Блог
Известные личности

Научные рецепты креативности: зачем и как избавляться от посредственности?

Творчество и креативность - две понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Это не случайность, так как первое слово имеет латинский корень creo-, что означает "творить" или "создавать". Значит ли это, что креативность возникает только там, где присутствует творчество? Безусловно. Однако, что мы подразумеваем под "творчеством" в данном контексте?

Скорее всего, вам уже ясно, что в данном случае мы не ограничиваемся живописью, музыкой, литературой или скульптурой. Мы рассматриваем творчество как процесс создания нового продукта или придания новой черты уже существующему продукту. А креативность, в свою очередь, представляет собой способность к творческим актам, которые позволяют видеть проблему или ситуацию в новом, нестандартном ракурсе (Философская энциклопедия, 2004). На первый взгляд, кажется, что эти два понятия тесно связаны, но при более глубоком рассмотрении становится ясно, что сначала возникает творчество, а затем человек проявляет свою креативность.

В современном мире слово "креативность" неизбежно звучит все чаще, и это объяснимо по одной простой причине: в условиях ожесточенной конкуренции на рынке труда каждый человек вынужден подчеркивать свои компетенции в контексте этого понятия. Уже сегодня существует огромное количество новых профессий, должностей и занятий, где потенциальные работники должны обладать новаторскими и уникальными навыками. Занимательно отметить, что в 2014 году американская компания Adobe Systems Inc. провела исследование, результаты которого связаны именно с креативностью интересующих их работников.

По мнению 94% руководителей HR-отделов, креативность играет важную роль в процессе оценки кандидатов.

Около 82% руководителей HR-отдела стремятся найти профессионалов, обладающих широким кругозором и способных творчески применять свои ключевые навыки в сфере бизнеса или технологий.

Более трех четвертей руководителей HR-отделов считают, что креативность находится в прямой связи с экономическим прогрессом, и даже уверены, что она является неотъемлемой частью развития общества.

Однако, по данным исследования компании Adobe "Найм для будущего" (2014), 7 из 10 управленцев в отделе кадров сообщают, что выпускники вузов, выходящие на рынок труда, не обладают необходимыми навыками для достижения успеха и не достаточно подготовлены. В связи с этим, увеличение уровня креативности в последние годы стало ключевым фактором востребованных навыков при трудоустройстве.

Для разработки «Атласа будущих профессий» был создан проект, в котором приняла участие московская школа управления «Сколково» и другие организации. Это издание предлагает взглянуть вперед на следующие 15-20 лет и определить, какие профессии станут наиболее актуальными, а также указывает на изменения в сфере профессий. Важно отметить, что среди основных навыков, требуемых для успешного развития в будущих профессиях, значатся навыки художественного творчества, умение работать в условиях неопределенности и управлять проектами, а также грамотная межотраслевая коммуникация и клиентоориентированность. Все эти компетенции требуют нестандартного подхода и инновационности, которые могут быть внесены с помощью креативности [Атлас новых профессий, 2016].

Немного о понятии

В современной психологии выделяется несколько аспектов креативности, а именно:

Человек должен обладать широким кругозором и интеллектуальной подготовкой. Безусловно, чем больше различных знаний и опыта вы накопили, тем выше вероятность того, что в ваших мыслях сложатся необычные идеи, а вы сумеете придумать что-то новое и ценное. Как правило, творческие личности олицетворяют образованных людей, что вполне логично. Чем больше книг вы прочитали, тем шире возможности для анализа новых идей и даже создания собственных; каждая пройденная песня способствует развитию вашего голоса; чем больше проблем в области стоматологии вы решали, тем больше профессионального опыта накопилось, открывая перед вами новые горизонты и возможности для инноваций. Все это позволяет рассматривать поставленную задачу с разных ракурсов и создавать инновации.

