Вы когда-нибудь задумывались, насколько философия является глубокой и сложной наукой? Может быть, вам кажется, что разобраться во всех этих философских терминах, понятиях и направлениях возможно только после пятилетнего обучения на соответствующем факультете и исследования половины Интернета. Но я уверяю вас, что это не так. Если ваша цель - стать доктором философии, то, конечно, вам потребуется углубленное образование. Но для того чтобы понять и увлечься философией, вам совсем необязательно быть профессионалом в этой области.
Если вам интересно разобраться в философских понятиях и уложить их в голове, то у нас есть хорошая новость: мы предлагаем программу «Когнитивистика», в которой все эти понятия объясняются простыми словами. И не только философские понятия. Убедитесь сами, пройдя нашу программу.
Сегодня мы с удовольствием представим вам познавательный обзор на эмпиризм в философии Нового времени. Откроется перед вами ясная и полная картина о происхождении и прогрессе этого философского направления. Итак, отправляемся в увлекательное исследование!
Если вам интересно разобраться в философских понятиях и уложить их в голове, то у нас есть хорошая новость: мы предлагаем программу «Когнитивистика», в которой все эти понятия объясняются простыми словами. И не только философские понятия. Убедитесь сами, пройдя нашу программу.
Сегодня мы с удовольствием представим вам познавательный обзор на эмпиризм в философии Нового времени. Откроется перед вами ясная и полная картина о происхождении и прогрессе этого философского направления. Итак, отправляемся в увлекательное исследование!
Эмпиризм в философии
Начнем с основных принципов и поговорим о понятии эмпиризма. В области философии существует множество направлений, каждое из которых старается объяснить этот мир с определенной точки зрения. Обычно название философского направления происходит от ключевого слова, которое кратко описывает суть этого принципиального подхода.
Итак, эмпиризм – термин, происходящий от древнегреческого слова "ἐμπειρία", что переводится как "опыт". Этот философский подход объясняет окружающий мир и его явления исключительно с точки зрения опыта. В основе эмпиризма лежит предположение, что знания можно получать только через непосредственный опыт. Мы можем познать и понять мир через наши собственные наблюдения, эксперименты и практический опыт. Понятие "опытным путем" включает в себя как повседневный бытовой опыт (например, огонь – горячий, дождь – мокрый), так и организацию сложных научных экспериментов для получения более глубокого понимания мира.
Представители философского направления, известного как эмпиризм, утверждают две важные точки. Во-первых, они считают, что все знание можно получить только через наблюдение и опыт. Во-вторых, они утверждают, что мы можем считать знания, теории, догадки и предположения верными только тогда, когда они подтверждаются практическим опытом. Откуда же произошел этот подход? Давайте рассмотрим его подробнее!
Итак, эмпиризм – термин, происходящий от древнегреческого слова "ἐμπειρία", что переводится как "опыт". Этот философский подход объясняет окружающий мир и его явления исключительно с точки зрения опыта. В основе эмпиризма лежит предположение, что знания можно получать только через непосредственный опыт. Мы можем познать и понять мир через наши собственные наблюдения, эксперименты и практический опыт. Понятие "опытным путем" включает в себя как повседневный бытовой опыт (например, огонь – горячий, дождь – мокрый), так и организацию сложных научных экспериментов для получения более глубокого понимания мира.
Представители философского направления, известного как эмпиризм, утверждают две важные точки. Во-первых, они считают, что все знание можно получить только через наблюдение и опыт. Во-вторых, они утверждают, что мы можем считать знания, теории, догадки и предположения верными только тогда, когда они подтверждаются практическим опытом. Откуда же произошел этот подход? Давайте рассмотрим его подробнее!
Исторический экскурс
Издревле человечество полагалось только на опыт, имея в виду века без книг, письменности и устного наследия. Весь собранный накопленный опыт наших предков передавался следующим поколениям через невербальные способы, точно также, как его передают представители животного мира своим потомкам.
С самого возникновения языка как средства передачи информации, его возможности были ограничены только теми вещами, которые можно было увидеть и услышать самому, либо теми, о чем рассказывали люди, с которыми удалось пообщаться. Один из первых, кто сформулировал эту проблему, был древнегреческий философ Протагор (485-410) и, как свидетельствуют его современники, он утверждал, что "то, что мы ощущаем, и есть реальность".
