Блог
Актерское мастерство

Трехактная структура: классический способ увлекательно рассказать о чем угодно

Существует множество способов создать увлекательный текст для презентации, блога или журнала, но не всегда можно быть уверенным, что читатель будет полностью вовлечен в материал. Один из наиболее эффективных и широко применяемых приемов для развития сюжета - это трехактная структура. Она является универсальным инструментом, которым пользуются многие классические драматургические произведения. Она представляет собой некий каркас для истории, помогая ее организовать и сделать увлекательной с самого начала и до самого конца.

Интересным фактом является, что авторы не осознанно, а интуитивно используют трехактную структуру. Она является логичной и очевидной. Однако, возникает вопрос: зачем разбираться в этой системе, если все так просто? Знание этой структуры полезно для избежания ошибок в написании текста, будь то коммерческий, обыденный, блоговый или для использования в социальных сетях.

На программе "Сторителлинг" вы получите непревзойденные навыки эффективного изложения мыслей. В рамках этой программы важным компонентом является работа по составлению текстов, которые не только захватывают внимание, но и приносят реальные результаты. Если вам нужно быть убедительным оратором или мастером презентаций, то программа "Современная риторика" предложит вам базовые принципы работы с увлекательными статьями и незабываемыми сценариями.

Мы же продолжаем разговор о трехактной структуре текста с примерами.

Что такое трехактная структура?

Каждая литературная работа опирается на эволюцию определенного конфликта, и это не означает, что речь идет прямо о споре или стычке. Автор развивает определенное событие или явление, содержащее в себе действие персонажей, обстоятельства и описание динамики этих событий, завершая их лаконично в конце.

Впервые о распределении текста по принципу трехактной структуры упомянул отечественный режиссер Александр Наумович Митта в своей книге "Кино между адом и раем" [А. Митта, 1999]. Данное подробное руководство предназначено для начинающих кинорежиссеров и актеров, и оно вызвало интерес у авторов драматургии. Существует мнение, что Аристотель первым упомянул о такой структуре, однако он лишь указал на то, что любая история должна обладать началом, серединой и концом.

Трехактная структура текста представляет собой основу, включающую три ключевых блока, ясно отражая цель данной структуры.

Вводные факты (предпосылки) создают краеугольный камень для развития сюжета, разматывающегося перед нами. Начало истории ознаменовано знакомством с основными персонажами, наступлением конфликта и ясным указанием места действия.

* Прогрессирующий развитие конфликта и выраженная противоположность, захватывающий ход сюжета. В этой фазе становится основной фокус событий, независимо от продолжительности повествования и числа страниц в книге или минут в фильме.

Освобождение сюжета и заключительная точка. Последовательное и согласованное завершение истории. На этом этапе конфликты разрешаются или прекращаются.

Разнообразие инструментов, которыми пользуются драматурги для развития сюжета, поразительно. Однако, они все строят его на основе одного универсального костяка - трех актов. Такая структура является не только основой для театральных сценариев, но и отлично подходит для публицистики и сторителлинга.

Где используется трехактная структура?

Трехактная структура проявляется в классической литературе, сценарной работе и кинематографе, гарантируя исчерпывающее и ясное определение того, о чем хочет рассказать автор.

Киносценарий обычно следует классической трехактной структуре, которая является наиболее распространенной в кинематографе всех жанров – будь то комедия, драма или документальный фильм.

Стратегия построения сюжета в трех актах является всеобъемлющей. Ее использование позволяет создавать сценарии для спектаклей и истории, способные безупречно завладеть вниманием читателя.

Любое изложение, будь то речь директора на выпускной линейке, новогоднее обращение президента или даже сказки Пушкина, строится на трехактной структуре. Вступление, основная часть и завершение составляют основу любого сюжета. Даже статьи на 4brain, художественные фильмы и сериалы, а также популярные блоги в читаемых пабликах следуют этой системе. Она является основой для развития сюжета везде, где наблюдается стремление к увлекательной истории.

Зачем знать о трехактной структуре?

