Блог
Известные личности

Эмпиризм в философии Нового времени простыми словами

Вы когда-нибудь задумывались, насколько философия является глубокой и сложной наукой? Может быть, вам кажется, что разобраться во всех этих философских терминах, понятиях и направлениях возможно только после пятилетнего обучения на соответствующем факультете и исследования половины Интернета. Но я уверяю вас, что это не так. Если ваша цель - стать доктором философии, то, конечно, вам потребуется углубленное образование. Но для того чтобы понять и увлечься философией, вам совсем необязательно быть профессионалом в этой области.

Если вам интересно разобраться в философских понятиях и уложить их в голове, то у нас есть хорошая новость: мы предлагаем программу «Когнитивистика», в которой все эти понятия объясняются простыми словами. И не только философские понятия. Убедитесь сами, пройдя нашу программу.

Сегодня мы с удовольствием представим вам познавательный обзор на эмпиризм в философии Нового времени. Откроется перед вами ясная и полная картина о происхождении и прогрессе этого философского направления. Итак, отправляемся в увлекательное исследование!

Эмпиризм в философии

Начнем с основных принципов и поговорим о понятии эмпиризма. В области философии существует множество направлений, каждое из которых старается объяснить этот мир с определенной точки зрения. Обычно название философского направления происходит от ключевого слова, которое кратко описывает суть этого принципиального подхода.

Итак, эмпиризм – термин, происходящий от древнегреческого слова "ἐμπειρία", что переводится как "опыт". Этот философский подход объясняет окружающий мир и его явления исключительно с точки зрения опыта. В основе эмпиризма лежит предположение, что знания можно получать только через непосредственный опыт. Мы можем познать и понять мир через наши собственные наблюдения, эксперименты и практический опыт. Понятие "опытным путем" включает в себя как повседневный бытовой опыт (например, огонь – горячий, дождь – мокрый), так и организацию сложных научных экспериментов для получения более глубокого понимания мира.

Представители философского направления, известного как эмпиризм, утверждают две важные точки. Во-первых, они считают, что все знание можно получить только через наблюдение и опыт. Во-вторых, они утверждают, что мы можем считать знания, теории, догадки и предположения верными только тогда, когда они подтверждаются практическим опытом. Откуда же произошел этот подход? Давайте рассмотрим его подробнее!

Исторический экскурс

Издревле человечество полагалось только на опыт, имея в виду века без книг, письменности и устного наследия. Весь собранный накопленный опыт наших предков передавался следующим поколениям через невербальные способы, точно также, как его передают представители животного мира своим потомкам.

С самого возникновения языка как средства передачи информации, его возможности были ограничены только теми вещами, которые можно было увидеть и услышать самому, либо теми, о чем рассказывали люди, с которыми удалось пообщаться. Один из первых, кто сформулировал эту проблему, был древнегреческий философ Протагор (485-410) и, как свидетельствуют его современники, он утверждал, что "то, что мы ощущаем, и есть реальность".

Разнообразные выражения и анализы относительно субъективного опыта, который предоставляет человеку знания, можно отыскать у различных мыслителей. Однако полноценное философское направление, именуемое эмпиризмом, рассчитывающее на формирование знаний о мире на основе нашего собственного опыта, возникло значительно позднее, уже в эпоху Нового времени. Во взглядах на эмпиризм в философии, основательным является Фрэнсис Бэкон - английский историк и философ (1561-1626).

Философия эмпиризма Ф. Бэкона

Необходимо отметить, что Фрэнсис Бэкон придерживался строгого и научного подхода, основанного на анализе эмпирических данных. Он считал, что научные знания должны базироваться на экспериментах и использовании индукции при обработке полученной информации. Бэкон предлагал двигаться от конкретных наблюдений, сделанных в ходе эксперимента, к более общим выводам.

Эссенция эмпиризма заключается в философии Бэкона, который признавал необходимость основывать науку на принципах эмпиризма. Укоренившись в своих идеях, Бэкон подробно обращается к ним в своей книге "Великое восстановление наук. Разделение наук" [Ф. Бэкон, 1620]. Продолжение этой концепции можно найти во второй части, под названием "Великое восстановление наук. Новый Органон" [Ф. Бэкон, 1620]. Стоит отметить, что выбор термина "Новый Органон" в названии книги представляет ссылку на известный труд "Органон", где Аристотель развил метод дедукции, против которого Бэкон возражает.

Интересно отметить, что увлечение экспериментами сыграло злую шутку с самим Бэконом. В результате переохлаждения он серьезно заболел, когда решил изучить хладосберегающие свойства снега. Ученый закопал тушку курицы в сугроб и постоянно проверял ее сохранность. Ежедневные выходы на мороз и копание в снегу привели к его смерти на пятый день эксперимента.