Разнообразные выражения и анализы относительно субъективного опыта, который предоставляет человеку знания, можно отыскать у различных мыслителей. Однако полноценное философское направление, именуемое эмпиризмом, рассчитывающее на формирование знаний о мире на основе нашего собственного опыта, возникло значительно позднее, уже в эпоху Нового времени. Во взглядах на эмпиризм в философии, основательным является Фрэнсис Бэкон - английский историк и философ (1561-1626).
С самого возникновения языка как средства передачи информации, его возможности были ограничены только теми вещами, которые можно было увидеть и услышать самому, либо теми, о чем рассказывали люди, с которыми удалось пообщаться. Один из первых, кто сформулировал эту проблему, был древнегреческий философ Протагор (485-410) и, как свидетельствуют его современники, он утверждал, что "то, что мы ощущаем, и есть реальность".
Разнообразные выражения и анализы относительно субъективного опыта, который предоставляет человеку знания, можно отыскать у различных мыслителей. Однако полноценное философское направление, именуемое эмпиризмом, рассчитывающее на формирование знаний о мире на основе нашего собственного опыта, возникло значительно позднее, уже в эпоху Нового времени. Во взглядах на эмпиризм в философии, основательным является Фрэнсис Бэкон - английский историк и философ (1561-1626).
Философия эмпиризма Ф. Бэкона
Необходимо отметить, что Фрэнсис Бэкон придерживался строгого и научного подхода, основанного на анализе эмпирических данных. Он считал, что научные знания должны базироваться на экспериментах и использовании индукции при обработке полученной информации. Бэкон предлагал двигаться от конкретных наблюдений, сделанных в ходе эксперимента, к более общим выводам.
Эссенция эмпиризма заключается в философии Бэкона, который признавал необходимость основывать науку на принципах эмпиризма. Укоренившись в своих идеях, Бэкон подробно обращается к ним в своей книге "Великое восстановление наук. Разделение наук" [Ф. Бэкон, 1620]. Продолжение этой концепции можно найти во второй части, под названием "Великое восстановление наук. Новый Органон" [Ф. Бэкон, 1620]. Стоит отметить, что выбор термина "Новый Органон" в названии книги представляет ссылку на известный труд "Органон", где Аристотель развил метод дедукции, против которого Бэкон возражает.
Интересно отметить, что увлечение экспериментами сыграло злую шутку с самим Бэконом. В результате переохлаждения он серьезно заболел, когда решил изучить хладосберегающие свойства снега. Ученый закопал тушку курицы в сугроб и постоянно проверял ее сохранность. Ежедневные выходы на мороз и копание в снегу привели к его смерти на пятый день эксперимента.
Для начала следует отметить, что Бэкон был великим философом и историком, которые вносили значительный вклад в область знаний, хотя его профессиональным полем не были физика или биология. Важно отметить, что в возрасте 65 лет длительное переохлаждение может быть опасным для здоровья. Тем не менее, огромное значение новой философии Нового времени, под названием "эмпиризм Бэкона", для развития философской мысли очевидно.
Эссенция эмпиризма заключается в философии Бэкона, который признавал необходимость основывать науку на принципах эмпиризма. Укоренившись в своих идеях, Бэкон подробно обращается к ним в своей книге "Великое восстановление наук. Разделение наук" [Ф. Бэкон, 1620]. Продолжение этой концепции можно найти во второй части, под названием "Великое восстановление наук. Новый Органон" [Ф. Бэкон, 1620]. Стоит отметить, что выбор термина "Новый Органон" в названии книги представляет ссылку на известный труд "Органон", где Аристотель развил метод дедукции, против которого Бэкон возражает.
Интересно отметить, что увлечение экспериментами сыграло злую шутку с самим Бэконом. В результате переохлаждения он серьезно заболел, когда решил изучить хладосберегающие свойства снега. Ученый закопал тушку курицы в сугроб и постоянно проверял ее сохранность. Ежедневные выходы на мороз и копание в снегу привели к его смерти на пятый день эксперимента.
