Блог
Актерское мастерство

Чувство правды

Театр перестал быть развлечением, театр стал мудростью.
— А. Н. Толстой

После просмотра качественного фильма или театрального представления, мы часто выражаем свои впечатления, используя восторженные характеристики, вроде "актер сыграл правдоподобно", "он полностью вжился в свою роль", "его герой ожил на сцене". Однако может случиться и обратная ситуация, когда мы говорим о "наигранности", "отсутствии естественности" или "формальном исполнении". У каждого из нас живет дух Станиславского с его известной фразой "Я не верю!". Это выражение употребляется не только как режиссерский прием, но и как отражение обывательского отношения к сценическому искусству в положительном смысле. Ведь именно так мы оцениваем актерскую игру и качество постановки в целом. В связи с этим, очевидно, появляется понятие правды и убежденности, которые являются важными элементами сценического процесса в рамках системы Станиславского. В данной статье мы постараемся рассмотреть вопросы, связанные с достижением истинности игры актера и тем, как этого можно достичь.

Сценическая правда

Актерское мастерство допускает существование двух видов правды. Первый из них – подлинная правда, или, по словам А. Н. Торцова, "быль" – это настоящие чувства и эмоции, которые испытывает актер. "В самой реальности подлинная правда и вера возникают естественным образом". В повседневной жизни, когда человек что-то делает, его действия подлинны и искренны, ему не нужно притворяться. Например, если ему нужно спросить дорогу, он просто обратится к прохожему, действительно заинтересованный получить ответ.

Однако, когда речь идет о сценической игре, где действительность отсутствует, создание правдоподобности и веры требует предварительной подготовки. Процесс начинается с зарождения правды и веры в мире воображения, в художественной вымышленной плоскости, а затем эти идеи переносятся на сценическую площадку. Таким образом, сценическая правда представляет собой второй вид правды.

Для наглядности, К. С. Станиславский приводит пример из своей книги "Работа актера над собой" о поиске пропавшей сумочки с деньгами актрисы. Когда нашли сумочку, Торцов предложил повторить ситуацию, но на этот раз все участники знали, где она была. Однако не удалось достичь той же реалистичности, что и в первый раз. И вот в чем заключается суть проблемы. Для зрителей и артистов одинаково сложно поверить в искренность умирающего от удара картонного кинжала Отелло. Но, по сути, это и не требуется, ведь правда заключается не в вере в декорации и ситуацию, а в подлинности эмоций и переживаний актера. Важно, насколько актер способен понять и пережить происходящее, если бы это было реальным для него. А именно правда делает это возможным.

Чувство правды

Согласно многим исследователям, К. С. Станиславский внес значительный вклад в развитие театрального искусства, разделив его на два периода – до и после его творчества. В предшествующем времени актеры просто "играли" на сцене, в то время как после Станиславского они начали настоящее "жить" на сцене. Под этим "жить" подразумевается способность актера передать чувство правды и веры, которое должно быть развито в каждом актере.

Замечательный учитель выразил мысль о том, что важно развивать в себе чувство искусства, чтобы воспринимать правду. Для артиста даже на самом деле неправдивый момент на сцене должен преобразиться в правду, чтобы стать искусством. Чтобы достичь этого, артисту необходимо обладать богатым воображением, детской наивностью и верить в правдоподобие своих эмоций как внутри, так и вне. Все эти качества помогают ему преобразовать грубую сценическую ложь в изящную и тонкую правду своего взаимодействия с воображаемой жизнью.

В соответствии с определением, понимание правды - это то, что актер искренне испытывает на сцене или на экране. Согласно исследователям творческого наследия К. С. Станиславского, он настаивал не на простом отыгрывании роли героя, а на полном погружении в него. Главным для актера является способность внутренне преображаться и видеть происходящее глазами персонажа, а не стремиться к натурализму и имитации действительности.

Однако, какие факторы приводят к появлению фальшивости и лжи на сцене? Это так называемый "физический зажим" – различные состояния, которые снижают реалистичность и естественность выступления. Они мешают передать истинное чувство. Чаще всего это происходит из-за стремления актера проявить себя в выгодном свете, выделиться, подчеркнуть мелочи, не имеющие значения для спектакля (например, изящное движение со стулом). Кроме того, излишний самоконтроль, смущение и намеренные эмоции также могут быть причиной проблем.

Два этапа позволяют избавиться от недостатков и развить чувство правды и веры в соответствии с методом Станиславского.

Первый этап. Правда в простых физических действиях

Выполнение физических действий играет огромную роль в актерской работе на сцене, они являются неотъемлемой частью жизни персонажа. Приступая к их выполнению, важно начинать с простых и незначительных действий, так как в них проще передать искренность, нежели в ситуации переживаний и эмоций. В повседневной жизни мы нервно предвкушаем приход опоздавшего друга, наливаем и пьем чай, вдеваем нитку в иголку и шьем. Эти операции, связанные с физическими актами, контролируются нашим сознанием, они привычны и понятны, именно в этом заключается искренность действия и истинность чувств.

Для достижения достоверности физических действий используются упражнения по беспредметному действию (действию с "пустышкой"). Это представляет собой задания, которые обучающийся выполняет с воображаемыми предметами. Условие отсутствия реального предмета является ключевым, поскольку при работе с реальными вещами действие часто выполняется интуитивно и механически, что мешает полному осознанию процесса.