Гибкость мышления - это врожденная способность справляться с трудностями в неопределенных ситуациях. Это особенность, определяющая скорость и ловкость ума. Люди с гибким мышлением обычно называются изобретательными и шустрыми. Для тех, кто хочет развить навыки креативного и нестандартного мышления, мы рекомендуем пройти нашу интерактивную онлайн-программу "ТРИЗ на практике". За 4 недели вы сможете оттачивать свои навыки решения задач, требующих творческого подхода. Это поможет вам применять различные творческие алгоритмы и чувствовать себя уверенно в самых разных сферах - от искусства до науки.

«Метатворчество» - это не просто склад ума, а настоящая философия жизни, которая руководит нами во всех сферах нашего существования. Это стремление к креативности и оригинальности, которые проявляются не только на работе, но и в каждом слове, каждом движении, каждом путешествии. Ведь ничто не привлекает внимание и не вдохновляет на новые открытия больше, чем свежий взгляд и нестандартный подход. Быть таким человеком - значит быть интересным, быть тем, с кем всегда приятно общаться и от кого всегда есть что-то новое узнать. И самое замечательное в этом - каждый из нас может стать таким человеком, развивая свою индивидуальность, веря в себя и свои возможности. Не бойтесь быть уникальными, потому что именно в уникальности кроется сила и успех!

Конечно, каждому из нас хотелось бы обладать креативностью. Но что на самом деле означает этот термин, рассмотрим его физиологический механизм.

Креативность и головной мозг

Креативность является прерогативой одного из ключевых органов в нашем теле - головного мозга, который, в сущности, ответственен за все мыслительные процессы. Давайте рассмотрим, каким образом этот орган функционирует у людей, обладающих творческим мышлением.

Результаты исследования, проведенного Роджером Бити в Лаборатории памяти Шактера Гарвардского университета, открыли, какие именно системы наиболее активны и развиты у людей с творческим мышлением. В целом, данные показывают, что у таких людей особенно выделяются три основные сети. [Источник: R. Beaty, 2018]

Дефолт-система мозга - это комплексная структура, ответственная за формирование эйдосов или особых образов, связанных с определенными понятиями. Давайте взглянем на пример совершенно банального слова "окно", которое само по себе не несет никакого конкретного значения, но является символической единицей. Однако с течением времени вы столкнулись с этим понятием множество раз, и у вас сформировался опыт взаимодействия с ним. Отдельные участки вашего мозга его зафиксировали, и теперь в вашем сознании возникает единственный образ окна, интеллектуальный объект, который может быть уникальным для каждого из нас. Именно дефолт-система отвечает за подобную ориентацию в общественной среде.

Расположенная в островковой зоне мозга, Сеть выявления значимости (СВЗ) является непременным инструментом для распознавания внешних и внутренних сигналов, выявления и усвоения наиболее информативной и значимой информации. Например, представьте ситуацию, когда вы с вашей подругой посещаете магазин и ищете красивое платье. Ваше внимание, будучи управляемым СВЗ, фокусируется исключительно на поиске платья, и в связи с этим, вы не смотрите на туфли при оценке внешнего вида подруги. Таким образом, благодаря Сети выявления значимости, часть внешнего мира, которая является наиболее значимой в данный момент, моментально улавливается.

Центральная исполнительная система играет важную роль в осуществлении целей и задач. Она работает на основе внутренних мотиваций и целенаправленно решает поставленные задачи, избегая отвлечений. Ее главная функция заключается в точном и эффективном исполнении решений, которые возникают в результате аналитической работы данной системы. Таким образом, если вы задали себе цель убрать комнату, именно Центральная исполнительная система сформировала эту задачу и будет внимательно следить за ее выполнением.

Распутываем тайну, как эффективно взаимодействуют эти две системы. Вначале стоит понять, что без внешнего сигнала, запускающего творческий процесс, человек не сможет воплотить что-то по-настоящему уникальное. В этот момент включается умная система определения важности, которая ловит наиболее мощный и значимый сигнал. После этого наша стандартная система, хранящая все накопленные образы, активно ищет нужные ей образы для распознавания объекта, который поступает из системы определения важности. После отбора незаменимых «интеллектуальных» компонентов, то есть тех образов, которые в данный момент особенно актуальны, отправляемся в центральную исполнительную сеть с просьбой организовать собранную информацию, разобраться в ней и решить стоящую перед нами задачу.