Для начала следует отметить, что Бэкон был великим философом и историком, которые вносили значительный вклад в область знаний, хотя его профессиональным полем не были физика или биология. Важно отметить, что в возрасте 65 лет длительное переохлаждение может быть опасным для здоровья. Тем не менее, огромное значение новой философии Нового времени, под названием "эмпиризм Бэкона", для развития философской мысли очевидно.
Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени
Уже ранее было упомянуто, что в мире философии существует множество различных направлений, каждое из которых объясняет мир из своих принципиальных позиций, которые зачастую противостоят друг другу и даже противоположны. По мере обсуждений и попыток оспорить эти принципы, возникают новые философские направления. Одним из таких направлений стал рационализм, который был вдохновлен эмпиризмом. В отличие от эмпиризма, рационализм считает разум источником знания и основным методом познания - дедукцию.
Корни такого подхода уходят в древнегреческое учение философа Аристотеля, однако он окончательно сформировался как самостоятельное направление философской мысли в эпоху Нового времени. Рене Декарт, французский философ и математик, является основателем рационализма. Сопротивляясь эмпиризму, Декарт утверждал, что опыт может быть субъективным и восприятие может обмануть. Он также указывал на то, что полученные данные в ходе эксперимента не всегда непосредственно указывают на причину изучаемого явления.
Поэтому каждое наблюдение, предположение и знание необходимо проверить разумом, путем отказа от авторитетов и подвергая сомнению все, даже то, что кажется непоколебимой истиной. Эти идеи Декарта были изложены им в книге [Р. Декарт, 1637]. Философская составляющая рационализма, в соответствии с Декартом, представлена в его работе "Размышление о первой философии" [Р. Декарт, 1641].
Эмпиризм и рационализм, несмотря на характерные различия, не следует рассматривать как полностью противоположные философские направления. Каждый эксперимент требует тщательного анализа, при этом методы индукции и дедукции имеют равную значимость и могут быть использованы даже в рамках одного исследования, чтобы проверить выводы и выявить возможные несоответствия.
Дополнительно, немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), известный своими взглядами на рационализм и предпочтение дедуктивного метода, высказал свое мнение в своей книге "Монадология", утверждая, что "почти три четверти действий ученых базируются на опыте" [Г. Лейбниц, 1714].
Книга «Монадология» Готфрида Вильгельма Лейбница полностью посвящена изучению монад, которые представляют собой единые и неделимые сущности. В своем труде ученый охватывает биологические, физические, математические и другие аспекты этих сущностей. В области философии и психологии Лейбниц обосновывает концепцию «врожденных идей», которые служат помощниками человеку в познании мира. В определенном смысле можно считать их тоже монадами, так как они также являются единичными и неделимыми сущностями. Свои идеи о «врожденных идеях» Лейбниц ранее представил в книге «Новые опыты о человеческом разумении» [Г. Лейбниц, 1704].
Очень внимательные читатели, вероятно, заметили, что по ссылке представлен перевод с французского языка, в то время как Лейбниц был немецким ученым. Хотелось бы пояснить, что Лейбниц являлся иностранным членом Французской Академии наук, членом Лондонского Королевского общества и основателем Берлинской академии наук. Это небольшое отступление, думается, не помешает сделать правильный вывод о тесной взаимосвязи рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.
Корни такого подхода уходят в древнегреческое учение философа Аристотеля, однако он окончательно сформировался как самостоятельное направление философской мысли в эпоху Нового времени. Рене Декарт, французский философ и математик, является основателем рационализма. Сопротивляясь эмпиризму, Декарт утверждал, что опыт может быть субъективным и восприятие может обмануть. Он также указывал на то, что полученные данные в ходе эксперимента не всегда непосредственно указывают на причину изучаемого явления.
Поэтому каждое наблюдение, предположение и знание необходимо проверить разумом, путем отказа от авторитетов и подвергая сомнению все, даже то, что кажется непоколебимой истиной. Эти идеи Декарта были изложены им в книге [Р. Декарт, 1637]. Философская составляющая рационализма, в соответствии с Декартом, представлена в его работе "Размышление о первой философии" [Р. Декарт, 1641].
