Блог
Известные личности

Когнитивное развитие. Часть 2

Наша предыдущая статья затрагивала важность когнитивного развития и его сущность. Также мы представили вам теорию когнитивного развития, разработанную известным швейцарским психологом Жаном Пиаже, которая описывает этот процесс у детей и его стадии. В предыдущей статье мы рассмотрели первые две стадии, а сегодня мы будем изучать третью и четвертую стадии. Кроме того, мы также рассмотрим корректировки и поправки, внесенные Пиаже в свою теорию, и представим несколько практических рекомендаций для родителей.

Не забывайте, что в данной модели первая стадия когнитивного развития получила название сенсомоторной. В этот период ребенок осваивает управление своим телом и способность воспринимать мир через свои органы чувств. Она охватывает возрастную группу от рождения до двух лет, а за ней следует дооперациональная стадия. В то время ребенок еще не способен использовать логические категории и операции, однако осваивает символическое мышление и воспринимает мир через собственную призму и только на основе собственного опыта. Выходя на семь лет, эта фаза развития сменяется фазой конкретных операций. Остановимся на этой стадии подробнее.

Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)

Этап, известный как период конкретных операций, обозначен таким названием в связи с тем, что дети в этом возрасте начинают развивать логическое мышление в отношении конкретных объектов, тех, которые доступны через органы чувств. В этом возрасте дети уже способны понимать конкретные события и логические аналогии, а также умеют оперировать цифрами. Приобретение данного навыка позволяет детям выполнять арифметические вычисления, основываясь на конкретных "подспорьях", таких как счет на пальцах или использование физических объектов в качестве счетов. Кроме того, дети этого возраста способны использовать простейшие стратегии запоминания.

На данном этапе особенно ценным достижением является овладение принципом сохранения. Это означает, что даже при изменении формы вещества его масса, объем и количество остаются постоянными. Приблизительно в возрасте 6 лет дети начинают постигать идею сохранения количества, а понимание объема и веса приходит к ним в 7 и 9 лет соответственно.

На этом этапе дети начинают понимать важное понятие обратимости. Это означает, что они осознают, какие объекты и вещества можно преобразовать, а затем вернуть в исходное состояние, не меняя сущности материала.

Таким образом, можно сказать, что дети обычно приступают к обучению в школе именно в тот момент, когда развивается их способность к логическому мышлению и выполнению логических манипуляций.

По теории Жана Пиаже, последний этап когнитивного развития называется стадией формальных операций. Он следует за стадией конкретных операций и означает расцвет мыслительных способностей человека.

Стадия формальных операций (от 12 лет)

К примеру, когда ребенку исполняется около 12 лет, он начинает формировать мышление, близкое к взрослому. В этот период дети полностью осваивают символическое мышление и улучшают свою способность логически рассуждать. Они становятся способными воспринимать абстрактные идеи и работать с гипотетическими концепциями.

Благодаря этим характеристикам, подростки способны решать задачи с помощью дедукции и проверки гипотез, подобно взрослым. К примеру, они создают набор предположений и начинают последовательно тестировать их, меняя поочередно переменные и выделяя ключевые факторы, влияющие на результаты. В дополнение, подростки рассматривают различные возможности и гипотезы, делают логические выводы по каждой из них и, в конечном итоге, проверяют и подтверждают или же опровергают свои исходные предположения.

Совсем не редкость в юности становление эгоцентризма. На этом подростковом этапе жизни молодой человек начинает мыслить в стремлении к тому, чтобы все остальные разделяли его взгляды, переживания и способы восприятия окружающей реальности. Например, пятнадцатилетний парень или девушка могут падать духом из-за единственного прыщика, думая, что все остальные видят его так же отчетливо, как они сами, и относятся к нему также негативно. Также, возможно, подростки могут проявлять максимализм, полагая, что их способы восприятия мира и ощущения абсолютно правильные и универсальны для всех людей. Этот этап когнитивного развития в структуре Пиаже позволяет завершиться процессу развития.

Несмотря на то, что эта теория была считана революционной и сделала значительный вклад в нашу понимание, она не без своих недостатков и критики. В данной статье мы рассмотрим основные аргументы против и причины для критики модели Пиаже.

