Все мы относимся к чтению по-разному: одни прочитывают 10 книг в год, другие - 50, а некоторые даже умещают в своем графике чтения еще больше. Но, несмотря на это, существует единое убеждение: качество информации и полное понимание ее содержания имеют первостепенное значение. Именно поэтому научиться задавать осмысленные вопросы - важный шаг к критическому чтению. Осознанный подход поможет нам глубже вникнуть в суть книги и извлечь из нее гораздо больше пользы.
В данной статье мы обсудим тему художественной литературы, однако при интересе со стороны читателя, вопросы можно варьировать и использовать в контексте профессионального обсуждения.
В данной статье мы обсудим тему художественной литературы, однако при интересе со стороны читателя, вопросы можно варьировать и использовать в контексте профессионального обсуждения.
Почему это так важно?
Чтение книг - это не только отличный способ провести время, но и важная составляющая образования и саморазвития. Ведь каждая книга может дать нам максимум полезной информации. Глубокое осмысление прочитанного имеет особое значение, ведь персонажи и диалоги могут со временем выветриться из памяти, а суть и смысл останутся навсегда.
В 1979 году Долорес Дуркин провела исследование, которое выявило, что большинство преподавателей и учителей задают вопросы своим ученикам только после того, как они закончат чтение книги, и очень редко — до и во время чтения. Но дальнейшее изучение показало, что ситуация с течением времени не сильно изменилась.
Между тем, в таком чтении есть большие преимущества:
* Осознание того, зачем вообще нужна эта книга
* Умение делать предположения
* Научиться создавать связи и ассоциации
* Использовать контекст при встрече с незнакомыми словами
* Оценивать качество текста
* Пересматривать ключевые моменты в тексте
* Понимать, как можно использовать информацию в будущем
В 1979 году Долорес Дуркин провела исследование, которое выявило, что большинство преподавателей и учителей задают вопросы своим ученикам только после того, как они закончат чтение книги, и очень редко — до и во время чтения. Но дальнейшее изучение показало, что ситуация с течением времени не сильно изменилась.
Между тем, в таком чтении есть большие преимущества:
* Осознание того, зачем вообще нужна эта книга
* Умение делать предположения
* Научиться создавать связи и ассоциации
* Использовать контекст при встрече с незнакомыми словами
* Оценивать качество текста
* Пересматривать ключевые моменты в тексте
* Понимать, как можно использовать информацию в будущем
Вопросы «до»
Приобретая увлекательную книгу, устраиваетесь комфортно и готовы погрузиться в чтение. Однако, перед тем, как начать, задайте себе несколько вопросов, которые помогут вам воспринимать текст более осознанно:
* Какие подсказки мне дает название книги о сюжете и истории?
* О чем будет книга? Почему я так думаю?
* Это реальная или вымышленная история?
* Зачем я читаю это?
* Что я уже знаю об этой книге и ее теме?
* Какие предположения я могу сделать?
* Какие подсказки мне дает название книги о сюжете и истории?
* О чем будет книга? Почему я так думаю?
* Это реальная или вымышленная история?
* Зачем я читаю это?
* Что я уже знаю об этой книге и ее теме?
* Какие предположения я могу сделать?
Вопросы «во время»
Ваше чтение станет более эффективным, если вы научитесь делать небольшие паузы. Поставьте себе вопросы, касающиеся содержания главы, которую вы читаете.
* Что я понял из прочитанного?
* Какова основная идея?
* Какую картину автор нарисовал в моем воображении?
* Нужно ли мне перечитать эту главу, чтобы понять ее лучше?
* Как поступит персонаж? Почему?
* Какие эмоции испытывает персонаж?
* Как бы я поступили на его месте?
* Случалось ли нечто подобное со мной?
* Опишите прочитанное своими словами.
* Нужно ли запоминать этот текст? Почему?
Перечитайте эту главу и задайте себе следующие вопросы:
* Какие предположения были верными?
* Какова основная идея на самом деле?
