Блог
Известные личности

Парадокс Чжуан-Цзы: кто все-таки спит?

Что происходит с нами, когда мы засыпаем? Может быть, мы в действительности не только спим, но и погружаемся в альтернативную реальность сновидений? Этот увлекательный вопрос занимает ведущих писателей, кинематографистов, философов и исследователей. Один из первооткрывателей идеи о возможности жить другую жизнь во сне - китайский философ Чжуан-Цзы, который жил в 4-ом веке до нашей эры.

В течение более двух тысяч лет просветленные умы человечества стремятся разгадать загадку парадокса, знаменитого благодаря сновидениям Чжуан-Цзы, в котором он видел бабочку (или, возможно, она увидела его). Так же, как и множество писателей, философов и ученых, мы также предпримем попытку исследовать эту загадку.

На программе "Когнитивистика" вы научитесь применять 20 новых техник мышления, позволяющих расширить границы вашего мышления и подходить к решению задач более креативно и эффективно. Это значит, что вы сможете не только лучше усваивать новую информацию, но и размышлять на абстрактные и философские темы, а также успешно решать повседневные и рабочие задачи. За два месяца вы сможете достичь значительных результатов и принимать судьбоносные решения. Кроме того, программа "Самопознание" поможет вам определить ваши истинные жизненные цели, раскрыть свои сильные и слабые стороны, и научит вас работать с ними.

Кто такой Чжуан-Цзы?

Чжуан-цзы, также известный как Учитель Чжуан, занимает ведущее место среди знаменитых философов Древнего Китая и является одним из основателей даосизма. Его скромное происхождение ставит его в стан прародителей философии, родившейся в эпоху Сражающихся царств и имеющей свойство проникать сквозь время и пространство. Родился в 369 году до н. э. в городе Мэн царства Сун, Чжуан-цзы оставил яркий след в истории Китая до объединения страны.

Информация о жизни Чжуан-Цзы ограничена. В одной из записок Ши цзи, сохранившихся у Сыма Цяня, мы можем прочитать следующие слова: "Чжоу служил надзирателем в месте Циюань в провинции Мэн. Он был современником Хуэй-вана из Лян и Сюань-вана из Ци". Мэн, где Чжуан-Цзы служил, находится в современной провинции Хэнань в Китае. Считается, что там ранее проживали потомки свергнутой династии Шан-Инь, известные своим уважением к древним обычаям. Однако, как видно, эти влияния не сказались на Чжуан-Цзы [С. Ю. Рыков, 2022].

Существует предположение о том, что философ не всю свою жизнь провел на Мэне и в определенный момент времени переехал в южное китайское государство Чу, где широко признавались и ценились шаманские традиции. Отголоски этого периода можно найти в книге Чжуан-цзы.

Философ олицетворяет оригинальность и неповторимую индивидуальность, оставляя незабываемое впечатление на чтение его современниками. Мастерски играя с логикой и приемами пародии, он открывает портал в мир насмешек над государственной службой и излишним богатством. Используя не только слова, но и впечатляющие поступки, он появляется перед царем в одежде наизношенной красоты, выставляет на посмешище присланных послов местного правителя, пытающихся убедить его занять какую-либо ответственную государственную должность.

Хорошо, вот рерайт абзаца:

Чжуан-Цзы свергал принятое общество и его ритуалы, представляя серьезную угрозу для традиционной китайской культуры. Именно поэтому знаменитая книга и парадоксальные идеи Чжуан-Цзы привлекли особое внимание не только в Китае, но и в других странах.

Книга Чжуан-Цзы

Одним из наиболее впечатляющих достижений, о котором знают потомки, является трактат Чжуан-Цзы, который считается важным литературным изданием Китая. В этом произведении Чжуан-Цзы отразил мифопоэтическую традицию Чу, в которой он оказался по обстоятельствам своей службы, и где он обрел свободу, отстранившись от канцелярской службы. Книга состоит из 33 глав и примерно 66 тысяч иероглифов, но, как полагают, исходный текст был длиннее на треть по сравнению с тем, что дошло до нас в настоящее время.

