Блог
Актерское мастерство

Сценическое внимание

Великий актёр Константин Станиславский указывал на то, что внимание представляет собой неотъемлемую составляющую творчества и ключ к активации каждого эмоционального переживания. Без внимания невозможно ни минуты пребывания актёра на сцене, даже самой короткой. От начала и до конца работы над ролью внимание должно оставаться постоянно активным – будь то в репетиционном зале, дома, на улице или в библиотеке. Можно сказать, что сценическое искусство требует полной и безоговорочной сосредоточенности со стороны артиста как на внутренней, так и на физической плоскости.

Во время своих выступлений великие актёры полностью сосредотачивались на событиях пьесы. Однако начинающим артистам часто бывает сложно отвлечься от «чёрной дыры портала» - зрителей и сосредоточиться на сценической среде, следя за логикой действий своего персонажа. Навык сценического внимания важен не только для тех, кто планирует связать свою жизнь с театром, но и для всех, кто хочет сделать каждый момент своей жизни более насыщенным. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.

Внимание как аспект сценического искусства

Важно отметить, что внимание является ключевым психологическим процессом, который позволяет нам сосредоточиться на определенных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта, однако, внимание может быть внешним - обращенным на внешний мир, или внутренним - обращенным на наши собственные мысли. Чаще всего, в нашей повседневной жизни внимание работает непроизвольно, под влиянием наших инстинктов, таких как ориентировочный и оборонительный рефлексы. Однако, существуют ситуации, когда внимание становится произвольным - это те моменты, когда мы сознательно и целенаправленно занимаемся чтением учебника, работой над отчетом или запоминанием стиха.

Константин Станиславский говорил о необходимости для артиста наблюдать за жизнью не как прохожий или холодный наблюдатель, интересующийся только фактической точностью и цифрами. Вместо этого ему нужно проникать в суть наблюдаемого, внимательно изучать обстоятельства, предлагаемые жизнью, и поступки людей, чтобы по-настоящему понять их душевное состояние и характер. Это требует настоящего интереса и внимательности со стороны художника

Сосредоточенность на человеке или предмете в театральной обстановке является ключевым элементом профессиональной актерской трансформации. Даже у самых талантливых артистов время от времени возникают отвлечения и рассеянность. Поэтому способность сосредоточиться и свободно переключаться между различными объектами является верным знаком отличной игры. Внимание должно быть направлено на актера на протяжении всего времени нахождения на сцене, независимо от роли, которую он исполняет.

Фантазия является ключевым отличием между сценическим вниманием и повседневной жизнью. В обыденной ситуации внимание ограничивается объективным фокусированием на предмете или идее, в то время как в театре это становится целенаправленным искусственным актом в рамках сценической среды. Оно играет решающую роль в развитии у актёра чувства искренности и эмоциональной памяти, позволяя ему так сказать, "войти в роль".

Этапы изучения сценического внимания

Л. П. Новицкая, известная педагог и ученица выдающегося К. С. Станиславского, подчеркивает значимость четырех этапов, которые актер должен преодолеть с целью раскрытия и развития своего сценического внимания.

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Одна из первостепенных задач, требующих решения, – освоить умение концентрироваться, удерживать своё внимание на определенном объекте и отвлекаться от раздражителей, наличия публики и условий для творчества. В рамках данного блока упражнений акцент делается на развитие органов чувств, таких как зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Упражнения

Выберите небольшую коллекцию разнообразных открыток или фотографий, на которых запечатлены различные позы людей. Воспроизведите эти позы сами.

Постараемся передать в читателе максимально живую картину происходящего, внимательно прислушиваясь к звукам, доносящимся с улицы.

Пальцы легко скользят по карману, обнаруживая давно забытые там монеты, и любопытство толкает нас узнать, какая сумма скрыта под нашим прикосновением.

* Научиться различать запахи разных цветов.

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

Важным аспектом в нашем художественном стремлении является внутренняя сосредоточенность. Отметим, что большая доля времени артист проводит на сцене, погружаясь в мир творческой фантазии и вымысла, создаваемых окружающими обстоятельствами.

