Блог
2023-08-26 13:02 Известные личности

Метамодернизм как новое слово в искусстве, которое… еще не сказали!

Если вас заинтересовала тема метамодернизма, то, вероятно, у вас уже есть представление о модернизме и постмодернизме. Вкратце расскажем, что модернизм - это художественное течение, возникшее в первой половине XX века и направленное на обновление художественных принципов прошлого. Постмодернизм же представляет собой смешение стилей, культур и направлений, наблюдаемое в искусстве второй половины XX века, возникшее в ответ на ограничения модернизма и неспособность продолжать его эволюцию.

Если вы хотите глубже погрузиться в тему искусства, доступным способом является изучение нашего курса "История искусства". Особенно полезными будут уроки 6 и 7, посвященные модернизму и постмодернизму соответственно. Важно отметить, что мы обсудим метамодернизм исключительно в контексте его влияния на развитие искусства, а также попытаемся понять его особенности по сравнению с другими стилями. Для начала предлагаем вам небольшую историческую экскурсию.

Исторический экскурс

Метамодернизм - это широко используемый термин, который отражает смену в культуре и искусстве, начавшуюся в 1990-х годах. В связи с относительно недавними событиями в современной эпохе, наше изучение данной темы будет поверхностным, но все же информативным.

Однако метамодернизм – это не только синоним современного искусства, как часто утверждают. В современном искусстве мы видим сосуществование различных направлений, которые были актуальны в 20 веке, и даже изменение приоритетов в развитии не означает полный отказ от художественных стилей прошлого.

Термин "метамодернизм" был введен в научный дискурс Робином ван ден Аккером, голландским философом и культурологом, а также Тимотеусом Вермюленом, искусствоведом из Норвегии. Они представили суть метамодернизма в совместной научной работе под названием "Заметки о метамодернизме" [Т. Вермюлен, Р. Аккер, 2010].

Авторы в своем исследовании освещают объективные причины, которые обусловили завершение эпохи постмодернизма в его привычном понимании учеными и искусствоведами. В силу тесной связи искусства со многими аспектами нашей жизни, оно подвержено влиянию изменений, охватывающих практически все сферы нашего существования.

Современный ритм жизни и быстрая передача информации, прогресс технологий и использование их в негативных целях, изменение климата и последовательные экономические кризисы - все эти факторы оказывают многостороннее влияние на культуру и искусство. Новая тематика, связанная с климатом, цифровыми технологиями и терроризмом, начинает появляться в искусстве, в то время как традиционные темы, такие как быт и семейные ценности, привносят новые перспективы.

Поэтому большинство трендов постмодернизма приобретает новый смысл. Как отмечают авторы, можно сказать: «… история продолжает свой ход даже после того, как было спешно заявлено о ее окончании» [T. Vermeulen, R. Akker, 2010]. Следовательно, метамодернизм меняет «границы настоящего на пределы будущего», а стремление к бесконечно отступающему горизонту именно характерно для современного человека.

Обращаем ваше внимание на то, что авторы статьи-первоисточника используют термины "метамодернизм" и "метамодерн" преимущественно как синонимы. В некоторых случаях эти термины также используются для выделения определенных аспектов. Так, метамодернизм определяется как новое направление в искусстве, а метамодерн является культурной парадигмой наступившего тысячелетия. Если вы заинтересованы, вы можете ознакомиться с оригинальной статьей лично.

Учитывая, что Аккер и Вермюлен являются оригинальными создателями этой концепции, нам просто необходимо принять их определение. Необходимо также учесть их другие термины и определения, которые ясно объясняют суть метамодернизма с их точки зрения. Давайте более детально рассмотрим наиболее важные из них: «метаксис» и «паратаксис».

Исходя из работ Платона, в частности из его произведения "Симпозиум", термин "метаксис" возник как идея о колебании между противоположностями и возможности одновременного использования этих противоположностей [Платон, 2013]. В традиционном смысле паратаксис представляет собой метод построения сложного предложения, однако Аккер и Вермюлен склонны интерпретировать его как противоположность метаксису.

