Блог
Книги и учебники

Рефлексология Бехтерева: что взять из теории в практику

Почти все мы любим круглые даты - они легко запоминаются и радуют нас своим особенным значением. Не отрицая важность ежегодных празднований, таких как день рождения или годовщина свадьбы, организация юбилея оказывается более бюджетно-дружелюбной. Отметить огромное событие лишь раз в несколько лет позволяет организовать торжественное мероприятие без необходимости тратить значительные средства каждый год. И хотя каждая годовщина имеет свое значение и важность, круглая дата приобретает особую торжественность, становясь еще более особенной и запоминающейся.

О научных открытиях и событиях в научном мире юбилеи, к сожалению, редко вспоминают. Со временем о них даже начинают забывать. Но почему мы говорим об этом сейчас? Вот уже 100 лет назад вышла книга Владимира Михайловича Бехтерева, известного российского невропатолога, физиолога, психолога, психиатра и основоположника рефлексологии, который также был генерал-лейтенантом медицинской службы Русской императорской армии. Его книга называется "Коллективная рефлексология" и была впервые опубликована в 1921 году.

«При прочтении данной книги вы обнаружите рассмотрение широкого спектра вопросов, затрагиваемых в наших учебных программах «Самопознание» и «Когнитивистика». Погрузитесь в обсуждение актуальности рефлексологии Бехтерева в современном мире и с достоверностью оцените его значение. Присоединяйтесь к нашей исследовательской работы!»

Бехтерев: рефлексология как наука

Давайте начнем с определения области научного интереса известного ученого Владимира Бехтерева (1857-1927). Стоит отметить, что многие рефлексы, лекарства и болезни были названы в его честь. Например, анкилозирующий спондилоартрит, известный как "болезнь Бехтерева", характеризуется воспалением и последующим объединением межпозвонковых суставов.

Долгое время "Микстура Бехтерева" была известна и пользовалась популярностью как прекрасное успокоительное и противосудорожное средство, созданное на основе настойки травы горицвета весеннего, кодеина фосфата и натрия бромида. Это великолепное лекарство также имело стимулирующий эффект на сердечно-сосудистую систему.

Рефлексы Бехтерева, так называемые, представляют собой широкий спектр физиологических реакций организма на внешние воздействия, описанных самим Иваном Михайловичем Бехтеревым. Среди них находятся такие как патологический стопный сгибательный рефлекс, нижнечелюстной рефлекс и запястно-пальцевой рефлекс. Они являются индикаторами поражения пирамидных путей в нервной системе, ответственных за сложную и точную координацию движений.

В течение длительного периода своей научной карьеры Владимир Бехтерев фокусировался на исследованиях в области физиологии, результаты которых были подведены в отдельных томах его работы. Одним из таких трудов является двухтомник "Проводящие пути спинного и головного мозга", опубликованный Бехтеревым в 1898 году. Однако еще более значимой и обширной является его работа "Основы учения о функциях мозга", состоящая из 7 томов и выпущенная в 1903 году.

Неудивительно, что Бехтерев, заинтересовавшись психологией, попытался объяснить психологические процессы с точки зрения физиологии рефлексов. Более того, он признавал только те явления, которые имели объективный характер и могли быть измерены определенными показателями.

Эта идея представлена в книге В. Бехтерева «Объективная психология», которая, к слову, уже не раз была переиздана и в третьем тысячелетии продолжает быть актуальной [В. Бехтерев, 2008]. Автор объяснил, что все психические процессы неизбежно сопровождаются рефлекторными движениями и вегетативными реакциями.

Наблюдение и регистрация двигательных и вегетативных реакций играют важную роль в изучении психических процессов. Открывая новые пути исследования, ученым остается лишь обнаружить и установить все связи между нервными реакциями и психическими процессами, чтобы проникнуть в тайны человеческой психики.

Бехтерев смог воплотить свои уникальные взгляды и идеи в форме нового научного направления, известного как рефлексология. Он подчеркивал, что рефлексология не занимается изучением и анализом того, что физически невозможно наблюдать или измерить. Даже психология в его понимании не включалась в круг научных предметов. Исследуя рефлексологию, Бехтерев настаивал на том, что наука должна ориентироваться только на фактически измеряемые показатели и данные.

Как справедливо это утверждение относится к психологии? Возможность проведения многочисленных тестов в этой науке говорит сама за себя. Исследователи и практикующие психологи стремятся измерить психические процессы в конкретных величинах (как очками или баллами), чтобы получить объективные данные и предоставить человеку нужную поддержку.

