Пассионарность: неизведанная энергия, способная изменить мир
Сущствуют две категории людей, которые воспринимают окружающую действительность и подходят к ней по-разному. Одни, принимая ложбинкой этот мир, пробегают рядом и выпускают громкие возгласы: «Куда быстрится этот мир?!» Однако известная цитата Жюля Ренара лишь частично затрагивает суть понятия "пассионарность". Существует вероятность, что все исторические события происходили под влиянием неосознанной и сильной энергии, которая оказывала влияние как на индивида, так и на целые нации.
В данной статье мы проложим путь, чтобы поговорить о значении пассионарности в нашем ежедневном существовании.
Кому тут больше всех нужно?
В середине 20 века Лев Николаевич Гумилев в своей книге "Этногенез и биосфера Земли" (1979) ввел понятие "пассионарность". Согласно его теории, каждый человек обладает неиссякаемой энергией, необходимой для комфортной жизни. Именно поэтому большинство людей принимают решения, опираясь на инстинкт самосохранения. Они удовлетворяют свои физиологические потребности, обеспечивают себе пищу и сон, занимаются различными деятельностями и стремятся к продолжению своего рода. В их понимании, если уже все устраивает, зачем менять что-то?
Однако среди нас есть люди, которые обладают уникальной способностью накапливать дополнительную энергию, которая возбуждает в них неотразимую страсть к осуществлению своих идей и целей. Эти люди, названные Гумилевым пассионариями, готовы пожертвовать и своей собственной жизнью, и жизнью своих близких, ради достижения поставленной цели.
Искатели страстно стремятся преобразить окружающий мир без каких-либо ограничений, не боясь даже собственной жертвы. Часто их концепции могут казаться утопическими, большей частью непосильными для достижения и иногда совсем не имеют рационального объяснения.
Всегда есть небольшое меньшинство в любой группе людей, которое проявляет пассионарность. И на противоположном полюсе находятся субпассионарии - те, кто не способен на ничто, кроме удовлетворения своих базовых потребностей. Можно назвать их бродягами, наркоманами, алкоголиками или мелкими преступниками (Гумилев, 1979). Тем не менее, под руководством пассионариев они часто превращаются в солдат или мятежников, и под должным руководством способны проявлять активность в какой-либо сфере.
Большинство людей представляют собой гармоничные личности, в которых оба этих аспекта сбалансированы. Это порядочные люди, примерные семьянинены, активные и легко приспосабливающиеся к трудностям. Однако они никогда не будут рисковать своим благополучием и здоровьем ради достижения цели. Если говорить проще, пассионарий готов пойти на риск, чего не могут понять простые люди, которые спрашивают: "Тебе что, больше всего надо?".
Откуда берется избыточная энергия?
Лев Гумилев, потомок знаменитых литераторов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, также проявил талант в поэзии, но в итоге решил сосредоточиться на своей научной карьере. Несмотря на 12 лет, проведенных им в тюрьме, он достиг выдающихся результатов в областях науки, философии, изучения Востока и других. Если в середине прошлого столетия его работы не получили должного признания ни в Советском Союзе, ни за рубежом, то сегодня они уже имеют существенное значение и даже входят в обязательную программу многих ведущих учебных заведений.
Взгляды Гумилева заключают в себе убеждение о влиянии сверхъестественной космической энергии на проявление страстей, которые сами по себе невозможно определить точно, однако их наличие неоспоримо. Подобная энергия исходит от самого космоса, она не поддаётся измерению, но её наличие не вызывает сомнений.
Когда энергия сосредотачивается в определенных местах на Земле, возникает феномен, называемый пассионарным толчком. Этот явление вдохновляет людей-пассионариев, проживающих на данной территории. С их переполненной энергией они приступают к активной деятельности, которая может проявляться по-разному.
Люди неустанно стремятся к переменам, внедряют новые идеи и концепции, поворачивают заданные рамки и создают настоящие шедевры, в результате привлекая восхищение и последование миллионов. Одна страстная душа обладает невероятной силой, способной заполонить окружающих. Всего один энергичный лидер может увлечь огромное количество людей, как стройными шагами военного порядка и громким криком «Ура!». Аналогично, футбольный тренер во время перерыва между полувременами может вдохновить всю команду на победу, завладевая их вниманием и приверженностью [Л. Н. Гумилев, 1980].
Согласно мнению Гумилева, глобальные мировые изменения возникают благодаря страстному порыву и последующей вспышке активности страстных личностей. Чем больше таких людей находится в определенной группе, городе, стране или даже в составе многочисленного народа, тем более динамично развивается территория, в которую, по неведомой причине, попадает космическая энергия.