Суть метамодернизма заключается в сбалансированном сочетании колебаний и стабильности. В нашей эпохе стабильность обретает новый смысл, объединяясь с неизбежными колебаниями. Все это происходит естественным образом. Ведь никогда прежде человечество не сталкивалось с такими масштабными изменениями, неопределенностью и непредсказуемыми трансформациями. Пора оставить за плечами прошлого тысячелетия все, что мы знали и обучаться новым способам жизни. Искусство, в свою очередь, вынуждено следовать за изменениями в окружающей нас действительности и пересматривать традиционные ценности.

Это означает ли, что все вышесказанное вызывает интерес только у двух ученых - авторов "Заметок о метамодернизме"? И только они решились погрузиться в теоретическую составляющую и каким-то образом описать и систематизировать то, что, по большому счету, достаточно очевидно для всех размышляющих людей? Ни в коем случае. У их идей есть последователи, которые развили концепцию метамодернизма и предоставили более подробное понимание, что же на самом деле означает метамодернизм.

Содержание метамодернизма

События разворачиваются перед нами настолько впечатляющими масштабами, что просто невозможно остаться безучастным и не задуматься о том, что может произойти дальше. Искусство всегда стремится заглянуть за грань прошлого, настоящего и будущего, преображая окружающий мир или уделяя внимание его недостаткам, находя гармонию или демонстрируя неизбежность ее отсутствия. Наше отношение к происходящему не может быть равнодушным, и, быть может, именно мы сможем найти ответы и реакции на все вызовы этой сложной ситуации.

Люк Тернер, известный английский художник, решил взять на себя труд объяснить основные принципы метамодернизма в своей работе под названием "Метамодернизм: краткое введение" [L. Turner, 2015]. В своем исследовании Тернер подтвердил утверждение Аккера и Вермюлена о том, что причиной изменения традиций постмодернизма является огромная значимость структурных элементов метамодернизма. Он признает, что важно провести более детальный анализ именно этих элементов.

Конечно, чтобы достичь этой цели, прежде всего необходимо вспомнить основные принципы постмодернизма, такие как отказ от стереотипов, релятивизм и нигилизм, которым Тернер придает особое значение. Именно как ответ на модернизм, постмодернизм возник, однако модернизм сам был воззрением, отрицающим старые устои. В этом смысле метамодернизм объединяет в себе как традиции модернизма, так и постмодернизма, но при этом не возвращается полностью ни к одному из них.

Обратим внимание на важность приставки "мета", которая используется для обобщения, абстракции и определения перехода к новому. Таким образом, истинное содержание метамодернизма, объединяющего модернизм и постмодернизм, становится понятным [L. Turner, 2015]. Это полностью проявляется в его художественных работах, особенно в "Рождении Венеры". В ней ясно видно, насколько далеко он ушел от модернизма и постмодернизма, воплощая в ней собственные идеи.
Значительно стоит отметить, что Автором признанного «Манифеста метамодернизма» (Metamodernist // Manifesto) является Люк Тернер, чье творчество загадочно пронизано сущностью этого движения. В своем произведении, состоящем из восьми пунктов, он безупречно постарался разъяснить основополагающие принципы метамодернизма [L. Turner, 2011].

Манифест метамодернизма – краткое содержание:

  • Колебания– это естественное состояние.
  • Следует освободиться от идейной наивности модернизма.
  • Движение вперед – это колебания между противоположными идеями.

Всякое движение обладает своими природными границами, которые нужно учитывать. Неполнота системы подразумевает необходимость полной преданности ей, но в первую очередь во имя самого процесса, а не исключительно окончательного результата. Знания могут разрастаться и приумножаться, если подходить к задаче так, будто она вполне решаема.

Художественное творчество возможно только при учете того факта, что мир стремится к энтропии.