Текст был отредактирован Лю Сяном - известным китайским историком, текстологом и экспертом в области старинных канонов династии Ранняя Хань [BNF, 2022]. С целью облегчить восприятие, трактат был разделен на три части.

«Внутренние» - период, охватывающий первые семь глав, сосредоточен на понятиях «неба» и «естественности».

От 8 до 22 главы книги рассматриваются темы "внешнего" - человека и искусственности.

* «Смешанные» – с 23 по 33 главы.

Предполагается, что только "внутренние" главы принадлежат Чжуан-Цзы, и они стали основой для создания даосизма. Остальные главы, согласно данной версии, были написаны его учениками и относятся к апологетам примитивизма, школе Чжуан-цзы, сторонникам индивидуалиста Ян Чжоу и авторам 2 века до н. э., которые стремились объединить даосизм, конфуцианство и другие учения (Большая российская энциклопедия, 2022).

"Чжуан-Цзы", известная книга, прежде всего посвящена пути Дао и принципам даосизма. В рамках данной философии, учение о гармонии становится вершиной, а в основе лежит понимание природы и ее сущности, а также самопознание и осознание внутреннего мира. Правда, единообразного определения Дао не существует, как пишет Энциклопедический словарь Китайской философии. В книге "Чжуан-Цзы" Путь определяется как понимание принципов Ли, основополагающей категории китайской философии, которая описывает рациональное упорядочение, структурность и закономерность, присущие каждой душе и вещи в целом, а также духовной жизни.

Цель Дао заключается в поиске гармонии и правильного действия. В современном мире, где все бурлит и движется быстро, философия привлекает все больше внимания – людям становится важно обратиться к себе, определить свои истинные желания и цели, чтобы избавиться от ненужных обязательств, которые навязывают общество, маркетинг и жизненные обстоятельства.

Великий философ Чжуан-Цзы, описывая свои уникальные взгляды в книге, под названием «Чжуан-Цзы», утверждал, что жизнь и смерть являются неотъемлемыми частями единого целого. Он также утверждал, что наивысшая радость может быть достигнута только через познание и понимание нескончаемых «10 тысяч превращений», сливающихся в единую гармонию через Дао - философский концепт, пронизывающий всю реальность [Большая российская энциклопедия, 2022].

Для полного понимания философского трактата «Чжуан-Цзы» необходимо обладать способностью мыслить не только конкретно, но и абстрактно. Читатели этой книги отмечают, что ее понять не так просто – это не легкое чтение на несколько вечеров. Требуется вдумчивое чтение, иногда с возвращением на несколько глав или страниц, чтобы достичь более глубокого понимания происходящего. Однако, стоит отметить, что все зависит от конкретного перевода. Переработанная редакция трактата «Чжуан-Цзы» Виногродского Б. Б., российского китаеведа и писателя, считается читабельной и структурированной версией. Автор В. В. Малявин представляет более сложный вариант перевода, который передает полностью философский подтекст произведения.

"Технологии межличностной коммуникации: Парадокс и контрпарадокс Чжуан-цзы" - это захватывающая аудиокнига от автора Виногродского Б. Б., в которой он виртуозно применяет философию знаменитого китайского мудреца. Эта история представляет собой увлекательную лекцию, в которой писатель самостоятельно читает свои мысли и разъясняет важные моменты. Книга исследует тему построения эффективных межличностных коммуникаций любого характера, особый акцент делается на понимании устройства личности, ее сознания и взаимодействия с телом в контексте учения Чжуан-цзы.

Желание изменить других людей человеку присуще, и в своей книге автор предлагает эффективные методы воздействия на собеседников путем использования правильных стратегий внушения и управления их сознанием. Кроме того, книгу можно приобрести и в традиционном печатном формате, но ее также возможно прослушать, особенно весьма приятно, поскольку озвучкой «Технологий межличностной коммуникации» занимается сам Б. Б. Виногродский.

