Блог
Известные личности

Дитер Рамс и примеры его работ

Знаменитыми бывают те, кто производит неизгладимый эффект на историю. Представьте его в разных формах: от всемирного признания до ярких и значимых вкладов в профессиональные сферы, предприятия, бизнес и жизнь в целом в поселке или городе. Дитер Рамс - человек, не только достигший всемирного признания, но и ставший основоположником нового направления в мире дизайна. Его творения привнесли существенные изменения в промышленное и радиоэлектронное производство, и до сих пор остаются актуальными, не подвергаясь истиранию временем.

Дитер Рамс является ярким примером того, как можно развить свои творческие способности и направить их в полезное дело для общества. И самое интересное, что такая возможность открыта для каждого человека, независимо от обстоятельств.

Воплотите свои мечты о становлении художником, литератором или покажите свою талантливость в другой творческой сфере! Мы приглашаем вас присоединиться к программе «ТРИЗ на практике», где вы раскроете потенциал уникальных способностей, присущих именно вам, пополните свой арсенал новыми умениями и научитесь применять их в повседневной, рабочей и научной среде.

Кстати, творчество – это также способ мышления. Часто люди склонны мыслить узко, придерживаясь знакомых сценариев. Именно этот фактор часто создает трудности при достижении новых высот развития и выходе из зоны комфорта. Однако, также как и физические мышцы, мыслительную область мозга можно тренировать, и это займет всего два месяца, приятно и последовательно пройдя программу «Когнитивистика».

Кто такой Дитер Рамс?

Дитер Рамс, известный в индустрии промышленного дизайна и смежных областях, родился в немецком городе Висбаден в 1932 году. Еще в детстве он проводил много времени в столярной мастерской своего деда, где научился руками и отвергал технические новшества в пользу здравого смысла и рациональной простоты. Эти важные воспоминания оказали значительное влияние на его дальнейший путь мастера. В 1955 году Дитер Рамс присоединился к известной компании Braun через конкурсный отбор. Сначала он работал в качестве архитектора и дизайнера интерьеров, а уже в 1961 году стал руководителем дизайн-подразделения.

Дитер Рамс – творец философии практичной простоты и фирменного стиля бытовой техники Браун. Его пишут в историю как главного последователя принципов промышленного минимализма. Рамс был одним из первых, кто задумался о комфортности использования электроники и бытовой техники в повседневной жизни. В результате многие производители восприняли его концепцию, и началась новая эра с привычными для нас радиоприемниками, электробритвами, аудиосистемами и другими устройствами и мебелью, применяемыми в домашних условиях и промышленности.

Рамсс воплощал в своих работах главную идею - создание интуитивно понятного и простого дизайна. В то время, когда бытовую технику проектировали с пренебрежением к удобству использования, Рамсс стремился к лаконичности и функциональности. Он отказывался от массивных и тяжелых корпусов, предпочитая использовать легкие материалы. Изделия, созданные им, не только вписывались в интерьер, но и гармонично сочетались с ним.

До 1963 года Рамс разработал обоснованное применение различных оттенков в продукции Braun, создав легко узнаваемую систему, которая помогла упростить процесс разработки новых приборов. Он также создал удобную систему обозначения динамиков, ресиверов и кнопок управления, обеспечивая пользователям быстрый и эффективный доступ к функциям и возможностям новых устройств. Благодаря этим решениям, пользователи смогли легко ориентироваться в управлении бытовой техникой, независимо от уровня инноваций, внедренных в продукцию.

Дизайнер страстно верил в философию "меньше, но лучше", и его вера оказалась не безосновательной: концепция прочно укоренилась, и производители по всему миру поняли важность упрощения конструкции своей техники. Иллюстрировать это может компания Apple, которая успешно позаимствовала идеи и использовала их в дизайне своей электроники с символическим яблочным лого.