Для начала следует отметить, что Бэкон был великим философом и историком, которые вносили значительный вклад в область знаний, хотя его профессиональным полем не были физика или биология. Важно отметить, что в возрасте 65 лет длительное переохлаждение может быть опасным для здоровья. Тем не менее, огромное значение новой философии Нового времени, под названием "эмпиризм Бэкона", для развития философской мысли очевидно.

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени

Уже ранее было упомянуто, что в мире философии существует множество различных направлений, каждое из которых объясняет мир из своих принципиальных позиций, которые зачастую противостоят друг другу и даже противоположны. По мере обсуждений и попыток оспорить эти принципы, возникают новые философские направления. Одним из таких направлений стал рационализм, который был вдохновлен эмпиризмом. В отличие от эмпиризма, рационализм считает разум источником знания и основным методом познания - дедукцию.

Корни такого подхода уходят в древнегреческое учение философа Аристотеля, однако он окончательно сформировался как самостоятельное направление философской мысли в эпоху Нового времени. Рене Декарт, французский философ и математик, является основателем рационализма. Сопротивляясь эмпиризму, Декарт утверждал, что опыт может быть субъективным и восприятие может обмануть. Он также указывал на то, что полученные данные в ходе эксперимента не всегда непосредственно указывают на причину изучаемого явления.

Поэтому каждое наблюдение, предположение и знание необходимо проверить разумом, путем отказа от авторитетов и подвергая сомнению все, даже то, что кажется непоколебимой истиной. Эти идеи Декарта были изложены им в книге [Р. Декарт, 1637]. Философская составляющая рационализма, в соответствии с Декартом, представлена в его работе "Размышление о первой философии" [Р. Декарт, 1641].

Эмпиризм и рационализм, несмотря на характерные различия, не следует рассматривать как полностью противоположные философские направления. Каждый эксперимент требует тщательного анализа, при этом методы индукции и дедукции имеют равную значимость и могут быть использованы даже в рамках одного исследования, чтобы проверить выводы и выявить возможные несоответствия.

Дополнительно, немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), известный своими взглядами на рационализм и предпочтение дедуктивного метода, высказал свое мнение в своей книге "Монадология", утверждая, что "почти три четверти действий ученых базируются на опыте" [Г. Лейбниц, 1714].

Книга «Монадология» Готфрида Вильгельма Лейбница полностью посвящена изучению монад, которые представляют собой единые и неделимые сущности. В своем труде ученый охватывает биологические, физические, математические и другие аспекты этих сущностей. В области философии и психологии Лейбниц обосновывает концепцию «врожденных идей», которые служат помощниками человеку в познании мира. В определенном смысле можно считать их тоже монадами, так как они также являются единичными и неделимыми сущностями. Свои идеи о «врожденных идеях» Лейбниц ранее представил в книге «Новые опыты о человеческом разумении» [Г. Лейбниц, 1704].

Очень внимательные читатели, вероятно, заметили, что по ссылке представлен перевод с французского языка, в то время как Лейбниц был немецким ученым. Хотелось бы пояснить, что Лейбниц являлся иностранным членом Французской Академии наук, членом Лондонского Королевского общества и основателем Берлинской академии наук. Это небольшое отступление, думается, не помешает сделать правильный вывод о тесной взаимосвязи рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.

Формы эмпиризма

Эмпиризм и философская концепция Бэкона стали источником развития новых направлений в философской мысли, а также способствовали разнообразию форм самого эмпиризма. Общепринято выделять две основные формы эмпиризма:

  • Имманентный эмпиризм.
  • Трансцендентный эмпиризм.

Какие значения несут в себе имманентный и трансцендентный эмпиризм? Давайте попробуем разъяснить это простыми словами. Здесь мы еще раз обратимся к происхождению данных терминов, которое поможет нам осознать суть этих понятий.

Идея о том, что что-то может быть «имманентным», появилась из латинского термина immanens, что в переводе означает «внутренний», «существующий в предмете или явлении». Напротив, понятие «трансцендентный» происходит от латинского термина transcendens, что означает «превосходящий», «превышающий границы».

Как это можно интерпретировать в контексте эмпиризма? Важно отметить, что эмпирики основывают свои знания на опыте, и по мнению Фрэнсиса Бэкона, основным научным методом является индукция или процесс перехода от конкретных наблюдений к общим выводам. Между тем, ученые-эмпирики различно трактуют понятие «единичные наблюдения» в философии.

Это может быть интерпретировано как субъективное восприятие внешних явлений или личные внутренние ощущения. Возможно, внутреннее восприятие рассматривается как то же самое, что и внешний мир, либо существует признание того, что внешний мир существует независимо от нашего осознания.