Знание трехактной структуры повествования является неотъемлемым инструментом для успешного создания историй в любом жанре, особенно для начинающих авторов. Эта структура способствует органичному развитию сюжета и полезна тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей.

Однако существуют эксперты, удерживающие другую точку зрения на этот счет. В частности, Джон Труби, известный сценаристический консультант и преподаватель, утверждает, что такая структура не только бесполезна, но и вредна для самих авторов [Raindance, 2013]. По его мнению, строгое следование рамкам модели ограничивает вариативность сюжета, приводит к повторениям и делает истории предсказуемыми. Практически все подобные сюжеты имеют счастливый конец, что делает их скучными и неинтересными для читателей или зрителей.

Важно отметить, что с использованием данной структуры возникают и успешные, и неудачные книги, сценарии, а также лонгриды. При этом Джон Труби назвал трехактную структуру текста "спасательным кругом драматургии", который будет чрезвычайно полезен для начинающих. Однако, по мнению опытных авторов, данное решение является проблемой.

В мире драматургии существуют различные методы, позволяющие развернуть сюжет: изменение порядка начала, конца и середины, метод обратного хода и многое другое. Эти инструменты в руках умелых авторов становятся поистине магическими средствами повествования. Три акта текста могут быть рассмотрены как своего рода азбука – являющаяся универсальным инструментом. Следуя простому алгоритму, можно создать уникальную и увлекательную статью, используя разнообразные лексические средства, такие как лаконичные метафоры, яркие эпитеты и другие творческие приемы, о которых мы подробно расскажем далее.

В чем плюсы и минусы трехактной структуры

Плюсы текста, составленного по системе трех актов, очевидны:

  • универсальность – можно составить любой текст и сценарий;
  • простота – методом может пользоваться опытный и начинающий автор;
  • логичность – структура интуитивно понятна и проста в освоении.

Рассмотрим негативные аспекты, на которые указывает Джон Труби [Raindance, 2013]. Согласно его точке зрения, трехактная структура считается слишком строгим ограничением для авторов и не гарантирует достижения превосходных результатов. Теперь давайте рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

В театральном сценарии концепция "акта" играет важную роль, поскольку она предусматривает точные моменты подъема и опускания занавеса - начало и конец акта. Однако в более динамичном искусстве такой подход не всегда приемлем. Хотя в фильмах можно ловко использовать это для эффекта, в сторителлинге возникают определенные сложности.

Разделение на трое актов представляется слишком упрощенным для создания увлекательного фильма. Необходимо расширять каждый блок, что может привести к разделению входа, середины и выхода на еще более небольшие сегменты. Кроме того, данная структура может быть запутанной для новичка. Из этого следует, что существует множество неудачных сценариев, которые никогда не будут реализованы, так как данная система является слишком простой для сложных историй.

В больших историях часто возникают трудности при применении определенных терминов. Например, мы наблюдаем сцену, где один персонаж преследует главного героя. Но какой это момент истории? Кульминация, развязка или отдельная сцена? В рамках строгой системы трех актов становится сложнее вплетать подобные сюжетные линии, если не хватает точных инструментов для повествования.

В основной сюжетной линии персонажи оказываются на задних ролях, поскольку система не предоставляет им отдельного положения. Как правило, недостаточное освещение их характеров делает второстепенных героев неяркими и скучными.

Основной изъян системы заключается в частом недостатке сильного сюжета, особенно для сценаристов, которым существенно важно создать увлекательный и захватывающий продукт в условиях жесткой конкуренции с фильмами, полными запутанных интриг и переплетений сюжетных линий.

Если взглянуть на недостатки в целом, можно сказать, что одной из потенциальных проблем трехактной структуры является недостаточная выразительность автора. Когда писатель виртуозно обращается с языком и знает, как правильно построить сюжет, его труд имеет все предпосылки для успеха.

Описание актов

Раскроем теперь больше деталей об основных этапах структуры: завязке, развитии и развязке. Для лучшего понимания представим примеры их использования в произведениях, а также опишем методику, предложенную французским писателем и режиссером Ивом Лавандье в его книге «Драматургия. Искусство рассказывания историй: кино, театр, опера, радио, телевидение, комиксы» [И. Лавандье, 2019].

