Блог
Известные личности

Чему научат общество эксперименты Аша?

Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда вам приходилось поступать так, как не хотелось, просто потому что "так делают все"? Если да, то вы не так одиноки, как кажется! В ходе своих экспериментов польский психолог Соломон Аш выяснил, что около 75% населения склонны следовать мнению большинства.

Имеет значение, хорошо или плохо? Это уже определяется обстоятельствами! Взять методы мышления на службу - всегда полезно и в этом нашем курсе "Когнитивистика" вы сможете сделать это, не отрываясь от своей основной работы. А сейчас давайте поговорим подробнее об экспериментах Соломона Аша и важном психологе из Польши, который признан во всем развитом мире.

Соломон Элиот Аш: основные вехи биографии и становление научных взглядов

Соломон Элиот Аш (1907-1996) родился в городе Варшава и позднее эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, где успешно завершил свое образование в местном городском колледже и престижном Колумбийском университете в Нью-Йорке. Его научные взгляды сильно сказались под влиянием великих основателей гештальтпсихологии, таких как Макс Вертгеймер и Вольфганг Келер. Именно они стали его научными наставниками, начиная с Макса Вертгеймера, а затем Вольфганга Келера, к которому Соломон Элиот Аш приставал во время своей работы в Суортмор-колледже. В далеком 1943 году, Аш принял должность заведующего кафедрой психологии в престижном частном исследовательском университете под названием «Новая школа социальных исследований».

Аша, вдохновленная идеями гештальтпсихологии, решила взяться за более глубокое исследование конформности - поразительного феномена, который заключается в изменении мнения или поведения человека под воздействием давления, как реального, так и воображаемого, со стороны окружающих.

Как много людей подвержены конформному поведению? Какие факторы оказывают влияние на склонность к конформизму? Соломон Аш старался найти ответы на эти и многие другие вопросы в ходе серии экспериментов, посвященных изучению поведения людей в условиях давления общественного мнения.

Исследование конформного поведения

Удивительным примером показательности людей в отношении конформизма стал проведенный эксперимент Аша с группой участников, где шестеро из семи должны были давать намеренно неправильные, но идентичные ответы.

Эксперимент Аша – краткое описание:

Восемь участников были приглашены в помещение, включая одного испытуемого и шесть ассистентов экспериментатора. Ассистенты активно сотрудничали, предоставляя заранее подготовленные ответы.

Каждому участнику было показано изображение отрезка линии, после чего их попросили выбрать точно такое же из трех других предложенных вариантов.

Экспериментатором наблюдая, как первыми на вопросы отвечали помощники – с множеством ошибок и единообразно, а иногда и правильно, хотя всё равно так же однотипно – пока в конце испытуемый высказал свой ответ.

В Лаборатории социальных отношений Гарвардского университета был проведен замечательный эксперимент, известный как "эксперимент конформизма Аша". В рамках данного исследования, специалисты подобрали изображения линий, которые были настолько ясны и четки, что даже людям с ослабленным зрением сложно было допустить ошибку. Каждому испытуемому изначально давали информацию о том, что они принимают участие в эксперименте, который направлен на изучение зрительного восприятия.

Для проверки зрительного восприятия участникам предъявлялись 18 пар карточек с линиями. Каждая пара состояла из эталонной линии и трех других линий, среди которых необходимо было выбрать соответствие эталону. Чтобы усложнить задание для испытуемых, в 6 случаях из 18 ассистенты экспериментатора однозначно озвучивали правильный ответ. Такой подход позволял исключить возможность, что другие участники испытывают проблемы со зрительным восприятием, что, согласно официальной версии, исследуется в ходе эксперимента.
Картинки из эксперимента Аша по исследованию группового давления

После проведения повторных экспериментов выяснилось, что лишь четверть испытуемых (25%) проявляют готовность выражать свою собственную точку зрения в таких обстоятельствах, несмотря на давление со стороны большинства. Еще 25% всегда придерживаются того же мнения, что и помощники экспериментатора, полностью поддаваясь влиянию многих.

Половина остальных испытуемых, несмотря на давление со стороны "общественного" мнения, время от времени или даже часто давали неверные ответы. Отметим, что если проверка "зрительного восприятия" проводилась индивидуально, испытуемые практически никогда не ошибались.