Дитер Рамс, наряду с разработкой высококачественной техники, также занимался проектированием мебели в компании «Браун», которая подарила всему миру настоящие шедевры. Эти великолепные изделия сохранили свою популярность до сегодняшнего дня, и некоторые из них можно приобрести в оригинальном виде, созданным самим архитектором в 60-е годы 20-го века.

Десять принципов Дитера Рамса

Дитер Рамс разработал десять основных принципов, которые подкрепляют концепцию удобства и минимализма в бытовой технике. И хотя эти принципы перепечатываются повсеместно в Интернете, мы обратимся к источнику, наиболее близкому к автору, чтобы представить некоторые примеры иллюстрации для лучшего понимания [Vitsoe, 2022]. В 1970-х годах Рамс сформулировал эти правила с целью исследования, насколько дизайн может быть хорошим и функциональным.

Принцип 1: хороший дизайн инновационный

Взгляд Дитера Рамса на возможности инноваций для любого предмета предполагает, что они не имеют ограничений и зависят от того, насколько амбициозным и креативным является дизайнер. Такой подход способствует развитию производственных технологий, поскольку всегда найдется место для новых идей у художников. Архитекторы также утверждают, что инновационный дизайн должен сотрудничать с постоянно усовершенствующимися технологиями, не превращаясь сам в конечную цель.

Принцип 2: хороший дизайн делает продукт полезным

На начальном этапе разработки нового дизайна, Дитер Рамс сформировал важный принцип - товар должен быть удобен в использовании. Помимо функциональных требований, потребитель также стремится к эстетическому и психологическому комфорту при эксплуатации электроники и мебели. Эти три фактора являются неотъемлемыми составляющими дизайна любого товара, который действительно будет пользуется спросом. Для Дитера Рамса, хороший дизайн способен подчеркнуть полезность продукта и отвлечь внимание от его недостатков.

Принцип 3: хороший дизайн эстетичен

Одним из неотъемлемых факторов, определяющих полезность продукта, является его эстетичность. Она играет важную роль в создании комфортной среды использования и способствует возникновению особого состояния, которое влияет на настроение потребителя. Даже самый полезный предмет, если он не привлекателен внешне, не сможет доставить приятные ощущения от использования.

Примером данного принципа можно рассмотреть медицинскую технику, где он особенно хорошо прослеживается. Например, обычный небулайзер для взрослых, представляющий собой простой прямоугольный блок, может не вызвать желания ребенка сесть на процедуру ингаляции. В то время как небулайзер в форме паровозика, кита, медвежонка или другого яркого персонажа с легкостью привлечет их внимание и мотивирует к проведению процедуры. Важно отметить, что эффективность обоих устройств идентична.

Принцип 4: хороший дизайн делает продукт понятным

Иными словами, продуманное дизайнерское решение улучшает понимание функциональности и способа использования предмета. В некотором смысле, дизайн способен придать предмету голос. Например, карманное радио модели Braun T3 (1963 год) на первый взгляд не выглядит как впечатляющий радиоприемник. Однако, если внимательно посмотреть, можно заметить шкалу частот, которая обычно присутствует на подобных устройствах. Таким образом, дизайнер, стремясь упростить внешний вид традиционного для того времени радио, поместил его основу в компактный корпус, сохранив признак, который знаком многим – шкалу частот.

Принцип 5: хороший дизайн ненавязчивый

Согласно концепции Дитера Рамса, дизайн должен быть ненавязчивым, впритираться к окружающей среде, быть нейтральным и сдержанным. Продуктовый дизайн маэстро не являлся похвальными образцами украшения или произведениями искусства, и поэтому не притягивал на себя излишнее внимание. Благодаря этому, Рамс предоставлял пользователям пространство для самовыражения и уникальности.

Элегантная зажигалка Braun T2 (1968 год) производит неподдельное впечатление своей скромной внешностью, менее очевидной в своем назначении. Тем не менее, она притягивает внимание обладателя, подчеркивая его престиж и неповторимый стиль.

