Блог
Книги и учебники

Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое изложение

Эрик Берн, известный психолог, продолжил развивать идеи психоанализа Фрейда и предложил общую теорию и методы лечения нервных и психических заболеваний. В своей работе он уделил особое внимание "трансакциям" - отдельным взаимодействиям, которые являются основой межчеловеческих отношений. Берн обнаружил, что некоторые из этих трансакций имеют скрытые цели и назвал их играми. На данной странице мы и проект smartreading.ru представляем вам краткое изложение книги Эрика Берна "Люди, которые играют в игры" - одного из наиболее известных психологических произведений XX века.

1. Транзактный анализ Эрика Берна

Основная концепция Эрика Берна - транзактный анализ - играет важную роль в сценарном анализе. В своей книге "Люди, которые играют в игры", он подробно описывает эту концепцию, которая является отправной точкой для понимания его исследования. Согласно Эрику Берну, каждый человек имеет три состояния Я, а точнее, три Эго-состояния. Те, в свою очередь, определяют, как мы взаимодействуем с окружающими и каковы итоги данного взаимодействия. Поэтому понимание и освоение этих состояний становится ключевым в процессе сценарного анализа.

  • Родитель
  • Взрослый
  • Ребенок

Изучение данных состояний фокусируется на транзактном анализе. В своей концепции, Берн предполагает, что в каждый отдельный момент нашей жизни мы находимся в одном из трех состояний, а именно: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эти состояния могут меняться множество раз и моментально. Например, только что руководитель общался со своим подчиненным в роли Взрослого, а через считанные секунды образовалось обиженное детское состояние, а через минуту он начал наставлять своего подчиненного из родительской позиции. Берн называет каждый такой обмен единицей общения - транзакцией, отсюда и название его концепции - транзактный анализ. Чтобы избежать путаницы, Берн пишет названия этих состояний с заглавной буквы: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре), в то время как те же самые слова в их обычном, относящемся к конкретным людям, значении пишутся со строчной буквы.

Свою сущность состояние "Родитель" черпает из образцов поведения, привитых в раннем детстве. Внутри этого состояния человек воспринимает мир, мыслит, действует, говорит и реагирует так же, как его родители когда-то поступали с ним. Он как бы копирует их образцы поведения. Важно понимать, что состояние "Я-Родитель" включает в себя два аспекта - один наследован от отца, другой - от матери. Состояние "Я-Родитель" может оживаться и важность его воздействия особенно заметна при воспитании собственных детей. Даже когда это состояние не выглядит выраженным, оно неизменно оказывает влияние на поведение человека, играя роль совести.

Вторая форма состояния моего сознания заключается в объективной оценке происходящих со мной событий, при этом я опираюсь на свой прошлый опыт, чтобы рассчитать возможности и вероятности. Это состояние, которое я называю "взрослым", по аналогии с работой компьютера. Когда я нахожусь в этом состоянии, я полностью присутствую здесь и сейчас. Я адекватно оцениваю свои действия и принимаю ответственность за них, полностью осознавая все, что я делаю.

У каждого человека внутри есть некий маленький ребенок, присущий как мальчикам, так и девочкам. В некоторых случаях мы все еще чувствуем, мыслим, действуем, говорим и реагируем так же, как делали в детстве. Это особое состояние, которое я называю "Ребенок". Не следует путать его с детским или незрелым поведением. Скорее, это сознательное возвращение к определенному возрасту, преимущественно двух-пяти лет. Это наши мысли, эмоции и переживания, которые возникают из нашего детского опыта. Когда мы в состоянии Эго-Ребенка, мы становимся контролируемыми объектами, предметами воспитания и обожания - мы снова становимся теми, кем мы были в детстве.

Какое из трех состояний Я более конструктивное и почему?

По мнению Эрика Берна, зрелая личность формируется, когда человек становится господином в своем поведении и проявляет в нем состояние Взрослого. Однако, если Ребенок или Родитель занимают доминирующую позицию, это может привести к неадекватному поведению и искажению восприятия мира. Поэтому основной задачей каждого из нас является достижение баланса между этими тремя состояниями, сделав роль Взрослого главенствующей.