Важно отметить, что Станиславский высказывается о значимости обращения внимания на детали, окружение и предметы изображаемого мира, даже если они не реальны и существуют лишь воображении актера. Такие ненастоящие элементы играют важную роль в вымышленной истории, в которой они становятся живыми.

Упражнения

Одинокому путнику недостаточно просто знать, как добраться до цели. Он нуждается в надежном партнере, способном описать ему детальный путь, ведущий к школе его детства. Имея в виду каждую мельчайшую деталь, не забывайте упомянуть не только физические объекты, но и самобытные звуки, которые окружали вас в то время. Благодаря вашему рассказу, вашему напарнику придется нарисовать подробный план всего пути. При сравнении получившихся карт и текста, можно будет увидеть все дорожные детали, а также сравнить свои воспоминания и субъективные переживания. А почему бы и не поменяться местами? Предоставьте партнеру возможность самому описать дорогу своего детства или текущее место жительства - квартиру или дом. Результат поможет разобраться в том, как каждый из вас воспринимает окружение и сможет создать особый план в соответствии с субъективными переживаниями каждого путишественника.

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)

Человек обладает удивительной способностью концентрировать свое внимание на разных аспектах одновременно. Например, во время игры в карты, вы можете наслаждаться музыкой, исполняемой в фоновом режиме, и в то же время следить за временем, чтобы не опоздать на встречу с друзьями. Физиологические процессы в этом случае происходят последовательно, однако, объединяются в ощущение единства.

Для актера или актрисы сцены наивысшая ценность заключается в том, чтобы уметь привлечь внимание зрителей одновременно к нескольким деталям во время выступления. Умение мгновенно переключаться с одного объекта на другой создает ощущение единства и неотрывного потока действия для тех, кто наслаждается представлением.

Упражнения

Подойдите к коробке спичек или колоде карт и приступите к увлекательной задаче: подсчитывание количества спичек в коробке, тщательно извлекая их по одной, или же аккуратно раскладывание карт по масти, при этом красочно рассказывая сказку или замысловатый стих.

Предложите партнеру специальное совместное задание. Попросите его записать на бумаге произвольное уравнение, например, 125х37=, и вместе начинайте его решать. В процессе ваш напарник будет активно пытаться отлучить вас от работы, используя разные методы и приёмы.

Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала

Внимательность - неотъемлемое качество настоящего артиста, как на сцене, так и за ее пределами. Ведь только регулярное совершенствование и развитие собственных навыков позволяют достичь высоких результатов. Одним из основных элементов такой тренировки является наблюдательность. По сути, артист должен воспринимать окружающий мир так, как это делает знаменитый Шерлок Холмс, стремясь заметить и запомнить все мельчайшие детали, способные раскрыть сущность объекта или явления.

Упражнения

Задумайтесь о том, как с течением времени преобразилась улица, в которой вы проживаете. Будь то с дня вашего школьного выпуска или окончания института, каждый раз, проходя по ней, обратите внимание на все изменения, которые там произошли.

Обратите внимание на разнообразных людей, которых можно встретить на улице - каждый с уникальными интересами, характером и внешностью. Ведите свой собственный дневник, где вы будете записывать ваши наблюдения и впечатления о них.

Дополнительные тренировочные задания для каждого из этих этапов можно обнаружить в специализированном тренинге актёрского мастерства и в статье, размещенной на нашем веб-ресурсе, посвященной упражнениям на сцене.

Отзывы и комментарии

Если вас зацепила прочитанная информация или у вас возник вопрос, не стесняйтесь поделиться своим впечатлением или задать интересующую вас тему в комментариях ниже.

Советуем также прочитать:

  • Рассказ о силе искусства в повседневной жизни
  • Как развить свою концентрацию внимания: полезные советы
  • Преодоление проблемы плохой памяти: эффективные стратегии
  • Упражнения для тренировки и улучшения концентрации внимания
  • Отличительные черты методики Константина Станиславского
  • Тренировка интеллекта: практические советы и рекомендации
  • Как удержать внимание аудитории: эффективные подходы и техники
  • Улучшение своей концентрации внимания через специальные тренировки
  • Значимость актерских навыков в повседневной жизни каждого человека
  • Важность развития когнитивной сферы личности: несколько ключевых аспектов