Блог
Известные личности

Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?

Что привлекает вас больше: творчество Эдуарда Мане с его прекрасными картинами или инновационные инсталляции Отто Пине? Или может быть, ваше внимание привлекает импрессионизм Альфреда Сислея, который погружает нас в мир ярких эмоций, или концептуализм Марселя Дюшана, запредельные идеи которого заставляют задуматься? Не могу не упомянуть о футуризме Умберто Боччони и его необычных формах, или деконструктивизме Даниеля Либескинда, который играет с архитектурными концепциями. А, возможно, вам нравится все это разнообразие искусства одновременно?

Если вы всегда интересовались вопросами искусства, но хотели бы более глубоко разобраться в этой теме, приглашаем вас ознакомиться с нашим новым кратким курсом «История искусства». Даже если у вас ограниченное количество свободного времени, вы можете начать изучение с урока 6 "Модернизм" и урока 7 "Постмодернизм". Именно там мы черпали вдохновение для приведенных выше примеров.

Сравнивание модернизма и постмодернизма - это некий тренд, который привлекает внимание литературных исследователей. Возникает логичный вопрос, действительно ли можно провести сравнение между этими двумя эпохами искусства? Множество ученых в прошлом попытались ответить на этот вопрос, однако самым удачным вариантом оказалось исследование российского культуролога, поэта и композитора Валерия Брайнина, известного также как Брайнин-Пассек.

Обращаемся к важной публикации В. Брайнина 2002 года, где он представляет свою статью «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике». Но прежде чем начать, давайте попытаемся глубже понять суть модернизма и постмодернизма в искусстве.

О модернизме

Для полного понимания модернизма, необходимо вернуться к его истокам. И истоки эти связаны с работами Эдуарда Мане и Гюстава Курбе, которые возвели сюжеты обычной повседневной жизни с участием простых, невыдающихся людей на уровень искусства. Шедевром Мане стала картина "Завтрак на траве", которая в те времена поразила зрителей своим необычным, бытовым сюжетом.
Однако реверанс сделал ему его соответственный Гюстав Курбе, который привлек внимание общественности не меньше своей «Мастерской художника». Среди многочисленных лиц, представляющих городской бомонд того времени, многие нашли себя в его произведении.
В 19 веке, в период 60-х годов, режим барокко и рококо был утрирован и, в этот момент, простой человек, ставший объектом внимания художников, вызвал настоящую сенсацию. Однако, представители высших кругов искусства не обладали способностью сразу оценить эту перспективу, в результате чего картины Курбе, Мане и других передовых художников отклонялись на протяжении нескольких лет комитетом "Парижского Салона" - организатором официальной ежегодной выставки изобразительного искусства.

Постоянные отказы в принятии своих работ на официальные выставки побудили художников того периода объединиться и организовать альтернативные выставки. Их усилия были увенчаны успехом благодаря поддержке Франции тогдашнего правителя Наполеона III. Таким образом, эта альтернативная презентация работ, которые были отклонены оргкомитетом официального «Парижского Салона», стала известна как «Салон отверженных».

Модернизм открывает перед искусством неисчерпаемые возможности, которые приносят с собой впечатляющие сенсации и богатство новых стилей. В его эпоху мы встретим потрясающий импрессионизм Альфреда Сислея, Клода Моне (хотя важно не перепутать с Эдуардом Мане), Камиля Писсаро, а также захватывающий постимпрессионизм Ван Гога и Поля Гогена. Не упустим из виду символизм, олицетворяющий Гюстава Моро и Михаила Врубеля, а также кубизм Пабло Пикассо.

Модернизм привнес в нашу жизнь целый ряд уникальных творений и идей. Например, мы знакомы с известной скульптурой "Мыслитель" Огюста Родена, которая стала одним из символов этого периода. Кроме того, художники Наум Габо и Александр Колдер экспериментировали с кинетическими произведениями и сделали огромный вклад в развитие скульптуры. Модернисты также перевернули представление об архитектуре, внедрив высотное строительство и минимализм. И, конечно же, нельзя забыть о том, что этот период породил множество выдающихся творцов в сфере слова, музыки и литературы.

В эпоху модернизма не только появился уникальный стиль джаза и блюза, но также зародились новые формы театра, включая трагедийный театр и театр социальной маски. Фотогения и монументальный стиль обрели свое место в только-только начинающемся мире кинематографии. Модернизм, несмотря на все свое величие, оказался временным и исчерпанным, так же как и потенциал каждой другой эпохи. В результате, постмодернизм занял место модернизма и принес с собой новые перспективы и возможности.