Лидер или преступник?
Пассионарии чаще всего превосходные ораторы, способные вести за собой толпы людей.
Возможно, с первого взгляда может показаться, что лидерами становятся только представители элиты общества. Но на самом деле это не так. В современной эпохе каждому человеку по силам развить и проявить лидерские качества, независимо от того, обладает ли он ими природным образом или приобретает их в процессе жизни [Л. Н. Гумилев, 1980].
Однако, не каждый человек, проявляющий страстность, становится лидером, и не все его цели могут считаться позитивными. Пассионарные индивиды являются рисковыми и активными, но важно понимать, что страсть способна породить и благие дела, и преступления, олицетворять как творческое вдохновение, так и разрушение, инициировать любые изменения, но никогда не безразличие или бездействие.
Все зависит от внутренней природы человека, которая набирает мощь благодаря влиянию космической энергии, воплощается в процессе трансформации и порождает особей с яркими страстями. Например, гордость вдохновляет на появление полководцев, но если добавить жадности и сформировать энергичность, будет возможность увидеть беспощадного тирана, стремящегося к покорению всего мира.
Лев Гумилев, в своем произведении из 1979 года, приводит примеры настолько выдающихся личностей, как Жанна Д'Арк, Исаак Ньютон, Наполеон Бонапарт и Александр Македонский, чтобы продемонстрировать их вдохновляющую страсть к достижениям. Несмотря на то, что их поступки различны, их объединяет неотразимое желание осуществлять действия.
По словам Гумилева, любая энергия, включая пассионарную, имеет две противоположных стороны, что ведет к биполярным последствиям ее выражения.
Так кто же катит этот мир?
Главное произведение Льва Гумилева – пассионарная теория этногенеза. Согласно его утверждениям, пассионариев можно найти не только среди отдельных личностей, но и в целых народах. Взгляд автора заключается в том, что уровень развития, менталитет и даже желание расширять свои территории у данной этнической группы зависят от количества пассионариев, присутствующих в ней.
Этнос (от греческого ἔθνος – народ) представляет собой группу людей, которая исторически сформировалась на определенной территории и характеризуется общей культурой, единственным языком, единым образом жизни и собственной историей. В своем исследовании, Лев Николаевич рассматривает семь этапов, которые определенный этнос проходит, приводя как к возникновению и развитию новых народов, так и к их исчезновению [Л. Н. Гумилев, 1979].
Фазы этногенеза
Этногенеза начинается с неизменного состояния одного или нескольких этносов. В их рядах никто не стремится к переменам и даже не предполагает их возможности. Когда на одной территории сосуществуют этносы различной культуры и социальной системы, возникают малозначительные конфликты, которые проходят без серьезных последствий. Взаимопонимание уже укоренилось между ними. Однако для того чтобы запустить процесс этногенеза, необходимо наличие направленного энергетического импульса, такого как пассионарный толчок.
Далее все происходит следующим образом:
Волнообразное возникновение новых энергичных этносов подразделяется на скрытый и явный периоды. Скрытый этап, продолжающийся примерно 150 лет, становится толчком для активизации тех, которым наиболее этого необходимо. Они стремятся улучшить свою окружающую среду, осознавая недостатки существующего положения вещей. Возможно, при таком влиянии космической энергии, несколько этнических групп могут пройти через процесс развития и стать новыми этносами. Явный период, имеющий такую же продолжительность - около 150 лет, свидетельствует о стремлении этнических групп модифицировать свою культуру и территории в соответствии с внутренними качествами пассионариев. Некоторые этносы начинают активно разрабатывать свою культуру, делают новые открытия и продвигаются вперед. Однако, в случае, если пассионарии становятся жадными и одержимыми славой, они могут начать агрессивно захватывать территории. Варианты действий многочисленны, однако цель одна - достичь полного могущества.
Этап Акматической фазы протягивается на протяжении около трех веков. За это время этиническая группа приобретает свой собственный и неповторимый облик: укрепляются границы территории, продвигаются все отрасли экономики, формируется оригинальная культура. Во время этого этапа пассионарность временно стабилизируется, а все большее число личностей приобретают гармоничные характеристики.
Этап кризиса. Возникают соперничества среди пассионариев. Одни предлагают вернуться к прежним порядкам, считая текущий путь ошибочным. Другие, напротив, настаивают на продвижении вперед, к более развитому обществу, такому же, как у ближайших соседей. Растет количество субпассионариев, затронутых контагиозным влиянием борьбы, которые становятся участниками гражданских конфликтов. Этот этап продолжается в течение 150-200 лет.