Ученые пришли к очень важному выводу в ходе исследования: креативные люди отличаются развитым дистальным мышлением по сравнению с некреативными. Это означает, что они способны выходить за пределы установленных рамок своей обычной системы мышления. К примеру, для креативного человека легче представить себя живущим через 5 лет вперед (временной аспект) или на Фарерских островах, приобретающим рыбу (пространственный объект). Они также могут быть тренером сборной России по футболу, который утешает команду после поражения (социальный аспект) или даже представителем другого пола (смена модальности). Таким образом, креативные люди способны лучше адаптироваться к условиям других ситуаций [А. Курпатов, 2018].

Чтобы раскрыть свой креативный потенциал, необходимо активно развивать свое мышление. Основываясь на результаты научных исследований, давайте рассмотрим различные параметры, методы и рекомендации, которые помогут нам развить наше творческое начало.

Креативность по Леонардо да Винчи

Имя Леонардо да Винчи известно даже самому неинтересующемуся человеку. Однако если задать вопрос «Кто он такой?», ответить придется перечисляя множество различных областей его деятельности: философия, рисование, архитектура, скульптура, инженерно-изобретательское искусство. История жизни и творчества этого гения окутана тайнами, и несколько поколений уже пытаются их разгадать.

Майкл Гелб, известный американский писатель, погружается в изучение жизни и произведений Леонардо да Винчи. В своем бестселлере "Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи: семь шагов к гениальности на каждый день", Гелб раскрывает принципы креативности и продуктивности, которые присутствуют в творчестве великого итальянского художника. Он внимательно анализирует и рассматривает эти принципы, призванные помочь каждому читателю не только мыслить, но и творить на гениальном уровне.

Любознательность (Curiosita)

Давайте вместе представим обычную ситуацию: Вы и ваш друг наслаждаетесь трапезой в уютном кафе, перекусывая свежим греческим салатом и приятно беседуя. Ничего особенного, казалось бы. А что если я скажу вам, что в этот момент вы впервые оказались в подобной ситуации? Ваше воображение заполняется бесконечными вопросами:

  • Когда и кем было построено это кафе?
  • Почему я ем именно этот салат, почему он называется греческим?

Зачем выбирать традицию и элегантность, если у вас есть возможность? Ведь есть особые моменты, когда хорошее впечатление и удобство так важны. Вот почему я предпочитаю использовать изысканные принадлежности, вроде вилки и ножа, вместо неудобных рук. Мое внимание к деталям и эстетическому подходу позволяют мне насладиться удовольствием от стола, прикоснуться к изысканности и проживать моменты стильно. А салфетки? Они всегда рядом, чтобы дарить комфорт и подчеркивать изысканность моего приема пищи. Моя приверженность к изысканной культуре подачи еды - это искушение, которое я регулярно выбираю.

  • Почему мой друг одет именно таким образом?
  • Почему за нами ухаживают официанты?

Какими природными законами обусловлено падение дождя на улице? И так далее.

Конечно, на первый взгляд эти вопросы могут показаться незначительными, ведь все эти моменты уже втянулись в повседневную жизнь. Однако, давайте задумаемся: почему у нас сформировалась такая устоявшаяся практика? Такие вопросы зарождаются у детей, исследующих мир каждый день. Они с любопытством наблюдают, как пылесос включается, какой звук он издает, и обращаются к родителям за объяснением, на что получают простой ответ: «Пылесос собирает пыль, используется для уборки дома». Однако далеко не все знают, кто и когда изобрел пылесос, и каким образом он функционирует (кстати, более подробную информацию об этом можно найти в статье на Википедии).

Первый принцип, который следует учесть, заключается в проявлении любопытства и задавании простых, "детских" вопросов, не принимая все как должное. Это поможет расширить горизонты воображения и посмотреть на мир с новых перспектив.

