Блог
Известные личности

Рефлексология Бехтерева: что взять из теории в практику

Мы все любим особые даты, которые притягивают внимание к себе. Они как-то особенно встраиваются в нашу память и доставляют радость, принося нежные воспоминания. Юбилейные даты имеют свое очарование - ведь они подарков и поздравлений достойны вдвойне! А главное, они не обременяют нас финансово, в отличие от ежегодных празднований. Хотя и здесь есть непреходящая тенденция отмечать особо престижные круглые даты более насыщенно и благополучно, нежели обычные знаменательные случаи.

Редко упоминаются юбилеи научных открытий и другие события в научном мире. К тому же, со временем они часто забываются. Однако, мы не могли пройти мимо такого уникального события. Вот уже 100 лет назад в свет вышла книга «Коллективная рефлексология», написанная выдающимся российским невропатологом, физиологом, психологом, психиатром и основоположником рефлексологии, генерал-лейтенантом медицинской службы Русской императорской армии, Владимиром Михайловичем Бехтеревым [В. Бехтерев, 1921].

Книга, которую мы представляем, затрагивает широкий спектр вопросов, столь же важных, что и те, которые мы обсуждаем в рамках наших учебных программ под названием "Самопознание" и "Когнитивистика". Одним из таких актуальных вопросов является значение и роль рефлексологии Бехтерева в настоящее время. Давайте вместе изучим эту тему!

Бехтерев: рефлексология как наука

Для начала следует обозначить сферу научных интересов известного ученого Владимира Бехтерева (1857-1927), которому пришлось придумать множество терминов и концепций, имеющих его фамилию. Например, рано названную в честь него "болезнь Бехтерева" - это анкилозирующий спондилоартрит, что представляет собой воспаление и последующее сращение межпозвонковых суставов.

Известная как «Микстура Бехтерева», данная препарация на основе травы горицвета весеннего, кодеина фосфата и натрия бромида, долгое время была востребованной как средство для успокоения и снятия судорог. Более того, она оказывала стимулирующий эффект на сердечно-сосудистую систему.

Физиологические реакции организма на внешние воздействия, известные как «рефлексы Бехтерева», представляют собой широкий спектр открытых и описанных явлений. Некоторые из них включают патологический стопный сгибательный рефлекс, нижнечелюстной рефлекс и запястно-пальцевой рефлекс. Их наблюдение может указывать на поражение пирамидных путей в нервной системе, ответственных за сложную и точную координацию движений.

Один из выдающихся ученых своего времени, Владимир Бехтерев, с особой преданностью посвятил себя изучению физиологии. Он многие годы уделял свои исследования исследованию проводящих путей спинного и головного мозга, результаты которых он систематизировал и перенес в двухтомный труд под названием «Проводящие пути спинного и головного мозга» [В. Бехтерев, 1898]. Более позднее его трудоёмкое исследование, «Основы учения о функциях мозга», охватывает целых 7 томов и считается одним из самых обширных работ в области физиологии [В. Бехтерев, 1903].

Поэтому неудивительно, что Бехтерев, увлекшись психологией, попытался объяснить психологические процессы с позиции физиологии рефлексов. Он также считал, что только то, что имеет объективный характер и может быть измерено в определенных показателях, является единственно верным и заслуживает научного интереса.

Эту идею Владимир Бехтерев раскрывает в своей книге "Объективная психология", которая уже успела неоднократно переиздаться и остается актуальной и в 21 веке [Бехтерев, 2008]. В своем произведении автор объясняет, что все психические процессы непременно сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями.

Наблюдение и регистрация двигательных и вегетативных реакций играют важную роль в изучении человеческой психики. Ученым предстоит исследовать все взаимосвязи между психическими процессами и нервными реакциями, чтобы полностью раскрыть тайны нашего внутреннего мира.

Бехтерев разработал новое научное направление, названное им рефлексологией, в котором он изложил свои взгляды и идеи. В отличие от предметов исследования в физиологии и психологии, Бехтерев считал, что рефлексология должна осуществляться только на основе наблюдаемых и измеримых показателей.

Как применимо это в отношении сложной науки, как психология? Многочисленные тесты, используемые в психологии, говорят сами за себя. Ученые и практикующие психологи стремятся выразить психические процессы через определенные измеряемые единицы (например, очки или баллы), чтобы со временем сделать объективные выводы и оказать помощь человеку.

Научно-исследовательскими сотрудниками Бехтеревского национального медицинского центра по психиатрии и неврологии была разработана альтернативная методика оценки депрессивного состояния, называемая "Шкала депрессии". Этот инструмент состоит из 20 вопросов, позволяющих определить наличие или склонность к депрессии на основе отметок "всегда", "иногда", "никогда" и "часто". Благодаря данной шкале, появляется возможность более точно выявить пациентов, нуждающихся в терапии или поддержке.