Эмпиризм и рационализм, несмотря на характерные различия, не следует рассматривать как полностью противоположные философские направления. Каждый эксперимент требует тщательного анализа, при этом методы индукции и дедукции имеют равную значимость и могут быть использованы даже в рамках одного исследования, чтобы проверить выводы и выявить возможные несоответствия.
Дополнительно, немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), известный своими взглядами на рационализм и предпочтение дедуктивного метода, высказал свое мнение в своей книге "Монадология", утверждая, что "почти три четверти действий ученых базируются на опыте" [Г. Лейбниц, 1714].
Книга «Монадология» Готфрида Вильгельма Лейбница полностью посвящена изучению монад, которые представляют собой единые и неделимые сущности. В своем труде ученый охватывает биологические, физические, математические и другие аспекты этих сущностей. В области философии и психологии Лейбниц обосновывает концепцию «врожденных идей», которые служат помощниками человеку в познании мира. В определенном смысле можно считать их тоже монадами, так как они также являются единичными и неделимыми сущностями. Свои идеи о «врожденных идеях» Лейбниц ранее представил в книге «Новые опыты о человеческом разумении» [Г. Лейбниц, 1704].
Очень внимательные читатели, вероятно, заметили, что по ссылке представлен перевод с французского языка, в то время как Лейбниц был немецким ученым. Хотелось бы пояснить, что Лейбниц являлся иностранным членом Французской Академии наук, членом Лондонского Королевского общества и основателем Берлинской академии наук. Это небольшое отступление, думается, не помешает сделать правильный вывод о тесной взаимосвязи рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.
Формы эмпиризма
Эмпиризм и философская концепция Бэкона стали источником развития новых направлений в философской мысли, а также способствовали разнообразию форм самого эмпиризма. Общепринято выделять две основные формы эмпиризма:
Какие значения несут в себе имманентный и трансцендентный эмпиризм? Давайте попробуем разъяснить это простыми словами. Здесь мы еще раз обратимся к происхождению данных терминов, которое поможет нам осознать суть этих понятий.
Идея о том, что что-то может быть «имманентным», появилась из латинского термина immanens, что в переводе означает «внутренний», «существующий в предмете или явлении». Напротив, понятие «трансцендентный» происходит от латинского термина transcendens, что означает «превосходящий», «превышающий границы».
Как это можно интерпретировать в контексте эмпиризма? Важно отметить, что эмпирики основывают свои знания на опыте, и по мнению Фрэнсиса Бэкона, основным научным методом является индукция или процесс перехода от конкретных наблюдений к общим выводам. Между тем, ученые-эмпирики различно трактуют понятие «единичные наблюдения» в философии.
Это может быть интерпретировано как субъективное восприятие внешних явлений или личные внутренние ощущения. Возможно, внутреннее восприятие рассматривается как то же самое, что и внешний мир, либо существует признание того, что внешний мир существует независимо от нашего осознания.
Новейшая форма независимого существования внешнего мира, наблюдаемая независимо от человеческого сознания, приближается к концепции диалектического материализма. Однако, с точки зрения эмпиризма, объединение бытия и восприятия - это отличительная черта. Примечательно, как это является основной темой работ великого британского философа и религиозного деятеля Джорджа Беркли.
В своей книге "Трактат о принципах человеческого знания" [Д. Беркли, 1710] Беркли высказывает интересную и глубокую мысль о природе бытия. Он утверждает, что бытие может быть либо то, что мы воспринимаем, либо тот, кто это воспринимает. В своих аргументах автор раскрывает сущность эмпиризма в новой философии и помогает нам лучше понять понятия имманентного и трансцендентного эмпиризма.
Имманентный эмпиризм представляет собой стремление разъяснить сущность познания как комплекс представлений и ощущений, полученных путем опыта.
Трансцендентный эмпиризм представляет собой стремление осветить истоки знания как результат взаимодействия человеческого сознания с окружающей средой, которая служит источником опыта.