Познакомиться с трактатом "Чжуан-Цзы" возможно как через скачивание книги, так и чтение ее онлайн. Эти притчи - небольшие рассказы, написанные в соответствии с принципами даосизма. Они идеально подходят для чтения даже маленьким детям, чтобы не принужденно донести до них мудрость предков. Притчи доступны всем, однако, по желанию, короткие рассказы из "Чжуан-Цзы" можно приобрести на бумаге и читать, например, перед сном, чтобы после вдумчиво обдумать прочитанное и погрузиться в приятные сновидения.

Чжуан-Цзы: цитаты

Если мы обратим внимание на цитаты из «Чжуан-Цзы», то станет ясно, что этот текст имеет свойство провоцировать и вызывать реакцию в китайской культуре эпохи Сражающихся царств.

Цитаты, которые дают простор для размышления о собственной жизни и действиях:

* «Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей».

«Стремление к власти – величина, определяемая наказанием; обряды ее призывают и оберегают; знания служат ее основополагающей опорой, а добродетель позволяет привлечь к себе людей».

"Развивай навык замечать скрытое и воспринимать тихие звуки. Только во мраке ты сможешь обнаружить ослепительный свет, а лишь в безмолвии услышишь нежные гармонии".

В книге можно найти цитаты, которые заставляют философа идти по тонкой черте между нравственностью и общепринятыми нормами.

"Тому, кто беззастенчиво украдет крючок с пояса, грозит строгое наказание, но тот, кто отнимает целое царство, обретает власть над ним."

* «Не все предсказания сбываются, но иногда лучше не предсказывать».

Эти высказывания могут вызвать живой обсуждение и показаться необычными. Например, "Никто не может прожить дольше, чем умершее дитя... Небеса и Земля также возрастны, как и я, и все вещи имеют одну сущность".

Важно иметь в виду, что цитаты представляют собой отдельные высказывания, которые владеют особой значимостью. Однако, их значение может измениться в контексте, отличаясь от первоначального смысла. Весьма привлекательной особенностью цитат является возможность каждому читателю самостоятельно присвоить им свой собственный смысл и задуматься над ним.

Парадокс Чжуан-Цзы

"Однажды Чжуан-цзы во сне погрузился в удивительное приключение, где он обернулся бабочкой. Он полностью погрузился в этот опыт, не осознавая своей истинной природы, что он на самом деле Чжуан-цзы. Однако, когда он вдруг проснулся, он оказался в полной растерянности, поскольку был Чжуан-цзы, и теперь не мог определить: снится ли ему, Чжуан-цзы, что он - бабочка, или, возможно, самой бабочке снится, что она - Чжуан-цзы?!"

Светлые умы разных наук и философий уже более двух тысяч лет пытаются разгадать этот удивительный парадокс. Кто же на самом деле видел кого во сне: мудрец либо видел бабочку, либо бабочка явилась во сне мудрецу? До сих пор эта загадка остается неразрешенной, предоставляя простор для фантазии и размышлений. К сожалению, никто до сих пор не смог найти логическое объяснение этому явлению.

Сомнологи – эксперты, посвященные научному изучению сна с целью понять, какие процессы происходят в организме человека во время погружения в сон. В частности, интерес для них представляет отношение между сновидениями и реальностью. А на разгадку Парадокса Чжуан-Цзы, который привлекает внимание и философов, и ученых, также направлены усилия исследователей.

Осознанное сновидение: научный подход

Исследователям удалось подтвердить, что во время сна возможно осознанно воспринимать пространство и время, как это происходит, например, в осознанных сновидениях.