Интерес вызывала реакция испытуемых, когда им раскрыли истинную цель исследования. Те, кто всегда соглашался с группой, уверенно утверждали, что "большинство не может быть неправым" и, следовательно, необходимо соглашаться с общим мнением любой ценой. Некоторые испытуемые, хотя и подозревали, что вторые и последующие участники дали неверные ответы под влиянием первого участника, который просто ошибся, заявили, что они "не хотели искажать общие результаты". Большинство же тех, кто настаивал на своем мнении с самого начала до конца, признались, что чувствовали дискомфорт, представляя свой ответ вопреки мнению группы.

В статье "Эффекты влияния группового давления на модификацию и искажение суждений", опубликованной в сборнике статей "Группы, лидерство и люди" под редакцией Гарольда Гюцкова, Соломон Аш представил итоги своего эксперимента. Он был настолько увлекся полученными результатами, что решил продолжить исследования в области конформизма.

Вариации экспериментов в области исследования конформизма

В ходе модернизации эксперимента был выполнен ряд мероприятий с целью определить влияние сильного воздействия на колеблющихся и их готовность сменить свою точку зрения. Один из важных аспектов заключался в изменении числа ассистентов экспериментатора в группе, которое варьировалось в диапазоне от 1 до 15 человек. Более того, отмечается, что единодушие не всегда было предопределено однозначно. В итоге, эксперимент привел к интересным и значимым результатам.

Исследование показало следующую тенденцию:

Когда испытуемому приходилось столкнуться с оппонентом, который давал неправильный ответ, это редко оказывало влияние на его позицию.

* Если неверно отвечали 2 человека, испытуемый ошибался в 13,6% ответов.

Когда трое испытуемых давали неправильный согласованный ответ, процент ошибок достигал 31,8.

* Если неправильных ответов было 4, число ошибок испытуемых составляло 35,1%.

Запоминающиеся события начались дальше. Когда количество участников возросло до 5, 6 и более, процент неверных ответов испытуемых значительно не изменился. Например, 6 одинаковых неправильных ответов вызвали ошибки у 35,2% испытуемых, а 7 ошибочных ответов увеличили процент ошибок до 37,1. Затем начался неожиданный оборот: 9 неправильных ответов привели к 35,1% ошибок испытуемых, что сравняло их реакцию с той, которая была на 4 неправильных ответа помощников экспериментатора. Группа, в которой было 15 неправильных ответов, спровоцировала 31,2% ошибочных ответов испытуемых.

В результате проведенных исследований Соломон Аш пришел к убеждению, что количество людей, выражающих свою поддержку и имеющих отличное от общепринятого мнение, играет определенную роль в формировании нашего взгляда на вещи. Этот вывод эксперимента, описанный в работе Соломона Аша под названием "Мнения окружающих и социальное давление", является значимым открытием [С. Asch, 1955].

Эксперимент был дополнительно усложнен, когда экспериментатор нарушил единодушие среди ассистентов. Удивительно, но оказалось, что если хотя бы один член команды давал правильный ответ перед испытуемым, то испытуемый значительно реже совершал ошибочные ответы, солидарные с большинством. Интересно, что в опросе после эксперимента "подопытные" участники высказывали свою полную уверенность в искренности человека, который разделял их мнение, и испытывали симпатию к этому новому "соратнику".

Соломон Аш поставил перед собой задачу выяснить, что именно вызвало такую реакцию: совпадение мнений или сам факт противостояния большинству? Напомним, что в рамках эксперимента требовалось выбрать наиболее подходящий по внешнему виду отрезок линии из трех предложенных. Это также позволило изменить условия эксперимента и ввести в состав группы "оппозициониста", который давал отличное от мнения большинства, но также неправильное решение.

В различных ситуациях, "оппозиционер" предлагал линию, которая была ближе всего к эталону по длине, в то время как группа указывала на другую линию, которая сильно отличалась по длине. В некоторых случаях, ситуация была абсолютно противоположной: группа именовала линию, которая едва отличалась от эталонной, в то время как "оппозиционер" указывал на вариант, который явно не подходил.

В конечном итоге, когда «оппозиционер» допускал незначительную ошибку, воздействие большинства сокращалось до одной трети, и испытуемый не полностью присоединялся к мнению группы, а давал либо правильный ответ, либо такой же, как «оппозиционер». Однако, если «оппозиционер» выбирал линию, которая совсем не походила на эталонную, испытуемые соглашались с большинством только в 9% случаев.

Согласно исследованию С. Аша (1955), наличие оппозиционного мнения оказывает значительное влияние на независимость испытуемых и позволяет снизить давление со стороны большинства. Однако возникает вопрос, как изменится поведение испытуемых в случае внезапного изменения позиции "оппозиционера" или его выхода из эксперимента.