Возможностей для применения "пустышек" существует множество: приготовить ароматный кофе; составить изысканное письмо; нарядиться в стильный наряд перед рабочим днем; замешать мягкое тесто, позволив сладким пирожкам приобрести искушающую форму; с горящей страстью читать книгу, периодически делая значимые записи в блокноте; тщательно убрать пол, использовав метлу и швабру; освежить внешний вид обуви, удалить мелкие загрязнения; подготовить все необходимое для путешествия, аккуратно сложив вещи в чемодан.

При выполнении этих действий особенно важно придерживаться строгой последовательности, не пропуская ни одной мельчайшей детали. Вначале необходимо выполнять все действия медленнее, чем в реальной жизни, уделяя внимание каждому шагу. Постепенно, когда вы достигнете такого же быстрого и точного выполнения заданий как с реальными предметами, возможности начнут увеличиваться. Усложнение постановки задачи начинается с добавления конкретных условий и различных сценариев. Например, если действием является укладывание вещей в чемодан, возможно усложнение, путем учета условий для разных ситуаций, таких как рабочая командировка, где требуются деловые костюмы и ноутбук, либо отдых, где понадобятся маска и купальник.

Второй этап. Развитие логики и последовательности

В реальной жизни мы выполняем различные механические действия, которые на первый взгляд кажутся случайными. Однако за этими действиями скрываются глубинные процессы и инстинкты подсознания. В театре же, сцена представляет собой вымышленную ситуацию, где перенести механичность не так просто. В этой отрасли актерства все действия должны быть логичными и последовательными. Представление является цельным и завершенным произведением искусства, поэтому важно, чтобы логика действия была основой его композиции, где каждое действие имеет свою причину и следствие. Во втором этапе актер должен научиться объединять в единое целое множество мелких физических действий, которые он совершает на первом этапе.

Давайте рассмотрим пример. Организация чемодана перед поездкой в отпуск приобретает особое значение в связности и последовательности. Чемодан появляется откуда-то (из антресоли или приобретается в магазине), затем проходит процесс очищения от пыли и начинает заполняться вещами. После завершения укладки, код замка устанавливается и чемодан закрывается. Даже в актерской игре эти, казалось бы, незначительные детали являются важными. Зритель не упустит из виду тот факт, что герой, достав чемодан из запыленной кладовки, сразу же помещает его на диван и начинает укладывать туда вещи. В реальной жизни никто не делал бы так.

Для предотвращения таких логических ошибок проводятся более сложные упражнения из первого этапа. Например, комплекс действий, известный как "генеральная уборка", включает не только подметание или мытье пола, но и полную уборку квартиры в соответствии с логикой уборки: собрать разбросанную по квартире одежду и положить ее в шкаф, привести в порядок журнальный и письменный столы, протереть пыль, пропылесосить и так далее.

Другой вид задания представляет собой объединение различных простых физических действий, которые изначально не связаны общей логической последовательностью. Предположим, что условием является следующая ситуация: нужно распаковать чемодан, написать записку, погладить рубашку и приготовить яичницу. Логичный решатель такой задачи мог бы представить себе такую картину: после возвращения из командировки, человек приходит домой, начинает разбирать чемодан, чтобы достать важные документы и ноутбук. Затем он готовит себе завтрак – вкусную яичницу, которую съедает с удовольствием. Перед тем как приступить к своим делам, он переодевается, натягивая чистую и свежевыглаженную рубашку. В конце он пишет записку своей жене, сообщая о совещании директоров, которое возможно затянется и он вернется домой позже обычного. Как видно, сам процесс выполнения задания и его последовательность определяются учащимся самостоятельно. Главное, чтобы все эти действия уже ранее выполнялись отдельно друг от друга.

Упражнения, о которых здесь речь, в основном предполагают командную работу. После завершения каждого из них под присмотром опытного инструктора они обсуждаются и анализируются. В ходе таких обсуждений выявляются недочеты и пропущенные моменты, которые нарушают логику и, следовательно, достоверность.

В книге «Уроки вдохновения», написанной театральным педагогом и режиссером Л. П. Новицкой, вы найдете подробное описание упражнений из этой статьи, а также множество других интересных упражнений. Блог нашего сайта посвящен эмоциональной памяти и содержит статью, которая рассказывает об особенностях правдивых ощущений и эмоций, которые испытывает актер.

Отзывы и комментарии

Будем рады услышать ваши комментарии и обсудить вопросы, связанные с тематикой данной статьи. Оставьте свои мысли ниже!

Советуем также прочитать:

  • История рассказывает о профессии актера: что лежит за блестящими красными дорожками и впечатляющими гонорарами? Оказывается, в жизни артиста имеется кропотливый и напряженный труд, а также жесткая конкуренция.
  • Как использовать актерские навыки в повседневной жизни? Узнайте уроки мудрости от великого Гёте.
  • Профессиональные навыки актера обладают большой значимостью и могут быть полезными для каждого человека.
  • Важные умения, такие как анализировать людей, могут помочь в общении и взаимодействии с окружающими.
  • Платон - хороший друг, но что делать, когда сталкиваешься с выбором между дружбой и истиной?*
  • Основные идеи Константина Станиславского раскрываются в его работе и влияют на современное искусство актерской игры.
  • Встречайте интересное задание про волков и учите наблюдать за миром вокруг нас.
  • Узнайте, как распознать вербальные признаки лжи и как они влияют на общение.
  • Погрузитесь в мир повседневной магии общения и узнайте, как она может помочь в вашей жизни.