Блог
Актерское мастерство

Сценическое действие

Если актёры просто стоят или сидят на сцене и просто рассказывают о том, что происходит, можно ли назвать это настоящим театром? Даже с учетом всех экспериментов современного искусства – нет. Театральное искусство – это движение, эмоции, экспрессия. С течением времени театр менялся, но еще с древних времен его основа осталась неизменной. Театр – это зрелище, где действие играет основную роль.

Сценическое представление - основа и фундамент актерского искусства, которое сочетает в себе все элементы актёрской игры. Оно создает цельную систему мыслей, эмоций и движений, объединяя их воедино. В данной статье мы предлагаем вам небольшое объяснение этого значимого и обширного понятия.

Природа сценического действия

Искусство как творческое воплощение реальности принимает различные формы и проявления. Особенность каждой из них заключается в использовании художником определенного материала для создания образов. Для музыканта этим материалом является звук, для писателя - слово. Актер, в свою очередь, использует действие как основу своего творчества. В самом широком смысле, действие - это акт воли, направленный на достижение определенной цели. Сценическое действие - одно из главных средств самовыражения, целостный психофизический процесс борьбы с ограничениями, предлагаемыми подмеченным контекстом. Оно отображается во времени и пространстве, позволяя артисту воплотить свою сценическую концепцию, раскрыть цели, внутренний мир персонажа и идеологическое содержание произведения.

Проще говоря, сценическое действие заключается в умении актёра видеть, слышать, двигаться, думать и говорить в заданных обстоятельствах, чтобы превратиться в персонаж. В этом определении есть ясность, но оно также подчёркивает сложность его структуры. Фактически, действие требует слаженной работы всех его компонентов и является объединением сценического движения, внимания, эмоциональной памяти и актёрской речи.

Ученые, изучающие метод Станиславского, обращают внимание на то, что его истинная сущность проявляется в актерском действии. Все учения и принципы этого педагога строятся вокруг действия, так как оно является его основой. Уникальность этого процесса заключается в том, что творчество актера происходит на грани реальности и искусства. Это явление часто называют «феноменом маятника», поскольку актер переходит от передачи правдивости реальной жизни к условностям театра. Все его действия происходят «на грани» – на стыке между подлинностью и художественной выдумкой, точностью и импровизацией, превращением и стремлением к самовыражению, а также подобием и различием в разных ролях. Все это составляет основу и значение театра.

Основными элементами сценического действия являются искренность актёра-образа и творческое волшебство. Как считал Константин Станиславский, важно не просто копировать персонажа, а постоянно обосновывать его присутствие на сцене. Каждый шаг, каждое эмоциональное переживание, каждое действие должно быть настоящим и аргументированным. Играя злым персонажем, актёр должен найти в нем оттенки добра – только так можно достичь искренности передачи.

Второе требование, которое ставится перед актером, - это способность к импровизации. Каждый раз, когда актер возвращается к уже исполненной роли, ему необходимо находить в ней что-то новое: не просто механически повторять выученный образ, а адаптироваться к его потребностям по-новому. Константин Станиславский утвердил в театральном искусстве доминирование живого действия с постоянной сменой адаптаций и пристроек к партнеру на сцене.

Физическое и психическое действие

В предыдущем разговоре мы отмечали, что любое действие представляет собой сложное сочетание психических и физических аспектов. Однако, разделять его на физическое и психическое - это неправильно, такая детализация используется только для более полного понимания процесса. Физическое действие, в свою очередь, приводит к изменениям в окружающем материальном мире. Во время его выполнения расходуется физическая, мускульная энергия. Примерами таких действий могут быть физический труд (копание, кошение, пиление), занятия спортом (гребля, плавание, игра в мяч) или бытовые операции (одевание, сервировка стола, заваривание чая). Еще одним видом физических действий являются те, которые связаны с межличностными отношениями (обнимание, поцелуй, борьба). Важность физических действий в актерском искусстве, а также упражнений для развития этого навыка можно прочитать в соответствующих статьях, посвященных сценическому движению и достоверности выражения.

Психические действия имеют значительное влияние на психику, включая чувства, сознание и волю, независимо от того, является ли это воздействие на другого человека или на себя. В профессии актёра психические действия занимают особое место, поскольку они позволяют воплотить роль в жизнь. Их разнообразие впечатляет - от просьб и шуток, до укоров и предупреждений, от убеждений и признаний, до похвал и ссор. Это лишь небольшой перечень возможных примеров.