Почему Эрик Берн придерживается мнения о неконструктивности состояний Ребенка и Родителя? Потому что состояние Ребенка часто ведет к непропорциональному манипулированию, реакциям на импульсах и отсутствию готовности или способности принять ответственность за свои поступки. Но состояние Родителя влечет за собой преобладание контрольной функции и стремление к совершенству, что также несет определенные риски. Давайте для наглядности посмотрим на конкретный пример.

Человек совершил ошибку, и в случае, когда его эго-родительский инстинкт преобладает, он начинает самокритиковаться, упрекать себя и зацикливаться на этой ситуации. Он постоянно возвращается к прошлому и анализирует, что он сделал не так, пытаясь исправить свою ошибку. Этот внутренний диалог может продолжаться бесконечно долго, особенно в случаях, когда люди гоняют себя по одному и тому же вопросу на протяжении многих лет. Очевидно, что такая негативная самокритика может привести к психосоматическим расстройствам. Важно понять, что такое отношение к ситуации не изменит ее реальность, а только усилит психическое напряжение. Отношение эго-родителя не приводит к конструктивным результатам, а лишь ухудшает обстановку.

И что делает Взрослый в таком случае? Он признает свою ошибку и говорит: "Да, я совершил ошибку, но я знаю, как исправить её. В следующий раз, когда столкнусь с такой же ситуацией, я буду помнить этот опыт и постараюсь избежать такого исхода. Я обычный человек и не идеален, и у меня также могут быть ошибки". Это то, как Взрослый разговаривает с самим собой. Он берёт на себя ответственность за свои поступки и не отрицает ошибку, но при этом он осознаёт, что не всё в его жизни зависит только от него. Он извлекает урок из этой ситуации, который поможет ему в будущих подобных ситуациях. Главное здесь - отсутствие лишней драматизации и излишних эмоций. Взрослый не тащит за собой эмоциональный "хвост" навсегда. Именно поэтому такая реакция является конструктивной.

Как поступает человек, находящийся в состоянии Эго-Ребенка, в подобной ситуации? Он реагирует обиженно. Но почему так происходит? В то время как Эго-Родитель несет полную ответственность за происходящее и самокритично себя винит, Эго-Ребенок, наоборот, склонен считать, что неудача обусловлена действиями матери, начальника, друга или кого-то другого. Возникнувшее разочарование и обида становятся результатом их действий, и поэтому Эго-Ребенок решает отомстить или даже прекратить общение с ними.

Эта реакция представляет собой серьезный эмоциональный "хвост" для человека, который, тем не менее, перекладывает ответственность на другого. Но какие результаты это может принести? Испорченные отношения с тем, кому приписывается вина за ситуацию, а также утрата ценного опыта, который мог бы оказаться бесценным в случае повторения подобной ситуации. И она обязательно повторится, поскольку стиль поведения, приведший к ней, не изменится. Более того, длительное и глубокое обидчивое отношение с Эго-Ребенком часто становится основой для серьезных заболеваний.

Согласно мнению Эрика Берна, в нашем поведении необходимо избегать доминирования состояний Ребенка и Родителя. Однако, на определенном этапе жизни эти состояния могут и должны проявиться. Без них жизнь человека будет подобна супу без соли и перца - кажется можно есть, но что-то не хватает. Временами нам нужно разрешить себе быть Ребенком: переживать по пустякам, проявлять спонтанное эмоциональное выражение. Это абсолютно нормально. Однако, важно определить, когда и где мы можем позволить себе это делать. Например, на деловом совещании подобное поведение является крайне непозволительным. Всему должно быть свое время и место. Состояние Эго-Родителя может оказаться весьма полезным, особенно для преподавателей, лекторов, воспитателей, родителей, врачей на приеме и других подобных профессий. Именно в состоянии Родителя человеку гораздо проще управлять ситуацией и нести ответственность перед другими людьми в рамках данной ситуации.

2. Сценарный анализ Эрика Берна

Поговорим сейчас об анализе сценария, который является основой для книги «Люди, занимающиеся играми». Эрик Берн пришел к выводу, что судьба каждого человека запрограммирована в юном возрасте. Это осознавали уже священнослужители и учителя средневековья, которые говорили: «Дайте мне ребенка до шести лет, и получите его обратно вот так». Опытный воспитатель детсада даже может предвидеть, какая судьба ожидает ребенка, будет ли он чувствовать себя счастливым или несчастным, станет ли он победителем или проигравшим.

