Блог
Актерское мастерство

Эмоциональный интеллект

Когда вы стоите перед выбором нового телефона, ноутбука или телевизора, вероятно, вы задаете себе вопрос: почему я склоняюсь к товару известного бренда, который стоит дороже, а не к гораздо более дешевому аналогу от менее известного производителя? При этом технические характеристики, внешний вид и гарантия практически идентичны, и поэтому вы не всегда можете оправдать выбор выгодными условиями или лучшим качеством. Возможно, вас также посещали мысли о том, какие покупки оправданы, а какие нет, после того, как вы спонтанно приобрели что-то сразу после получения заработной платы. Но не стоит упрекать себя, ведь в таких ситуациях вы не одиноки. Есть люди, которые руководствуются эмоциями и импульсами, а не логикой. Может показаться обидно, но у таких людей просто недостаточно развит разум в области эмоционального интеллекта - способности задействовать и контролировать свои эмоции. Но есть и хорошие новости - эмоциональный интеллект можно развить. В следующем разделе мы расскажем вам, как это сделать.

Эмоциональный интеллект и крах классической экономики

Исследование эмоционального интеллекта началось в 2002 году, когда Нобелевская премия по экономике была вручена психологам Д. Канеману и В. Смиту за их работу в области поведенческой экономики. Ученые доказали, что при принятии решений люди в большей степени опираются на эмоции, а не на логический интеллект. Один из интересных экспериментов, подтверждающих этот факт, заключался в измерении различия в переживаниях человека при получении и потере одной и той же суммы денег. Оказалось, что при потере эта эмоциональная реакция была более сильной, чем при получении той же суммы.

В книге "Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект", авторы Е. Хлевной и Л. Южанинов подробно описывают основные принципы развития эмоционального интеллекта. Они утверждают, что данное изложение принципов является ответом на недостатки классической экономической теории. В своей работе Дж. Майер и П. Саловей, профессоры Йельского университета, в значительной степени опирались на понимание сущности эмоционального интеллекта и его изучение, начиная с 1990 года.

В литературе часто упоминается понятие "эмоционального интеллекта" (EQ), отличающееся от интеллектуального интеллекта (IQ). Оно описывает способность человека осознавать свои эмоции, уметь создавать и контролировать их таким образом, чтобы они стимулировали мышление, осознание эмоций и их значения, а также способствовали развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы. Зачем же нам нужны эти навыки? Во-первых, для эффективного общения с людьми. Профессионалы различных сфер, будь то менеджеры, HR-специалисты, предприниматели, PR-агенты или рекламисты, не могут обойтись без эмоционального интеллекта. Наше принятие решений в значительной степени зависит от эмоциональной составляющей, именно поэтому мы так часто видим милых котиков и собачек на телевизионных экранах, которые призывают нас к какому-либо приобретению. Хотя этот пример является неким преувеличением, он хорошо передает общую идею. "Вирусный" маркетинг, "сарафанное радио", позиционирование товара - все они основаны на понимании механизмов эмоционального интеллекта, чтобы буквально "заставить" человека совершить необходимое действие.

Кроме того, развитие эмоционального интеллекта обеспечивает защиту от попадания в сети коммерческих манипуляций, помогает правильно определить приоритеты и достигать поставленных целей.

Недавно мы опубликовали статью, где рассмотрели эмпатию, и возможно, вы отметили определенное сходство между ней и эмоциональным интеллектом. Непременно, эмпатия, как способность поддерживать понимание и сопереживание эмоций других людей, является одним из ключевых элементов эмоционального интеллекта. Вместе с навыком саморегуляции, социальными умениями и самосознанием.

Как развивать эмоциональный интеллект

Умение эффективно управлять своим эмоциональным интеллектом (EQ) является важным фактором для достижения успеха и личностного роста, а также для установления гармоничных отношений с другими людьми. Работа над развитием этого важного качества позволит вам осознать и понять многие свои неосознанные поведенческие реакции.

