Блог
Актерское мастерство

Эмоциональная память

Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.
— К. С. Станиславский

Устроение человеческой памяти интересно и загадочно. Кажется, что легко забыть название одной книги через 5 лет, но через 50 лет до сих пор помнить, как в детстве увлекательно игрался на черешневом дереве у бабушки и случайно порвал шорты. Подобные явления объясняются различными типами памяти. За сохранение таких воспоминаний, связанных с эмоциональными переживаниями, как радость или грусть, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, при упоминании «90-х годов» перед глазами сразу появляются картинки с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». А когда чувствуем аромат свежей выпечки в хлебном отделе супермаркета, мы мгновенно переносимся в прошлое, когда каждый день проходили мимо небольшого магазина, где продавались вкусные хлебные изделия.

Чувственный опыт, связанный с эмоциональной памятью, играет важную роль в наших переживаниях. Это является своеобразной проекцией наших предыдущих ощущений и эмоциональных образов на события, происходящие в настоящем. В актерской игре, особенно в рамках системы Станиславского, эмоциональная память становится неотъемлемым элементом для достижения убедительности и истинности выступления.

Эмоциональная память в актерском искусстве

В мире творчества и искусства эмоциональная память играет ключевую роль, особенно для актеров, чья задача - передать зрителям повторные эмоции. Истинность и достоверность их выступления могут быть достигнуты только тогда, когда они способны глубоко проникнуть в знакомые им из жизненного опыта чувства на сцене.

Великий русский театральный режиссер К. С. Станиславский однажды заметил, что в нашей способности бледнеть или краснеть при одном только воспоминании о прошлых испытаниях и состояниях лежит глубокая эмоциональная память. Ведь когда мы не сможем удержаться от волнений и страстных переживаний, это свидетельствует о том, что наши чувства имеют непреходящую энергию, способную оставаться с нами на всю жизнь.

Он наставлял на оттачивание навыка воскрешения прожитых эмоций, тревожных ощущений и мыслей, опираясь на прошлый опыт. По его суждению, это умение следует развивать не только у актеров, но и у режиссеров. Во-первых, эмоциональная память необходима для передачи аналогичных прежде испытанным чувствам в заданных сценических условиях. Во-вторых, она помогает определить степень подлинности постановки.

Эмоциональная память, так же как и обычная, не является идеальной. В течение времени все ненужные детали, окружающие обстановку и сопровождающие впечатления, исчезают из памяти, оставляя только эмоцию. Бывает и наоборот - некоторые сильные переживания настолько оставляют впечатление и потрясение, что сами момент, атмосфера и событие прекрасно помнятся, но эмоциональное состояние запутывается и забывается. В связи с этим для актера важно научиться вызывать эмоции по своему желанию, они не должны быть связаны с конкретными событиями в его жизни, а должны быть чистыми и самостоятельными.

Для успешных профессионалов в данной сфере, важное значение имеет сильная и прогрессивно развитая эмоциональная память. Они постоянно стремятся обогатить ее новыми впечатлениями, черпая их в различных источниках. Константин Сергеевич Станиславский с уверенностью заявлял, что необходимо не только пережить определенную эмоцию, но и постичь ее истинный смысл, не только изучать эту жизнь, но и активно взаимодействовать с ней во всех ее проявлениях, всякий раз, когда это возможно. Однако, каким образом можно достичь этой цели?

В образовательных заведениях, посвященных театральному искусству, часто применяют упражнения на воспоминание, основанные на этиюдах. Данные задания требуют детального воспоминания о днях, когда были пережиты сильные эмоции, такие как выпускной вечер или первое свидание. После выполнения такого упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило источником вдохновения у студента при передаче эмоций: предыдущий опыт, истории других людей или просмотренные на этот счет фильмы.

Для развития вашей эмоциональной памяти, эксперты также рекомендуют вести дневник. Вам следует особое внимание уделить записи тех событий, которые вызывают у вас эмоциональный отклик. Важно быть максимально подробным и передать ощущения таким образом, чтобы вы снова могли их прожить вновь. Регулярное перечитывание своего дневника, желательно раз в месяц, также стимулирует развитие эмоциональной памяти.

В современном мире все большую популярность набирает уникальная методика – библиотерапия. Суть этой передовой технологии заключается в использовании подобранных книг для коррекции эмоционального состояния. Через идентификацию с героями литературных произведений и их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и достигаем желаемого эмоционального восприятия. Такой подход помогает осознать свои эмоции и понять их источники, как отмечают Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги "Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект".

Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Если вы хотите поделиться своим опытом и выразить свои мысли на тему данной статьи, не стесняйтесь оставить комментарий внизу. Ваше мнение очень важно для нас!

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказывания историй: Как наше мышление влияет на нашу личность
  • Почему мы запоминаем ненужную информацию, но забываем нужную
  • Понятие дезинформации и как оно влияет на нашу память
  • Забудьте все, что вам когда-либо говорили!
  • Законы памяти, которые стоит знать
  • Как использовать зрительно-пространственный тест Корси для улучшения памяти
  • Основные принципы, разработанные Константином Станиславским
  • Правила и техники, которые помогут улучшить вашу память
  • Основные виды психических процессов и их краткое описание
  • Как актерские навыки могут помочь в повседневной жизни