Блог
Известные личности

Махатма Ганди: идеи, воззрения и уроки мудрости

В 20 веке Махатма Ганди представил свои идеи и взгляды, которые были тщательно изучены. Однако, с учетом всех событий и потрясений, произошедших в последние два десятилетия, возникает необходимость пересмотреть и переосмыслить некоторые его моменты. Давайте начнем с рассмотрения личности самого Махатмы Ганди и осмотримся в его биографии.

Из биографии Махатмы Ганди

Важно отметить, что Махатма Ганди и члены политической династии Ганди, такие как Индира Ганди и Раджив Ганди, не имеют никакого родственного отношения друг к другу. Они лишь имеют одну фамилию. Махатма Ганди, родившийся в 1869 году, происходил из преуспевающей и значимой семьи. Его отец занимал высокую должность в исполнительной власти города и столицы Порбандар. В семье Ганди было обеспечение и влияние.

Уже в XIX веке в богатых семьях практиковалась традиция отправлять детей в Великобританию для получения образования. Именно там Махатма Ганди, обладающий выдающимися способностями, получил юридическое образование. Не ограничиваясь теоретическими знаниями, он проявил применительные навыки за пределами Лондона, когда помогал аборигенам-индейцам в Южной Африке защищать их права. В дальнейшем Ганди вступил в ряды борцов за независимость Индии от Великобритании, продемонстрировав свои высококлассные умения и знания, полученные благодаря высшему образованию, которое он получил именно в Великобритании.

Махатма Ганди сражался за свои идеалы, призывая к использованию ненасильственного сопротивления. Важно рассмотреть этот аспект его борьбы в подробностях.

Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди

Изучив опыт множества цветных революций, которые произошли по всему миру с начала 21 века, мы с уверенностью можем сказать, что Махатма Ганди является первоначальным идеологом этих революций. Практически все методики, которые применялись борцами за демократию против авторитаризма, основаны на его идеях. Однако, подобно Индии в начале 20 века, пацифическое сопротивление сталкивается с жесткой реальностью цветных революций.

Не удивительно, что стратегия ненасильственного сопротивления исходно опиралась на утопические идеалы. Например, Махатма Ганди настаивал на гражданском неповиновении аморальным законам британской элиты, несмотря на неизбежные последствия, при этом не питая ненависти к колонизаторам и не стремясь мстить за свои страдания. Предполагалось, что такое поведение пробудит совесть управляющих и, в итоге, они почувствуют жалость и прекратят притеснение народа.

Ганди признавался, что идеи, такого рода, он черпал у своих современников. Среди этих людей были его соотечественник, коммерсант Райчандбай, который много времени уделял изучению религии и философии; английский писатель и художник Джон Рескин, автор книги "У последней черты"; а также российский писатель Лев Толстой, с которым Ганди поддерживал переписку. Вся переписка велась на английском языке, и ответные письма от Толстого Ганди переводились его дочерью Татьяной или редактором и издателем Владимиром Чертковым, который занимался изданием произведений Толстого за рубежом.

Но вернемся к идеям ненасильственного сопротивления. Что еще предлагал Махатма Ганди:

  • Отказ от приобретения английских товаров.
  • Отказ от сотрудничества с английской властью.
  • Отказ от титулов, присвоенных английскими колонизаторами.
  • Бойкот правительственных властных учреждений и английских учебных заведений.
  • Забастовки на предприятиях, принадлежащих колонизаторам.
  • Мирные демонстрации.
  • Отказ от уплаты налогов в государственную казну поработителей.

Кратко говоря, Ганди предлагал объединить политику неподчинения власти и политику мирного протеста. Благодаря этой тактике удалось начать освободительную борьбу на уровне системы и достичь значительных успехов в обращении с властью. Это движение получило название "сатьяграха", что в переводе означает "стремление к истине".

Отказ от сотрудничества и неповиновение – это, по сути, основные принципы непротивления. Ненасильственное движение, искусно организованное Ганди, также имело свою духовную составляющую.

Перед тем, как пытаться внести изменения во всемирном масштабе, необходимо сосредоточиться на достижении собственных преобразований.

Получите полный контроль над своей жизнью – и больше никто не сможет причинить вам вред без вашего согласия.