Принцип 6: хороший дизайн честный

Принцип честности дизайна заключается в том, чтобы честно и точно отразить сущность предмета, без попыток обмануть потребителя обещаниями производителя. Кроме того, дизайн не должен создавать ложного впечатления о товаре. Например, он не должен быть загроможден лишними деталями или бесполезными декоративными элементами, которые не приносят реальной пользы.

Принцип 7: хороший дизайн прослужит долго

Основная идея сохранения дизайна во времени является ключевой составляющей концепции "вечного" дизайна. Важно, чтобы предмет был максимально понятным для пользователей всех возрастов и оставался актуальным в любое время. Работа, выполненная дизайнером, обязательно должна избегать выгляда старомодно, особенно в мире, где все стремятся к быстрому потреблению и одноразовым вещам.

Пример принципа долговечности дизайна иллюстрируется стилем, разработанным Дитером Рамсом. Многие дизайнерские решения остаются неизменными на протяжении нескольких десятилетий, как в технике, так и в мебели. Например, модульные кресла и диваны, созданные еще в 1962 году, продолжают изготавливаться и пользоваться большим спросом в наши дни. Кроме того, мебель-трансформер стала особенно востребованной, особенно в последние годы. Некоторые дизайны, такие как калькуляторы и электробритвы, остаются почти неизменными.

Принцип 8: хороший дизайн продуман до мелочей

Аккуратное отображение мельчайших деталей является проявлением дизайнера к действительному уважению пользователей. Дитер Рамс стремится к безупречности в каждом аспекте своей работы. Он обращает внимание на правильное расположение кнопок на корпусах калькуляторов и плееров, а также на отсутствие ненужных деталей на мебели, акустических системах и радиоприемниках.

Принцип 9: хороший дизайн экологичен

Осознание значимости эко-безопасности является неотъемлемым элементом качественного дизайна. Этот принцип направлен на бережное использование ресурсов, а также на снижение физического и визуального воздействия нашей окружающей среды на протяжении всего жизненного цикла техники, мебели и других изделий, созданных дизайнерами.

Принцип 10: хороший дизайн – как можно меньше дизайна

Если мы обратимся к работам Рамса, можем легко понять этот принцип. Он стремится минимизировать декоративные элементы и сложные дизайнерские линии, вместо этого фокусируясь на функциональности и практичности. Он призывает нас вернуться к истокам, простоте, избавиться от излишней атрибутики и сконцентрироваться на существенном.

Философия Дитера Рамса, названная им «weniger, aber besser» ("меньше, но лучше"), исключительно точно обозначает основные принципы, которые он придерживается. В объединении видны экологическая ответственность, элегантность и несказанное внимание к деталям.

Примеры работ Дитера Рамса

Дитер Рамс, известный автор фирменного стиля компании Braun, оставил значительный след в своей работе. Отличительные достижения этого талантливого дизайнера приходятся на его продолжительную карьеру в компании с 1955 по 1995 годы.

Музыкальный проигрыватель SK4 (1956)

Одной из первых произведений искусства дизайна является известная радио-фонографическая комбинация Braun SK4. Предыдущие устройства подобного рода были громоздкими и отнюдь не эстетичными. Дизайнер решил изменить ситуацию, поместив механизм в легкий металлический корпус с двумя деревянными панелями, переместил панель управления на верхнюю часть и разместил ее рядом с диском проигрывателя. Прозрачная крышка из плексигласа, особого типа пластика, защищала внутреннее пространство от пыли и повреждений.
Изящный и безупречно белый корпус Braun SK4 сделал его неотъемлемой частью интерьера и прозвал его «гроб Белоснежки». Неудивительно, что после появления такого стильного проигрывателя, другие производители стремились создать нечто подобное в своих изделиях, чтобы угодить требовательным покупателям. Безусловно, это новаторское творение стало фундаментом всех последующих дизайнерских решений компании на протяжении десятилетий.