Независимость мышления (Dimostrazione)

Бессомненно, во многих сферах жизни вы сформировали свою индивидуальную точку зрения. Например, вы можете придерживаться определенных политических взглядов или предпочитать глажку рубашки с начала рукавов. Тем не менее, важно быть открытым к другим точкам зрения, отказываться от упрямства и однобокости. Чем больше мнений, позиций и идей вы услышите, тем больше возможностей, что ваше мышление станет независимым от субъективных предпочтений. А это дает вам возможность быть более всесторонним и выбирать нетривиальные подходы в процессе творчества.

Тренировка восприятия (Sensazione)

Когда вы последний раз наслаждались музыкой? Может быть, вы помните момент, когда произведение искусства вызвало в вас сильные эмоции? Очень часто мы упускаем возможность заметить приятные мелочи вокруг нас - игру света, звук шепота ветра или блеск солнца. Если вы отвечаете отрицательно на эти вопросы, то, возможно, ваши чувства и способность воспринимать мир были заглушены или угнетены.

Наслаждайтесь каждой маленькой радостью в жизни. Наблюдайте за своим ребенком и его счастливой улыбкой - это прекрасно! И не забудьте оценить красоту идеально созданного мира, когда вы поймаете маленькую рыбку во время рыбалки. Находите прелесть в простых вещах, которые окружают вас каждый день, это поможет развить ваше восприятие мира. Будьте вдохновлены, ощущайте окружающую среду и ее ритмы - именно такие люди, как Леонардо, способны на креативное творчество.

Неопределенность (Sfumato)

Мы обычно придерживаемся мнения, что неопределенность – это негативное состояние, вызывающее дискомфорт и тяжесть. Однако, неопределенность чаще всего возникает там, где мы сталкиваемся с новыми и неизведанными вещами. Открытия, которые делаем в этом процессе, позволяют нам взглянуть на мир иначе. Исследование противоречий и парадоксов, которые окружают нас в повседневной жизни, не должно отталкивать и пугать нас, а, наоборот, должно привлекать и вызывать интерес. Ведь креативность всегда связана с поиском инноваций и вещей, которые ранее не существовали. Именно поэтому креативные люди не боятся неопределенности и неизведанности, они активно ищут новые горизонты.

Логика и воображение (Scienza)

Когда мы говорим о креативных людях, мы часто связываем их с творчеством. Возможно, вы подумали, что главная цель тренировки креативности – развитие только правого полушария мозга. Однако, не стоит делать поспешные выводы! Важно также развивать и левое полушарие, ведь в процессе творческой работы необходимо также присутствие рациональных признаков. Они помогают структурировать идеи, придавать им правильную форму и обладать нужными функциями.

Запоминайте, важно заметить, как отмечает Майкл Гелб, что достижение данных целей можно осуществить благодаря применению техники рисования. При этом, все, что нужно сделать, - это взять чистый лист бумаги, внимательно прислушаться к своему богатому воображению и ассоциациям, и попытаться запечатлеть их на бумаге.

Баланс тела и разума (Corporalita)

Вы, наверняка, будете приятно удивлены уникальной физической формой Леонардо да Винчи. Этот гениальный изобретатель уделял значительное количество времени фехтованию и верховой езде, и славился своей невероятной силой и мастерством во всей Флоренции. Автор Майкл Гелб в своей книге высказывает уверенность в том, что человек не может достичь высот творчества без энергичных физических тренировок. Таким образом, в поисках новых идей и вдохновения не стоит пренебрегать спортом.

Системное мышление (Connessione)

Мы неоднократно подчеркивали важность системного мышления вместо эпизодического, а одним из замечательных инструментов системного мышления является диаграмма связей. Эта техника заключается в написании центральной идеи или понятия, а затем в создании "ветвей" и записи ассоциаций, связанных с данной идеей или понятием. Затем можно продолжать ассоциативный ряд и, возможно, найти решение проблемы, которое искали. Диаграмма связей, также известная как диаграмма мыслей, интеллект-карта или ассоциативная диаграмма, является мощным инструментом, который помогает улучшить наше мышление и решать сложные задачи.