О постмодернизме

Современная эпоха модернизма, родившаяся из отрицания устаревших установок и принеся в свет множество инноваций, постепенно утратила свой потенциал для дальнейшего прогресса, поскольку развитие без обращения к прошлому просто невозможно. В отличие от модернизма, постмодернизм основывается на смешении и взаимосочетании различных стилей, что является его осознанным характером.

Постмодернизм, в некотором смысле, также может рассматриваться как отрицание. Он противопоставляется монотонности и однообразности, которые стали характерными для модернизма. Однако симбиоз и плюрализм культур больше соответствуют тенденциям во второй половине двадцатого века и, следовательно, получили дальнейшее развитие.

Необходимо уточнить, что совмещение и разнообразие культур включает в себя признание и развитие традиций модернизма. Иначе говоря, постмодернизм можно рассматривать как дополнение и продолжение модернизма, а не его замену. Но так сложилось, что используется привычная терминология. Итак, каково было место модернизма в эпоху постмодернизма?

В наше время постмодернизма, традиции минимализма в архитектуре жилых зданий продолжают развиваться, сохраняя свою популярность, которую получили еще в эпоху модернизма. Вместе с этим, появляются совершенно новые и уникальные сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями, и появляются новые архитектурные стили, такие как хай-тек и деконструктивизм.

История модернизма навсегда изменила восприятие искусства. Эксперименты с кинетическими скульптурами, начавшиеся в те времена, не утихают и продолжают диктовать новые правила. В результате, на сцену выходит инсталляция - принципиально новое направление, разрушающее рамки обыденного понимания скульптуры. Однако, несмотря на свою оригинальность, оно всё же относится к пространственному искусству, сохраняя глубокую связь с пространством немыслимых возможностей.

В жанре концептуальной живописи мы обнаружим явные параллели с творчеством модернистов, а в литературе постмодернизма – отсылки к произведениям прошлых эпох. Следует отметить, что такая интертекстуальность, то есть ссылки на произведения прошлых лет, является характерной особенностью постмодернизма и естественным результатом его стремления к симбиозу и плюрализму стилей в искусстве.

Новым стилям в музыке, таким как рок, рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B и электронная музыка, мы обязаны эпохе постмодернизма. Именно под его влиянием сформировалась эстрадная популярная музыка в том виде и с тем пониманием, которые до сих пор остаются актуальными.

Само собой разумеется, эстрадная музыка претерпела огромное количество изменений, начиная от смыслового содержания и заканчивая ритмом мелодий. Однако, форматы презентации - телевидение, радио, концерты, гастрольные туры - сформировались именно тогда и сохранились до сегодняшнего дня, обогатившись возможностями цифровых технологий.

Как сопоставить две великие и уникальные эпохи в искусстве? Кажется, многие отличия между ними можно уловить уже из описания каждой эпохи. Позвольте мне прояснить ваши догадки и предположения.

Модернизм vs Постмодернизм

Итак, какие конкретные отличия можно выделить между постмодернизмом и модернизмом? Нужно ли считать, что одно лучше другого, или каждый новый тренд – это просто ответ на вызовы современности? Для ответов на эти вопросы обратимся к статье «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике» [В. Брайнин, 2002], в которой автор предлагает сравнивать признаки этих двух направлений для более ясного видения различий. Следующая таблица иллюстрирует его сравнительный подход:
А теперь давайте более подробно рассмотрим, о чем именно говорил (или мог говорить) автор данной статьи.

Отрицание прошлого в модернизме и адаптация прошлого в постмодернизме

Мы углубленно анализировали вышеупомянутые аспекты, чтобы основательно рассмотреть каждую деталь. Модернизм не только принес нам множество новых стилей и течений, но и позволил нам сохранить идеи и концепции, возникшие в этом периоде. Постмодернизм, в свою очередь, не означает отрицание всего, что было когда-либо создано в рамках модернизма. Напротив, если что-то соответствует нашим современным потребностям, оно продолжит эволюционировать и развиваться, как, например, минимализм в строительстве жилья в СССР.

Антимещанский пафос модернизма и деканонизация искусства в постмодернизме

В постмодернизме мы не обнаружим никакой пышности или торжественности, которые присущи модернизму и его отторжению буржуазной культуры. Фактически, мы не видим никаких границ между тем, что разрешено и запрещено. Следовательно, нет потребности нарушать или разрушать, и именно поэтому отсутствуют основания для преклонения перед свободой и безоговорочным творчеством в искусстве.

Первичность как позиция модернизма и интертекстуальность как позиция в постмодернизме

В отличие от модернизма, постмодернизм строит свои концепции не на создании с нуля, а на использовании лучших примеров искусства прошлого. Отсылки к творчеству художников, писателей и поэтов прошлых лет стали нормой в этом направлении. Есть мнение, что это делает постмодернизм вторичным, однако отказ от прошлого и приверженность абсолютной первичности модернизма ограничивают его развитие.