Существуют два вида психических действий в зависимости от способа их выражения: словесные и мимические. И оба они находят свое применение в различных ситуациях. Например, если человек вас разочаровал, вы можете покарать его словами, или же выразить свое разочарование взглядом и движением головы, не произнося ни единого слова. Главная разница заключается в том, что мимика более эмоциональна и поэтична, но не всегда понятна для окружающих, в то время как слова могут быть более выразительными и понятными для других.

Как было отмечено ранее, физическое и психическое действие тесно связаны и взаимозависимы. Для того чтобы поддержать и успокоить человека, необходимо сначала приблизиться к нему, положить руку на его плечо и обнять. В такой ситуации психическое влияние оказывает воздействие на выполнение физического действия. Ведь никто не будет бежать или подпрыгивать, чтобы поддержать и утешить другого человека, находящегося в горе.

Физическое воздействие оказывает не только физическое, но и психическое влияние. Допустим, вы желаете убедить человека совершить определенное действие и решаете поговорить с ним наедине. Вы выбираете подходящий момент, проводите его в комнату и намереваетесь закрыть дверь на ключ, чтобы никто не мешал вам. Однако невозможность найти ключ, будь то в карманах или на журнальном столике рядом, вызывает раздражение и суетливость, что неизбежно отражается на ходе разговора.

Сделайте себе вывод – искусный актёр необходимо уделять равное внимание как физическому, так и психическому аспектам предполагаемой роли, постоянно развивая соответствующие навыки.

Органичное сценическое действие

плавность, естественность и реалистичность. Только соблюдая эти принципы, актёр сможет создать органичный образ и убедительное выступление.

Индивидуальность предоставляет сценическому действию ощущение подлинности, придавая личности актера ее уникальный характер. Великий режиссер К. С. Станиславский утверждал, что актер всегда должен помнить о необходимости выражать себя как индивидуума, а не просто воплощать роль, ограничиваясь ее заданными рамками.

Оригинальность. Мы уже упоминали о важности импровизации, которая придает каждому спектаклю неповторимую ноту. Самым лучшим образом это отражает принцип К.С. Станиславского - играть каждый раз "сегодня, здесь, сейчас".

Интенсивные эмоции. При написании текста необходимо не только следовать логике и последовательности событий, что помогает передать ощущение истинности, но и вкладывать эмоциональную нагрузку, которая передаёт силу и страсть, оказывающую влияние на читателя.

Разнообразие. Также, как и в реальной жизни, на сцене возникает умопомрачительное сочетание разнообразных поведенческих тенденций, их постоянное изменение, что придает ощущение искренности.

Как можно развить данные навыки? Решение этой задачи можно найти в ранее опубликованных статьях блога. Обсудим основные принципы.

В первую очередь, актер должен быть всегда присутствующим на сцене. Он не должен думать о зрителях, не замечать их присутствия, а полностью погружаться в предлагаемый мир представления. Для этого необходимо развивать своё сценическое внимание.

Ещё одним ключевым моментом для молодого актёра является умение контролировать своё тело. Эффектное движение на сцене играет важную роль в актёрском мастерстве. Оно не только придаёт выразительность игре, но также вносит достоверность в каждое действие.

Затем, третьим важным навыком актёра становится способность оживлять эмоции, проявлять их в себе, даже при условности сценических декораций и сюжета в целом.

Во-первых, без владения мастерством слова невозможно осуществить психофизический акт. Овладение сценической речью - это важный и практический навык.

На нашем веб-портале и в разделе блога мы предлагаем вам отыскать упражнения, которые помогут вам развить актёрские навыки.

Отзывы и комментарии

Мы надеемся, что данная статья принесла вам пользу. Вы можете поделиться своими мыслями и обсудить ее в комментариях ниже.

Советуем также прочитать:

  • Искусство рассказывания и использование сторителлинга для привлечения внимания аудитории
  • Теория развития по Пиаже и ее применение в практической деятельности
  • Важность вдохновения и способность быстро переходить к действию
  • Основные виды психических процессов и их краткое описание
  • Понимание психического отражения и его роль в развитии человека
  • Значение искусства в жизни людей и его влияние на общество
  • Принципы и идеи Константина Станиславского в актерском искусстве
  • Реальность профессии актера: балы, слава и высокие гонорары или упорный труд и конкуренция
  • Применение актерских навыков в повседневной жизни и их значимость
  • Раскрытие четырех ошибок оратора и причины неудачных выступлений
  • Актерские навыки, которые могут быть полезны каждому человеку