Научными наследниками Бехтерева, сотрудниками Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени Бехтерева, была разработана инновационная методика – "Шкала депрессии". Она состоит из 20 совершенно уникальных вопросов, что позволяет точно определить наличие депрессивного состояния или его возможное склонение, основываясь на количестве ответов "всегда", "иногда", "никогда" и "часто". Таким образом, эта шкала становится незаменимым инструментом для идентификации депрессии.

Если вы предпочитаете более глубокое понимание процесса вместо простого нажатия на кнопку для получения результатов, то мы приглашаем вас изучить уникальную методику подсчета ответов и интерпретации результатов, разработанную ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» в 2017 году. Благодаря этой методике вы сможете ознакомиться со всеми нюансами данной шкалы и самостоятельно погрузиться в тему.

Переосмыслим наследие Бехтерева и обобщим его идеи: он рассматривал все разнообразие психических процессов как рефлекторные реакции, которые могут быть наблюдаемы, изучены и зафиксированы. Изучением этих процессов должна заниматься наука рефлексология, основные принципы которой Бехтерев сам разработал. Это относится к индивидуальному человеку. Теперь, давайте разберемся в том, что такое коллективная рефлексология.

Предмет коллективной рефлексологии

Возможно, Владимир Бехтерев предложил применить рефлексологический подход для изучения общественных явлений. Таким образом, коллективная рефлексология применяется для анализа и понимания коллективных объектов, включая социальные группы, с использованием постулатов и методов рефлексологии.

Интерес ученых до сих пор вызывает работа лаборатории коллективной рефлексологии, которая находится в Психоневрологическом институте, основанном еще в прошлом столетии Бехтеревым [С. Багадирова, А. Юрина, 2014]. Особенно привлекательной является исследовательская программа, инновационным подходом которой является закрепление условных рефлексов и применение физиологического редукционизма [Е. Долгова, 2014].

Стоит отметить, что редукционизм представляет собой методологический принцип, основанный на возможности объяснения сложных явлений с помощью законов, присущих более простым явлениям. Из этого следует, что коллективная или социальная рефлексология имеет возможность оперировать научным аппаратом, который применяется в рефлексологии психологии отдельного индивида.

Бехтерев пропагандировал концепцию коллектива, рассматривая его как одну большую социальную систему. И, естественно, как и в любой организм, на него влияют определенные стимулы. Воздействие на коллектив может осуществляться различными методами, и коллектив, в свою очередь, откликается на эти воздействия.

Важно отметить, что Владимир Бехтерев был известным невропатологом, физиологом и психиатром, что позволяло ему проводить наблюдения, прежде всего, над пациентами, нуждающимися в медицинской помощи и имеющими уже установленные диагнозы. Среди таких диагнозов встречались случаи алкоголизма и зависимости от психотропных веществ.

Исследуя данную проблему, Бехтерев сделал вывод, что можно достичь положительных результатов, учитывая общие подходы к воздействию на социальную структуру, чтобы эти подходы оказывали положительное влияние на каждого члена этой структуры.

В особенности, Владимир Бехтерев предложил новаторский подход к лечению алкогольной зависимости и неврозов - коллективную гипнотерапию. Прежде чем выдвигать свои методы, он тщательно исследовал массовую силу внушения, обращая внимание на ее влияние на исторические события. Свои глубокие наблюдения и важные выводы изложил в своей известной книге "Роль внушения в общественной жизни", написанной в 1908 году.

Просмотрите только оглавление этой книги, и вы сразу поймете, сколько материала исследовал Бехтерев перед тем, как представить свои собственные идеи.
* Судорожные эпидемии в истории.
* Эпидемии кликушества и порчи.
* Эпидемии колдовства и бесоодержимости.
* Супоневская психопатическая эпидемия Орловской губернии.
* Татарская психопатическая эпидемия в Казанской губернии.
* Сектантские сборища.
* Канадская психопатическая эпидемия в среде русских духоборов.
* Паника среди людей и животных.
* Эпидемическое распространение мистических учений.
* Психические эпидемии во времена исторических народных движений.
* Китайская эпидемия секты Ихэтуань.

Сомнительно, можно ли все перечисленные в этом списке случаи отнести к эпидемии психопатии. Например, Ихэтуаньское восстание в Китае было вызвано не столько уверенностью в безопасности от пуль, сколько отсутствием огнестрельного оружия у повстанцев. Среди них было много людей, охваченных отчаянием нищеты и считавших иностранцев ответственными за свои несчастья. Они просто не могли позволить себе покупку оружия, но не желали бесконечно терпеть установившуюся ситуацию. Вместо этого, они разработали свою идеологию протеста.

Впечатляющим нельзя не назвать объем труда, проделанного Бехтеревым, и его активное использование метода гипнотерапии в современных медицинских центрах для борьбы с зависимостями. Кроме того, в 21 веке эта техника остается также актуальной. Массштабные исследования В. Бехтерева привели к созданию книги "Коллективная рефлексология", которую можно скачать по ссылке указанной в скобках [В. Бехтерев, 1921].