Согласно теории Эрика Берна, сценарий жизни представляет собой подсознательный план, формирующийся в раннем детстве и влияющий преимущественно родителями. Как отмечает сам Берн, этот психологический импульс с огромной силой направляет человека вперед, на встречу с его судьбой, и часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Человеческое стремление к определенному финалу преобладает даже над тем, что люди пишут о себе в автобиографиях и заявлениях о приеме на работу. Мы часто слышим о людях, которые желают заработать много денег, но в конечном итоге они их теряют, в то время как окружающие все богаче. Также есть те, кто ищет любовь, но находит ненависть даже в тех, кто охотно выражает им свою любовь.

За первые два года своей жизни ребенок в основном формирует свои мысли и поведение под влиянием своей матери. Это время является основным периодом, в котором закладывается протокол и основы его будущего «сценария», где ему определиться в роли: «молота» или «наковальни». Этот фундаментальный скелет, о котором говорит Эрик Берн, он называет жизненной позицией каждого человека.

Жизненные позиции как «первичный протокол» сценария

В первые годы жизни ребенка развивается важная качественная черта - базовое доверие или недоверие к окружающему миру, которое влияет на формирование его убеждений относительно:

собственность свой («У меня великолепно, моя жизнь на высоте» или «У меня проблемы, моя жизнь в разрухе»).

На первом месте влияния на нас всегда стоят наши родители, которые непрерывно оценивают нас, говоря слова вроде "Ты талантливый, все получится" или "Ты негодяй, у тебя всегда что-то не так".

В центре взаимоотношений находятся простые двусторонние позиции - Ты и Я. Они представлены знаками плюс (+) и минус (–), которые олицетворяют соответственно позиции "все в порядке" и "не все в порядке". Комбинация этих единиц создает четыре возможных двусторонних позиции, которые являются основой "первичного протокола" - ядра жизненного сценария каждого человека.

В представленной табличной форме обозначены 4 основные жизненные стойки. У каждой стойки не только свой уникальный сценарий, но и собственная незабываемая конечная точка.
У каждого индивида присутствует установка, которая определяет его сценарий и служит основой его жизни. Отказаться от такой установки столь же сложно, как удалить фундамент из-под своего собственного дома, не причинив ему ущерба. Однако, порой профессиональное психотерапевтическое лечение может помочь изменить такую установку. Или же, сильное чувство любви - этот мощный лекарь, может сыграть важную роль в изменении жизненной расстановки. Вот пример непоколебимости такой установки, приводимый Эриком Берном.

Будучи убежденным, что он сам беден, а другие богаты, этот человек (переворот), несмотря даже на то, что вдруг получает большую сумму денег, не изменит своего мнения. В его собственной оценке он останется бедным, просто везучим. Тем временем, тот, кто считает важным быть богатым в отличие от окружающих бедняков, (противоположность), не отступит от своей позиции даже в случае потери богатства. Для всех вокруг он останется тем "богатым" человеком, который просто временно испытывает финансовые трудности.

Также, причиной устойчивости жизненной позиции является то, что люди, исповедующие первую позицию (Я +, Ты +), часто вырастают в лидеров. Даже в самых экстремальных и сложных ситуациях они продолжают сохранять высокий уровень самоуважения как к себе, так и к своим подчиненным.

Иногда в нашей жизни мы встречаем людей, которые кажутся непостоянными в своих убеждениях. Они постоянно пересекаются между позициями «Я +, Ты +» и «Я –, Ты –», или между «Я +, Ты –» и «Я –, Ты +». Эти люди обычно имеют нестабильную и тревожную натуру. С другой стороны, существуют и стабильные личности, которые, по словам Эрика Берна, держатся своих позиций независимо от того, являются они положительными или отрицательными. Таких людей в большинстве.