Радиоприемник Braun T1000 (1963)

Великим достижением команды дизайнера Дитера Рамса стало совершенствование мировой радиостанции Braun T1000 в 1963 году. Новое устройство поразило своей компактностью по сравнению с предшественниками, при этом дизайн был упрощен и стал еще более совершенным. Кнопки и переключатели явно видны, а антенны аккуратно складываются, не создавая помех в работе аппарата.
Данное устройство было широко применено чиновниками и военными в процессе своей службы. Впоследствии оно приобрело популярность в качестве источника поиска информационных волн, предоставляя возможность наслаждаться радиопередачами в уютной обстановке дома.

Транзисторный приемник Т3 (1958)

В 1958 году был представлен компактный приемник Braun T3, который отражал тенденцию к уменьшению размеров транзисторных радио. Дизайн Т3 был прост и лаконичен, аппарат работал на шести транзисторах и поддерживал диапазоны LW 150…250 кГц и MW 500…1500 кГц. Несмотря на свою простоту, это устройство стало настоящей революцией в мире электроники и было широко принято обществом. Впоследствии концепцию его дизайна использовала компания Apple при разработке первого поколения iPod. [Calameo, 2022]
Идеи и правила Дитера Рамса оказали сильное влияние на команду дизайнеров Apple, и Стив Джобс был открыт в своих признаниях по этому поводу. Джонатан Айв, прежний ведущий дизайнер в Apple, не только вдохновился стилем Рамса, но также буквально заимствовал дизайн многих предметов.

Дитер Рамс, известный своими вкладами в области дизайна, выразил свою точку зрения о заимствовании идей следующим образом: «В мире бизнеса с дизайном серьезно занимаются единицы компаний, а Apple – одна из них <…> Имитация является выражением глубокого уважения».

Электробритва Braun Combi DL5 (1957)

Combi DL5 - это электробритва, которая сочетает в себе компактность и легкость использования. Созданная изящным дизайнером Дитером Рамсом, она представляет собой идеальное сочетание функциональности и стильного внешнего вида. Логотип, уместно размещенный сбоку, нежно погружается в гладкий пластик корпуса, не отвлекая внимания от ее элегантности. Кроме того, фиксированный триммер теперь имеет хромированную отделку, которая придает устройству еще больше шарма.
Вместе с бритвой поставляются в комплекте зарядное устройство и чехол, обеспечивая максимальную удобность и сохранность при хранении. Новая модель Braun Combi DL5 удивляет своим превосходным компактным дизайном, превосходя своих предшественников.

Калькулятор Braun ET44 (1978)

Калькулятор, разработанный самим Дитером Рамсом, соответствует принципам великолепного дизайна и представляет собой первый карманный вычислительный прибор своего рода.

Благодаря компании Braun, калькуляторы стали компактными, легкими и быстродействующими, сломив стереотипы о громоздких и медленных вычислительных устройствах. В 1970-х годах наступила эра микросхем и жидкокристаллических дисплеев, которые позволили значительно снизить стоимость этих прогрессивных электронных устройств.
Дитер Рамс и его коллеги из цеха Дитриха Лубса создали калькулятор с изящным матовым корпусом и круглыми кнопками, которые предназначались для удобного использования пользователем. Одной из впечатляющих особенностей этого устройства была его невероятная скорость вычислений, что было настоящей новинкой до 70-х годов XX века, когда мгновенное вычисление стало для нас повседневностью [АртПредмет, 2022].

Вдохновившись яркой эстетикой Apple, мы создали уникальный дизайн для нашего приложения "Калькулятор" на платформе iOs. Аналогичный функционал стильного карманного устройства объединен с современным дизайном операционной системы, чтобы обеспечить легкость и удобство использования. Присоединяйтесь к нам и погрузитесь в удивительный мир чисел с нашим инновационным приложением.

Модульная стереофоническая система (1964)

Благодаря стремлению к компактности и новаторскому подходу к электронике, была создана новая стереофоническая система, включающая в себя уникальный катушечный магнитофон TG60 и гибкие динамики L450, которые без проблем можно устанавливать вертикально, горизонтально или повесить на стену.