Иными словами, хотя идея имманентного эмпиризма заключается в том, чтобы считать совокупность представлений и ощущений конечным результатом, трансцендентный эмпиризм относит конечным результатом то, что было осознано из полученного опыта. Важно отметить, что термины "трансцендентный" и "трансцендентальный" не имеют одинакового значения, и трансцендентный эмпиризм не связан с практикой трансцендентальной медитации.
Новое время открыла перед нами новую философскую перспективу. Предыдущие размышления уже позволили нам усмотреть, что эмпиризм и рационализм в философии не являются несовместимыми подходами, несмотря на очевидные различия. Это становится очевидным, если обратиться к основным формам эмпиризма - имманентному и трансцендентному.
Рационализм полагает, что разум является источником знания. Однако, трансцендентный эмпиризм также придает разуму важное место в процессе получения знаний. Это связано с тем, что взаимодействие сознания с внешним миром на самом деле представляет собой мыслительный процесс и различные формы мышления, такие как критическое, аналитическое, абстрактное и т.д.
Нашей целью было разъяснить концепцию эмпиризма в философии Нового времени простыми и доступными словами. Теперь мы представим вам несколько конкретных примеров философских учений, которые были распространены в то время, чтобы увидеть разнообразие и различия в толковании эмпиризма. Это поможет нам понять, какие общие идеи пересекаются во взглядах отдельных ученых.
- Имманентный эмпиризм.
- Трансцендентный эмпиризм.
Какие значения несут в себе имманентный и трансцендентный эмпиризм? Давайте попробуем разъяснить это простыми словами. Здесь мы еще раз обратимся к происхождению данных терминов, которое поможет нам осознать суть этих понятий.
Идея о том, что что-то может быть «имманентным», появилась из латинского термина immanens, что в переводе означает «внутренний», «существующий в предмете или явлении». Напротив, понятие «трансцендентный» происходит от латинского термина transcendens, что означает «превосходящий», «превышающий границы».
Как это можно интерпретировать в контексте эмпиризма? Важно отметить, что эмпирики основывают свои знания на опыте, и по мнению Фрэнсиса Бэкона, основным научным методом является индукция или процесс перехода от конкретных наблюдений к общим выводам. Между тем, ученые-эмпирики различно трактуют понятие «единичные наблюдения» в философии.
Это может быть интерпретировано как субъективное восприятие внешних явлений или личные внутренние ощущения. Возможно, внутреннее восприятие рассматривается как то же самое, что и внешний мир, либо существует признание того, что внешний мир существует независимо от нашего осознания.
Новейшая форма независимого существования внешнего мира, наблюдаемая независимо от человеческого сознания, приближается к концепции диалектического материализма. Однако, с точки зрения эмпиризма, объединение бытия и восприятия - это отличительная черта. Примечательно, как это является основной темой работ великого британского философа и религиозного деятеля Джорджа Беркли.
В своей книге "Трактат о принципах человеческого знания" [Д. Беркли, 1710] Беркли высказывает интересную и глубокую мысль о природе бытия. Он утверждает, что бытие может быть либо то, что мы воспринимаем, либо тот, кто это воспринимает. В своих аргументах автор раскрывает сущность эмпиризма в новой философии и помогает нам лучше понять понятия имманентного и трансцендентного эмпиризма.
Имманентный эмпиризм представляет собой стремление разъяснить сущность познания как комплекс представлений и ощущений, полученных путем опыта.
Трансцендентный эмпиризм представляет собой стремление осветить истоки знания как результат взаимодействия человеческого сознания с окружающей средой, которая служит источником опыта.
Иными словами, хотя идея имманентного эмпиризма заключается в том, чтобы считать совокупность представлений и ощущений конечным результатом, трансцендентный эмпиризм относит конечным результатом то, что было осознано из полученного опыта. Важно отметить, что термины "трансцендентный" и "трансцендентальный" не имеют одинакового значения, и трансцендентный эмпиризм не связан с практикой трансцендентальной медитации.
Новое время открыла перед нами новую философскую перспективу. Предыдущие размышления уже позволили нам усмотреть, что эмпиризм и рационализм в философии не являются несовместимыми подходами, несмотря на очевидные различия. Это становится очевидным, если обратиться к основным формам эмпиризма - имманентному и трансцендентному.