Представленная стратегия приобрела значительную известность, что явно подтверждается ее частым использованием на интенсивных интеллектуальных мероприятиях, тренингах и мастер-классах. Она является отличным источником инноваций, поддержанным Майклом Гелбом [M. Gelb, 2004].

Акт семерых принципов Леонардо да Винчи был принят аудиторией с восторгом. Мы надеемся, что они станут полезными руководством для вас в создании инновационного продукта. Однако, давайте рассмотрим и другие концепции, связанные с креативностью.

Креативность по Р. Стернбергу

Теория инвестирования - идея, выдвинутая Робертом Стернбергом, бывшим президентом Американской психологической ассоциации и нынешним профессором психологии Оклахомского университета. Автор и соавтор более 600 научных работ, Стернберг предлагает свое видение о креативных людях и их важности.

Какова связь с инвестированием? По отчету Стернберга, творчески одаренные люди способны отыскать «дешевые», малоизвестные идеи, развивать и совершенствовать их, а затем продавать по высоким ценам. Затем они снова вкладываются в поиск новых и недооцененных идей. Какие именно параметры креативности рассматривает данная концепция?

Интеллект

При этом интеллектуальные способности подразумевают три составляющие:

Копирайтеры с высоким профессионализмом отличаются уникальными навыками, включающими способность распознать суть проблемы и увидеть далеко за пределами повседневного сознания (синтез).

* выбор среди нескольких идей наиболее стоящей и заслуживающей вложений (анализ);

Опыт и умение убедительно преподнести свои идеи, преобразить их в продающий формат, строить убедительные аргументы и добиться желаемого результата – все это навыки, важные для успешного копирайтера.

Необходимо при этом учитывать значимость всех трех компонентов, не недооценивая ни одного из них.

Знания

Их влияние на нашу жизнь может быть как положительным, так и отрицательным. Интуитивно можно предположить, что недостаток знания ограничивает нас в достижении новых горизонтов, а избыток знаний может заставить нас застрять в своих старых способах мышления и отказаться от изменений. Поэтому, если вы стремитесь быть креативным и успешным, очень важно не останавливаться и постоянно обновлять свои знания, быть в курсе современных тенденций [R. Sternberg, 2012].

Стиль мышления

Самостоятельность - это ключевое понятие, которое определяет уникальный стиль мышления творческой личности. Отсутствие зависимости от стереотипов или ничтожных внешних факторов является необходимым условием для достижения креативности. Важно понимать, что подобная характеристика влечет за собой следующую составляющую...

Индивидуальные черты

По словам Стернберга, одной из главных характеристик креативного человека является его готовность принимать разумные риски, находить решения для возникающих проблем, браться за вызовы и отстаивать свое мнение, даже если это влечет неприятие окружающих. Вера в собственные силы и смелость играют ключевую роль в этом. Однако, какие еще качества можно приписать креативному человеку? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Мотивация

Мы часто обращаемся к различным мотивационным тренингам и вдохновляющим речам в поисках внешних стимулов. Однако истинно креативный человек способен найти мотивацию внутри себя. В его сознании всегда присутствует внутренняя гармония и потребность в творческом процессе, который приносит результаты.

Внешняя среда

Несмотря на предыдущий аспект, нахождение вдохновляющей среды, способствующей новым достижениям, остается важным фактором. Ведь давайте вспомним: творчество воплощается лишь там, где оно необходимо, где ощущается его востребованность. Если вы окружены среднестатистическими персонами, то достаточно приложить некоторые усилия для достижения результативности. Однако в присутствии более высокой конкуренции вы будете работать над собственным развитием более усиленно.

Важно помнить, что все указанные выше параметры взаимодействуют друг с другом. Каждый из них, без сомнения, является ценным, однако их реальный эффект возникает только при системном взаимодействии [В. Дружинин, 2007].

Если вы заинтересованы в более глубоком изучении экспериментов Роберта Стренберга, которые раскрывают взаимосвязь между интеллектом и креативностью, то рекомендуем обратиться к данному учебнику. А наш рассказ продолжается.

