Блог
Книги и учебники

Мономиф Джозефа Кэмпбелла

Давным-давно, исследователи историй в литературе и кино мечтали о том, чтобы раскрыть общие тенденции и единую структуру, присутствующую во всех произведениях. И наконец, Джозеф Кэмпбелл сумел обнаружить эти закономерности, изучив практически все мифы, принадлежащие различным народам. Его героический труд заслуживает искреннего уважения, а его книги являются неотъемлемыми произведениями для вдумчивого чтения.

Почти всякое повествование начинается с изменения мира главного героя. Такой мир, который прежде был в гармонии и равновесии, разрушается. Представьте вашу любимую книгу или фильм и задайте себе вопрос: "Следует ли она такой же схеме?". Однако перед этим необходимо осознать одну простую идею - данный подход следует воспринимать символически. Обдумывайте структуру и анализируйте ее метафорически, волею к словам.

Об авторе

Джозеф Кэмпбелл, родившийся в 1904 году в Нью-Йорке, является не только автором девяти работ, включая книги и эссе, но и знатоком мифов. С самого начала своего пути интерес к ним у него вызывали индийские мифы, которые он видел как источник духовных истин, неизменных с течением времени. И вот, поставив перед собой цель прочитать и осознать все существующие мифы, Кэмпбелл обнаружил удивительные общие черты между ними. Потоп, похищение огня, возрождающийся герой, чудесное зачатие, земля мертвых - эти и другие аспекты объединяют разные мифологии в одну глубокую и универсальную тему, открывая перед людьми мир бесконечных возможностей и понимания.

Одним из наиболее известных произведений автора являются «Герой с тысячью лицами» и четырехтомник «Маски Бога». Даже Джордж Лукас, создатель франшизы «Звездные войны», признался в том, что его работы являются вдохновением для него, и его фильмы содержат концепции, заложенные Кэмпбеллом.

Согласно Кэмпбеллу, каждая увлекательная история обладает общими чертами с другими захватывающими рассказами, причем все нужные элементы уже открыты и любое отклонение от этой структуры вызывает недоумение у зрителя или читателя. Вопрос в том, какую структуру Кэмпбелл рассматривает как повторяющуюся из поколения в поколение?

Герой вступает в непривычное окружение, которое полностью отличается от его обыденной жизни. Он вступает в мир, который покажется нам странным и необычным, но для него стал частью его приключений и насыщенной истории. Ключевые моменты происходят именно здесь, где преображается сам герой и разворачивается главный сюжет.

Статус кво

С этого начинается история. Привычный для героя мир.

Зов приключений

Наш герой получает загадочное сообщение, чья-то призывная нотка прозвучала в нем. Необычная встреча с незнакомцем или неожиданное явление приоткроют ему завесу, показав своеобразное предначертание его судьбы.

Поддержка

В эпоху перемен герою особенно важна надежная опора. Немыслимо значимой является поддержка от умудренного и опытного соратника.

Отправление

Этот момент ознаменовал точку невозврата. Герой располагал возможностью оставить все, как есть, однако он решил собрать все свои силы и отказаться от привычного мира, чтобы ступить на неизведанный путь, где каждый шаг подстерегает опасность и приключение. Не осталось пути назад, мосты были сожжены навсегда.

Испытания

Стать героем - это нелегкая миссия. Он вынужден расшифровывать головоломки, избегать ловушек и сражаться с чудовищами. Возможно, для одного героя задание заключается в том, чтобы пересечь дорогу, для другого - войти в пещеру и победить зло, а для третьего - смело идти на свидание со своей мечты и не попасть в неловкую ситуацию.

Приближение

Настало время неотвратимой встречи героя с его самым темным страхом. Эта столкновение необязательно должно быть прямым и реальным; мы можем показать зрителю или читателю то, что вызывает герою наибольший ужас в его сердце. Мы можем либо неявно указать на этот страх, либо заставить героя столкнуться с ним лицом к лицу и смотреть его в глаза.

Кризис

Это критический момент, наиболее сложный период, когда главный герой сталкивается с величайшими испытаниями. Возможными исходами являются тяжелое физическое или эмоциональное потрясение, приводящее его к грани смерти (и даже возможностью неизбежности смерти). Все кажется безнадежным, без возможности спасения. Однако герой находит силы для возрождения.