Рационализм полагает, что разум является источником знания. Однако, трансцендентный эмпиризм также придает разуму важное место в процессе получения знаний. Это связано с тем, что взаимодействие сознания с внешним миром на самом деле представляет собой мыслительный процесс и различные формы мышления, такие как критическое, аналитическое, абстрактное и т.д.
Нашей целью было разъяснить концепцию эмпиризма в философии Нового времени простыми и доступными словами. Теперь мы представим вам несколько конкретных примеров философских учений, которые были распространены в то время, чтобы увидеть разнообразие и различия в толковании эмпиризма. Это поможет нам понять, какие общие идеи пересекаются во взглядах отдельных ученых.
Джон Локк
Джон Локк (1632-1704), выдающийся представитель эмпиризма, противостоял сторонникам "врожденных идей", таким как Лейбниц, и утверждал, что человек не обладает никакими врожденными знаниями, а приобретает их исключительно через опыт. Локк придавал первостепенное значение ощущениям перед разумом и особое внимание уделял воспитанию. Он считал окружающую среду и наглядные примеры поведения и действий, которые соприкасаются с детьми, важнейшими факторами воспитания. Благодаря этому опыту молодой человек мог превратиться в настоящего джентльмена.
Идеи Джона Локка о воспитании были красочно изложены в его знаменитой книге "Мысли о воспитании" (1691). Он подчеркивал, что одним из ключевых принципов является учет интересов и любознательности детей, а также неотъемлемая связь между различными аспектами воспитания: физическим, трудовым, интеллектуальным, религиозным и нравственным. В своем труде Джон Локк делает уверенную ставку на глубокое и всестороннее развитие ребенка, включая все сферы его личности и потенциала.
Для ознакомления с философскими концепциями Джона Локка по вопросам познания мира стоит обратить внимание на его известное произведение "Опыт о человеческом разумении" [Джон Локк, 1689]. В своих работах Локк склоняется к имманентному эмпиризму, и это является ключевой характеристикой его философии.
Идеи Джона Локка о воспитании были красочно изложены в его знаменитой книге "Мысли о воспитании" (1691). Он подчеркивал, что одним из ключевых принципов является учет интересов и любознательности детей, а также неотъемлемая связь между различными аспектами воспитания: физическим, трудовым, интеллектуальным, религиозным и нравственным. В своем труде Джон Локк делает уверенную ставку на глубокое и всестороннее развитие ребенка, включая все сферы его личности и потенциала.
Для ознакомления с философскими концепциями Джона Локка по вопросам познания мира стоит обратить внимание на его известное произведение "Опыт о человеческом разумении" [Джон Локк, 1689]. В своих работах Локк склоняется к имманентному эмпиризму, и это является ключевой характеристикой его философии.
Джордж Беркли
Другим выдающимся представителем философии Нового времени, который не уступает яркости эмпиризму, был Джордж Беркли. Уже упомянутая нами его знаменитая фраза о бытии, которое мы либо воспринимаем (что), либо оно воспринимается (кем-либо), далеко не единственная радикальная идея, которую он высказывал в течение своей жизни.
Он придерживался мнения, что весь физический мир является иллюзией, созданной человеческими чувствами. Эта иллюзия, согласно Беркли, автоматическая и заданная первоначальными восприятиями, которые «возбуждаются Богом в душе человека». Беркли находил удивительным, что люди ошибочно полагают, будто «дома, горы, реки имеют реальное существование, отличное от того, как их воспринимает их разум». В своей книге «Трактат о принципах человеческого знания» [Д. Беркли, 1710], он излагает свои мысли.
В результате своих исследований, Беркли приходит к выводу о существовании высшей силы, которую он называет "бесконечным Духом". Он утверждает, что этот Дух создает в нашем сознании ощущение окружающей действительности, а сами люди он называет "конечными духами". Такое частое и запутанное обращение к религии и высшим силам вызывает недоумение как у современников Беркли, так и у его научных и богословских коллег. Однако его взгляды имеют значительное влияние на будущие поколения эмпириков, особенно на Дэвида Юма (1711-1776).