Креативность по Г. Айзенку

Концепция интеллектуальной редукции творчества - это научное открытие, предложенное немецко-британским психологом Гансом Юргеном Айзенком. Айзенк и его сторонники высказывают мнение, что неверно выделять творчество как отдельную форму психической деятельности. Фактически, творческий процесс, включая креативность, является неотъемлемой частью развитого интеллекта и продуктом умственных способностей.

При разработке данной концепции, которая имеет корни в теории Гилфорда, особое внимание уделялось применению его тестов, связавших интеллект и способность к дивергентному мышлению. Для того чтобы подкрепить свои утверждения, сторонники Гилфорда, такие как Льюис Мэдисон Термен и его ученица Кэтин Кокс Майлз, проводили исследования с гениальными и выдающимися личностями, что позволило выявить новые факты и установить связи.

В ходе исследования, проведенного в 1921 году в Калифорнийском университете, была проанализирована группа из 1 528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет, которые были отобраны из 98 школ Калифорнии на основе их высокого коэффициента интеллекта (КИ), равного 135. Полученные результаты говорят о том, что одаренные умственно дети опережают своих сверстников на два уровня по школьной программе и демонстрируют более высокий уровень развития в целом.

Через прожитые ими 60 лет, психолог Д. Фельдман решил провести анализ результатов долгосрочного исследования, начатого Терменом и Коксом. И вот что ему удалось обнаружить:

  • все участники окончили школы;
  • две трети детей окончили университеты;

Более 135 очень талантливых мужчин с высоким интеллектом (КИ) уже успели порадовать нас своими достижениями. Они с легкостью прыгнули через отметку в 135, как будто это была всего лишь тропинка. Что же они сделали после этого? Создали 67 потрясающих художественных и научных произведений, каждое из которых заставило нас задохнуться от восхищения. И это еще не все! Эти гении также получили 150 патентов на свои уникальные изобретения, полностью переворачивая представление о том, что возможно или невозможно. Их творчество и изобретения свидетельствуют о том, что великие умы действительно способны на великие дела.

  • 78 человек стали докторами философии;
  • 48 человек стали докторами медицины и других наук;
  • 47 человек фигурировали в справочнике «Лучшие люди за 1949 год».

Однако, что очень интересно, ни один из присутствующих участников был выдающимся творцом искусства в какой-либо из его областей. Хотя безусловно эти люди достигли почетного статуса в обществе и заслужили высокий доход, но ни у кого не получилось оставить свой след в мировой культуре.

Это исследование подтверждает тезис о том, что люди с развитым интеллектом обладают умением эффективно принимать социальные роли и приспосабливаться к переменным условиям. Тем не менее, высокий уровень IQ не гарантирует креативность и не свидетельствует о наличии творческих способностей или их реализации [К. Ногалес, 2015].

Ознакомьтесь с другими научными исследованиями в нашем блоге, а мы рассмотрим следующую теорию креативности, которая была сформулирована в 1967 году в книге "Природа человеческого интеллекта" Дж. П. Гилфорда.

Креативность по Дж. Гилфорду и Э. Торренсу

Джой Пол Гилфорд – узнаваемый американский психолог и исследователь ХХ века, изначально привлекший внимание своим увлекательным изучением структуры человеческого интеллекта. Его научные труды касались таких важных аспектов, как темперамент, внимание, мышление и, конечно же, творчество.

Главным результатом научной работы Гилфорда явилось выделение двух типов мышления:

Конвергентное мышление, также известное как схождение, представляет собой метод решения задачи, при котором несколько условий объединяются в один результат - единственно правильный вариант.

Дивергентное мышление, или расхождение, представляет собой метод решения проблемы или задачи, который отличается использованием различных путей и приводит иногда к неожиданным направлениям и выводам.

В основе творческого мышления лежит дивергентная когнитивная стратегия, поскольку процесс творчества всегда связан с поиском новаторских решений и нестандартных подходов к решению проблем. Именно в этом направлении пролегает преимущество дивергентного мышления.

Джой Гилфорд также стал известен своими достижениями в разработке полной системы тестирования, способной определить уровень креативности у человека. Базируясь на определенных параметрах, он создал ряд тестов, которые помогают определить, насколько человек обладает творческим мышлением.