Критика теории Жана Пиаже

Дальнейшие исследования, проведенные специалистами в данной области, показали, что швейцарский психолог Пиаже недооценивал возможности и способности детей младшего и дошкольного возраста в целом. Обнаружено, что важные навыки и развитие определенных особенностей происходят раньше, чем предполагалось ранее.

Одной из основных причин, по которой данная теория подвергается критике, является тот факт, что она предполагает завершение процесса мыслительного развития к началу взрослого возраста, примерно в 18-20 лет. Однако, более новые открытия и результаты исследований опровергают эту гипотезу.

Согласно Пиаже, стадия формальных операций представляет собой вершину мыслительного развития, на которой подросток способен логически мыслить о абстрактных понятиях и последовательно проверять свои гипотезы. На этом этапе также наблюдается, что, подобно взрослым, подростки начинают проявлять интерес к будущему, гипотетическим и идеологическим ситуациям.

Однако, это далеко от истины. Специалисты выделяют следующую фазу развития, известную как постформальная стадия. В этой стадии индивидуум способен взаимодействовать с внешней средой и ситуациями, умеет контролировать свои эмоции. Таким образом, подросток, достигший этой стадии, способен разумно и осмотрительно реагировать на эмоционально насыщенные ситуации, не поддаваясь импульсам или своим аффектам.

Этот человек не только может принимать решения, учитывая разные аспекты своей жизни и текущую ситуацию, но и использует свой предыдущий опыт как полезный материал при поиске решений и подходов, учитывая все аспекты жизни.

Нельзя не обратить внимание на явление нейропластичности, когда речь идет о сохранении активности и остроты мышления даже в позднем возрасте. Многочисленные научные работы и исследования доказывают, что человеческий мозг способен сохранять свою подвижность и реактивность даже при зрелом возрасте. Систематическая стимуляция и обучение позволяют сохранять ясность ума и когнитивные способности до самого конца жизни.

История Присциллы Ситиенеи поражает своей невероятной настойчивостью и стремлением к образованию. Даже в возрасте 90 лет она решила пройти обучение в школе, вполне успешно конкурируя с шестью своими молодыми прапрапраправнуками. Видео, представленное ниже, является ярким доказательством того, что никогда не поздно развиваться и учиться. В нем запечатлены ее ежедневные уроки и активные перемещения по школьным коридорам, вдохновляющие всех нас на бесстрашие и стремление к знаниям.
Итак, благодаря свойству нейропластичности, у нас есть возможность продолжать развивать своё мышление и когнитивно-интеллектуальные способности после достижения взрослого возраста. Мы всегда можем обучаться новому, осваивать ранее непробованные хобби и теоретические предметы, развивать новые умения, и совершенствовать наши умственные способности и таланты, при условии, что мы уделяем им своё время и внимание. На счастье, сегодня существует множество практических инструментов, таких как различные курсы и тренинги. Более того, на нашем портале вы найдёте удобные онлайн-программы, которые помогут вам освоить ценные практические навыки и поддерживать свой ум в рабочем состоянии в любом возрасте.

Давайте продолжим обсуждение когнитивного развития и обратимся к еще одному аспекту, который был привлечен вниманием Жана Пиаже – формированию моральных установок у детей. Давайте кратко обозрим эту тему.

Развитие моральных суждений по Пиаже

Процесс эволюции морально-нравственной сферы в детском возрасте параллельно прогрессирует с общим развитием и проходит через несколько последовательных этапов. Если упростить и описать данный процесс в общих чертах, можно утверждать, что развитие моральных суждений протекает аналогичным образом:

* На самом раннем этапе своего развития дети проявляют доконвенциональную мораль. Это значит, что малыши склонны больше руководствоваться наказанием и вознаграждением, чем следовать общепринятым нормам и правилам. Таким образом, их соблюдение правил объясняется стремлением избежать наказания и получить одобрение и похвалу.

Затем наступает фаза, где дети принимают конвенциональную мораль, ориентируясь на авторитеты и правила приемлемого поведения. Они придерживаются образа "я хороший мальчик" или "я хорошая девочка", чтобы избежать неодобрения важных людей. У ребенка на этом этапе огромное влияние оказывают авторитеты, которые устанавливают правила и нормы. Ориентация на них помогает детям избежать осуждения и чувства вины, связанной с нарушением этих правил и норм, с неисполнением их моральных "обязанностей".