Акт первый: завязка

Основной целью автора в первом акте является заинтриговать читателя и погрузить его в сюжетную линию произведения. Важно создать такое начало, которое бы привлекло внимание читателя и заставило его неотрывно погружаться в историю. Если первые строчки не вызовут интереса, произведение рискует быть отложенным в сторону.

В первом этапе автору обязательно требуется вовлечь читателя в ход событий независимо от жанра произведения - будь это драма, проза, комедия или иное.

  • включить в историю главного героя;
  • ввести антагониста главного героя;
  • показать читателю, где будет происходить действие;
  • заложить начало развития будущей истории в аспекте конфликта;
  • обозначить суть и причины конфликта.

Не будет лишним указать на неожиданный сюжетный разворот, который может оказаться не совсем логичным на первый взгляд. Автор придумал еще один интересный прием в начале повествования - отвлечь читателя от предсказуемого исхода.

В первом акте, развитие сюжета происходит медленными темпами, но к концу второго акта оно ускоряется, приближаясь к развязке. Хотя в конце первой части можно добавить эффект неожиданности, который не только отвлечет читателя от ожидаемого развития сюжета, но и заинтригует его, заставив продолжать чтение. Отличной идеей будет поставить мини-хэппи-энд в конце первого акта, чтобы создать ложное ощущение у читателя, что все будет хорошо с главным героем.

Акт второй: развитие сюжета

Существует неофициальное правило в драматургии, которое гласит: "чтобы удержать внимание, нужно делать хуже". Это правило работает в литературе, кино и театре. Народ любит сочетание блага и развлечений, и в данном контексте "хуже" относится именно к этой составляющей человеческой потребности.

Чем более захватывающим развивается сюжет, чем сильнее герои проникаются эмоциями страданий и боли, тем выше вероятность того, что читатель погрузится в историю и не сможет оторваться от ее прочтения.

Второй акт представляет собой эпицентр развития конфликта, где автор имеет полную свободу создавать его структуру в соответствии с собственной фантазией. Главной целью в этом акте является постепенное нарастание напряжения и интенсивности от начала, которое пришлося на конец первого акта, до максимального предельного напряжения, чтобы затем быстро завершить действие в третьем акте.

Во втором акте заключаются все сюжетные линии развития истории.

Акт третий: развязка

Раскрытие сюжета является настоящей катастрофой, требующей накопления огромного напряжения у читателя. В данной точке происходит разрешение ситуации:

  • обрывается;
  • разрешается полностью;
  • разрешается на время.

Вы будете лишены впечатления неполноценности, автор даст вам свободу завершить историю в соответствии с вашими фантазиями. Возможно, то, что происходит в третьем акте, сохранит высокое напряжение и оставит горьковатый привкус, окончательно формируя ваше впечатление о произведении. В случае сторителлинга или продажного текста, итоговый момент часто решает, будет ли потенциальный клиент приобретать услугу или нет.

В теории, составление текста можно разделить на три акта. И далее мы рассмотрим их на примере сериала и художественного произведения.

Трехактная структура на примерах

На примере анализа фильма "Бойцовский клуб" по трехактной структуре, основанного на романе американского писателя Чака Паланика, становится очевидным использование системы трех актов в кинематографии. Хотя лента была выпущена в 1999 году, ее истинное значение не было полностью раскрыто на рубеже тысячелетия. Главный герой истории - молодой человек из состоятельной семьи, страдающий от хронической бессонницы, вызванной отвращением к потребительской культуре и социальному беспорядку, а также от понимания, что люди становятся пленниками своих собственных желаний. На тот момент, когда такие идеи еще только набирали силу в обществе, концепция фильма была встречена неоднозначно. Однако лишь спустя несколько лет, в 2009 году, как фильм, так и роман, получили культовый статус [New York Times, 2009].

Теперь рассмотрим трехактную структуру сценария на примере фильма.

Акт 1: завязка

С самого первого момента повествования, автор знакомит нас с безымянным протагонистом, который приоткрывает завесу над своей историей. Он обладает всем необходимым для комфортной жизни: занимает должность менеджера в престижной компании, общается с людьми, обладающими подобными статусами, и находится на восходящей карьерной лестнице.