Сон состоит из двух фаз: медленной (NREM) и быстрой (REM), что соответствует скорости движения глаз. Быстрая фаза, занимающая четверть времени полноценного сна, характеризуется полным расслаблением тела и активностью глазных мышц, а мозг работает практически так же, как во время бодрствования. Именно в этот момент происходят осознанные сновидения, как установлено исследованиями Селии Грин, директора Института психофизических исследований в 1968 году [РБК Тренды, 2022].

В 1975 году доктор Кит Хирн обнаружил удивительную возможность передачи сигналов из мира сновидений в реальность через быстрые движения глаз. Он провел эксперимент с Аланом Уорси, который согласился стать его подопытным исследователем. В результате осознанного сновидения, Уорси сумел выполнить специально заданную последовательность движений глазными яблоками, которую была зафиксирована при помощи электроокулографа, подключенного к его телу. Несколько лет спустя, в 1980 году, психофизиолог Стивен Лаберж опубликовал свою диссертацию, в которой он также изучал психофизиологию осознанных сновидений. По его исследованиям также стало ясно, что восприятие времени в таких снах очень близко к реальности. [Springer Link, 1980].

Парадокс бабочки Чжуан-Цзы: ненаучный подход

После проведенных исследований стало ясно, что специалисты научно подтверждают возможность осознания пространства и времени во время сновидений. Однако, возникает вопрос о признании объектов из сновидений реальными и принадлежащими к физическому миру. Этим вопросом активно занимаются мыслители и представители эзотерических направлений, ища его окончательный ответ.

Виртуальное путешествие души в пространстве вариантов – так Вадим Зеланд, писатель и создатель Трансерфинга, описывает сновидения. Каждую ночь мы отправляемся в этот мир возможностей и переживаем там виртуальную жизнь. Несмотря на отсутствие материальной основы, она вполне реальна. Подобно философии Чжуан-Цзы, понять это можно лишь с расширенным сознанием. Ведь как соединить в одной связке "виртуальную жизнь" и "реальность"? Тем не менее, это наиболее близкое доказательство мыслей древнего китайского мыслителя с точки зрения нашего современного мира.

Писатель и учитель в суфийской традиции, Идрис Шах, указывал на одно из основных заблуждений человека - уверенность в своем существовании, тогда как на самом деле он находится в состоянии просто отвлеченного сна перед наступлением настоящей жизни. Это утверждение близко к парадоксу бабочки во сне, но до сих пор не имеет объяснения или фактического обоснования.

В словах Чжуан-цзы простертая глубокая истина: все события и явления окружают нас, однако мы их не понимаем. Чудесная магия жизни проявляется перед нашими глазами, но мы не замечаем источника этого чуда. Все вокруг нас взаимосвязано и каждый индивидуально, и все же люди склонны придавать большую ценность лишь той части знания, которую они уже усвоили. Они не умеют использовать неизведанное, не осознают его потенциал в достижении новых познаний.

Эффект бабочки в кинематографе

Примеры стертости границ между сном и реальностью есть в современном кинематографе.

Фильм "Эффект бабочки" (2003) рассказывает историю Эвана, подверженного странной болезни, которая лишает его памяти о некоторых эпизодах с его участием – эпизодах, связанных с необычными или ужасными событиями. Путешествуя по страницам своих дневников, герой возвращается в детство, где, изменяя свои действия, переписывает судьбу. Во время просмотра фильма реальность и фантазия соединяются, когда герой изменяет даже малейшие детали уже воспроизведенного прошлого, что имеет революционное влияние на его будущие судьбоносные события.

Превосходный образец мирового кинематографа, где наблюдается потрясающий эффект стирания границы между реальностью и сновидением, представляет нам Джеймс Кэмерон с его награжденной Оскаром кинолентой "Аватар" (2009 г.). К началу фильма мы четко понимаем: военные сливаются с альтернативным "я", живущим в реальной жизни на многогранной планете Пандора. Однако, главному герою так сильно удается полностью вжиться в свой "новый образ" со всей его насыщенной жизнью, что он сам теряет понятие о различии между сновидением и реальностью. В результате его гибели аватар, несомненно, остается продолжать свое существование. Теперь встает вопрос: какую сторону истинной реальности в итоге выбирали герои?