Сегодняшние достижения технологий открывают нам беспрецедентные возможности воспринимать события со множества углов зрения. Мы можем одновременно ощущать себя будущими покорителями прогресса и теплыми сныться ностальгическими воспоминаниями о прошлом.

Наука стремится к изысканности, творчество стремится к образованности, а все мы вместе стремимся к открытому знанию.

Метамодернизм представляет собой динамическое состояние, где переплетаются ирония и искренность, наивность и знание, релятивизм и правда, оптимизм и сомнение.

Как же все эти идеи метамодернизма отразились в искусстве? Давайте посмотрим!

Стратегии метамодерна

Все, кто уже ознакомился с нашим курсом "История искусства", уже знают о том, что каждая эпоха в искусстве характеризуется своими уникальными художественными стилями и приемами, которые используются для создания произведений. Существует множество различных стилей, приемов и практик. Сегодня мы погрузимся в изучение основных художественных стратегий, которые определяют метамодернизм. И, к слову, многие из этих стратегий зародились задолго до появления самого термина "метамодернизм".

Перформатизм

Перформатизм, введенный немецким ученым Раулем Эшельманом, описывает явление, которое он подробно изучал в своих работах, включая труд Performatism, or the End of Postmodernism («Перформатизм, или Конец постмодернизма», 2001 год). По мнению Эшельмана, перформатизм представляет собой осознанный самообман, с целью убедить себя в чем-то противоречивом.

Это именно поэтому возрос интерес к теологии в искусстве в конце 20-го - начале 21-го века. Примером может служить выставка под названием "Моложе, чем Иисус", которая проходила в "Новом музее" Нью-Йорка и подразумевала, что искусство на самом деле очень молодо.

К слову, сейчас мы можем заметить значительный рост интереса к религиозной тематике не только в области живописи, не только в Америке, но также и в нашей отечественной поп-музыке. Отличным примером служит трек группы "Ленинград" с названием i_$uss, которое следует произносить как "Иисус".
Фактически, фраза в хорусе "Ты, подобен Иисусу" явно подчеркивает намерение авторов песни, тогда как в середине видеоклипа появляется персонаж, достоверно изображающий облик Иисуса Христа.

Романтический концептуализм

Романтический концептуализм - еще один стиль метамодернизма, который был подробно изложен в работе "Романтический концептуализм" (J. Heiser et al., 2008) немецкого критика Йорга Хейзера и его коллег. В период метамодернизма рациональное концептуальное искусство уступает место эмоциональным и сентиментальным абстракциям.

Впечатляющие работы Дидье Курбо, талантливого французского художника, стали настоящим открытием для московских ценителей искусства, когда они были представлены на экспозиции в Московском музее современного искусства в 2011 году. Эти произведения искусства были частью проекта «Невозможное сообщество» и вызвали огромный интерес у посетителей. Одним из основных достижений Дидье Курбо является его активная роль в улучшении городской среды, вплоть до персональной росписи «зебры» на пешеходном переходе. Он даже представил фотоотчет о реализации своих инициатив и объединил его под названием «Нужды», что стало центральной темой его фотографической выставки.
Обратим внимание, что в рамках метамодернизма романтический концептуализм представляет лишь одно из проявлений романтизма. Возникает также увеличенный интерес к неоромантизму, или новому романтизму. Американский философ Артур Лавджой (1873-1962), первоначально занимавшийся определением неоромантизма в искусстве еще в эпоху модернизма, отметил, что существует множество определений и что здесь речь может идти не о едином направлении в романтизме, а о различных "романтизмах" или множестве направлений.

В работе "О различении романтизмов" (A. Lovejoy, 1924) подробно изложены взгляды на романтизм. Оказывается, именно романтизм или даже романтизмы оказали сильное влияние на творчество художников метамодернизма. И это неудивительно, ведь романтизм проявляется в постоянных колебаниях между противоположностями, что является неотъемлемым признаком метамодернизма. Кроме того, романтизм также выражается в стремлении преобразовать конечное в бесконечное, несмотря на его нереальность. И такой подход становится еще одной характерной чертой метамодернизма.