Оценочность в самоназвании модернизма «Мы – новое» и безоценочность в самоназвании постмодернизма «Мы – это все»

Этот постулат безусловно является одним из самых захватывающих идеи, представленных в статье "О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике" (В. Брайнин, 2002). Автор приходит к выводу, что в трендах модернизма и постмодернизма можно увидеть своего рода "самоназвание". Отсюда возникает вопрос: насколько лучше быть "новым" или просто "всем, что есть".

Декларируемая элитарность модернизма и недекларируемая демократичность постмодернизма

В продолжение обсуждаемой темы можно утверждать, что модернизм преследует идею антимещанского пафоса и видит в этом свою элитарность, в то время как постмодернизм не имеет явных стремлений и нарушает границы дозволенного и запретного. В связи с этим, постмодернизм не требует декларирования каких-либо принципов, и нам остается только отметить демократичный характер постмодернистского искусства.

В эпоху модернизма, возникшую всполошное сознание, художники обращались к простым повседневным сюжетам, таким как пикник на природе или работа в студии. В постмодернизме же бытовая тематика отправилась еще дальше, затрагивая даже произведения искусства. Примером такого подхода может служить знаменитое изображение банок супа, созданное неподражаемым Энди Уорхолом.

Преобладание идеального над материальным в модернизме и ориентация на коммерческий успех в постмодернизме

Модернизм, как искусство, уделяет особое внимание индивидуальности человека, рассматривая ее как самодостаточную ценность. Кроме того, представители модернизма неустанно противостояли действиям функционеров в области искусства, которые пытались ограничить право авторов на свободное творчество и выбор работ для публичного представления.

В постмодернизме искусство приобретает практическую значимость, а уникальность поп-арта заключается в том, что оно позволяет даже обычной рекламе стать произведением искусства. Примером этого является знаменитая работа Энди Уорхола под названием «33 банки супа».

Скандальность модернизма и конформизм постмодернизма

Этот абзац представляет собой существенное производное от предыдущих. Модернизм вышел из скандала, начиная от контроверзий, связанных с сюжетами картины первых модернистов Гюстава Курбе и Эдуарда Мане, и заканчивая серией скандалов, связанных с отсутствием допуска их и многих других произведений, выходящих за привычные рамки восприятия, на публичные художественные выставки. В постмодернизме нет ограничений в том, что можно или нельзя делать в искусстве, поэтому возможности для скандалов заранее сокращены.

Ниже приведены основные характеристики, выделенные Брайнином, отличающие модернизм от постмодернизма. Важно отметить, что у Брайнина имеется большее количество пар признаков для сравнения, которые могут различаться в разных перепечатках и переводах статьи. Мы сосредоточимся на основных характеристиках, так как все остальные в конечном счете перекликаются с уже упомянутыми особенностями эпох.

Многие культурологи стремились сравнить модернизм и постмодернизм, что мы уже упоминали ранее. В своей книге «Культура постмодернизма» (1985), литературовед и писатель Ихаб Хассан представил свою интерпретацию различий между этими двумя течениями.
Здесь мы наблюдаем явно более эмоциональную, чем научную, оценку различий. В общем, такой подход имеет полное право на существование. Как и любое искусство, оно может процветать в рамках модернизма, постмодернизма или любого другого течения. И даже за пределами этих границ, что в настоящее время является очень актуальным.

Лучше всего, чтобы получить более глубокое понимание взглядов Хассана, следует обратиться к его собственным пояснениям, представленным в статье «К концепции постмодернизма» [И. Хассан, 1987]. Основной упор в этой статье делается на постмодернизме, что, разумеется, объясняется названием. Однако, учитывая, что мы уже имеем ясное представление о том, что такое постмодернизм и модернизм, этого достаточно, чтобы осознать их различия в искусстве, выдвинутые самим Ихабом Хассаном.

Возникновение постмодернизма, обусловленное противопоставлением модернизму, однозначно проявляется в использовании приставки "пост" в слове "постмодернизм".

Постоянное противоречие в понимании постмодернизма и его многочисленные интерпретации часто приводят к включению любого авангардного искусства в ряды постмодернизма.

Литературная концепция постмодернизма известна своей исторической нестабильностью, которая в значительной степени обусловлена ее уникальной интертекстуальностью.

Модернизм и постмодернизм, два художественных течения, иногда настолько сливаются, что становится сложно определить границу между ними. Различные признаки и элементы обоих направлений могут встречаться в творчестве одного и того же художника, литератора или скульптора.

Когда дело касается постмодернизма, важно понимать его как объединение непрерывности и прерывистости одновременно. Поскольку нельзя ограничиться единственным взглядом на него, так как он несет информацию весьма ограниченную и неполную.