Несмотря на все упомянутое, у него страдает от психологического расстройства, что еженочно причиняет ему бессонные ночи и иногда смешивает ощущаемую боль с фантазиями. В поисках решения своих проблем, наш герой обращается к психотерапевту, который настоятельно рекомендует ему посетить тренажерный зал или присоединиться к анонимной группе мужчин, сталкивающихся с подобными проблемами. Это похоже на своеобразный "круг друзей" со схожими интересами.

Наш герой отправляется на таинственную встречу в начале своего пути. Внезапно встречают его взгляды на мужчин, страдающих от непобедимой болезни – рака яичек, и на миг он проникается глубоким чувством осознания. Однако, эта яркая эмоция быстро омрачается и снова отходит в тень.

События происходят в период смены тысячелетий, в середине 90-х и начале 2000-х годов. Один судьбоносный день главный герой встречает Тайлера, запоминающегося продавца мыла, чей характер в полной противоположности его собственному. Но после этой встречи, когда менеджер возвращается домой, он обнаруживает расхолодевшие оба от криков души помещение - ошеломляющий взрыв оставил дом в руинах, и причины произошедшего остаются невыясненными.

Автор не только знакомит читателей со сильными персонажами и устанавливает место действия, но и строит интригу вокруг взрыва в доме главного героя, подчеркивая его безразличность к происходящему.

В фильме в этом моменте довольно точно поставлена точка.

Акт 2: сюжет

В течение всего художественного произведения, герои вступают во взаимодействие, противостоят друг другу, а именно в этом сплетается сюжет. Во втором акте рассказчик и Тайлер создают тайный мужской клуб, в котором развивается основная событийная линия.

В данной киноленте присутствует огромное количество персонажей, а сюжет непрерывно развивается, сохраняя при этом некоторую предсказуемость. Для своего времени, а именно 1999 года, фильм оказался достаточно привлекательным для неопытного зрителя. В историю картины вписана линия событий, которая глубоко затрагивает идеи потребительства - автор и Паланик великолепно демонстрируют, как стремление к приобретению новых предметов и различных благ может привести к определенным последствиям.

В конце двадцатого века идет активная сегментация потребителей под рекламные кампании с использованием различных критериев. Маркетологи борются за привлечение внимания аудитории, стремясь продать максимальное количество товаров и услуг. В такой реальности люди начинают терять свою самоидентификацию и словно окутываются туманом. Брендовые вещи, такие как кеды, часы или парфюм, становятся модными. Авторы обсуждают эффективную таргетинговую рекламу в поисковых системах, которая поджигает желание потреблять и приобретать новые вещи.

Акт 3: развязка

Зритель легко понимает, что фильм подходит к своему завершению благодаря увеличивающейся напряженности сюжета. В "Бойцовском клубе", как в книге, главной развязкой становится момент исчезновения Тайлера после автомобильной аварии, что делает рассказчика героем лишь воспоминаний. К сожалению, другой участник клуба, Боб, погибает в ходе выполнения очередного задания, в результате чего рассказчик стремится прекратить свою разрушительную деятельность.

Следуя по стопам Тайлера, наш герой обнаруживает, что клубы, аналогичные его собственному, возникли во всех больших городах. И что самое интересное, их участники принимают нашего героя за Тайлера. В конечном счете выясняется, что Тайлер - это всего лишь вымысел, главный герой и его альтер-эго, неявная сторона его личности, которую он не разглашает. Это проекция, сжатие подавленных желаний. И оказывается, что главный герой сам уничтожил свой "гламурный" дом. А в то время, пока рассказчик находился в бессознательном состоянии, его альтер-эго задумало уничтожить несколько крупных финансовых корпораций.

Кульминацией данной истории является финал, который насыщен захватывающими событиями: отважные полицейские, вступившие в ряды банды "Разгром", решают самостоятельно дезактивировать взрывное устройство, а также происходит грустное завершение жизни Тайлера.