Новейшая форма независимого существования внешнего мира, наблюдаемая независимо от человеческого сознания, приближается к концепции диалектического материализма. Однако, с точки зрения эмпиризма, объединение бытия и восприятия - это отличительная черта. Примечательно, как это является основной темой работ великого британского философа и религиозного деятеля Джорджа Беркли.

В своей книге "Трактат о принципах человеческого знания" [Д. Беркли, 1710] Беркли высказывает интересную и глубокую мысль о природе бытия. Он утверждает, что бытие может быть либо то, что мы воспринимаем, либо тот, кто это воспринимает. В своих аргументах автор раскрывает сущность эмпиризма в новой философии и помогает нам лучше понять понятия имманентного и трансцендентного эмпиризма.

Имманентный эмпиризм представляет собой стремление разъяснить сущность познания как комплекс представлений и ощущений, полученных путем опыта.

Трансцендентный эмпиризм представляет собой стремление осветить истоки знания как результат взаимодействия человеческого сознания с окружающей средой, которая служит источником опыта.

Иными словами, хотя идея имманентного эмпиризма заключается в том, чтобы считать совокупность представлений и ощущений конечным результатом, трансцендентный эмпиризм относит конечным результатом то, что было осознано из полученного опыта. Важно отметить, что термины "трансцендентный" и "трансцендентальный" не имеют одинакового значения, и трансцендентный эмпиризм не связан с практикой трансцендентальной медитации.

Новое время открыла перед нами новую философскую перспективу. Предыдущие размышления уже позволили нам усмотреть, что эмпиризм и рационализм в философии не являются несовместимыми подходами, несмотря на очевидные различия. Это становится очевидным, если обратиться к основным формам эмпиризма - имманентному и трансцендентному.

Рационализм полагает, что разум является источником знания. Однако, трансцендентный эмпиризм также придает разуму важное место в процессе получения знаний. Это связано с тем, что взаимодействие сознания с внешним миром на самом деле представляет собой мыслительный процесс и различные формы мышления, такие как критическое, аналитическое, абстрактное и т.д.

Нашей целью было разъяснить концепцию эмпиризма в философии Нового времени простыми и доступными словами. Теперь мы представим вам несколько конкретных примеров философских учений, которые были распространены в то время, чтобы увидеть разнообразие и различия в толковании эмпиризма. Это поможет нам понять, какие общие идеи пересекаются во взглядах отдельных ученых.

Джон Локк

Джон Локк (1632-1704), выдающийся представитель эмпиризма, противостоял сторонникам "врожденных идей", таким как Лейбниц, и утверждал, что человек не обладает никакими врожденными знаниями, а приобретает их исключительно через опыт. Локк придавал первостепенное значение ощущениям перед разумом и особое внимание уделял воспитанию. Он считал окружающую среду и наглядные примеры поведения и действий, которые соприкасаются с детьми, важнейшими факторами воспитания. Благодаря этому опыту молодой человек мог превратиться в настоящего джентльмена.

Идеи Джона Локка о воспитании были красочно изложены в его знаменитой книге "Мысли о воспитании" (1691). Он подчеркивал, что одним из ключевых принципов является учет интересов и любознательности детей, а также неотъемлемая связь между различными аспектами воспитания: физическим, трудовым, интеллектуальным, религиозным и нравственным. В своем труде Джон Локк делает уверенную ставку на глубокое и всестороннее развитие ребенка, включая все сферы его личности и потенциала.

Для ознакомления с философскими концепциями Джона Локка по вопросам познания мира стоит обратить внимание на его известное произведение "Опыт о человеческом разумении" [Джон Локк, 1689]. В своих работах Локк склоняется к имманентному эмпиризму, и это является ключевой характеристикой его философии.

Джордж Беркли

Другим выдающимся представителем философии Нового времени, который не уступает яркости эмпиризму, был Джордж Беркли. Уже упомянутая нами его знаменитая фраза о бытии, которое мы либо воспринимаем (что), либо оно воспринимается (кем-либо), далеко не единственная радикальная идея, которую он высказывал в течение своей жизни.

Он придерживался мнения, что весь физический мир является иллюзией, созданной человеческими чувствами. Эта иллюзия, согласно Беркли, автоматическая и заданная первоначальными восприятиями, которые «возбуждаются Богом в душе человека». Беркли находил удивительным, что люди ошибочно полагают, будто «дома, горы, реки имеют реальное существование, отличное от того, как их воспринимает их разум». В своей книге «Трактат о принципах человеческого знания» [Д. Беркли, 1710], он излагает свои мысли.