Он придерживался мнения, что весь физический мир является иллюзией, созданной человеческими чувствами. Эта иллюзия, согласно Беркли, автоматическая и заданная первоначальными восприятиями, которые «возбуждаются Богом в душе человека». Беркли находил удивительным, что люди ошибочно полагают, будто «дома, горы, реки имеют реальное существование, отличное от того, как их воспринимает их разум». В своей книге «Трактат о принципах человеческого знания» [Д. Беркли, 1710], он излагает свои мысли.
В результате своих исследований, Беркли приходит к выводу о существовании высшей силы, которую он называет "бесконечным Духом". Он утверждает, что этот Дух создает в нашем сознании ощущение окружающей действительности, а сами люди он называет "конечными духами". Такое частое и запутанное обращение к религии и высшим силам вызывает недоумение как у современников Беркли, так и у его научных и богословских коллег. Однако его взгляды имеют значительное влияние на будущие поколения эмпириков, особенно на Дэвида Юма (1711-1776).
Дэвид Юм
Возникновение мыслей и взглядов шотландского философа, историка и публициста Дэвида Юма было влиянием не только представителей эмпиризма, но также и рационализма. В этом контексте отдельно следует упомянуть Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. В результате, основные идеи и взгляды Юма нашли свое место в трансцендентном эмпиризме, который, как мы помним, придает значительное значение разуму в процессе познания. Отличительной особенностью от рационализма является то, что в последнем источником знания рассматривается исключительно разум.
Дэвид Юм подходил к источнику знания с точки зрения опыта, однако он не сводил знание к простому набору ощущений и впечатлений. Юм стремился показать, что разум постоянно стремится преодолеть границы опыта, чтобы сделать выводы, которые не могут быть объяснены непосредственно полученным опытом, и использовать эти выводы для объяснения того, что опытом не объяснимо.
Кроме этого, Дэвид Юм утверждал, что процесс познания всегда сопровождается фантазиями и попытками мысленно создать несуществующие объекты и миры. Поэтому опыт является источником знания, так как предоставляет разуму материал для осмысления. Интересно отметить, что Дэвид Юм не придавал науке самоценности, несмотря на всесторонние исследования. Он считал, что философия необходима в первую очередь для решения этических и моральных проблем, а также для формирования принципов взаимодействия людей в обществе.
Большой научный труд «Трактат о человеческой природе» [Д. Юм, 1739] представляет собой сборник идей Дэвида Юма. Этот трехтомный труд включает в себя книги «О познании», «Об аффектах» и «О морали». В своей последующей книге «Исследование о человеческом разумении» [Д. Юм, 1748], Дэвид Юм более детально разрабатывает свои философские взгляды на процесс познания.
Для окончательного обобщения основных идей эмпиризма мы предлагаем сформулировать их в простых и понятных терминах. После того, как вы освоите основы и ознакомитесь с яркими примерами, эти постулаты станут ясными и легко усваиваемыми. Так что, вот основные принципы эмпиризма:
Когда в прошлом человек многократно сталкивался с впечатлениями А и В в определенной последовательности, наступает момент, когда он, испытывая впечатление А вновь, неизбежно ожидает появления впечатления В.
Разнообразные "А-В" ассоциации, сформированные в различные моменты, постепенно становятся устойчивыми и неотъемлемыми элементами восприятия людьми.
Со временем эти связи, передаваемые наследственным путем, могут превратиться в интуитивные или уже заложенные в сознании человека привычки.
Важно отметить, что индивидуал развивается и эволюционирует благодаря взаимодействию с обществом. Поэтому опыт, который служит источником узнавания, включает в себя не только биологические и психологические аспекты, но и социальные факторы.
Мы хотели просто и понятно рассказать вам о эмпиризме в философии Нового времени. Кажется, что мы успешно достигли нашей главной цели, и у вас теперь есть ясное представление о происхождении и развитии этого философского течения. Если вы хотите убедиться в своем понимании материала, мы рекомендуем пройти проверочный тест, который находится сразу после статьи.
Вам не придется волноваться о сложных вещах в будущем, если вы пройдете нашу программу "Когнитивистика". Наша цель - сделать обучение простым и быстрым для вас. Мы стремимся, чтобы каждая новая информация, которую вы получите, была не только полезной, но и интересной. Каждый день вы будете открывать для себя что-то новое и увлекательное, что сделает вашу жизнь яркой и насыщенной!
