Как научиться читать книги как профессор-литературовед? Искусство чтения может ли оно помочь нам понимать произведения? Уверен в этом Томас Фостер, преподаватель мировой литературы и автор книги, посвященной именно этому искусству. Недавно она была издана издательством "Манн, Иванов и Фербер".
Как понимать книги?
Сколько раз мы оказываемся в замешательстве после прочтения книги, чувствуя, что мы еще более запутались, чем до того, как начали чтение? Загадочность и вес содержания буквально ставят нас в тупик, заставляя обращаться к анализу, чтобы разобраться в том, что автор хотел передать. Иногда все, что мы можем сказать себе после прочтения, это: "Конечно, почему я сам не догадался раньше?". Однако, ответы на эти вопросы не так важны, как ответ на главный вопрос: как научиться оттачивать навык понимания книг самостоятельно?
Представить вам полную картину в короткой статье просто невозможно. Даже в недавно прочитанной мной книге, Т. Фостер признал, что полноценно рассказать об этом не получится. Тем не менее, я могу предложить вам общий план действий, который поможет в правильном понимании. Важно осознать простую, но часто забываемую истину - при анализе литературы нельзя однозначно определить, что является правильной интерпретацией, а что - нет. Ваша точка зрения не хуже, чем точка зрения профессора, написавшего критический обзор. Он может быть лучше отыскивать скрытые детали, но это не талант, а умение, которое может развить каждый.
Основы анализа: то, о чём вы никогда не задумывались
Возможно, каждый, кто увлекается чтением, знаком с чувством литературного "дежа вю". Это ощущение, которое возникает на каждой странице и автоматически заставляет нас вновь задуматься: "Где-то я уже встречал подобное". И эта мысль не появляется случайно - как считает Т. Фостер, нет ничего удивительного в том, что одни произведения напоминают другие. Другими словами, "абсолютно новых и целиком самобытных текстов попросту не бывает". Понимая это, мы можем начать искать общие моменты, которые помогут нам лучше "читать" книги. Однако, как можно убедиться, что наши догадки верны? Действительно ли книга, которую мы держим в руках, переплетается с другими произведениями? Автор предлагает простой метод, который он называет "проверкой на резонанс". Если во время чтения мы не испытываем ощущения, что в тексте присутствует что-то большее, выходящее за рамки его темы и структуры, то настало время искать отсылки к более известным предыдущим произведениям, например, Библии или произведениям Шекспира. Однако, об этом мы поговорим позже.
На следующем этапе я столкнулся с разочарованием. Оказалось, что универсального алгоритма, который мог бы помочь мне полностью понять авторскую задумку, не существует. Наверное, было глупо надеяться на его наличие, но я всё же рассчитывал на это. Хотя получить несколько ключевых идей, способных пояснить не все, но очень многое в литературе, было бы замечательно. Но какие именно ключи могут быть полезными?
Эти образы, путешествующие из одной книги в другую, часто считаются обыденными и неинтересными, но на самом деле они скрывают глубокий и сакральный смысл, который не сразу виден. Может быть, ужин не только удовлетворяет физические потребности, но и становится фоном для развивающихся событий? А что если дождь – это не просто плохая погода, а символ очищения, использованный автором сознательно? А что насчет ночи, воды и ветра? В книге вы обнаружите множество ответов на подобные вопросы, которые, возможно, вызовут у вас удивление.
Однако, значимый аспект, который был обращен внимание Т. Фостером, а ранее отмечен Юлией Кристевой, это интертекстуальность. Многие литературные произведения (и не только простые, как можно думать, вообще их здесь не упоминают), связаны с предшествующими работами. Это может быть Библия или трагедии Шекспира. Отсылки к ним присутствуют во множестве текстов: произведения У. Фолкнера, О. Хаксли, А. Фугарда, Дж. Джойса и других. Часто это позволяет нам лучше понять читаемый текст.
Также автор «Искусства чтения» не мог обойти важность внешнего анализа текста. Особое внимание следует уделять эпохе, традициям, социальным и политическим проблемам, а также истории, которые оказывались неотъемлемой частью жизни автора. Все эти факторы часто существенно влияют на его творчество, непосредственно или косвенно.
На завершение хотелось бы отметить, что данный текст является всего лишь попыткой ознакомить вас с содержанием книги и показать ее особенности. Неизменность моего литературного взгляда и подходов к анализу произведений после прочтения данной статьи является субъективной оценкой. Однако, стоит отметить, что Т. Фостер заслуживает признания за то, что некоторые мои взгляды на определенные аспекты изменились. В целом, книга будет полезна как любителям чтения, так и людям, занятым писательской деятельностью время от времени.
Отзывы и комментарии
Если вы уже ознакомились с данной книгой или желаете поделиться своими впечатлениями о прочитанном материале, не стесняйтесь оставить комментарий внизу.
Советуем также прочитать:
Секреты сторителлинга: как привлечь внимание читателя с первых строк
Не знаете, какие книги выбрать? Мы знаем ответ!
Как избежать временных затрат на скучные книги
Путеводитель по книгам самообразования: лучшие произведения для развития
Разгадывая сложные книги: новый подход от Мортимера Адлера
Как успешно усваивать информацию из прочитанного: эффективные методы
Специальный метод скорочтения: освоение за рекордные сроки
Эффективно читаем с использованием правил профессионалов
Быстрое чтение: новые техники ускорения
Как стать экспертом в эффективном чтении: полезные материалы для изучения
Книги, которые помогут вам обрести личностный рост