Уловите свои эмоциональные отклики. Обратите внимание на происходящее в ваших внутренних переживаниях и во внешней обстановке, и стремитесь уяснить свои эмоциональные реакции на эти явления. Игнорирование своих чувств может лишить вас значимой части поступающей информации.

Внимательно вникайте в язык собственного тела. Не стесняйтесь выражать эмоции физически. Ум и организм взаимосвязаны, и разбираясь в этом соотношении, вы сможете легко распознавать и сопереживать чувства и эмоции других людей.

Приобретайте умение распознавать взаимосвязь между вашими эмоциями и поведением. Когда мы испытываем гнев, мы неизбежно повышаем голос, а при смущении наши слова становятся неуверенными и непонятными. Это лишь некоторые очевидные примеры, но осознавая как наши эмоции влияют на наше поведение, мы можем научиться эффективно управлять ими и использовать их в наших интересах.

Не сдерживайте свои эмоции. Не в том смысле, что вам стоит начинать орать каждый раз, когда кто-то наступает вам на ногу в общественном транспорте. Однако отрицательные эмоции являются неотъемлемой частью нормальной реакции на события, также как и положительные. Анализируйте свои чувства, ищите пути и не запрягайте обиды и горе внутри себя.

Усовершенствуйте вашу эмоциональную память с помощью нашего совета - создайте специальный дневник, чтобы фиксировать ваши эмоциональные реакции. Проанализируйте их позже, возвратившись к записям, и получите возможность увидеть самих себя со стороны. Это поможет вам лучше понять, является ли ваше поведение правильным или требует корректировки, и вносить необходимые изменения в будущем.

* Тренируйте желательные реакции. Невозможно управлять своими эмоциями или притвориться, что они отсутствуют, но можно решить, как на них реагировать. Пережили нетривиальную ситуацию? Сделайте выводы и следующий раз контролируйте себя, даже если это вызывает трудности.

Показывайте открытость и дружелюбие в общении, поскольку эти две черты неразрывно связаны с эмоциональным интеллектом.

Прокачайте свою эмпатию – это поможет вам лучше понимать чувства окружающих и открываться им собственными эмоциями.

Одно из ключевых качеств хорошего коммуникатора - умение быть внимательным слушателем. Здесь важно понимать не только смыслочение слов, но и улавливать нюансы: интонацию, мимику, жесты оратора. Благодаря искусству интерпретации этих сигналов, даже возможно научиться распознавать, когда говорят правду, а когда сулят ложь.

Выражайте свои эмоции откровенно. Вместо того чтобы поверхностно ответить "хорошо" на вопрос "как дела?", даже если он задан просто из вежливости, не бойтесь быть честным по-настоящему. Будьте откровенными о своих проблемах и переживаниях, а также о своих успехах и радостях. Не нужно подавлять свои эмоции и выглядеть угрюмым в самом начале дня, когда все идет не по плану. Поделитесь своими чувствами с другими, чтобы создать искреннее и близкое взаимодействие.

Отзывы и комментарии

А какими принципами вы руководитесь при принятии решений и при принятии действий - логическими или эмоциональными? Расскажите в комментариях ниже.

Советуем также прочитать:

  • Истории о влиянии интеллекта: Знакомство с 4 типами интеллекта, предложенными Стивеном Кови
  • Открытие теории Кеттелла-Хорна-Кэрролла: Различные аспекты интеллекта и его развитие
  • Использование теста Холла для измерения эмоционального интеллекта
  • Brain-дайджест: Новости из мира интеллекта и его развития
  • Освоение эмоционального менеджмента: Как научиться управлять эмоциями
  • Роль общего интеллекта в нашей жизни
  • Особая валентинка от 4brain: Подарок для развития наших мозгов
  • 6 навыков, которые помогут развить эмоциональный интеллект
  • Признаки низкого уровня эмоционального интеллекта: Как их распознать и преодолеть