Постмодернизм представляет собой синхроническую и диахроническую структуру, что затрудняет его приведение к определенному историческому периоду. Стоит отметить, что термин "диахрония" происходит из греческого языка и можно перевести как "проникнуть сквозь время".

Постмодернизм представляет собой синтез противоречивых черт, которые определяют его сущность. Он не только стремится разрушить устаревшую однообразность, но и активно преображает различные стили и культуры в творческом процессе.

Постмодернизм базируется на концепции инновации и обновления, однако точное определение его теоретических основ затруднительно из-за многообразия этого явления.

Развернутое значение и влияние постмодернизма до сих пор вызывают вопросы: превратилось ли оно в общественную тенденцию, или все же остается преимущественно художественным движением.

Постепенно появление термина «постмодернизм» становится своего рода одобренной наградой, придавая повышенное значение творчеству, которое относится к этому направлению, даже без должных обоснований.

По мнению некоторых экспертов, модернизм не обладает указанными выше свойствами, и именно эта особенность отличает его от постмодернизма. Несмотря на то, что у определений Хассана некоторая эмоциональность и некоторая запутанность, мы считаем важным ознакомить вас с его взглядами, поскольку каждое искусственное направление имеет право на свое существование.

Важно подчеркнуть, что книга "Культура постмодернизма" была опубликована в 1985 году, а статья "К концепции постмодернизма" была написана в 1987 году. Это означает, что приведенный анализ относится к состоянию дел на тот момент, конкретно к 1980-м годам. За последние 30-40 лет жизнь и искусство в целом значительно продвинулись вперед, и наш словарь пополнился новым термином - "метамодернизм". Поэтому эти взгляды следует воспринимать именно с позиции 80-х годов прошлого века, а не нынешних дней.

Тем не менее, благодаря основам истории искусства и аналитическим заметкам культурологов, взявших на себя труд сопоставления двух великих эпох в искусстве, мы с вами разобрались в сущности модернизма и постмодернизма, их отличиях и возможности их сопоставления. Однако стоит отметить, что нет цели классифицировать их по шкале "плохой - хороший" или "хуже - лучше".

Каждый искусственный тренд является отражением своего времени, несмотря на то, что нельзя считать искусство и общество одним и тем же. Искусство всегда первым чувствует необходимость в перемене, даже раньше, чем самое "прогрессивное" общество. При этом, учитывая, что меньшая часть общества является "прогрессивной" в сравнении с консервативной, искусство выступает в роли движущей силы грядущих изменений, которые со временем охватывают не только искусство, но и общество в целом.

Один из ключевых аспектов, который следует подчеркнуть при обсуждении модернизма и постмодернизма, - это их сравнение. Чтобы сравнение между этих двух художественных направлений было более наглядным и информативным, необходимо провести детальный анализ произведений искусства в данных эпохах. В данной статье мы не можем углубляться в подробности, так как освещаем общие тенденции обеих эпох. Однако, если вы заинтересованы в этой теме или желаете вступить в дискуссию с предложенными концепциями, рекомендуется изучить различные образцы искусства обеих эпох в таких разнообразных формах, как живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, кино и театр.

Если вам ранее никогда не приходилось самостоятельно анализировать произведения искусства и сравнивать культурно-исторические эпохи, мы рекомендуем посетить наш курс "История искусства", чтобы освоить основные навыки. Даже если вы не имеете прямого отношения к гуманитарной сфере и не считаете себя историком, культурологом, журналистом или обозревателем, это все равно может стать хорошей отправной точкой, на которой вы сможете построить более глубокие знания.

Мы верим, что данный материал вдохновит вас на знакомство с уникальными произведениями искусства, созданными в разные эпохи. Подобное знакомство может стать толчком для вашего собственного творческого развития, когда вы осознаете, что настало время превратить эскизы в живописные полотна, зарисовки – в захватывающие рассказы, а желание подбирать рифму и аккорды ко всему – в качественный сборник стихов и песен.

Советуем также прочитать:

  • Волшебство рассказов: от Средневековья до современности
  • Открытие метамодернизма в искусстве: новый взгляд
  • Марина Абрамович: Осмелитесь переступить границы возможного
  • Величие в творчестве: 10 известных художников, которых нужно знать
  • Разгадывая язык искусства: понимание произведений науке не подвластно
  • Искусство: глубокий смысл и необходимость для каждого человека
  • В отчетливом звуке: клакерская культура и другие способы продвижения
  • Взаимодействие исколнительного искусства и повседневности: психологический взгляд
  • Выходя за рамки: почему жизнь, укладываясь в схемы, ограничивает нас?
  • Погружение в мир красоты: основы нейроэстетики и ее исследования