Используя трехактную структуру сценария, создатели этого фильма ярко продемонстрировали, что она может быть ключевым элементом в создании высококачественного кино, которое впоследствии становится культовым произведением [New York Times, 2009]. Важно отметить, что данная лента была снята в конце 90-х годов, когда рынок киноиндустрии не был так насыщен фильмами, как в настоящее время.

Сегодня трехактная классическая структура сценария становится все реже практикуемой, поскольку сценаристам требуется использовать более сложные и захватывающие сюжетные структуры, чтобы увлечь зрителей. Однако, она все еще находит свое место в некоторых скетчах, сериалах с одним эпизодом и непритязательных фильмах.

Приемы трехактной структуры для копирайтера и блогера

Три акта представляют собой всеобщую формулу для тех, кто занимается написанием текстов. Будь то сценарии, блоги, рекламные видеоролики или статьи, трехактная структура кино является идеальным вариантом, в котором есть главный герой, рассказывающий историю от своего имени или от лица другого персонажа.

В своей лекции "Три этапа развития копирайтинга" известный профессор-философ МГУ Александр Назайкин представил компактное руководство для авторов, занимающихся копирайтингом [Назайкин, 2022]. По мнению автора, структура играет ключевую роль в достижении глубины и сложности текста, а также позволяет избежать повторений. Все эти аспекты согласуются с творческими возможностями писателей, работающих в разных жанрах.

Александр Назайкин анализирует акты и делит их на отдельные компоненты, каждое из которых развивается последовательно в три маленьких акта. Это метод способствует нарастанию конфликта и предотвращает повторение, что, кстати, позволяет избежать ошибок, о которых говорил Джон Труби. Такая структура помогает истории развиваться постепенно, набирая обороты.

Теперь рассмотрим построение актов с точки зрения А. Назайкина.

Завязка

Акт – это ключевое звено, которое составляет до 25% общего объема рассказа. Для того чтобы добавить разнообразия и придать ему интереса, можно воспользоваться различными методами:

Экспозиция играет важную роль в создании истории, она помогает подготовить почву для развития конфликта. Вместо глубоких диалогов в этом разделе предлагаются обстоятельства и рассматривается главный герой со всех сторон. Основная задача экспозиции – познакомить зрителя или читателя с будущим сюжетом, не заморачиваясь на этом слишком долго. Подход "Показывайте, а не рассказывайте" прекрасно работает здесь. В соответствии с теорией Назайкина, если конфликта нет, аудитория погружается в историю сильнее всего, когда она постепенно раскрывается, когда информацию добывать сложно. Предыстория лучше всего раскладывать по всему первому акту. Некоторые факты могут использоваться для привлечения внимания, а другие – для сосредоточения сюжета и создания неожиданных поворотов.

В первом акте хорошей драматической историей является ретроспективная сцена. Она позволяет зрителям быстро ознакомиться с прошедшими событиями, создавая при этом невероятное напряжение. Такая история раскрывает, что и когда произошло перед главным событием и объясняет, почему главный герой находится в таком состоянии. Ретроспективная сцена идеально подходит для экспозиции и быстрой вовлеченности зрителей в основную сюжетную линию.

Описание предыстории сюжета может быть исключительно интересным с помощью приема, известного как сон героя. Этот мощный инструмент может служить как вводной части, так и важной компонентой повествования.

Закадровый комментарий – это техника, используемая в сценариях, которая позволяет обогатить первый акт данными, юмором и многоплановостью.

Волнующая эмоция – заключительный этап первого акта, момент, когда накопилось достаточно напряжения для развития сюжета и перехода к главным событиям. Направляющий момент – событие, которое побуждает историю к активному развитию. В рамках волнующей эмоции предполагается действие, которое вынуждает главного героя выйти из своей привычной зоны, погрузившись в драматическую ситуацию. Согласно автору, это событие может стать кризисным моментом для героя и одновременно его удачной возможностью.

Представленные средства существенно расширяют потенциал автора, приступающего к созданию истории, делая ее запоминающейся и оригинальной.

Прогрессия усложнений истории

Одна из самых важных частей текста, которая занимает значительную долю - до половины всей истории. Эта часть успешно объединяет и контекстуализирует события, создавая прочную основу для завершения истории.