Сокровище

Как только наш герой преодолел границы самых трудных испытаний в своей жизни, встретился лицом к лицу со своими самыми страшными и предательскими страхами, его ожидает восхитительная награда. Благородство такого вознаграждения может выражаться в множестве форм — исключительной славой, сердечным признанием или даже впечатляющими сокровищами, которые станут реальными символами его победы.

Результат

Разнообразие вариантов непостижимо. Чудовища могут полностью подчиниться герою или настойчиво преследовать его, не оставляя границ своего ужасного мира.

Возвращение

По окончании всех наших героем пережитых приключений, он возвращается в свою привычную среду, прибывает в знакомое состояние. Но несмотря на возвращение, множество перемен произошло.

Новая жизнь

Путешествия преобразили главного героя и оказали влияние на его окружение. Он перерос свое прежнее существование, приобрел новые навыки и избавился от прошлого.

Заключение

Наступает развязка. Все сюжетные линии требуют прояснения. Побочные тоже.

Статус кво

Однако его статус находится на следующем уровне по сравнению с предыдущим. Когда ты становишься героем, все меняется. Люди относятся к тебе по-особенному, ты претерпеваешь перемену, а вместе с тобой меняется и весь мир.

Если вы знакомы с творчеством Джоан Роулинг и прониклись потрясающим миром поттерианы, если вас заворожили «Звездные войны», «Аватар», и заставили задуматься «Возвращение» от Андрея Звягинцева, то вы, безусловно, заметите интересное сходство в структуре всех этих произведений. Они не только следуют одному и тому же принципу построения, но также затрагивают общекультурные темы и проблемы, связанные с нашей жизнью. Каждый из нас уникален, однако в глубине нашей сущности пребывают общечеловеческие аспекты, которые сохраняют свою значимость веками и, вероятно, останутся неизменными навсегда.

Почему именно эта структура обладает такой эффективностью, а отклонение от нее неизбежно вызывает у зрителя или читателя только скуку и желание прекратить взаимодействие с этим произведением? Все истории, прежде всего, отражают нас самих. Придумайте, как весь этот сюжет соответствует нашей собственной жизни. Более того, он именно то, что мы все хотим (поэтому он настолько захватывает и привлекает нас).

Превозмогите свои страхи, смело входите в пещеру, наполненную различными испытаниями, и обретите свою награду. И затем... пройдите через все это снова, несмотря ни на что.

На нашем веб-сайте вы найдете уникальный курс, который позволит вам освоить писательское мастерство и развить творческое мышление. Вы научитесь создавать захватывающие сюжеты и превращать их в потрясающие истории. Главная цель этой статьи – показать вам, что даже самая сложная и великолепная история имеет свои простые и понятные начала. Когда вы научитесь не только внимательно слушать диалоги, наблюдать за сценами и разбираться в характерах персонажей, но и размышлять о структуре произведения, вы сможете не только глубже понимать искусство, но и создавать свои собственные шедевры. Структура всегда проста, если ее нарисовать на составных частях. Часто творческие люди ошибочно нагружают свои произведения излишними элементами, которые сами непосредственно не могут рассортировать. Вместо того, чтобы усложнять свой стиль, персонажей и диалоги, сосредоточьтесь на структуре произведения. Она должна быть ясной и понятной, по меньшей мере, вам. И когда она станет понятной вам, вы сможете раскрасить ее во все радугу цветов, и читатели будут приятно удивлены тем, как ваша история, сюжет и персонажи затрагивают их души.

Не забывайте делиться своими методами работы с произведениями и оставлять комментарии.

Советуем также прочитать:

* Мастерство рассказа: техники создания уникального персонажа
* Загадочный Макгаффин: находка, которая заставляет сюжет развиваться
* Изменение взгляда: список фильмов, которые переворачивают представление о мире
* Волшебство трехактной структуры: секреты захватывающего повествования
* Искусство рассказчика: станьте мастером историй
* Путеводитель по сторителлингу: советы по созданию захватывающего повествования
* Загадочные истории: необычные притчи и рассказы
* Книги, превращающие вас в эксперта по запоминанию
* Очарование сторителлинга: истории, которые пленят вас
* Ключевые техники сторителлинга: секреты завораживающего повествования