Блог
Известные личности

Материализм и идеализм в философии

В философии нет многих вопросов, которые были бы такими фундаментальными и вечными, как вопрос о приоритете материи или сознания. Этот вопрос является одним из основных во всей философии и оказал существенное влияние на ее развитие и углубление. Умысловеды долго пытались понять, что произошло в самом начале и породило все разнообразие жизни и мира. Другими словами, определяет ли бытие сознание или наоборот? Материалистов называют последователями первой точки зрения, а идеалистов - тех, кто придерживается противоположных взглядов.

Понимание сути этих двух философских течений не представляет особых трудностей, однако углубиться в их тонкости, детали и подтипы требует значительной усидчивости. Ориентироваться в теориях идеализма и материализма – дело весьма сложное, особенно учитывая множество имен и терминов, связанных с обоими направлениями, что может вызвать путаницу. В данной статье мы предлагаем вам присоединиться к нам в изучении основных философских направлений.

Давайте рассмотрим основу обоих концепций первичности сущего, их основные идеи и основные теоретические модели, а также представителей, которые активно продвигают эти подходы. Для начала, давайте взглянем на определения и уясним суть взаимосвязи между материей и сознанием.

В чем суть материализма и идеализма

Как уже отмечалось выше, сущность материализма беспримесленная отличается от идеализма в отношении основополагающего: существование или сознание, материя или мышление. Для большей ясности разъясним.

Сторонники материализма утверждают, что материя является первичной и объективной, в то время как сознание, мышление и духовные процессы являются лишь следствием этой материальной формы существования. Сознание полностью зависит от материального мира и подчинено ему.

В отличие от этого, идеалистическая концепция придает основное значение мышлению, сознанию и идеям. Все материальное, все сущее является результатом мыслей и сознания, а значит внешний мир представляет собой отражение внутреннего. Единственной истинной и реальной является то, что мы ощущаем, чувствуем и осознаем, а внешний мир и предметы - это проекция наших внутренних процессов и сенсорных восприятий. В обоих подходах отношение мышления к бытию различается в нескольких аспектах, которые следует рассмотреть отдельно.

Поскольку данная тема не подчиняется строгому научному принципу фальсифицируемости, то есть невозможно однозначно подтвердить или опровергнуть одну из теорий и отвергнуть противоположную, сам вопрос остается без ответа. Споры о том, что возникло раньше - курица или яйцо, продолжаются до сегодняшнего дня, способствуя прогрессу познания.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют два его основных направления - объективный и субъективный идеализм. Они имеют различные взгляды на существующую материю. Объективный идеализм признает существование реального мира, а также мир идей, который играет важную роль в формировании сущего. С другой стороны, сторонники субъективного идеализма полагают, что реальность состоит только из наших ощущений и восприятий, а все, что существует на самом деле, это наш собственный опыт, мысли и сознание. Поэтому внешний мир существует только как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Корни идеализма уходят в глубь веков, в философию Древней Греции. Среди первых сторонников этого подхода можно упомянуть Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они отстаивали концепцию объективного идеализма, признавая существование некоей души, которая порождает и владеет материальным миром. Благодаря этому идеальному, нематериалистическому и психическому началу, человек способен постигать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, переживать возвышенные чувства и духовный опыт.

Скрытая восхищение и глубокое понимание рабочих принципов субъективного идеализма были уделом только самых выдающихся философов. В их философском кругу нашли свое место имена таких гениев, как Джордж Беркли, Дэвид Юм и Иммануил Кант. Они с уверенностью заявляли, что наш мир и все объекты в нем - это всего лишь продукт наших индивидуальных ощущений. В то время как они продвигали эту концепцию, мир вокруг них становился все более таинственным и фантастическим.

Идеализм имеет много общего с религией, что зачастую ставит его под удар критики. В течение Средневековья религиозные и схоластические авторы активно обсуждали божественное происхождение всего сущего как результат мышления Бога. Идеалистические концепции были широко использованы схоластиками и философами того времени для подтверждения существования Бога и религиозных догм.

Кроме этого, критики идеализма находили еще одну причину для своего негативного отношения – его связь с примитивными убеждениями мифологического общества. Сторонники идеализма старались высмеивать его тяготение к анимизму и антропоцентризму, рассматривая их как остаток древних предположений. Важно отметить, что анимизм определяется как убеждение в том, что все объекты и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это философская позиция, полагающая человека в центре мироздания и концентрирующаясь на его благополучии.

На другом конце спектра "бытие - сознание" расположен материализм. Давайте рассмотрим этот философский принцип, анализирующий освоение реальности.

Материализм

Очевидно из названия, что материализм придерживается мнения о том, что материя является единственным, первичным началом существования. Мир вещей реален и объективен - все сущее существует независимо от нашего сознания. Психическое идеальное является вторичным и определяется материальной природой мира. Само наше сознание возникло и развивается благодаря осознанию и восприятию объективной действительности, и оно всего лишь отражает эту реальность. Таким образом, существование определяет наше сознание, а не наоборот.

Материализм, подобно идеализму, имеет богатую историю и был принят несколькими античными философами. Один из наиболее умных ученых Древней Греции, Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), считается основателем атомического материализма. В его воззрениях все является результатом взаимодействия неделимых частиц вещества, называемых атомами. Подразумевалось, что движение этих атомов в космическом пространстве определяет разнообразие форм существующих объектов и явлений. Неудивительно, что Демокрит был предвосхитителем некоторых современных научных представлений о природе окружающего мира.