Только тот, кто обладает силой, может прощать и отпускать. Поэтому необходимо обрести внутреннюю силу для того, чтобы прощать и отпускать.

* Действовать – унция поступков ценнее тонны рассуждений.

Осознавайте и цените текущие события и моменты, ведь забота о настоящем является гораздо более значимой, нежели постоянное стремление предугадать будущее.

В начале вашего пути вас могут не замечать и даже смеяться над вами, но если вы будете придерживаться своих убеждений и сохранять твердость духа, то со временем с вами начнут бороться, а затем и уважать. И в конце концов, вы достигнете победы.

Находить в каждом человеке лишь положительные черты – это проявление собственной смиренности и осознания того, что сам являемся далеко не идеальными. Поэтому, очень важно не придираться к недостаткам других людей.

* Быть честными – стремиться к единству мысли, слова и дела.

Постоянное стремление к росту и развитию является ключевым аспектом успешного развития. Старайся не придерживаться устаревших убеждений и идей, иначе рискуешь сойти с правильного пути.

Показать смирение означает осознать, что любые ошибки могут произойти с вами, так же, как и с любым другим индивидуумом.

Махатма Ганди оставил нам принципы, которые, на первый взгляд, кажутся привлекательными и идеальными на бумаге. Однако в реальности становится очевидным, что последний из этих принципов - утопичность и невозможность полного их выполнения - имеет самые серьезные последствия. Сам Ганди страдал от этой проблемы неоднократно.

Неудачи и провалы Ганди

Как уже упоминалось ранее, движение «сатьяграха» получило широкую поддержку среди населения. Стартовав в 1919 году как акт мирного неповиновения и отказа от насилия в ответ на репрессии, оно быстро распространилось на всей территории страны. Впоследствии, движение неизбежно вышло за рамки своей первоначальной стадии по причине того, что основная утопическая идея Ганди — разбудить совесть колонизаторов и заставить их прекратить эксплуатацию народа — не была реализована.

Наоборот, полицейское насилие в отношении демонстрантов все более обострялось, с увеличением масштабов расстрелов, что стало пределом терпения протестующих. В результате инцидента, произошедшего 4 февраля 1922 года в деревне Чаура-Чаури, протестующие, возмущенные огневыми столкновениями с полицией, заставили полицейских забаррикадироваться в здании, после чего здание было подожжено. В результате этого инцидента погибло 26 полицейских.

Вместо того чтобы придерживаться одного из своих нравственных принципов и продолжать расти вместе со своим движением протеста, Махатма Ганди выбрал иной путь, освободившись от оков неэффективных установлений. Он принял решение прекратить "сатьяграху" - ненасильственное сопротивление, поскольку народные массы еще не достигли необходимой духовной зрелости для этого. Такой шаг до победы вызвал недовольство у многих, и они отвернулись от своего лидера.

10 марта 1922 года Махатму Ганди был задержан в связи с обвинениями в провокации межнациональной напряженности и возбуждении ненависти к англичанам, за что он был приговорен к тюремному заключению. Таким образом, колониальные власти "вознаградили" Ганди за его деятельность, которая, по сути, подорвала шансы на победу "сатяграхи" и позволила колониализаторам удерживать власть в Индии на многие годы.

Один из эпизодов, когда чрезмерное привержение собственным принципам ненасильственного сопротивления подорвало авторитета Ганди, относится к периоду Второй мировой войны. В то время, когда тысячи жителей Индии добровольно присоединялись к британской армии, чтобы активно противостоять фашизму, Ганди высказался против участия индийцев в этой войне.

Махатма Ганди, несомненно, является выдающейся фигурой и одним из уважаемых деятелей в истории. Он ясно высказывал свое осуждение фашизма, однако, его подход к борьбе за свободу и демократию в Индии был глубоко основан на уверенности, что жители Индии не должны принимать активного участия в военных действиях, пока не обеспечена свобода и демократия в их собственной стране. Ганди и его сторонники придерживались тактики ненасильственного сопротивления, отказываясь оказывать помощь британским колонизаторам до полного прекращения их политики бесчинства и угнетения в Индии. Необходимо отметить, что эта позиция Ганди часто приводила к его аресту, но его упорство и стойкость были неоспоримы.