Универсальная система стеллажей 606 (1960)

Дизайнер Дитер Рамс посвятил свои 10 правил хорошего дизайна не только созданию электроники. В свои рабочие дни в Braun, он также разрабатывал мебель для компании Otto Zapf, которая позднее стала известной под названием Vitsoe в 1969 году. Сегодня, компания Vitsoe имеет лицензию на производство предметов, которые были созданы Дитером Рамсом, либо переработаны им совместно с автором, сохранившим первоначальное качество и эстетику.

Специалистами отмечается, что первое значительное достижение Дитера Рамса в области мебельного производства – это всеобъемлющая система стеллажей 606. Данная система представляет собой универсальный конструктор, включающий в себя полки, шкафчики и консоли. Главной особенностью данной системы является возможность ее индивидуального подбора в зависимости от потребностей каждого заказчика. Благодаря гибкости комплектации, количество секций, уровней и стеллажей может быть оптимально подобрано для практически любого помещения, независимо от его назначения.
Современные домашние стеллажи, основанные на инновационной конструкции, продолжают оставаться востребованными среди покупателей. Они идеально заменяют тяжеловесные шкафы, не загромождая и не утяжеляя пространство в комнате. Более того, габариты системы и ее компонентов стандартизированы, что позволяет пользователям легко изменять расположение, меняя местами закрытые ящики и открытые полки [Vitsoe, 2022].

Кресло-трансформер 620 (1962)

Концепция простоты, эстетическое восхищение и стремление к минимализму вдохновили Рамса на создание смелого дизайна для инновационного модульного кресла-трансформера 620 [Vitsoe, 2022].

Стул представляет собой универсальный набор элементов, который позволяет менять эту мебель по своему усмотрению и настроению. Вы можете сдвинуть две секции и создать диван, а низкую спинку легко заменить на высокую. Кроме того, поворотное основание может быть установлено как на неподвижные ножки, так и на ролики. Дизайнеры также предложили множество вариантов обивки для стула: лен, кожа, текстиль – все это экологичные материалы, соответствующие десятому принципу Дитера Рамса о нулевом отходе производства. Если желаете, можно дополнить комплект подставкой для ног в таком же исполнении. Она станет идеальной опорой для ног во время отдыха или можно использовать ее как табурет или пуфик.
630 настолько легко собирается и трансформируется, что вам понадобится всего один инструмент. Приятно отметить, что мебель от Vitsoe производится с таким качеством, что даже при перемещении креплений ваша конструкция останется надежной и не потеряет своей первозданной привлекательности.

Стол 621 (1962)

Идея модельной мебели привлекла внимание потребителей и стала популярной. В 620 году было представлено кресло 620, а затем Дитер Рамс создал на первый взгляд простой, но элегантный стол модели 621. Эти столы представлены в комплекте и стали настоящим хитом среди поклонников мебели [Vitsoe, 2022].
Смотрите, в нашей коллекции представлены удобные и практичные поверхности мебели различных размеров, которые подойдут для любых помещений. Важно отметить, что в 2014 году мы провели модернизацию стола, чтобы он отвечал самым современным требованиям и стал еще более функциональным.

Интересно отметить, что сам Дитер Рамс не приветствует использование термина "стол" при обозначении предмета, предпочитая определение "расположение поверхностей". Если внимательно разобраться, его точка зрения имеет основания: П-образный стол спроектирован таким образом, чтобы быть размещенным на боковой поверхности с регулируемыми по высоте ножками. Изначально задумывалось, что вторая боковая поверхность будет использоваться в качестве рабочей и, в зависимости от расстояния до кресла, может выполнять функцию как подноса, так и столешницы.

Столы под номером 621 необычны тем, что они были произведены не из традиционного дерева, а из пластика при помощи метода литья. Благодаря этому выбору материала, предмет мебели получается невероятно прочным и одновременно монолитным. Кроме того, поверхность стола обладает антистатическим эффектом и мгновенно очищается от пыли и грязи. Такой подход направлен на вызов промышленности, особенно если учесть, что в 60-х годах столы в основном были изготовлены из дерева или, в некоторых случаях, из стекла и металла. Вместе с тем, использование пластика в работе Дитера Рамса соответствует его эстетическим принципам и потребностям рынка.