* После завершения всех конфликтов и ссор, государственная власть укрепляется, а богатство начинает активно накапливаться. Прошлые победы и открытия все больше прославляются, в то время как пассионарность и стремление к новому снижаются. Общество жаждет спокойствия, довольствуясь уже имеющимся, и ставя в приоритет технологический прогресс и развитие торговли. Все это приводит к отдалению от природы. Сохраняется иллюзия благополучия, которая скрывает упадок этноса, тогда как оставшиеся пассионарии используют свою избыточную энергию на научные открытия или проявление себя в искусстве. Все это продолжается примерно 300 лет.
В ходе обскурации, этнос сталкивается с самым тяжелым временем, длительность которого составляет приблизительно 300 лет. По мере развития этого периода, пассионарное напряжение начинает снижаться до отрицательного уровня, одновременно происходит резкое увеличение числа субпассионариев. Это негативно сказывается на общественной жизни и самом этносе, приводя к их деградации. Уважение к трудолюбию и интеллекту высмеивается, тогда как коррупция процветает на всех уровнях. Чаще всего, отсутствие конструктивной деятельности приводит к исчезновению государства, вызывая беспорядки и мятежи, которые еще больше ослабляют это общество.
* На окраинах этноса остались огоньки активности пассионариев, которые поддерживают регенерацию.
* Фаза реликтового этногенеза представляет собой завершающую стадию развития. На данном этапе общество сохраняет свою структуру без каких-либо значительных изменений, и активность его членов ограничивается низким уровнем стимуляции. Живя в мире великолепных воспоминаний о прошлом, это общество наслаждается славным наследием своих предков.
Продолжительность всего процесса этногенеза, в среднем, составляет около 1200-1500 лет, при этом последние этапы обычно являются краткосрочными. Причина заключается в том, что пассионарность этноса является крайне низкой, что увеличивает вероятность захвата или уничтожения этноса более могущественными соседями [согласно исследованию Л. Н. Гумилева, 1979].
При благоприятных условиях, таких как отсутствие конфликтных соседей, завершающие этапы могут затянуться на неопределенное время, позволяя этносу сохранять свое существование в памяти и воспевать свои прошлые достижения.
Примеры пассионарных толчков
На основе открытий Л. Н. Гумилева можно сделать вывод, что наша планета периодически подвергается глобальным переменам, вызванным энергичными толчками. Эти периоды длительностью всего несколько лет охватывают обширные территории размером 2-3 тысячи километров, при этом их ширина остается незначительной - до 200 километров. Похоже, некто насиливает планету резкими движениями.
Примеров данного явления можно привести великое множество. Хорошим примером является Египет в 18 веке до нашей эры. В этот период Древнее Царство было разрушено, и на его месте возникло Новое Царство - более могущественное и развитое. История памятников, оставленных Новым Царством, служит подтверждением его величия и важности в развитии древнеегипетской цивилизации. Рассмотрим еще один пример - формирование Рима. Римляне произошли от италийского населения и расположились на территории средней Италии. В ходе своего развития они полностью завоевали эту землю и создали республику с организованным войском и сложной политической системой. Эти исторические факты являются ярким свидетельством важности благоприятных условий и организации для процветания и развития крупных цивилизаций.
В 12 веке произошло удивительное событие, которое является самым ярким примером страстного влияния. Разнообразные народы-кочевники заселяли просторы великой степи и соблюдали свои семейные традиции и нормы. Большинство из них исповедовало несторианское христианство, но в этом регионе также находились монголы, которые отличались от остальных своей собственной религией. Среди них начали появляться особые личности, известные как "люди длинной воли", которые не могли приспособиться к стандартному образу жизни своего рода.
С самого начала, они столкнулись с трудностями, пытаясь выжить среди суровых гор и бескрайних степей. Однако, вынужденные кражей для обеспечения своего существования, они часто оказывались на грани гибели. И вот, великий поворот судьбы произошел, когда они начали объединяться в небольшие отряды, которые в итоге сформировали мощную силу под руководством Тэмуджина, знаменитого Чингисхана. Благодаря его невероятному таланту организатора и дипломатии, во второй половине 12 века была сформирована небольшая орда, которая затем объединила все племена Великой степи, простираясь вплоть до Урала. [Л. Н.Гумилев, 1979].