В конечном счете, понятно, что постконвенциональная мораль представляет собой новую модель, по которой дети и взрослые люди уже не ориентируются на указания влиятельных авторитетов, а руководствуются общепринятыми нормами и социальными соглашениями. В этой модели уже прослеживается фокус на этических принципах, включающих в себя благополучие и уважение к правам окружающих, сохранение самоуважения путем соответствия социальным нормам и морально-этической основе, а также уважение к другим людям.

Таким образом, развитие познавательных способностей не ограничивается только расширением кругозора и повышением умственных навыков. Это многогранный и динамичный процесс, который включает в себя более совершенные и сложные способы восприятия, осмысления и взаимодействия с окружающим миром. Он имеет разнообразные измерения и аспекты.

Теория Жана Пиаже является лишь одной из множества моделей и теорий, которые описывают и объясняют этапы и особенности когнитивного развития. Известны также работы других выдающихся ученых, таких как Лев Выготский, Анри Валлон и многие другие.

А в завершение давайте обсудим, какие важные аспекты следует учитывать родителям, чтобы способствовать естественному развитию и стимулированию ребенка.

Практические рекомендации для родителей

Прежде всего, важно осознавать, что для полноценного развития ребенка необходимо активно и качественно взаимодействовать с ним на протяжении всего дня уже с самого раннего возраста. Вот несколько советов, которые помогут понять, как это сделать:

  • разговаривать с младенцем и называть обычные объекты;
  • позволять младенцам свободно передвигаться и исследовать окружающие предметы;
  • петь и читать книги ребенку;

Обеспечьте вашего малыша возможностью взаимодействовать с книгами, развивающими играми, головоломками и разнообразными материалами, способствующими его развитию.

Поддерживайте развитие своего ребенка, помогая ему расширять свои знания в тех областях, которые его интересуют. Если ваш малыш увлечен динозаврами, возьмите его в музей естественной истории, чтобы он мог узнать о них больше.

  • давать ответы на вопросы «Почему?».

Кроме того, очень важно предоставлять детям возможность выбирать и принимать обоснованные решения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным и успешным взрослым, поощряйте его экспериментировать с различными методами решения задач. Ваша задача - предоставить поддержку и поощрение, а обдумывание и поиск решения оставьте на плечи ребенка. Пусть каждая задача и выбор будут похожи на головоломку или пазл, которые ребенок будет разгадывать самостоятельно. Не забывайте о необходимом времени и достаточном количестве поддержки и поощрения для этого процесса.

Существует большое количество методов, которые позволяют родителям активно способствовать развитию и формированию мыслительных способностей и навыков у своих детей с самых ранних лет. Очень важно начать этот процесс как можно раньше, ведь именно в этом возрасте ребенок наиболее отзывчив к стимулированию своего интеллекта.

Уважаемые читатели, мы рады представить вам программу «Когнитивистика. Развитие мышления», которая предназначена для более зрелой аудитории и всех тех, кто ценит состояние своего ума и желает развить свои мыслительные способности. В рамках данного онлайн-тренинга мы предлагаем 20 уникальных техник мышления, помогающих улучшить эффективность, логическую последовательность и способность принимать обоснованные решения. Наша программа будет полезна всем, кто стремится развить навык более эффективного мышления и изучить методы быстрого конструктивного решения задач.

Удачи!

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказа: повышение когнитивных навыков
  • Часть 1: Развитие познавательных способностей
  • Открытия в теориях мышления
  • Исследование развития моральных ценностей учеников по Л. Кольбергу
  • Ступени познания: путь к пониманию абстрактных понятий
  • Речевое мышление: единство в детском и взрослом возрасте и его практическое значение
  • Лучше понимание генетической психологии
  • Советы и рекомендации по обучению чтению для родителей
  • Теория психосоциального развития: влияние взаимодействия с окружающей средой
  • Концепция когнитивного развития Пиаже: ключевые моменты и применения
  • Процесс социализации: формирование человеческого бытия, а не жизнь Маугли