В результате своих исследований, Беркли приходит к выводу о существовании высшей силы, которую он называет "бесконечным Духом". Он утверждает, что этот Дух создает в нашем сознании ощущение окружающей действительности, а сами люди он называет "конечными духами". Такое частое и запутанное обращение к религии и высшим силам вызывает недоумение как у современников Беркли, так и у его научных и богословских коллег. Однако его взгляды имеют значительное влияние на будущие поколения эмпириков, особенно на Дэвида Юма (1711-1776).

Дэвид Юм

Возникновение мыслей и взглядов шотландского философа, историка и публициста Дэвида Юма было влиянием не только представителей эмпиризма, но также и рационализма. В этом контексте отдельно следует упомянуть Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. В результате, основные идеи и взгляды Юма нашли свое место в трансцендентном эмпиризме, который, как мы помним, придает значительное значение разуму в процессе познания. Отличительной особенностью от рационализма является то, что в последнем источником знания рассматривается исключительно разум.

Дэвид Юм подходил к источнику знания с точки зрения опыта, однако он не сводил знание к простому набору ощущений и впечатлений. Юм стремился показать, что разум постоянно стремится преодолеть границы опыта, чтобы сделать выводы, которые не могут быть объяснены непосредственно полученным опытом, и использовать эти выводы для объяснения того, что опытом не объяснимо.

Кроме этого, Дэвид Юм утверждал, что процесс познания всегда сопровождается фантазиями и попытками мысленно создать несуществующие объекты и миры. Поэтому опыт является источником знания, так как предоставляет разуму материал для осмысления. Интересно отметить, что Дэвид Юм не придавал науке самоценности, несмотря на всесторонние исследования. Он считал, что философия необходима в первую очередь для решения этических и моральных проблем, а также для формирования принципов взаимодействия людей в обществе.

Большой научный труд «Трактат о человеческой природе» [Д. Юм, 1739] представляет собой сборник идей Дэвида Юма. Этот трехтомный труд включает в себя книги «О познании», «Об аффектах» и «О морали». В своей последующей книге «Исследование о человеческом разумении» [Д. Юм, 1748], Дэвид Юм более детально разрабатывает свои философские взгляды на процесс познания.

Для окончательного обобщения основных идей эмпиризма мы предлагаем сформулировать их в простых и понятных терминах. После того, как вы освоите основы и ознакомитесь с яркими примерами, эти постулаты станут ясными и легко усваиваемыми. Так что, вот основные принципы эмпиризма:

Когда в прошлом человек многократно сталкивался с впечатлениями А и В в определенной последовательности, наступает момент, когда он, испытывая впечатление А вновь, неизбежно ожидает появления впечатления В.

Разнообразные "А-В" ассоциации, сформированные в различные моменты, постепенно становятся устойчивыми и неотъемлемыми элементами восприятия людьми.

Со временем эти связи, передаваемые наследственным путем, могут превратиться в интуитивные или уже заложенные в сознании человека привычки.

Важно отметить, что индивидуал развивается и эволюционирует благодаря взаимодействию с обществом. Поэтому опыт, который служит источником узнавания, включает в себя не только биологические и психологические аспекты, но и социальные факторы.

Мы хотели просто и понятно рассказать вам о эмпиризме в философии Нового времени. Кажется, что мы успешно достигли нашей главной цели, и у вас теперь есть ясное представление о происхождении и развитии этого философского течения. Если вы хотите убедиться в своем понимании материала, мы рекомендуем пройти проверочный тест, который находится сразу после статьи.

Вам не придется волноваться о сложных вещах в будущем, если вы пройдете нашу программу "Когнитивистика". Наша цель - сделать обучение простым и быстрым для вас. Мы стремимся, чтобы каждая новая информация, которую вы получите, была не только полезной, но и интересной. Каждый день вы будете открывать для себя что-то новое и увлекательное, что сделает вашу жизнь яркой и насыщенной!

А чтобы лучше закрепить материал, пройдите небольшой тест на проверку знаний:

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказывать истории: особенности Венского кружка и его отношение к логическому позитивизму
  • Зачем нужно разбираться в философии: практическая польза философского мышления
  • Позитивизм в действии: поиск истины и его связь с логическим позитивизмом
  • Зарождение позитивизма: история и факторы, позволившие возникнуть этому философскому направлению
  • Неопозитивизм и принцип верификации: основные принципы неопозитивистской философии
  • Материализм и идеализм в философии: различия и взаимодействие между двумя основными философскими направлениями
  • Уроки мудрости, взятые у Фрэнсиса Бэкона: как он влиял на развитие мышления позитивистов
  • Критическое осмысление позитивизма: краткий обзор главных антипозитивистских концепций и их критика позитивистского подхода
  • Роль Эрнста Маха в развитии философии позитивизма: его вклад в понимание и развитие этого направления
  • Агностицизм как философская свобода познания: основные принципы и значение этого философского течения