Коллективная рефлексология Бехтерева касается разнообразных проблем, и их огромное количество заставляет нас выбирать только главные для выделения.

Основные проблемы коллективной рефлексологии:
* Анализ коллективного объединения как собирательной личности.
* Формирование социального портрета группы.
* Специфика и основные характеристики коллектива как такового.
* Взаимное внушение и взаимная индукция в коллективе.
* Факторы, объединяющие людей в коллективе.
* Роль языка в социальной группе.
* Закономерности развития социальных движений.
* Коллективные соматические рефлексы.

Цитируя пример, последняя точка может быть иллюстрирована весьма типичным образом. Когда все участники коллектива направлены на одну и ту же цель - будь то победа команды на соревнованиях или достижение плана в отделе продаж - установленная в таком коллективе психологическая атмосфера и микроклимат будут насыщены положительными силами. Однако, когда существует большое расхождение между целями коллектива и целями каждого отдельного члена, находящегося в его составе, атмосфера становится нездоровой.

В настоящее время становится ясным, что эти идеи являются чрезвычайно актуальными. Практически все современные тренинги по формированию команды основаны на этих основополагающих принципах. Кроме того, многие другие выделенные проблемы нашли свое решение в учебных программах «Самопознание» и «Когнитивистика».

Давайте теперь сделаем краткий обзор всего, что было сказано выше, и попытаемся дать ответ на главный вопрос этой статьи - какие уроки истории можно применить в современном мире и какую теорию можно превратить в практические действия.

Рефлексология Бехтерева: актуальность

Что можно считать актуальным в современной рефлексологии по Бехтереву? Во-первых, это стремление Бехтеревом к измеряемости всех научно изучаемых процессов. Факт наличия многочисленных психологических тестов, результаты которых представлены числами и затем разъясняются словами, уже подтверждает важность такого подхода к изучению психологии человека.

Кроме того, стоит отметить, что важной составляющей данной идеи является поиск взаимосвязей между поведением человека, его рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, а также другими физиологическими процессами, которые происходят в его организме. В случае успешной реализации этой концепции, значительно облегчилась бы диагностика психических заболеваний и стало возможным безошибочно различить психологические особенности человека от симптомов психических расстройств в случаях их схожести.

Также необходимо отметить, что важность и практическая значимость научных открытий Бехтерева не угасает. Особенно интересным является применение гипнотерапии в сфере борьбы с различными болезненными зависимостями, такими как алкоголизм, наркомания, неврозы и другие расстройства. Эти результаты исследований оставляют надежду на эффективное лечение и помогают многим людям справиться с проблемами, которые ранее показались безнадежными.

Он сфокусировал свое внимание на развитии своей науки - рефлексологии, и тщательно исследовал и упорядочил обширный объем информации, который может быть применен для научных исследований в различных областях, таких как психология, социология, политология, история и другие.

Необходимо отметить, что сегодня действующий Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии, именуемый в честь В. М. Бехтерева, является продолжением работы Психоневрологического института, основанного самим Бехтеревым еще в далеком 1907 году. Важно отметить, что несмотря на то, что исследования в области рефлексологии были прекращены после смерти В. М, Бехтерева по указанию вышестоящих органов, институт продолжил свою деятельность, претерпев несколько структурных изменений за свою историю. Стоит отметить, что в течение 1930-х годов в психологии долгое время процветали гонения, затронувшие различные направления. Статья "Начало конца поведенческой психологии в СССР" [В. Умрихин, 1991] подробно рассматривает эти процессы.

В общем, Бехтерев придавал большое значение различным организационным формам научной деятельности и стимулировал создание среды для неофициального общения и обмена опытом между врачами и учеными. Например, в период своей работы в Казани он основал Казанское общество невропатологов и психиатров, а в Петербурге – Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии. Интересно отметить, что подобная практика создания неформальных профессиональных объединений до сих пор прочно укоренилась в медицинской сфере.

Таким образом, многое из наследия Владимира Бехтерева до сих пор остается актуальным и значимым. И именно поэтому мы решили воспользоваться этой уникальной возможностью и подготовить данный материал в честь столетия выхода книги «Коллективная рефлексология» [В. Бехтерев, 1921], чтобы привлечь ваше внимание к великому научному достижению и его важности в современном мире.

Необходимо понять, что некоторые идеи, представленные в области рефлексологии и исследованиями Бехтерева, возможно, утратили свою актуальность и выглядят простыми и наивными с учетом современного развития науки и психологии. Однако это не значит, что исследования Бехтерева не имеют значения. Ведь наука и жизнь неустанно продвигаются вперед, и естественно, что некоторые идеи проходят проверку временем, другие требуют уточнений, а некоторые просто утрачивают актуальность. Критика новых идей в науке является неизбежной и обычной практикой современников, которые могут не быть готовыми принять нововведения или конкретные идеи, теории или гипотезы.