В комплекте имеется вложенный столик, который можно располагать в различных вариантах – его можно задвинуть под основной столик или перевернуть на ножки. Таким образом, вы получаете возможность создать многофункциональный столик для прикроватной или журнальной зоны, а также имеется возможность использовать два отдельных столика.

Стул из серии 622 (1962)

Дизайнер Дитер Рамс также представил свою разработку стульев для конференц-залов и других мест, где возникает необходимость вместить большую группу людей и затем быстро убрать мебель. Он оборудовал эти стулья удобной рамой, которая позволяет укладывать стулья друг на друга для хранения.

Внеурочная деятельность

Дитер Рамс ранее преподавал в престижной Высшей школе изобразительных искусств в Гамбурге и был главой Немецкого совета по формообразованию до 1997 года. В настоящее время он не занимается конструкторской деятельностью, однако его произведения продолжают участвовать в престижных выставках по всему миру, включая Red Dot Award, и входят в коллекции различных музеев, в том числе в знаменитом Музее современного искусства в Нью-Йорке. 243 экспоната, являющихся ключевыми объектами дизайна, составляют основу нового раздела постоянной экспозиции музея во Франкфурте-на-Майне.

Для всех, кто интересуется жизнью и творчеством знаменитого дизайнера, настоятельно советуем посмотреть документальный фильм "Рамс". В этой ленте мастер рассказывает о своих уникальных идеях и о том, как он достиг успеха. Режиссером этого фильма является талантливый Гари Хастуит, а его высокие рейтинги - 7.50 на IMDB и 8.0 на Кинопоиске - свидетельствуют о его высоком качестве. Хотя найти этот фильм на русском языке в поисковиках не так просто, его можно смотреть онлайн совершенно бесплатно в одной из российских социальных сетей по данной ссылке.

Секрет успеха доступен только избранным?

Идеи и принципы, сформулированные Дитером Рамсом, оказали огромное влияние на несколько отраслей промышленности на долгие годы вперед. Они являлись неотъемлемой частью мышления этого влиятельного архитектора, что и позволило ему создавать произведения, которые были признаны шедеврами своего времени. Однако, если бы Рамс был жестко прикован к этим правилам и строго следовал им после каждой новой разработки, его творения, вероятно, не произвели бы такой впечатления.

Каждый может развить свой талант и стать искусным художником, независимо от профессии. Это может быть не только работа дизайнером или создание картин, но и любое другое дело, которое доставляет удовольствие – и в качестве основного занятия, и как хобби. Если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал и добиться желаемого успеха, то программа «ТРИЗ на практике» поможет вам за месяц достичь поставленных целей. Применение новых методов мышления будет ключевым фактором в осуществлении этого процесса – методов, с которыми вы либо еще не знакомы, либо знаете, но не используете в полной мере. Чтобы овладеть этими методами, приглашаем вас принять участие в программе «Когнитивистика».

Воплотите свои идеи в жизнь и внесите позитивные изменения в этот мир! Наконец, давайте предложим вам пройти небольшой тест для закрепления полученных знаний:

Советуем также прочитать:

  • Рассказывая историю: использование ТРИЗ и дизайн-мышления в повседневной жизни
  • UI и UX: дизайн, который облегчает нашу жизнь и делает ее более удобной
  • Пошаговое решение задач с помощью дизайн-мышления
  • Влияние цифровых технологий на нас
  • Применение дизайн-мышления в любых ситуациях
  • Скевоморфизм: искусственное воспроизведение реальности или некрасивость?
  • Полезные материалы для тех, кто занимается изобретательством
  • Мудборд как место для вдохновения и творчества
  • Профессия "Дизайнер": от обычного карандаша до передовых компьютерных технологий
  • Понятие дизайн-мышления: что это и как его использовать