Позиции играют не только роль в формировании нашей судьбы, но и являются ключевыми в нашей повседневной коммуникации. Первое впечатление, которое мы ощущаем от других людей, определяется их позицией. И в большинстве случаев, подобное притягивает подобное. Люди, обладающие позитивным взглядом на себя и на мир вокруг, склонны общаться с аналогично мыслящими, а не с теми, кто всегда недоволен. Люди, ощущающие свое превосходство, предпочитают объединяться в различных клубах и организациях. Бедность также любит компанию, поэтому люди с низким достатком тоже склонны собираться вместе, чаще всего с целью выпить. Люди, ощущающие бесполезность своих усилий, обычно пребывают около пабов или на улицах, наблюдая за прохожей жизнью.

Сюжет сценария: как ребенок его выбирает

Итак, ребенок уже осознает, как должны относиться к нему другие люди и как он сам должен относиться к ним. Он также начинает понимать, что значит быть "таким, как я". Следующим этапом в развитии его сценария является поиск истории, которая отвечает на вопрос: "Что происходит с людьми, такими, как я?". Рано или поздно, ребенок услышит историю о ком-то, кто похож на него. Это может быть сказка, рассказанная родителями, история, переданная бабушкой или дедушкой, или рассказ об однокласснике или соседке, услышанный на улице. Но где бы ребенок ни узнал эту историю, она произведет такое сильное впечатление на него, что он сразу поймет и скажет: "Это про меня!".

Это услышанная история может стать неотъемлемым скелетом для его сценария, ставшим объектом его усердных попыток реализации на протяжении всей жизни. Обладая потрясающей силой, она может включать в себя разнообразные составляющие, будь то:

* герой, на которого ребенок хочет быть похожим;

Возможен случай, когда злодей может послужить примером для ребенка, если он найдет подходящее объяснение для его поступков.

* тип человека, воплощающий в себе образец, которому он хочет следовать;

Сюжет – это концепция события, позволяющая переключаться между различными персонажами.

* перечень персонажей, мотивирующих переключение;

Возможно, вам знакомо понятие набора этических принципов, которые определяют, когда следует проявлять гнев, чувствовать обиду, испытывать чувство вины, ощущать верность своим убеждениям или наслаждаться победой.

Таким образом, начиная с самых ранних лет, каждый ребенок выстраивает свои собственные взгляды и позиции в жизни. Он формирует свой будущий план, основываясь на том, что видит и слышит. Этот план становится его первым сценарием. Если внешние обстоятельства сработают в его пользу, то жизненный путь этого человека будет развиваться в соответствии с этим сценарием.

3. Виды и варианты сценариев

Жизненные траектории образуются в результате трех основных направлений. В этих направлениях существует множество вариаций. Следовательно, Эрик Берн классифицирует все траектории на:

  • победителей,
  • непобедителей,
  • неудачников.

В мире сценариев, тот, кто неудачник, называется Лягушкой, а победителями являются Принц или Принцесса. В основном родители хотят, чтобы их дети были счастливыми, но только в рамках выбранного ими сценария. Они против изменения роли, которую избрали для своих детей. Мать, воспитывающая Лягушку, хочет, чтобы ее дочь была счастливой Лягушкой, однако она сопротивляется любой попытке дочери стать Принцессой («Почему ты думаешь, что ты сможешь…?»). Отец, который воспитывает Принца, конечно же, желает счастья своему сыну, но он предпочитает видеть его скорее несчастным, чем Лягушкой.

Эрик Берн определяет победителя как человека, который решает достичь определенной цели в своей жизни и в конечном итоге добивается успеха. Однако, важно отметить, какие цели человек ставит перед собой. Хотя Родительское программирование является основой для их формулировки, окончательное решение принимает Взрослый. Таким образом, человек, поставивший перед собой цель пробежать стометровку за десять секунд и достигший этого, считается победителем, в то время как тот, кто стремился к результату в 9,5 секунды и пробежал за 9,6 секунды, не достиг своей цели и поэтому можно сказать, что он непобедитель.

Кто же такие эти непобедимые? Важно не путать их с неудачниками. Их целью не является победа, а скорее сохранение уже достигнутого уровня. Непобедимые, как правило, отличаются превосходными качествами граждан и сотрудников, так как всегда проявляют лояльность и благодарность к судьбе, независимо от ее проявлений. Они не создают проблем другим людям. Общество отмечает их приятное общение. В то же время, победители создают много проблем окружающим, так как всю свою жизнь они борются, втягивая в эту борьбу других людей.