Критика идей Бехтерева

Конечно же, любое новаторское предложение в научной области всегда вызывает волну критики. Рефлексология Бехтерева не является исключением. Наиболее распространенным критическим аргументом в отношении Бехтерева является его слишком упрощенный подход к изучению человеческого психического феномена (Роменець и Маноха, 2003). Критики замечают, что работа Бехтерева содержит явное недооценивание традиционной психологии и ее устоявшихся методов, сложившихся к началу 20-го века, а также поспешное суждение о психологии как о чем-то субъективном.

Предположим, что Бехтерев мог согласиться с возможностью существования субъективных явлений, однако не придавал им особого значения и не считал нужным их исследовать. Некоторые критики считают такой подход ошибочным, поскольку субъективные явления или восприятие могут являться результатом объективных процессов, и изучение субъективной составляющей может помочь понять объективную картину.

Определение Бехтеревым рефлексологии как науки о человеческой личности вызывает сомнения у критиков. По их мнению, рефлексология может быть полезной в изучении индивидуальных особенностей человека, но не в полной мере охватывает понятие личности.

Критики также высказали свое несогласие с попыткой Бехтерева объяснить все субъективные явления, происходящие в головном мозге человека, исключительно через процессы в нем. В своей работе Бехтерев писал: "Исследуя мозг в его высших проявлениях, мы одновременно изучаем и само развитие психического процесса". Однако критики видели психический процесс в более широком контексте, не ограничивая его только реакциями нейронов.

Критика Бехтеревым метода интроспекции, широко применяемого в научных кругах в то время, вызывала определенное сомнение. Чтобы более четко разобраться в сути проблемы, важно отметить, что интроспекция – это процесс самонаблюдения и самопознания человеком своих мыслей, чувств и переживаний. Бехтерев, однако, выражал сомнения в возможности выразить внутренние переживания словами таким образом, чтобы все их одинаково поняли. С его точки зрения, устная или письменная передача информации не способна передать все аспекты и нюансы.

С течением времени Бехтерев пришел к выводу о необходимости изучения субъективных процессов на себе самом, с целью расширения знаний о объективных проявлениях личности и понимания взаимосвязи между объективным и субъективным внутри каждого человека. В своей работе "Психология, рефлексология и марксизм" [В. Бехтерев, 1925] он также подчеркивает важность этого подхода.

Однако и этот факт вызвал значительную волну критики, в результате чего Бехтерева обвинили в пропагандировании дуализма, а один из его критиков даже утверждал, что «Бехтерев поклонился перед марксизмом» [Г. Челпанов, 1926].

Для вашего удобства, хотелось бы отметить, что марксизм в СССР не признавал религию. В соответствии с этим пониманием, религию рассматривали как средство увядания общества, будто бы «опиум для народа». Важно отметить, что государство и церковь были полностью разделены друг от друга: верующим гражданам приходилось соблюдать религиозные обряды скрытно, чтобы избежать негативных последствий для своей карьеры.

Интерес исследователей к подробностям научной дискуссии тех лет не иссякает даже в наши дни. Например, научной конференции был представлен увлекательный доклад "Методологические вопросы психологии в контексте дуализма В. М. Бехтерева" созданный Л. Баяновой в 2006 году.

Вопреки этому, рефлексология не занимается изучением субъективных явлений, чувств, ощущений, представлений и всего, что можно уместить в узкие рамки рефлексов. Тем не менее, как мы уже отметили ранее, наследие Бехтерева, особенно его работа "Коллективная рефлексология" и его труды о функциях головного и спинного мозга, имеют огромную важность для дальнейшего развития научных и практических методов помощи тем, кто в них нуждается.

Желаем вам крепкого здоровья и гармонии в душе и просим вас поделиться вашим мнением по вопросу, освещенному в данной статье.

Советуем также прочитать:

- Искусство рассказывания историй: основы, представители и направления.
- Тайны психологии толпы: как она влияет на нас.
- Психология: мифы и реальность.
- История «Собаки Павлова»: удивительный эксперимент, который изменил наше понимание мироздания. - Психолингвистика: ключ к глубокому пониманию речи и языка.
- Как наше мышление влияет на экономику: основы когнитивной экономики.
- Нейронаука: что это такое и почему она играет важную роль в нашей жизни.
- Различные сферы личности и их влияние на нашу жизнь.
- Методы изучения психологии, предложенные Вундтом.
- Искусство рефлексологии в восточной медицине: секреты восстановления здоровья.