Для лучшего понимания рассмотрим наиболее значимые произведения метамодернизма, которые иллюстрируют основные черты этой новой эпохи в искусстве. Один из таких ярких примеров - картина "Завет Востока" (2003) английского художника Дэвида Торпа.
Это интересно, впечатляюще и захватывающе – картина, которая точно сможет привлечь внимание любого зрителя. Тем не менее, она остается открытой для интерпретации: сюжет, хоть и вымышленный, но имеет оттенки реальности. Это особенно ярко проявляется в работах известной британской художницы Кэй Доначи, которая является ярким представителем метамодернизма в живописи. Комбинируя правду и фантазию, она придает своим работам неповторимую атмосферу, в которой прослеживаются влияния романтизма. Прекрасным примером такого подхода может быть ее произведение «Раннее утро, часы ночи».
Метамодернистические стратегии уловили все сферы изобразительного искусства, включая фотографию. Гленн Рубсамен, известный американский художник и фотожурналист, истинный мастер создания романтических абстракций. Одной из его выдающихся работ, представленной в 2006 году, является фоторабота под названием "Я решил промолчать".
Почему именно таким образом автор представил молчание, остается загадкой. Иногда романтический образ искусства достигает такой степени абстракции, что даже самому автору трудно определить сюжет своего произведения и дать ему имя. Этим же сложностям столкнулся американский фотограф Грегори Крюдсон, представив свою работу без какого-либо заголовка.
Тенденции метамодернизма воплотились в сфере архитектуры. Однако определить конкретную художественную стратегию, через которую метамодернизм проявляется в архитектуре, оказывается гораздо сложнее. В отличие от постмодернизма, где все строится на смешении стилей, архитектурный модернизм не отклонился настолько от традиций. Тем не менее, визуальные отличия в подходах настолько заметны, что изменение трендов в области строительства невозможно игнорировать.

Мы приглашаем вас ознакомиться с примерами архитектуры метамодернизма и самостоятельно обнаружить элементы стилевого заимствования и новых тенденций. Если вам трудно это сделать, мы можем предложить наш краткий курс "История искусства", особенно урок 8, посвященный современному искусству.

Изысканный пример метамодернизма, с примесью минимализма, можно увидеть в Библиотеке Бранденбургского Технического Университета (г. Котбус, 2004).
Большое внимание захватывает Китайский Национальный стадион, возведенный в 2008 году в городе Пекин. Его непревзойденная архитектурная конструкция, которая уже заслужила прозвище "Птичье гнездо", удивляет своей необычной формой.
Фантастическим взглядам не подлежит сомнение здание филармонии в Гамбурге, созданное выдающимся швейцарским архитектурным агентством Herzog & de Meuron Architekten.
Метамодернизм отразился и на сфере жилого строительства. Один из ярких примеров – жилой небоскреб, расположенный на Леонард стрит, 560 в Нью-Йорке. Этот проект был разработан известным архитектурным бюро Herzog & de Meuron Architekten, что, к слову, является знаком исключительного мастерства.
Мы не будем вести дебаты о художественном значении таких решений, особенно учитывая, что восприятие этих объектов крайне зависит от освещения и времени суток. Однако, стоит отметить, что из ближайшего расстояния здание выглядит вполне функциональным.
В общем, мы представили основные стратегии метамодернизма довольно общим образом. Следует напомнить о том, что в искусстве XXI века новые направления сосуществуют с традиционными трендами, которые сохраняют свою значимость в работе отдельных художников. Поэтому было бы целесообразно кратко рассмотреть и другие тренды метамодернизма, помимо уже упомянутых.

Прочие тренды метамодернизма

Как мы уже отметили ранее, искусство олицетворяет сложное взаимодействие эпох и тенденций. Каждое новое произведение зачастую является переосмысленным и адаптированным вариантом прежнего искусства. Итак, что привнес метамодернизм в мир искусства?