Если вы не возмущены идеей «просто нажать кнопку и получить результат», и вам хочется самостоятельно вникнуть во все малейшие детали, то мы предлагаем изучить методику подсчета ответов и интерпретации результатов для данной шкалы, разработанную ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» в 2017 году.

Обратив внимание на наследие Бехтерева, можно сделать вывод, что он рассматривал разнообразие психических процессов как рефлекторные реакции, которые можем мы наблюдать, изучать и зафиксировать. Исследованию этой области науки о рефлексологии посвятил себя сам Бехтерев, создав основополагающие принципы. При этом, не стоит забывать, что рефлексология может применяться не только к индивидуальному человеку, но и к коллективу. В этом контексте, мы обратимся к понятию коллективной рефлексологии и разберемся, что оно подразумевает.

Предмет коллективной рефлексологии

Возможно, Владимир Бехтерев видел перспективы применения рефлексологии в изучении общественных явлений. Он предлагал использовать этот подход для анализа и понимания коллективных объектов, таких как социальные группы. Благодаря коллективной рефлексологии становится возможным применять постулаты и методы рефлексологии в контексте общественных процессов.

Работа группы специалистов в лаборатории коллективной рефлексологии, которая входит в состав Психоневрологического института, основанного Бехтеревым прошлого века, продолжает привлекать внимание ученых [С. Багадирова, А. Юрина, 2014]. Особый интерес вызывает исследовательская программа, базирующаяся на концепции закрепления условных рефлексов и применении физиологического редукционизма [Е. Долгова, 2014].

Стоит отметить, что редукционизм является методологическим принципом, который позволяет объяснить сложные явления с помощью законов, характерных для более простых явлений. Исходя из этой логики, коллективная или социальная рефлексология имеет возможность использовать тот же научный инструментарий, что и рефлексология в психологии отдельного человека.

Бехтерев сформулировал уникальную концепцию коллектива, рассматривая его как организм в социальной сфере. Подобно другим живым существам, коллектив подвержен определённым реакциям. Также, как и взаимодействуя с любым другим организмом, можно осуществлять воздействие на коллектив различными методами, а в свою очередь, он откликнется на них соответствующим образом.

Необходимо вспомнить, что Владимир Бехтерев был специалистом в области невропатологии, физиологии и психиатрии, что позволило ему проводить исследования, в основном, среди пациентов, нуждающихся в медицинской помощи и имеющих различные диагностированные психические отклонения, такие как алкоголизм или зависимость от психотропных веществ.

В процессе изучения данной проблемы, Бехтерев пришел к важному выводу: возможно достичь положительной трансформации, применяя общие подходы воздействия на социальную среду (коллектив). Главная цель этих подходов заключается в том, чтобы каждый участник коллектива мог в полной мере ощутить их благотворное влияние.

Особое внимание следует обратить на то, что Владимир Михайлович Бехтерев представил самобытный подход к проблемам алкогольной зависимости и неврозов. В своих исследованиях он предложил инновационный метод коллективной гипнотерапии, который мог эффективно влиять на лиц, страдающих вышеуказанными проблемами. Пред этим, Владимир Михайлович тщательно изучил феномены массового внушения, находящиеся в историческом контексте. В своей книге «Роль внушения в общественной жизни» (1908) он подробно описал наблюдения и выводы, полученные в результате своих исследований.

Бросается в глаза, насколько Бехтерев тщательно изучил материалы, переживая перед предложением своего уникального контента, нужно лишь взглянуть на содержание книги.

  • Судорожные эпидемии в истории.
  • Эпидемии кликушества и порчи.
  • Эпидемии колдовства и бесоодержимости.
  • Супоневская психопатическая эпидемия Орловской губернии.
  • Татарская психопатическая эпидемия в Казанской губернии.
  • Сектантские сборища.
  • Канадская психопатическая эпидемия в среде русских духоборов.
  • Паника среди людей и животных.
  • Эпидемическое распространение мистических учений.
  • Психические эпидемии во времена исторических народных движений.
  • Китайская эпидемия секты Ихэтуань.

Разумеется, можно поднять вопрос о том, насколько все перечисленное можно отнести к психопатическим эпидемиям. Например, Ихэтуаньское восстание, которое вспыхнуло в Китае в результате иностранного вмешательства, было связано не столько с настоящей верой в неуязвимость, сколько с отсутствием огнестрельного оружия у повстанцев. Среди них было много людей, мраком вытянутых нищетой и считавших иностранцев ответственными за все свои несчастья. Они просто не имели возможности приобрести оружие, и все же не желали мириться с текущей обстановкой, поэтому разработали свою идеологию протеста.