Одним из ярких примеров исследования границ реальности и мистического мира является культовый фильм «Матрица», созданный сестрами Вачовски в 1999 году, а также его последующие части. Уже в самом начале картины нам предлагается вспомнить строки из популярной песни: «Если верить киношникам, мы загружены в Матрицу». Этот фильм непосредственно ставит перед зрителем вопросы о границах познания мира и вызывает размышления о нашем понимании реальности.

«Что такое Матрица? Абсолютное подавление. Матрица представляет собой виртуальный мир, сотворенный компьютером, с целью свести нас к марионеткам и лишить нас индивидуальности» (Морфеус).

Вездесущая Матрица - она нас окружает (…) Кажется, ее можно заметить, когда глядишь в окно или включаешь телевизор. Она ощутима, когда мы работаем, ходим в церковь или платим налоги. Целый мир, заполнивший наше поле зрения, чтобы скрыть истину. – Какую истину? – Ты всего лишь раб, Нео. Так же как и все остальные, ты принужден носить оковы еще с рождения. Ты рожден в тюрьме, которую не можешь ни осязать, ни почувствовать. В заключении для нашего рассудка» (Морфеус).

* «Миллиарды людей живут полноценной жизнью… во сне (Агент Смит).

Эти кинокартинки не напрямую связаны с учением Чжуан-Цзы, однако они вдохновляют на размышления о природе реальности. Может ли быть, что все, что происходит с нами, всего лишь продукт нашей воображаемой экскурсии? Что думаете по этому поводу?

В повседневной жизни многие люди, испытывающие сновидения, иногда ощущают смешение между реальностью и миром снов, непонимая, находятся ли они в состоянии бодрствования или глубокого сна. Это возникает из-за высокой степени реалистичности сна, либо, наоборот, нереальности происходящего в реальности, таких как стрессовые и критические ситуации. Следствием таких смешанных ощущений может быть появление ощущения проживания какого-то события сразу после пробуждения, и только потом осознание, что это было всего лишь сном. Тем не менее, остается открытым вопрос о том, могло ли то, что происходило во сне, на самом деле быть реальностью.

Вспомнить себя

Попробуем рассмотреть реальность и сон с другой стороны.

Давайте вернемся в волшебное детство. Насколько множество ярких воспоминаний хранится внутри каждого из нас? Они могут быть радостными или грустными, волнующими или заунывными. Возможно, мы осторожно стираем воспоминания о том, что произошло до 4-5 лет. В конце концов, вспомнить конкретные моменты, такие как путешествия или наш пятый день рождения, кажется почти невозможным. Однако, начиная с 5-10 лет, нам запоминаются фрагменты воспоминаний, которые, возможно, сложно объединить в одну историю. Но самые яркие и отчетливые моменты из нашего детства мы обычно начинаем помнить с 13-летнего возраста.

Со временем воспоминания о нашем детстве и прошлых событиях становятся все менее яркими и отдаленными. Иногда мы можем даже испытывать ощущение, что все это происходило с кем-то другим, а не с нами. Образы наших близких искажаются и претерпевают изменения, отличные от того, как мы их воспринимали в детстве и в подростковом возрасте. Но что, если все эти воспоминания не являются истинной реальностью, а лишь отражением нашего сна? Ведь мы не можем вспомнить детали этих событий так же точно и ясно, как реальные события. Наш мозг способен извлекать один определенный кадр из нашего подсознания, но не весь сюжет, и такая особенность, как мы уже выяснили, характерна именно для снов, а не реальности.