Однако большинство неприятностей возникают из-за неблагополучного окружения и неправильных решений. Эти неудачники остаются таковыми, даже достигнув некоторых успехов. Когда они попадают в беду, они стремятся причинить несчастье также и своим близким.

Как определить, к какой категории — победители или неудачники — принадлежит человек? Берн утверждает, что это можно легко определить, изучив его речь. Победитель обычно говорит так: «В следующий раз точно достигну успеха» или «Теперь я знаю, как добиться этого». Неудачник же склонен говорить: «Если бы только…», «Я, конечно же…», «Да, но…». Люди, которые не добиваются успеха, выражаются таким образом: «Да, я сделал это, но по крайней мере я не…» или «В любом случае, благодарю за это».

Сценарный аппарат

Для разбора сценария и определения ключевых моментов, необходимо овладеть сценарным аппаратом. По мнению Эрика Берна, сценарный аппарат состоит из общих элементов, характерных для любого сценария. Важно вспомнить о трех состояниях Я, о которых мы говорили ранее.

Итак, элементы сценария по Эрику Берну:

Сценарный финал: благословение или проклятие

Однажды, в порыве гнева, один из родителей выкрикнул ребенку слова: "Пропади ты пропадом!" или "Чтоб ты провалился!". Стоит отметить, что подобные фразы являются не только крайне грубыми, но и содержат указания на возможные смертные исходы. Заявление вроде "Ты кончишь, как твой отец" в случае, если отец является алкоголиком, можно сравнить с вынесением пожизненного приговора. Чаще всего подобные высказывания формируют негативный сценарий развития жизни для детей. Важно учесть, что ребенок способен прощать и принимать решение только после многих подобных "транзакций", возможно, даже после десятков или сотен таких случаев.

У победителей вместо проклятия звучит родительское благословение, например: «Будь великим!»

Сценарное предписание

Предписания играют важную роль в нашей жизни, они определяют, что нужно делать и что запрещено. Особенно ценными являются предписания первой степени, которые являются социально приемлемыми и мягкими. Они представляют собой прямые указания адаптивного характера и могут быть подкреплены одобрением или мягким осуждением. Например, мы можем услышать фразу "Ты вела себя хорошо и спокойно" или "Не будь слишком честолюбивым". Эти предписания помогают нам достичь успеха и стать победителями.

Чтобы убедиться, что дети не смогут нарушить правила, второстепенные (искусные и строгие) предписания подаются иначе, не прямо, а скрытым образом. Такая методика является великолепным инструментом формирования дисциплинированности и устремленности в достижении целей («Не забывай уважать отца», «Будь тише и не произноси ничего»).

Предоставлены указания третьей степени, которые влияют на формирование неблагополучных ситуаций. Они представляют собой несправедливые и отрицательные приказы, содержащие неправомерные запреты, основанные на страхе. Такие указания мешают ребенку избавиться от вредоносного влияния фраз, таких как «Не подходи ко мне!» или «Не быть умным» (= «Хочу чтобы ты исчез!») или «Не жалуйся!» (= «Желаю тебе неудачи!»).

Для того чтобы дети хорошо усвоили предписания, необходимо повторять их часто и наказывать за несоблюдение. В некоторых экстремальных случаях, как например, с детьми, которые пострадали от насилия, одного наказания достаточно для того, чтобы предписание запомнилось навсегда.

Сценарная провокация

От провокаций рождаются не только неприятности, но и нежелательные последствия в будущем. Примером служит одобрение родителей поведения, идущего на руку заправилу «Выпей!». Создание подобной атмосферы провокации происходит благодаря действиям Злого Ребенка или «демона» родителей, которое обычно придаются резкому смеху. В самом раннем детстве поощрение быть молчанкой может иметь такие формы: «Он у нас шалун, ха-ха» или «Она у нас капризуля, ха-ха». В дальнейшем этому сопутствуют более конкретные примеры поддразнивания: «Он всегда стукается головой, не иначе, ха-ха».