Несомненно, объем работы, выполненной Бехтеревым, вызывает восхищение, а гипнотерапия, метод, который до сих пор широко применяется в медицинских центрах для лечения зависимостей, продолжает быть актуальным в 21 веке. Изюминкой его научных исследований стала книга "Коллективная рефлексология", которую можно скачать, перейдя по ссылке в скобках [В. Бехтерев, 1921].

Одним из важных аспектов, которыми занимается коллективная рефлексология Бехтерева, является решение множества проблем. Обратимся к основным из них.

Основные проблемы коллективной рефлексологии:

  • Анализ коллективного объединения как собирательной личности.
  • Формирование социального портрета группы.
  • Специфика и основные характеристики коллектива как такового.
  • Взаимное внушение и взаимная индукция в коллективе.
  • Факторы, объединяющие людей в коллективе.
  • Роль языка в социальной группе.
  • Закономерности развития социальных движений.
  • Коллективные соматические рефлексы.

Давайте проиллюстрируем последний пункт на примере. Когда все участники команды работают в направлении общей цели, будь то победа в соревнованиях или достижение плана в отделе продаж, в коллективе царит позитивная психологическая атмосфера и благоприятный микроклимат. Однако, если между целями коллектива и каждого его члена имеется значительный разрыв, то атмосфера в коллективе будет нездоровой.

Едва ли можно оспорить актуальность этих идей в настоящее время. Практически все современные тренинги по формированию эффективных команд строятся именно на этих основных принципах. Кроме того, многие другие рассмотренные ранее проблемы нашли свое отражение и получили решение в рамках наших образовательных программ "Самопознание" и "Когнитивистика".

Давайте обобщим информацию, представленную выше, и попытаемся найти ответ на главный вопрос данной статьи: какие уроки прошлого и теоретические концепции можно применить в настоящем?

Рефлексология Бехтерева: актуальность

Что из рефлексологии Бехтерева считается актуальным в современности? Во-первых, Бехтерев стремился представить все процессы, изучаемые наукой, в измеряемых единицах. Само присутствие многочисленных психологических тестов, которые предоставляют числовые результаты, а затем объясняют их словами, говорит о подходящем использовании такого метода для изучения психологии человека.

Кроме того, можно считать конструктивным сам факт поиска взаимосвязей между поведением человека, рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями и прочими физиологическими процессами в организме. Если бы эта задумка была полностью реализована, это значительно облегчило бы диагностику психических расстройств и сделало бы возможным точное распознавание разницы между психологическими особенностями человека и симптомами психических расстройств в ситуациях, когда у них есть схожие признаки.

Важно отметить, что актуальность прикладных исследований Бехтерева продолжает неизменно оставаться значимой. Особенно важным считается применение гипнотерапии в лечении различных болезненных зависимостей, таких как алкоголизм, наркомания, неврозы и иные расстройства.

Свершившийся развитие рефлексологии было знаменательным для этого ученого, потому что он посвятил время систематизации обширного массива информации, которая может быть полезна в различных дисциплинах, включая психологию, социологию, политологию, историю и многие другие.

Отметим, что сегодняшний Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева был создан на основе Психоневрологического института, основанного самим Бехтеревым в далеком 1907 году. Несмотря на то, что исследования в области рефлексологии прекратились после смерти Бехтерева по указанию высшего руководства, институт продолжил свою работу, к тому же, немало раз переформировавшись за свою историю. Отметим, что в 1930-е годы многие области психологии были подвергнуты гонениям. Этим событиям посвящена статья «Начало конца поведенческой психологии в СССР» [В. Умрихин, 1991].

В целом, особое внимание Бехтерев уделял организационным формам научной работы и созданию стимулирующей среды для неформального общения и обмена опытом между врачами и учеными. Например, в Казани он основал Казанское общество невропатологов и психиатров, а в Петербурге - Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии. Интересно, что подобная практика создания условно неформальных профессиональных объединений все еще существует в современной медицине.

Таким образом, много аспектов наследия Владимира Бехтерева остаются актуальными и в настоящее время. Исходя из этого, мы решили воспользоваться информационным поводом и подготовить данную статью, посвященную 100-летию публикации книги «Коллективная рефлексология» Владимира Бехтерева [В. Бехтерев, 1921].

Неоспоримо, что некоторые идеи Бехтерева утратили свою актуальность, а другие, с точки зрения современных достижений науки и психологии, кажутся слишком простыми и наивными. Тем не менее, это никоим образом не умаляет важности его исследований, включая изучение рефлексологии. Факт в том, что наука исмтекает вперед, и неудивительно, что некоторые идеи выдерживают испытание временем, некоторые требуют уточнения, а некоторые просто устаревают. Также естественной является критика новых идей в науке со стороны тех, кто не готов принять что-то новое или какую-то конкретную идею, теорию или гипотезу.