Для того чтобы привлечь и удержать внимание аудитории, необходимо использовать уникальные и запоминающиеся детали, которые помогут создать яркую и живую картину. В нашем арсенале имеется несколько эффективных инструментов:

Ситуация, где главный герой оказывается, стала еще более драматичной, придавая ей больше напряжения и повышая риск в его борьбе. Изначально угроза касалась только его карьеры, но по мере развития сюжета, появились угрозы жизни и даже будущему человечества. Во время путешествия герой может испытывать сильные эмоции или втягиваться в опасные приключения.

Возможность дальнейшего развития конфликта путем включения действий враждебных сторон. Увеличение напряженных ситуаций, которые создают преграды на пути главного героя в кино с трехактной структурой, а также преодоление внутреннего сопротивления - очень важное правило для достижения успеха фильма.

Искусное использование иронии создает яркий контраст между событиями и их последствиями. Однако, стоит помнить, что слишком много иронии может нарушить основной сюжет истории, поэтому ее необходимо дозировать. Идеальное представление фактов позволяет аудитории самостоятельно сделать выводы и воскликнуть: "Какая замечательная ирония!"

Прогрессия является важным инструментом для удержания внимания аудитории. Если ее не применять, существует опасность, что статья или книга будут бросены наполовину прочтенными, а зрители кино начнут скучать в середине просмотра. Чтобы избежать утомительности долгого второго акта, его можно разделить на несколько отдельных актов.

Развязка

В трехактной структуре фильма на развязку приходится 25% всего объема истории. Интересно, что третий акт может быть самым коротким из всех трех частей. Это его особенность в том, что история в нем резко усложняется, ведя главного героя к катастрофическому положению. В этот момент достигается пик напряжения, называемый кульминацией, где все разрешается - находится решение проблемы или происходит гибель героя. Таким образом, история достигает баланса, и ситуация необратимо изменяется в лучшую или худшую сторону. По крайней мере, становится ясно, в каком направлении она движется.

Третий акт развязки начинается с высшей точки напряжения, достигнутой во втором акте, и заканчивается разрешением главного вопроса сюжета. Оно представляет собой не только завершение, но и принятие логического решения в отношении основной проблемы. Например, даже если главный герой оказывается побежденным, добро все равно торжествует над злом.

Для того чтобы закрепить материал статьи еще более эффективно, предлагаем перед тем, как перейти к итогу, пройти небольшой тест.

А теперь подытожим.

Резюме

Для создания любого сценарного, художественного или информационного текста, который будет привлекать любую аудиторию, полезно придерживаться трехактной структуры сюжета. В статье А. Назайкина вы найдете различные приемы и инструменты, которые помогут вам разрабатывать интересные материалы для презентации продуктов или себя. Не забывайте тренироваться, чтобы совершенствовать свои навыки в создании увлекательных текстов.

Одним из эффективных способов освоить навык ясного изложения мыслей является наше уникальное обучающее мероприятие под названием "Сторителлинг". Здесь вы научитесь выражать свои мысли убедительно и креативно, чтобы привлечь внимание читателей и вдохновить их на действия, которые вы предлагаете. Кроме того, на программе "Современная риторика" вы сможете овладеть как традиционными, так и современными приемами ораторского искусства. Эти ценные навыки пригодятся вам не только для успешных выступлений и убедительных презентаций, но и в сфере видеоблогинга и во всех других ситуациях, где необходимо эффективно взаимодействовать с аудиторией, будь то онлайн или офлайн.

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказчика: как достичь совершенства в истортеллинге
  • Отличные методы создания увлекательного сюжета
  • Мастерство сценариста: создание непревзойденного сценария
  • Как оживить персонажа: секреты создания ярких героев
  • Увлекательные истории: не только из темного подвала
  • 7 ключевых приемов искусства рассказчика
  • Уроки от мастеров истортеллинга: книги, которые следует изучить
  • Все, что вы хотели знать о технике сторителлинга
  • Магический предмет: ключевой элемент любой истории
  • Лайфхаки для истортеллера