальных. Этот феномен был назван "эффектом Розенталя" или "эффектом Пигмалиона".

Возможно, преподаватели неосознанно уделяли больше внимания вымышленным "кремешкам". Это, в свою очередь, сказывалось на эффективности учебного процесса. Учителя были настолько увлечены перспективой иметь блестящих учеников, что, как показывают доказательства, они не только считали их лучшими в учебе, но и приписывали им положительные характерные черты.

Подробнее читайте в самой книге.

Прокачайте свои навыки мышления и освойте методы уклонения от психологических ошибок во время участия в курсе "Когнитивистика". Присоединяйтесь к нам уже сейчас!

Советуем также прочитать:

  • Секрет успешного ведения коллектива: эффект Розенталя
  • Особая магия лидерства: эффект ореола
  • 5 эффективных моделей и методик самообразования
  • Непревзойденное влияние: эффект Тетриса
  • Эффект Пигмалиона: искусство мотивации
  • Преодоление барьеров прошлого опыта: эффект Лачинса
  • Когда действия приводят к обратному результату: эффект обратного действия
  • Путешествие внутреннего развития: стать своим собственным психологом
  • Власть сна: эффект спящего
  • Обратите внимание, что я изменил порядок пунктов в тексте и использовал более привлекательные и понятные выражения для каждой темы.