  • оригинальность (способность приходить к необычным выводам);
  • семантическая гибкость (выявление главного предназначения объекта и его смена);

адаптивная пластичность в использовании стимула через изменение его формы и непрерывный поиск новых способов применения

Изучение семантической спонтанной гибкости, которая заключается в способности генерировать идеи в неожиданных и нерегламентированных ситуациях, является актуальным направлением исследования, отмеченным А. Раренко в 2020 году.

Тест представлен в форме комплекса подтестов, а именно 14 различных заданий. Среди них, например, тест, проверяющий уровень легкости использования слов (требуется перечислить слова, содержащие сочетание букв "пр" и т.д.), тест на применение предметов (предлагается задача использования подушки в различных ситуациях, необходимо предоставить как можно больше вариантов), а также тест на рисование (предлагается линия или геометрическая фигура, задача состоит в создании эстетического рисунка). Таким образом, данная система оценивания, разработанная ученым, позволяет оценить дивергентное мышление учащихся, в основном старшеклассников.

Элис Пол Торренс разработал свою собственную систему тестирования на базе исследований Джоя Гилфорда. В отличие от привычных подходов, этот американский психолог рассматривал креативность не просто как характеристику, а как сложный процесс, включающий несколько этапов:

  • Выявление проблемы.
  • Выдвижение нескольких гипотез по решению проблемы.
  • Формулирование решения и фиксация результата.

Каждый этап характеризуется определенным эмоциональным настроем, будь то радость, удивление, напряжение или стресс. В ходе развития процесса, возникает и разочарование, отчаяние, но при наличии терпения и сосредоточенности, всегда находится выход. Для оценки этих этапов в креативном процессе существует тест Торренса - батарея из 12 тестов, объединенных в три группы: вербальные, звуковые и изобразительные. Путем проведения этой оценки, мы можем определить потенциал дивергентного мышления в этих трех областях [А. Савенков, 2014].

Классической теорией креативности считается концепция Гилфорда и Торренса, которая положила основы для многих методик тестирования. Несмотря на то, что она неоднократно подвергалась критике из-за своей ориентации на беглость, гибкость и оригинальность, в действительности не охватывающих суть креативности в полной мере [В. Дружинин, 2007].

Прежде чем мы подведем итог, предлагаем вам проверить, успешно ли вы усвоили информацию, изложенную в статье.

Заключение

Рассмотрев ключевые аспекты понятия креативности, можно заметить, что различные исследователи приходят к разным выводам относительно ее особенностей и характеристик. Естественно, каждый человек может иметь свое собственное видение того, как достичь креативности, однако наиболее важным является осознание необходимости ее наличия в наши дни. Это конкурентное преимущество, без которого невозможно выживание на рынке.

Большинство психологов сходятся во мнении о том, что интеллект и креативность сочетаются вместе, и только образованный и развитый человек способен достичь высоких творческих результатов. Неоспоримо, что развитие интеллектуальных способностей является необходимым, и именно здесь наша онлайн-программа «Когнитивистика» может прийти вам на помощь. Она не только позволит вам научиться эффективно и логически рассуждать, но и развить навыки поиска нестандартных подходов к сложным задачам.

Желаем вам интеллектуальных побед и творческих достижений!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг: растущая популярность и его роль в развитии креативности
  • Подборка полезных материалов для развития вашей креативности
  • 6 способов избежать убийства креативного мышления
  • Приемы, которые помогут вам развить свою креативность
  • Как подготовить себя к профессиям будущего: секреты и советы
  • Подборка полезных материалов о том, как известные изобретатели достигают своих результатов
  • Надпрофессиональные навыки, которые необходимо развивать для быть востребованным специалистом
  • Как обнаружить и раскрыть свою креативность
  • 7 практических способов улучшить вашу креативность
  • Лучшие материалы блога за 2017 год, посвященные развитию творческого мышления
  • Инфографика: 50 оттенков креативности и как развить свои творческие мышцы