Критика теории пассионарности
Теория этногенеза Гумилева, погруженная в страсть, не только завоевала популярность, но и взбудоражила умы в научных и исторических средах.
Инициатором живого интереса как у критиков был незначительный, на первый взгляд, фактор - источник пассионарности. Факт в том, что Гумилев сам признавал свое незнание причин ее возникновения. В поисках корня этой пассионарности, он обратил внимание на ее потенциальное внеземное происхождение, что в свою очередь оказалось ударом по нраву многочисленных ученых и сформировало настоящий шторм эмоций.
Согласно астрофизикам, фиксирование космического излучения на Земле происходит равномерно, при этом лишь космический корабль неизвестного происхождения может создать ограниченные узкие полосы излучения, что остается недоказанным в научном сообществе.
Также, эксперты не обошли стороной предложенную Гумилевым концепцию продолжительности жизни различных этнических групп, которые переживают свой расцвет и скорый упадок в течение 1500 лет. Однако, несмотря на это, существуют народы, которые живут гораздо дольше такого срока, включая эскимосов, армян, евреев и китайцев. Все они, каждый в своей манере, опровергают страстные утверждения Гумилева, но наиболее выдающимся примером являются китайцы, которым предполагалось исчезнуть несколько раз. Возможно, они не только не исчезли, но и в настоящий момент не находятся в упадке.
Со времени выдвижения теории пассионарности Л. Н. Гумилевом, она вызвала большое количество критики. В 2012 году все эти различные критические мнения были объединены в одной статье Владимира Александровича Кореняко, кандидата исторических наук и ведущего сотрудника Государственного музея искусства народов Востока [В. А. Кореняко, 2012]. Если вас заинтересовало данное исследование, вы можете ознакомиться с полным текстом критики, в то время как мы подведем итоги.
О чем стоит задуматься?
Мы исследовали вымышленный этнический народ, однако, анализируя мировую историю через призму теории этногенеза, вы легко сможете определить текущую фазу развития интересующей вас этнической группы. Вне зависимости от общественных событий, любые изменения всегда напрямую связаны с уровнем энтузиазма и страсти. Внутренние качества пассионариев играют определяющую роль в механизмах этих преобразований.
Все научные открытия, подвиги, изобретения и достижения, а также любые положительные поступки, становятся неотъемлемой частью нашей истории. Они оставляют глубокий след в памяти общества на многие поколения вперед. Однако стоит помнить, что то же самое может произойти и с пассионариями, обладающими отрицательными качествами. Их страсть может быть направлена на разрушительные цели, которые оставят непоправимые последствия и будут помниться еще долгие годы.
Пассивность и апатичность никогда не приводят к успеху. Именно поэтому страстный взгляд на жизнь, полный энергии и энтузиазма, играет важную роль в прогрессе каждой группы. Теория Гумилева предлагает уникальную возможность не только оценить настоящее, но и предсказать будущее развитие общества. Основываясь на динамике страстей и стремлений, мы можем прогнозировать тенденции развития не только в небольших коммуникационных группах, но и на глобальном уровне.
Для успешного преодоления любого этапа развития, общество в целом должно активно вкладываться в достижение своих целей - прогресса и улучшения общества. Для этого необходимо, чтобы у каждого индивида были положительно сформированные личностные качества. Личностные качества формируются у каждого человека с момента рождения, и родители, в свою очередь, несут прямую ответственность за это.
Для того чтобы научить своих детей ценным навыкам, рекомендуется пройти курс "Воспитание детей" предлагаемый нами. Однако, также следует обратить внимание на то, какие качества мы сами развиваем, не только у своих детей. Важно не забывать о собственном развитии, и в этом наша программа "Самопознание" окажется вам полезной.
Мы от всей души желаем вам достижения уверенности, роста и раскрытия новых перспектив! Кроме того, мы предлагаем вам ответить на один захватывающий вопрос:
Советуем также прочитать:
Раскрытие истории через искусство рассказывания: знакомимся с концепцией сторителлинга
Важность личности в формировании истории: погружаемся в пассионарную теорию
Разбираем личность по ее составляющим: дизайн Человека из кирпичиков
Определяем жизненную силу через VQ: что означает этот коэффициент и почему он имеет значение
Уроки мудрости, которые преподает Артур Шопенгауэр
Исследуем психологические механизмы, которые помогают человеку уйти от свободы: основные тезисы Эриха Фромма
{Название следующего пункта}
Погружаемся в понятие сублимации в психологии
Значимость общего интеллекта: как фактор влияет на развитие личности