Конформизм в условиях изменения позиций партнера

Теперь давайте разберем, как поведение человека изменяется, когда у него есть оппозиционное или партнерское мнение. Но что произойдет, если по какой-то причине "оппозиционер" решит присоединиться к большинству? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы провели эксперимент с изменением условий: "оппозиционер" давал правильные ответы на первые 6 вопросов, в то время как большинство, как и в предыдущих исследованиях, ошибалось. И в этой ситуации, 18 из 27 испытуемых продемонстрировали полную независимость в своих суждениях.

На 7-м вопросе, удивительным образом, "оппозиционер" присоединился к большинству. Замечательно, что количество ошибок испытуемого немедленно увеличилось и почти точно соответствовало числу неправильных ответов, которые испытуемый давал под воздействием громадного большинства, когда никакого предварительного "сопротивления" со стороны кого-либо не было. Таким образом, наличие изначального партнерского мнения никак не сохраняло уверенность "подопытного" участника тестирования в правильности своих ответов.

Во время проведения эксперимента была внесена новая модификация: в середине тестирования в аудиторию проникал человек, объявляя о вызове "оппозиционера" к декану. В таком случае, наблюдаемый продолжал сохранять некоторую степень независимости своих суждений, однако количество неправильных ответов без оценки партнера увеличивалось.

В ходе следующих экспериментов Соломон Аш изменял направление своих исследований. Вначале все участники единогласно подавали правильные ответы. Затем появились отдельные неправильные ответы, и к шестому вопросу испытуемый оказывался в одиночестве, утверждая свою уникальную точку зрения. Как только испытуемый осознавал свою отличность от остальных, его ответы становились сходными с ответами большинства. Что интересно, итоги эксперимента были практически идентичны первоначальным результатам Аша, когда его помощники сразу же выдавали единодушно неправильные ответы.

К краю эксперимента группа убедительно указывала на линию, которая примечательно выделялась от эталона своими очевидными различиями. Несмотря на это, подопытный неуклонно соответствовал мнению большинства. Даже когда разница между эталонной линией и линией, выбранной большинством как соответствующая эталону, достигла 18 сантиметров, находились участники, которые соглашались с большинством.

Каковы выводы исследования конформности, проведенного Ашем в рамках социального эксперимента? Эти эксперименты, проведенные в 50-х годах прошлого века, стали объектом ожидаемого интереса даже для самих исследователей. Результаты подтвердили наличие высокого уровня конформности в обществе, что особенно впечатляет, учитывая состав участников исследования.

Студенты колледжей были использованы в роли "подопытных" для проведения исследования зрительного восприятия. Молодежь, как известно, склонна к бунтарским настроениям, в отличие от представителей старшего поколения. Чтобы избежать возможной утечки информации, помимо студентов Суортмор-колледжа, где преподавал Аш, в исследование были вовлечены еще 123 студента из других американских колледжей. Однако это не изменило общую картину исследования.

Вопреки обладанию достаточно качественным образованием и развитым аналитическим мышлением, большинство участников исследования выбрало путь подчинения, проявив высокую степень конформности в своих действиях. Это феномен, который показывает, что силы, определяющие принятие решений, могут оказывать значительное влияние на наше поведение, несмотря на наше крепкое основание в знаниях и логике.

Вместе с тем, Аш советует избегать слишком пессимистической интерпретации результатов своего исследования, поскольку конформность имеет не только негативные аспекты. Конформность также является способностью к достижению консенсуса, который является необходимым условием для стабильности общества и его существования. Если общество перестанет стремиться к консенсусу, последующим этапом станет хаос и неподконтрольность. Таким образом, консенсус и конформность необходимы в разумных пределах.

Кроме того, в условиях общего согласия, 25% участников не боялись отстаивать собственные взгляды и идти против общепринятых мнений. Этот процент является достаточным для поддержания многообразия взглядов в обществе, которое является движущей силой его развития. Однако, как и любое другое значимое научное исследование, социальный эксперимент Аша вызвал определенную критику.

Критика эксперимента конформизма Аша

Опросы, проведенные Людмилой Копец в ее книге "Классические эксперименты в социальной психологии", указывают на то, что мнения относительно выводов экспериментов Аша сильно разделились. Вопрос корректности применения результатов эксперимента к реальности возникает у многих критиков. Они подчеркивают, что лабораторные условия и участие в эксперименте не всегда являются для большинства людей важными и значимыми, что в свою очередь может приводить к изменению стандартов поведения. [Копец, 2010]

С другой стороны, даже в ситуации, которая не имеет большого значения, когда ответы не влияют на здоровье, безопасность, карьеру или финансовое положение, большинство людей предпочитает приспособиться к реальности вокруг. Но что если несогласие с мнением начальства может привести к потере работы, а поддержка непопулярного блогера может оказаться сродни заключению в тюрьме? Поэтому эксперименты Соломона Аша имеют большое значение и были одобрены как в научных кругах, так и среди практикующих психологов.