Моральные догмы или заповеди

В данном случае речь идет о наставлениях, которые помогают справиться с ожиданием и заполнить свободное время перед наступлением финала. Такие наставления передаются из поколения в поколение, чтобы помочь людям научиться жить правильно. Например, можно советовать экономить деньги, усердно трудиться и вести себя прилично. Однако, возникают ситуации, когда эти советы противоречат друг другу. Родителям иногда приходится сталкиваться с внутренними противоречиями, когда отец советует экономить, а ребенок поддразнивает и советует всё потратить в моментальной игре. Иногда же супруги могут советовать разные вещи по поводу трат. Например, один из родителей может настаивать на экономии, в то время как второй будет советовать потратить средства. Это внешнее противоречие. К примеру, совет «береги каждую копейку» может означать, что необходимо сберечь деньги, чтобы в будущем потратить их все сразу.

Ребенок, оказавшийся между двумя противоречивыми наставлениями, часто называют "попавшим в мешок". Он ведет себя так, словно не реагирует на окружающие обстоятельства, а отвечает на что-то, что происходит в его собственной голове. Если родители поместили в этот "мешок" какой-либо талант и оказали ему поддержку в качестве будущего победителя, то возникает так называемый "мешок победителя". Однако, большинство людей, оказавшихся в "мешках", становятся неудачниками, поскольку не в состоянии адекватно реагировать на ситуацию.

Родительские образцы

Кроме того, родители делятся своим опытом о том, как можно применять их наставления в реальной жизни. Это выступает в качестве образца или программы, которая формируется под руководством родителя-взрослого. Например, девочка может стать настоящей леди, если мать научит ее всему, что нужно знать настоящей леди. С помощью подражания, как делают многие девочки ее возраста, она может научиться улыбаться, ходить, сидеть, а позднее ее научат также одеваться, соглашаться с окружающими и вести себя вежливо, даже когда она говорит "нет". В случае с мальчиком, родительский пример скорее повлияет на выбор его будущей профессии. Ребенок может сказать: "Когда я вырасту, я хочу быть юристом (полицейским, вором), как папа". Однако, воплотится ли это в жизнь или нет, зависит от материнской программы, которая гласит: "Займись (или не займись) чем-то рискованным и сложным, так же как (или не как) твой отец". Наставление начнет действовать, когда сын увидит восторженное внимание и гордую улыбку, которые матери выражают, слушая рассказы отца о его достижениях.

Сценарный импульс

У детей время от времени возникают стремления, которые противоречат тому, что родители прописывают в сценарии, например: «Презирать!», «Игнорировать!» (вместо «Быть ответственным!»), «Потратить все сразу!» (вместо «Экономить деньги!»), «Сделать наоборот!». Это импульс, который исходит от скрытого в подсознании «демона».

Часто мы испытываем сценарный импульс как реакцию на бесконечное число предписаний и наставлений, то есть на сверхсценарий.

Антисценарий

Возможностей снятия заклятия предполагается много, например, "После сорока лет ты сможешь достичь успеха". Это волшебное разрешение известно как антисценарий, или внутреннее освобождение. Однако, часто в сценариях неудачников единственным антисценарием становится смерть: "Ты получишь свою награду на небесах".

Анатомия сценарного аппарата представляет собой сложный механизм. Управление сценарием осуществляется через сценарный финал, предписания и провокации, которые называются контролирующими механизмами. Их формирование происходит в течение первых шести лет жизни. Однако, чтобы противостоять сценарию, возможно использование четырех других элементов.

Варианты сценариев

Эрик Берн изучает разнообразные варианты сценариев на примере героев греческой мифологии, сказок, а также наиболее часто встречающихся в реальной жизни персонажей. В основном, рассматриваются сценарии тех, кто не смог достичь успеха, поскольку психотерапевты чаще всего сталкиваются именно с этими людьми. Например, Фрейд описывает бесчисленные истории таких неудачников, в то время как единственными победителями в его работах являются Моисей, Леонардо да Винчи и, конечно же, сам он.

Давайте рассмотрим некоторые сценарии успеха, неуспеха и промежуточных результатов из книги "Люди, которые играют в игры" Эрика Берна.