А чтобы лучше закрепить материал, пройдите небольшой тест на проверку знаний:
Дэвид Юм подходил к источнику знания с точки зрения опыта, однако он не сводил знание к простому набору ощущений и впечатлений. Юм стремился показать, что разум постоянно стремится преодолеть границы опыта, чтобы сделать выводы, которые не могут быть объяснены непосредственно полученным опытом, и использовать эти выводы для объяснения того, что опытом не объяснимо.
Кроме этого, Дэвид Юм утверждал, что процесс познания всегда сопровождается фантазиями и попытками мысленно создать несуществующие объекты и миры. Поэтому опыт является источником знания, так как предоставляет разуму материал для осмысления. Интересно отметить, что Дэвид Юм не придавал науке самоценности, несмотря на всесторонние исследования. Он считал, что философия необходима в первую очередь для решения этических и моральных проблем, а также для формирования принципов взаимодействия людей в обществе.
Большой научный труд «Трактат о человеческой природе» [Д. Юм, 1739] представляет собой сборник идей Дэвида Юма. Этот трехтомный труд включает в себя книги «О познании», «Об аффектах» и «О морали». В своей последующей книге «Исследование о человеческом разумении» [Д. Юм, 1748], Дэвид Юм более детально разрабатывает свои философские взгляды на процесс познания.
Для окончательного обобщения основных идей эмпиризма мы предлагаем сформулировать их в простых и понятных терминах. После того, как вы освоите основы и ознакомитесь с яркими примерами, эти постулаты станут ясными и легко усваиваемыми. Так что, вот основные принципы эмпиризма:
Когда в прошлом человек многократно сталкивался с впечатлениями А и В в определенной последовательности, наступает момент, когда он, испытывая впечатление А вновь, неизбежно ожидает появления впечатления В.
Разнообразные "А-В" ассоциации, сформированные в различные моменты, постепенно становятся устойчивыми и неотъемлемыми элементами восприятия людьми.
Со временем эти связи, передаваемые наследственным путем, могут превратиться в интуитивные или уже заложенные в сознании человека привычки.
Важно отметить, что индивидуал развивается и эволюционирует благодаря взаимодействию с обществом. Поэтому опыт, который служит источником узнавания, включает в себя не только биологические и психологические аспекты, но и социальные факторы.
Мы хотели просто и понятно рассказать вам о эмпиризме в философии Нового времени. Кажется, что мы успешно достигли нашей главной цели, и у вас теперь есть ясное представление о происхождении и развитии этого философского течения. Если вы хотите убедиться в своем понимании материала, мы рекомендуем пройти проверочный тест, который находится сразу после статьи.
Вам не придется волноваться о сложных вещах в будущем, если вы пройдете нашу программу "Когнитивистика". Наша цель - сделать обучение простым и быстрым для вас. Мы стремимся, чтобы каждая новая информация, которую вы получите, была не только полезной, но и интересной. Каждый день вы будете открывать для себя что-то новое и увлекательное, что сделает вашу жизнь яркой и насыщенной!
А чтобы лучше закрепить материал, пройдите небольшой тест на проверку знаний:
Советуем также прочитать:
- Искусство рассказывать истории: особенности Венского кружка и его отношение к логическому позитивизму
- Зачем нужно разбираться в философии: практическая польза философского мышления
- Позитивизм в действии: поиск истины и его связь с логическим позитивизмом
- Зарождение позитивизма: история и факторы, позволившие возникнуть этому философскому направлению
- Неопозитивизм и принцип верификации: основные принципы неопозитивистской философии
- Материализм и идеализм в философии: различия и взаимодействие между двумя основными философскими направлениями
- Уроки мудрости, взятые у Фрэнсиса Бэкона: как он влиял на развитие мышления позитивистов
- Критическое осмысление позитивизма: краткий обзор главных антипозитивистских концепций и их критика позитивистского подхода
- Роль Эрнста Маха в развитии философии позитивизма: его вклад в понимание и развитие этого направления
- Агностицизм как философская свобода познания: основные принципы и значение этого философского течения