Представлена альтернативная точка зрения на результаты социального эксперимента Аша в работе "Нонконформистское описание экспериментов Аша: ценности, прагматика и моральные дилеммы". Авторы этой работы утверждают, что участники эксперимента стремятся выразить несколько ценностей, таких как истина и социальная солидарность, в неприятной исходной ситуации. Они тайно изменяют шаблоны согласия и несогласия для передачи более общих истин и совместных намерений [В. Ходжес, А. Гейер, 2006].

Однако не все критики ограничиваются теоретическими выводами. Некоторые из них принялись проводить эксперименты в поисках оснований для своих критических замечаний. Одним из таких экспериментов было воспроизведение эксперимента конформизма Аша с использованием передовых технологий 21 века. Исследователи из Японии создали изображения линий, использованных в эксперименте Аша, в формате слайдов PowerPoint и проецировали их на полупрозрачный экран. Верхняя часть этих линий была окрашена либо зеленым, либо пурпурным цветом, чтобы участники могли воспринимать их по-разному, в зависимости от того, какие поляризационные солнцезащитные очки они использовали. Очки фильтровали либо зеленый, либо пурпурный цвет, что создавало оптический эффект удлинения или сокращения линий. После проведения эксперимента было проведено опросное исследование, которое подтвердило, что ни один из участников не заметил использования данного трюка при представлении [К. Мори, М. Арай, 2010].

В ходе нашего исследования, мы также привлекли группу студентов, как в оригинальном эксперименте Аша. Общая численность составляла 40 молодых мужчин и 64 девушек. Для обеспечения надлежащей чистоты нашего эксперимента, мы проводили опросы в отдельных группах одного пола. Результаты исследования показали, что девушки соглашались с мнением большинства значительно чаще, чем молодые мужчины. Это указывает на их более высокий уровень конформности. Важно отметить, что Соломон Аш сам по себе не делал конкретных выводов относительно гендерных различий в уровне конформности.

Не смотря на результаты Аша, процент ошибочных ответов не изменялся в зависимости от того, насколько единогласно большинство отвечало или, как в модернизированном эксперименте, допускались альтернативные ответы [К. Mori, М. Arai, 2010]. Возможно, это можно объяснить ментальными различиями, учитывая что оригинальный эксперимент Аша проводился в США, а повторный - в Японии.

Заключительно стоит отметить, что Соломон Аш известен не только своими экспериментами в области исследования соответствия мнению большинства. Его исследования очень обширны, и важную роль сыграла его книга "Социальная психология" [S. Asch, 1952]. Заинтересовывает и его работа "Формирование впечатлений от личности", в которой он экспериментально исследует принципы, по которым складывается первое впечатление о человеке, а также влияние внешних и наблюдаемых характеристик на первое впечатление о людях [S. Asch, 1946].

В дальнейшем, некоторые аспекты данного исследования были продолжены другими исследователями в самостоятельных работах. Примером может служить исследование Келли Харольда, которое называется "Переменная тепло-холод в первых впечатлениях людей" [Н. Kelley, 1950]. Однако, данная тема уже стала объектом отдельного исследования.

Проверьте себя

Желаем вам прочного внутреннего равновесия и способности логично мыслить в различных ситуациях. Эти навыки вы сможете приобрести на нашем курсе "Когнитивистика". Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Как истории могут повлиять на групповое мышление
  • Подкрепление в группе и его влияние на возникновение ошибок
  • Влияние эффекта Пигмалиона на наше восприятие и поведение
  • Раскрытие эксперимента Аша: насколько люди готовы изменить свое мнение под воздействием мнения большинства
  • Понимание нейроэстетики и ее роль в сфере искусства и восприятия
  • Исследование Вундта как метод изучения психологии и его значимость
  • Как эффект Розенталя может помочь мудрому руководству коллективом
  • Конформизм и его влияние на наше поведение в группе
  • Открывая непознанные границы возможного: эксперимент Марины Абрамович
  • Раскрывая суть зефирного эксперимента
  • Метод свободных ассоциаций и его использование в изучении психологии