Варианты сценариев неудачников

Театральное произведение "Вечные муки Тантала, или Никогда" рассказывает о судьбе мифического героя Тантала. Известно, что Тантал страдал от голода и жажды, хотя рядом с ним были вода и дерево с плодами, которые он не мог достать. Людям, чья жизнь подобна этому сценарию, родители запрещают иметь то, чего они действительно хотят, в результате чего их жизнь полна искушений и "мук вечного желания". Эти люди живут под влиянием Родительского проклятья, которое наполняет их страхом перед тем, чего они на самом деле больше всего желают, и потому они наказывают себя сами. Основная идея этого сценария заключается в убеждении, что "Я никогда не достигну того, чего я действительно сильно желаю".

Сюжет фильма "Арахна, или Вечная ткачиха" вдохновлен древним мифом об Арахне. Главная героиня, изумительная ткачиха, решает поставить себя на равне с богиней Афиной и вызывает ее на конкурс в искусстве ткачества. Наказание за такую дерзость не заставило себя долго ждать: Арахна превращается в паука, вынужденного вечно плести свою паутину.

Решающим фактором в данном сценарии является постоянное употребление слова "всегда", активизирующего негативные действия. Этот сценарий распространен среди людей, непрестанно услышавших от своих родителей (учителей) злободневные замечания: "Ты всегда останешься бомжом", "Ты всегда будешь такой ленивый", "Ты всегда неспособен довести дело до конца", "Ты никогда не избавишься от лишнего веса". Такой сценарий создает цепь событий, известную как "полоса неудач" или "серия невезений".

"Меч Дамокла" - сценарий, в котором главный герой на короткое время вступает в роль царя, чтобы познать блаженство. Однако, во время пира он замечает обнаженный меч, свисающий над его головой на волосинке от коня, и осознает хрупкость своего счастья. Суть этого сценария заключается в зависшем мече над головой, который символизирует выполнение родительской задачи, но с негативными последствиями. Например, "Когда вы замужем, будете сожалеть" (в итоге: неудачное бракосочетание, нежелание вступать в брак или трудности в семейной жизни). Или "Когда у вас появится ребенок, вы поймете меня!" (в итоге: повторение материнской программы после рождения ребенка, нежелание иметь детей или бесплодие). Люди, у которых такой сценарий, живут, будто каждый день - последний, всегда ожидая невзгод в будущем. Они подобны однодневным бабочкам, их жизнь лишена перспектив, и, к сожалению, они часто становятся жертвами алкоголизма и наркотиков.

«Снова и снова» представляет собой схему Сизифа, легендарного царя, который прогневал богов и вынужден был бесконечно катить камень в подземном мире. Каждый раз, когда камень приближался к вершине, он неизбежно скатывался вниз, и процесс начинался заново. Это иллюстрация классического сценария «Чуть-чуть не…», где одно «Если бы только…» сменяется другим. Сценарий «Сизиф» является примером неудач и разочарований, поскольку даже при достижении близости к цели всегда наступает облом. Основная идея заключается в повторном и бесконечном «Старайся, пока можешь». Это программа, сосредоточенная на процессе, а не на результате, бесцельный и утомительный «сизифов труд», который ни к чему не приведет.

Создание сценария «Розовая Шапочка, или Бесприданница» погружает нас в захватывающую историю о главной героине, которая сталкивается с чувством сиротства и одиночества. Розовая Шапочка, несмотря на свою наблюдательность и способность поддерживать позитивный дух, испытывает сложности в планировании и осуществлении своих планов, предоставляя эту задачу другим. Однако, благодаря своей готовности прийти на помощь, она завоевывает множество друзей. Несмотря на это, она постепенно погружается в одиночество, обращаясь к алкоголю, стимуляторам и снотворным, и часто мучается мыслями о самоубийстве.

Розовая Шапочка - это история о жизни девушки-неудачницы, которая постоянно находится в неприятных ситуациях и теряет все, чего старается достигнуть. Этот увлекательный сценарий построен на принципе ограничений: "Тебе нельзя делать это, пока ты не встретишь своего принца". Его основа - принцип "никогда": "Никогда не проси ничего для себя".