Критика идей Бехтерева

Как итог, новаторские идеи в сфере науки всегда вызывают недоверие и критику, и рефлексология Бехтерева не стала исключением. Чаще всего Бехтерева обвиняют в слишком упрощенном подходе к изучению человеческой психики [В. Роменець, И. Маноха, 2003]. В его работах критики замечают неправильную оценку традиционной психологии и ее методов, сформировавшихся к началу 20 века, а также поспешную классификацию психологии как субъективной наукой.

С учетом гипотетических предположений, Бехтерев признал возможное существование субъективных явлений. Однако, вопреки этому, он не рассматривал их как несущие смысл и не считал нужным их изучать. Критики же относятся к такому подходу критически, поскольку они считают, что субъективные явления или восприятия могут быть прямым следствием объективных процессов. Именно изучение субъективной составляющей поможет нам по-настоящему понять объективную картину.

Определение Бехтеревым рефлексологии как науки о человеческой личности вызывает недоумение у критиков. Согласно их мнению, рефлексология могла бы максимум изучать особенности отдельного человека, но никак не личность в целом.

Также Бехтерев был критикован за свою попытку объяснить все субъективные явления в связи с процессами, происходящими в головном мозге человека. Он утверждал, что изучая высшие проявления мозга, мы также изучаем развитие самого психического процесса. Однако критики считали, что психический процесс имеет более широкую интерпретацию, чем просто совокупность нейронных реакций.

В то время Бехтеревым метод интроспекции, широко используемый в научных кругах, вызывал сомнения и неодобрение. Здесь следует уточнить, что интроспекция представляет собой процесс самонаблюдения и самопознания, в котором человек обращается к своим мыслям, чувствам и переживаниям. Бехтерев считал, что внутренние переживания слишком индивидуальны и невозможно передать их словами таким образом, чтобы они были однозначно поняты всеми. Из этой позиции можно сделать вывод, что устная и письменная передача информации неспособна адекватно отразить все многообразие внутренних переживаний.

Со временем Бехтерев приходит к выводу о необходимости изучения субъективных процессов на примере себя, чтобы расширить понимание объективных проявлений личности и разобраться в соотношении между объективным и субъективным. Это отмечает сам Бехтерев в своей работе "Психология, рефлексология и марксизм" [В. Бехтерев, 1925].

Однако и это изначально вызвало значительное количество негативных отзывов, что привело к тому, что Бехтерев был обвинен в применении дуалистических принципов, и один из его противников даже заявил, что "Бехтерев изменил свои взгляды, чтобы стать приверженцем марксизма" [Г. Челпанов, 1926].

Чтобы разъяснить ситуацию, важно отметить, что марксизм, в особенности его интерпретация во времена СССР, подавляла религиозные убеждения и причисляла их к категории "опиума для народа". Полная отделенность церкви от государства иллюстрирует тот факт, что верующие были вынуждены тайно соблюдать свои религиозные обряды, иначе им подвергалась опасность негативная сторона их профессиональной карьеры.

Интерес исследователей к деталям научной дискуссии того времени продолжает существовать и по сей день. Например, на одной из научных конференций был представлен доклад от Л. Баяновой в 2006 году, посвященный методологическим вопросам психологии в контексте дуализма В. М. Бехтерева.

Вопреки своей сущности, рефлексология избегает анализа субъективных проявлений, эмоций, ощущений, идей и всего прочего, что можно упростить до рефлекторной реакции. Но несмотря на это, мы уже определили, что наследие Бехтерева, его "Коллективная рефлексология", книги, посвященные функциям мозга и спинного мозга, имеют огромное значение для дальнейшего развития науки и применения этой методики в помощи людям, которым она необходима.

Желаем вам крепкого здоровья и гармонии в душе! Исходя из содержания данной статьи, мы бы хотели узнать ваше мнение по следующему вопросу:

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказывания историй: новые горизонты когнитивной экономики
  • Классический эксперимент Павлова, ставший символом условного рефлекса
  • Бихевиоризм: основные концепции и ведущие ученые
  • Тайны здоровья в восточной медицине: изучение рефлексологии
  • Психолингвистика: инструментальное исследование речи и языка
  • Разнообразные сферы личности: отражение в психологии
  • Психология: наука или миф?
  • Нейронаука: ее суть и роль в понимании мозга
  • Методика изучения психологии Ф. Вундта: прошлое и настоящее
  • Психология толпы: массовое поведение и его сущность