Веяния метамодернизма:

  • Ремодернизм – возрождение элементов раннего модернизма.
  • Реконструктивизм – возрождение идей конструктивизма, приоритета функции над содержанием.

Искренность Нового Века представляет собой перемещение от насмешек и сарказма эпохи постмодерна к гуманизму и искренности, которые являются важнейшими факторами в творческом процессе.

* Стакизм – панк-живопись, или фигуративная живопись в противовес концептуальному искусству.

Новая Странная Америка - жанр, который полностью посвящен возрождению народных традиций, и исключительно в музыке. Этот направление объединяет в себе элементы фолка, психоделического рока, метала, хип-хопа, фри-джаза и соула.

Само собой разумеется, этот реестр способен быть довершен как прежде установившимися, но не весьма масштабными событиями в сфере искусства, так и теми, которые возникнут (без исключений!) в ближайшей перспективе. Жизнь современного искусства в целом и метамодернизма в частности заключаются в том, что современная история искусства происходит у нас на глазах, с участием наших современников, и никому неведомо, какие новые тенденции жизнь подкинет нам. И, соответственно, на какие вызовы должно будет отреагировать искусство.

Если вы увлечены искусством, у вас есть возможность стать творцом современной истории. Взаимодействие между художником и зрителем всегда играет важную роль в искусстве, и вы можете придумать что-то самобытное в этой области. Если вас интересует данная тема, рекомендуем изучить работу "Политики идентификации в искусстве метамодернизма" (А. Венкова, 2018). При этом важно учесть, что ни одно значительное течение в искусстве не обходится без критики, и метамодернизм здесь не исключение.

Критика метамодернизма

Итак, критики высказывают определенные замечания по поводу метамодернизма и его идеологов. Единой причиной критики, по мнению оппонентов, является недостаточно глубокое теоретическое осмысление данного направления. В статье "Критика философских оснований метамодерна" автор высказывает точку зрения, что работы Робина ван ден Аккера и Тимотеуса Вермюлена в сфере метамодернизма лишь представляют упрощенное толкование постмодернизма [А. Кардаш, 2019].

Возникает еще одна замечательная претензия к авторам данной концепции - недостаточная ясность в использовании терминов, особенно в отношении "метаксиса" и "паратаксиса". Такое мнение было высказано в статье "Образы современности в XXI веке: метамодернизм" [А. Павлов, 2018].

Существуют и другие возможности рассмотрения нашей эпохи. Например, есть предложение заменить приставку "мета" на "прото" при определении следующего этапа после постмодернизма. Такая концепция была представлена в статье "Début de sieсle, или «От пост- к прото-. Манифест нового века»" [М. Эпштейн, 2001]. Честно говоря, эта идея была высказана еще до появления термина "метамодернизм" и почему-то не получила должного распространения.

Безусловно, тема метамодернизма продолжает оставаться на пике внимания в современном искусстве, вызывая многочисленные дискуссии и обсуждения. И сейчас, благодаря возможностям интернета, каждый из нас может внести свой вклад в эту насыщенную и интересную дискуссию. Высказывание своего мнения или ответ на предложенный вопрос станет отличным шагом к активному участию в обсуждении темы метамодернизма.

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказывает историю: история появления позитивизма
  • Все виды искусства: семь свободных форм самовыражения от древности до наших дней
  • Зачем нужно рождаться: рассмотрим явление "чайлдфри"
  • Фаллибилизм как концепция: на пути к пониманию относительной истины и истинной относительности
  • Знание через неизвестность: агностицизм как основа свободы познания
  • Концептуализм через века: эволюция и развитие концептуального искусства
  • Как раскрыть искусство: научимся понимать и воспринимать художественные произведения
  • Сравнение двух эпох: модернизм и постмодернизм в контексте искусства
  • Негативное пространство: его роль и значение в изобразительном искусстве, дизайне и фотографии
  • Роль искусства в жизни: почему оно необходимо для каждого человека