Двухлетнее заключение фактически выбило Ганди из политической арены и лишило его активного влияния. По возвращении, другие более радикальные лидеры претендовали на авторитет, предлагая более реалистичные идеи. Особое доверие в то время пользовался Мохаммед али Джинна – глава «Всеиндийской Мусульманской Лиги», который выступал за независимость Индии от Великобритании и, вдобавок, пропагандировал раскол субконтинента по религиозным принципам.

Вопреки многолетним усилиям Ганди привнести добро, согласие, смирение и поиск благих качеств в людях, религиозные распри все еще существуют. Именно поэтому идея Джинны о сформировании Пакистана получила гораздо большую поддержку, чем Ганди и его стремление к созданию единого многонационального государства. Эта идея в конце концов была воплощена на практике, и на политической карте мира появилось новое Пакистанское государство.

Однако, для нашего сейчас обсуждения, предлагаю оставить политику в стороне и обратить внимание на ценные уроки, которые можно почерпнуть из жизни Махатмы Ганди.

Уроки Махатмы Ганди

Разве следует учитывать предложения Махатмы Ганди? Были ли они выгодными или действительно полезными, и насколько законно, даже для очень осведомленного человека, делать решения от имени всех о том, что правильно и что нет?

Следует принимать во внимание, что идеологи цветных революций уже доказали эффективность прислушивания. Ненасильственное сопротивление текущему правительству может стать организующей силой для групп недовольных граждан в начальной стадии. Кроме политической борьбы, идеи Махатмы Ганди содержат в себе мудрые уроки и гуманистические принципы.

Сверхъестественное влияние сокрыто в самой глубине нашего внутреннего бытия, и оно никак не связано с нашей физической силой. Настоящий источник этой силы - воля.

Ваше собственное познание ценнее, чем вереница советов от других. Неоценимый груз личного опыта превосходит безграничное количество чужих руководств.

Каждый человек всегда имеет полную власть над своей жизнью, поскольку обладает свободой выбора и решает, как использовать эту свободу на свое усмотрение.

У каждого из нас есть возможность принимать ошибочные решения, ведь именно в свободе ошибаться заключается истинная ценность свободы.

Необходимо определить ясную цель, так как это позволит обнаружить необходимые ресурсы для ее успешного достижения.

Наши огромные мировые просторы достаточно обширны, чтобы удовлетворить даже самые изысканные потребности. Однако, они также ограничены, чтобы не удовлетворять бесконечную жажду человечества.

В пути молитвы ценнее сердце, говорящее без слов, нежели лишь пустые звуки без искреннего внутреннего пристрастия.

  • Без труда золото, серебро и медь остались бы бесполезной рудой.

Если настоящая цель — привести к миру на земле, первый шаг следует сделать в направлении детей.

  • В жизни есть более важные дела, чем наращивать темп жизни.
  • Любой обманщик в конечном итоге обманывает лишь самого себя.
  • Возможное для одного является возможным для всех.

В нашем мире существует лишь один истинный деспот, который скрывается за маской тихого шепота совести.

  • Дела совести нельзя решить большинством голосов.

Важнее всего в добром деле - сам акт его совершения, независимо от вознаграждения. Распространяйте добро вокруг себя, не ожидая благодарности или похвалы. В результате, все добрые дела не остаются безвоздмездными и оказывают свою положительную воздействие.

Между прочим, сам Махатма Ганди был грубо лишен жизни стрелковой очередью от представителя той самой общности, в пользу которой он трудился на протяжении всей своей жизни. Даже несмотря на то, что гарцевал в своих посланиях мирные и гуманные идеи, их можно считать в некоторой степени исключительно наивными. Впрочем, тем не менее настоящая жажда триумфа добра над злом остается в наших сердцах. Желаем вам проницательности, доброты и разумности!

Советуем также прочитать:

  • Секреты сторителлинга: идеология преподавания Льва Толстого
  • Постправда: зачем нам знать и понимать
  • Откройте для себя идеи и воззрения Льва Толстого
  • Саморазвитие как путь к превосходству
  • Гайд для пацифистов: как сделать мир добрее и лучше
  • Ненасильственное общение по методу Маршалла Розенберга
  • Лидерство: как стать успехом в своей области
  • Развивайте свою харизму: секреты успешной коммуникации
  • Превратите страх в смелость: как развить в себе храбрость
  • Диктатура: разбираемся в сути, причинах и последствиях