* Что я понял из прочитанного?
* Какова основная идея?
* Какую картину автор нарисовал в моем воображении?
* Нужно ли мне перечитать эту главу, чтобы понять ее лучше?
* Как поступит персонаж? Почему?
* Какие эмоции испытывает персонаж?
* Как бы я поступили на его месте?
* Случалось ли нечто подобное со мной?
* Опишите прочитанное своими словами.
* Нужно ли запоминать этот текст? Почему?
Перечитайте эту главу и задайте себе следующие вопросы:
* Какие предположения были верными?
* Какова основная идея на самом деле?
Вопросы «после»
Каким был мой уровень осмысленности этого текста? Возможно, существует более глубокое толкование?
Какие вопросы мне задавалось и как я искал ответы на них?
Какие скрытые мотивы имел в виду автор или он целенаправленно стремился уберечься от выражения своих намерений и личной позиции?
Автор исчерпывающе отвечал на все заданные вопросы, хотя некоторые ответы могли быть недостаточно полными.
* Если бы было продолжение, каким бы оно могло быть?
* Можете ли вы рассказать историю своими словами?
* Какие события были наиболее важными?
Ответы на эти вопросы помогут не только прочитать книгу, но и получить максимальную пользу от ее содержания.
Какие вопросы мне задавалось и как я искал ответы на них?
Какие скрытые мотивы имел в виду автор или он целенаправленно стремился уберечься от выражения своих намерений и личной позиции?
Автор исчерпывающе отвечал на все заданные вопросы, хотя некоторые ответы могли быть недостаточно полными.
* Если бы было продолжение, каким бы оно могло быть?
* Можете ли вы рассказать историю своими словами?
* Какие события были наиболее важными?
Ответы на эти вопросы помогут не только прочитать книгу, но и получить максимальную пользу от ее содержания.
Если вы учитель
Основным обязательством, возложенным на вас в качестве преподавателя, является привлечение учеников (студентов) к обсуждению и выяснению их мыслей о книге.
* Почему автор поместил героев в это место и время?
* Почему автор начал историю именно так?
* Почему автор закончил историю именно так?
* Какие бы вопросы вы задали автору?
Данный подход можно использовать при изучении:
* Художественной литературы
* Науки
* Математики
* Писательского мастерства
* Социальных наук
Задавайте вопросы на свое усмотрение, главное - подходите к тексту ответственно. Отступите от чтения множества книг, а вместо этого почувствуйте их содержание на глубоком уровне.
Желаем вам удачи!
* Почему автор поместил героев в это место и время?
* Почему автор начал историю именно так?
* Почему автор закончил историю именно так?
* Какие бы вопросы вы задали автору?
Данный подход можно использовать при изучении:
* Художественной литературы
* Науки
* Математики
* Писательского мастерства
* Социальных наук
Задавайте вопросы на свое усмотрение, главное - подходите к тексту ответственно. Отступите от чтения множества книг, а вместо этого почувствуйте их содержание на глубоком уровне.
Желаем вам удачи!
Советуем также прочитать:
- Лучшая подборка материалов блога за 2017 год: развиваем мышление, тренируем мозг и самообразуемся
- Секреты эффективного чтения: быстро и запоминаемо
- Полезные советы: как понимать тексты легко и ловко
- Мотивация к чтению: как вдохновить ребенка
- Правила чтения, которые работают: делаем процесс эффективным
- Как разбираться в сложных книгах: анализируем и понимаем
- Улучшаем навык скорочтения за неделю
- Секреты успешного запоминания прочитанного: улавливаем смысл с легкостью
- Секреты эффективного чтения: быстро и запоминаемо
- Полезные советы: как понимать тексты легко и ловко
- Мотивация к чтению: как вдохновить ребенка
- Правила чтения, которые работают: делаем процесс эффективным
- Как разбираться в сложных книгах: анализируем и понимаем
- Улучшаем навык скорочтения за неделю
- Секреты успешного запоминания прочитанного: улавливаем смысл с легкостью