Интересно отметить, что у взрослых людей есть тенденция полагаться на свои детские воспоминания, даже если они являются всего лишь продуктом фантазии и не имеют реального основания. За время прошедшее с детства, они перестают осознавать это и просто полагаются на внутреннее ощущение, связанное с этим ключевым воспоминанием. Интересно, что такие воспоминания оказывают одинаковое воздействие на человека [Psyholgos, 2022].

Возникает вопрос о том, что на самом деле является истинной реальностью, а что - всего лишь произведением нашего подсознания, которое мы принимаем за воспоминания. Возможно, разделение между этими двумя состояниями не настолько просто, как "уснуть/проснуться". Вероятно, в случае сбоя в системе, наше подсознание извлекает "слайды" с образами людей и событий, выбирая нужные нам картинки в каждый конкретный момент времени.

Что, если настройки нашей системы заставляют нас забыть о реальности существования, усиливая ощущение настоящего момента, словно в фильме "Матрица"? Может быть, прошлое никогда не существовало, а наша воспоминания, запутанные и хаотичные, служат лишь доказательством этой гипотезы? В таком случае, мы - всего лишь бабочки, не материализованные Чжуан-Цзы, который смотрит во сне.

Сам Чжуан-Цзы достиг полного освобождения в области духовного развития и был способен проникать в неизведанное, осветляя его ясным светом своих знаний. Однако привязанность к повседневным делам и логическому мышлению гасит этот свет и заставляет нас действовать по определенным правилам. Чтобы понять истинную природу вещей, а также себя и мир в целом, мы должны включить режим самоанализа и приобрести умение управлять временными потоками в нашем сознании. Этот путь переходит границы всего, что мы знаем.

Размышления о Парадоксе Чжуан-Цзы оставляют много места для вариаций, поскольку его смысл трудно раскрыть обычным "земным" мышлением. Каждый находит свою индивидуальную ответить на загадку. Если вы стремитесь постичь его тайну, настоятельно рекомендуется ознакомиться с трактатом или прочитать притчи, или даже послушать аудиокнигу, о которой уже упоминалось.

Для расширения своего сознания и глубокого понимания как себя, так и окружающих, программа "Когнитивистика" станет идеальным помощником. Благодаря уникальным методикам, представленным в ней, вы приобретете целых 20 новых техник мышления, которые безусловно найдут свое применение в повседневной жизни. Вы взглянете на привычные и сложные вопросы с новой стороны, обратив внимание на детали, которые прежде оставались незамеченными. Например, обнаружите причину неудачного установления отношений с определенным человеком. Возможно, для решения этой проблемы требуется другой подход или иной взгляд, а может быть, стоит рассмотреть ее под другим углом. Именно здесь скрывается ключ к разгадке парадокса Чжуан-Цзы, который может предстать перед вами.

Освоив программу "Самопознание" вместе с расширением техник мышления, вы обязательно начнете взглядывать на свою жизнь, привычки, личные достоинства и недостатки в совершенно новом свете. Вы научитесь использовать их в свою пользу, открывая перед собой бесконечное количество возможностей для саморазвития, любви и достижений.

Откройте новые горизонты своего восприятия – за ними скрываются невероятные сюрпризы, ожидающие вас в будущем!

А для закрепления материала статьи предлагаем пройти небольшой тест:

Советуем также прочитать:

  • Уникальные методы ведения войны: 36 стратегических приемов сторителлинга
  • Мастерство передачи эмоционального опыта: эссенция квалии
  • Как осмыслить сложную литературу: обзор аналитического чтения от Мортимера Адлера
  • Литература для развития критического мышления: выбираем лучшее
  • Сборник книг для самообразования: откройте новые горизонты знаний
  • Любовь, 4BRAIN и развитие навыков мягких навыков
  • Эффект Лачинса: преодолеваем барьеры прошлого опыта
  • Идеальные подходы к самоизоляции: узнайте лучшие техники
  • День обучения для женщин на платформе 4BRAIN: празднуем и вдохновляемся
  • Философия Нового времени: эмпиризм простыми словами