Варианты сценариев непобедителей

Сценарий «Рай на небесах», также известный как «С открытым концом», олицетворяет характер непобедителей. Он вдохновлен легендой Филемона и Бавкиды - неразлучной и любящей пары, которая из их доброты была превращена богами в лавровые деревья. Таким образом, некоторые старые люди, беспрестанно следовавшие родительским наставлениям, спокойно проводят остаток своих дней в "растительной" форме, словно шумные листья на ветру, обмениваясь новостями, услышанными где-то вдалеке. Это судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, чья жизнь была полна труда и соблюдения внутреннего порядка и родительских предписаний.

«Старые бойцы не умирают, или “Кому я нужен?” – увлекательный сценарий, который рассказывает о судьбе старого солдата, ощутимо встрявшего в мирное время. Несмотря на его неутомимый труд и усилия, результаты не приходили. Бесстрастный наблюдатель жизни, он становился несчастным свидетелем радостей других людей, не умея самих принять в них участие. В глубине души он всегда желал помогать людям, однако так и не находил возможности стать тем, кто действительно нужен».

«Старый боец» — сюжет «безпроигрышной» победы. Проявлять активность, стремиться к успеху — для многих ветеранов это символ чести, однако их сценарий сориентирован на «необходимо», ограничивающий возможность стать победителем: «Необходимо дожидаться приглашения, прежде чем идти вперед». В основе сценария лежит позже: «После завершения войны остается лишь плавно угасать». Время ожидания смерти наполняется возможностью оказывать помощь людям и воспоминаниями о прошлых сражениях.

Варианты сценариев победителей

В сказочном сценарии «Золушка» искушенным глазом зрителя можно заметить исключительно счастливые моменты в детстве главной героини, пока на ее белоснежном пути была присутствующей ее заботливая мать. Однако, жизнь жестоко испытывала прекрасную Золушку, приводя ее к грустным событиям, произошедшим на волшебном балу. Но когда все кажется затянутым покрывалом тоски, героиня внезапно получает непредсказуемую удачу, которая, согласно сценарию, восстанавливает ее веру в себя как "победителя".

Что происходит после свадьбы, воплощение ее сценария? Золушка совершает потрясающее открытие: самые захватывающие ее люди оказываются не в придворных дамах, а среди посудомоек и служанок, занятых на кухне. Во время своих каретных поездок по маленькому "королевству" она часто делает остановки, чтобы поговорить с ними. Со временем этими прогулками начинают интересоваться и другие придворные дамы. В один прекрасный день Золушке-Принцессе пришла идея собрать всех дам, которые ей помогают, и обсудить их общие проблемы. Это стало началом "Дамского общества помощи бедным женщинам", с Золушкой в качестве президента. Таким образом, "Золушка" нашла свое место в жизни и внесла свой вклад в благосостояние своего "королевства".

Великое произведение наступило на сцену - сценарий "Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем иначе". Наш главный герой, Зигмунд, запал в душу мечтой стать великим человеком. Его трудолюбие и усердие были неоспоримыми, и он нацелился на проникновение в высшие сферы общества, где мечтал найти свой рай. К несчастью, ему не дозволили это осуществить. Но настоящий гений не останавливается перед трудностями, и Зигмунд решил окунуться в пучину ада. В этом демоническом царстве не было места иерархии, где все было решено и предопределено. Именно там Зигмунд, сотканный из авторитета, сумел обрести свой собственный авторитет. Так грандиозным был его успех, что вскоре и высшие сферы общества покорились силе ада и переместились в его недра.

Это история о "преодолевателе". Однако, на его пути к величию возникают многочисленные преграды, задаваемые окружающими. Вместо того чтобы тратить время на их преодоление, он избегает их, и находит путь к достижению великих вещей в другом месте. Зигмунд следует сценарию жизни, основанному на принципе "можно" - "если один путь оказывается непригодным, можно попробовать другой". Герой берет неудачный сценарий и превращает его в успех, несмотря на противодействие окружающих. Это становится возможным благодаря открытости к альтернативным возможностям, которые позволяют избежать преград и достичь желаемого. Такая гибкость не является помехой на пути к успеху.