Среди других известных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Кроме того, материалистические идеи присутствуют и в других философских учениях, которые рассматривают природу человеческого психического состояния. Например, существует концепция, согласно которой темперамент человека определяется характером и пропорциями различных материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Материализм имеет свои подтипы, одним из которых является стихийный. Однако философы Нового Времени продолжили развитие этой концепции, предлагая альтернативную позицию - механистический материализм. В отличие от стихийного, механистический материализм не уделяет внимание диалектике, а сконцентрирован на таких характеристиках материи, как устойчивость, постоянство и неизменчивость. Согласно этому учению, материя является самоцелью, а сознание - ее производной. В результате мир для нас остается недоступным для полного понимания.

Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Жюльен Ламетри, Клод Адриан Гельвеций и Поль Анри Гольбах - эти выдающиеся мыслители были представителями механистического материализма, также известного как метафизический подход. В жившие в эпоху научных и промышленных открытий и прогресса годы, эти философы стремились узнать мир с помощью точных наук и механики. Их философские концепции отражали эту стремительность и исследовательский подход.

Важным этапом в развитии материализма стало создание его диалектической формы. Учение, инициированное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, а затем продвинутое Владимиром Лениным, заложило основы советской научной методологии. Оно объединяет в себе диалектику - учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм - признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Последователи этого философского направления считают, что реальный мир основательно познаваем.

Диалектический материализм обладает рядом сильных черт, таких как всеобъемлющее рассмотрение объекта, объективность и многогранность подхода, гибкость и научность в подходе, признание внутренних противоречий и конфликтующих факторов, а также способность постоянного развития существующих явлений и перехода на новые уровни эволюции.

В сфере материализма существуют три основных варианта. Развиваясь, этот подход к жизни казалось, что способен полностью объяснить устройство мира. Однако даже самый всеобъемлющий материализм не способен ответить на ряд вопросов, связанных с идеальным и неосязаемым. Как объединить эти два полюса жизни - вопрос, который терзал умы мыслящих и размышляющих людей на протяжении веков, и это привело к появлению новых концепций, направленных на разрешение этого противоречия. Некоторые из таких воззрений стоит рассмотреть более подробно в философской теории.

Как совместить материализм и идеализм?

Философская мысль стремится найти способы примирения противоречащих друг другу точек зрения на вопрос о материи и сознании, открывая новые горизонты для познания. Одним из примеров такого философского учения является пантеизм, которое утверждает, что все сущее едино со Богом. Согласно этой концепции, материя и сознание неразделимы, и противоречия между ними исчезают.

Следующим важным концептом является гилозоизм, который утверждает, что все материальное имеет свои проявления душевности. Каждое тело в нашем мире, каждый уголок природы и даже космос являются живыми организмами, которые наполнены Мировой душой.

Однако, высшую степень гармонии между материализмом и идеализмом удалось достичь в концепции дуализма. Сущность этого учения заключается в том, что оба принципа – материальный и идеальный, бытие и сознание, признаются равными и независимыми друг от друга. К этой философской школе относились такие мыслители, как Рене Декарт, Вольтер, Исаак Ньютон и многие другие.

Философская мысль с давних времен стремилась найти общие точки соприкосновения между идеализмом и материализмом, а также объединить их. Однако до сих пор нет определенного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа и материи, мышления и бытия. Философы продолжают искать ответы на другую сторону этого вопроса: возможно ли познать мир вообще? Но это отдельная дискуссия, которую мы, вероятно, обсудим в будущем.

Теперь мы приглашаем вас проверить, насколько хорошо вы усвоили информацию из данной статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Однако есть один вечный дилемма, которую философия старается разрешить уже на протяжении многих столетий - что является первичным: материя или дух, бытие или сознание. В этом вопросе существуют две полностью противоположные точки зрения - материализм и идеализм.

По мнению первого, материальное начало имеет первостепенное значение и превалирует над идеальным, духовным и психическим. Сознание возникает из бытия, которое отражает и стремится понять себя. В рамках материализма можно выделить три основных направления:

  • стихийный материализм Античности;
  • механистический материализм Нового времени;
  • диалектический материализм отцов коммунистической мысли.

В философии, идеализм предоставляет преимущество сознанию. Ощущения и мысли являются первичными и реальными, поскольку с их помощью мы осваиваем мир. Объекты и явления, согласно идеалистам, являются лишь проявлениями этих ощущений. Идеализм философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба взгляда существенно отличаются друг от друга и несовместимы. Тем не менее, дуализм стремился примирить оба этих взгляда, признавая их равнозначность и равноправие. Одно остается постоянным - тема, которая остается актуальной в течение многих веков. Это один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствует развитию и углублению этой дисциплины.

Вы хотите легко ориентироваться в мире философских учений и идей? Предлагаем вам возможность не только познакомиться с концепциями научного мышления, но и развить свои собственные способности. Представляем вашему вниманию онлайн-программу «Когнитивистика», которая научит вас эффективным техникам мышления. Благодаря этим навыкам вы сможете лучше анализировать, принимать решения и находить нестандартные выходы из сложных ситуаций.

Не забывайте задавать вопросы и искать ответы на них, чтобы расширить свои знания и улучшить свое понимание.

Успехов вам в этом!

Советуем также прочитать:

  • Как искать истину: роль позитивизма в философии
  • История и современность: развитие концептуализма
  • Открываем новые грани психологии: квантовая психология
  • Эрнст Мах и его вклад в позитивистскую философию
  • Взаимосвязь между языком и мышлением
  • Понимание процесса познания: введение в теорию познания
  • Влияние массового сознания и манипуляция им
  • Философия Нового времени простыми словами: эмпиризм
  • Почему важно разбираться в философии? Ответ тут