Блог
Актерское мастерство

Что такое искусство и зачем оно нужно людям?

Что представляет собой понятие искусства? В рамках нашего курса "История искусства" мы старались разобраться с этим вопросом и можем с уверенностью сказать, что он является неотъемлемой частью и само искусство, а также существует на протяжении всей истории человечества, начиная с момента, когда человек начал идентифицировать искусство как отдельную форму своей деятельности.

Это фундаментальный аспект. Вероятно, наши древние предки, украшая свои инструменты и орудия резьбой и узорами, не задумывались об абстрактных концепциях, подобных искусству. Восстановить точную последовательность их мыслей из тех давних времен весьма сложно. Однако интерес искусства преследует людей уже тысячелетиями, и вопрос о его сущности остается актуальным.

Исторический экскурс

В ходе эволюции первобытного общества, даже до появления языка и письменности, возникла потребность в украшении жизни. Быть может, отсутствие возможности содержать отдельную когорту соплеменников, которая бы занималась только украшательством, не препятствовало человеку в выходе за рамки простого обеспечения своих потребностей. Безоговорочно, в полном лишениях и опасностях первобытного мира, человек стремился придать красоту своей жизни и не ограничивался тем, что удовлетворял только насущные нужды.

Великие перемены настали в древности, и главное их проявление было в эпоху Античности. Тогда появилось стремление создавать потрясающие дворцы и величественные храмы, в которых оживали образы мифических существ и божеств. Этот период также стал периодом роста интереса к организации массовых развлечений для населения, что положило начало разнообразным зрелищным мероприятиям.

В результате, появились также и специалисты, занимающиеся узкоспециализированной деятельностью в области проектирования сооружений, создания скульптур и декорирования стен в религиозных учреждениях. В Древнем Риме представители высшего класса формировали собственные оркестры, где рабы выступали в качестве музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.

Долгое время творческая профессия не считалась престижной и доступной только элите. Актерская деятельность и участие в театральных постановках были доступны рабам и крепостным. Даже бродячие артисты Средневековой Европы, называвшиеся вагантами, принадлежали к малообеспеченным слоям населения.

Многие из тех, кто стал заниматься певческим и сценическим искусством, делали это в результате своего несоответствия социальным нормам и ограничениям. Может быть, им не хватало соответствующей роли в обществе или им приходилось игнорировать предписания структур и социальных ограничений. В качестве примера, среди вагантов часто можно было встретить клириков - священников или духовных представителей, которые по каким-то причинам жили вне церковной общины. Также вагантами часто становились рыцари, которые по разным причинам были лишены собственных земельных владений и поместий.

На самом деле, термин "искусство" долгое время был лишен элитарности и использовался просто для обозначения различных видов деятельности. В древности, любая форма действия относилась к искусству. Например, ремесла, такие как ткачество, шитье, кулинария, гончарное и кузнечное дело, рассматривались как прикладное искусство.

В области образования существует понятие "7 свободных искусств", которые считались неотъемлемыми для формирования полноценной личности. Данный перечень включает в себя грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Сегодня, из этого списка искусством можно назвать только музыку, а, в определенной степени, риторику, как искусство публичных выступлений, декламации стихов и анализа текстов.

В прошлом часто предпринимались попытки определить понятие искусства. Очень интересной статьей, написанной бельгийским художником-модернистом Анри Ван де Велде в 1910 году, и включенной в книгу "История моей жизни", является "Одушевление материала как принцип красоты" [H. Velde, 1992].

Работа над материалом - вот непременный знак истинного искусства. Изначально сложенный и необработанный материал претерпевает благодаря творческому процессу преображение, обретая совершенно новые качества. Это привлекательное понимание, однако оно лишь малая часть ответа на вопрос: что на самом деле представляет собой искусство?

Не каждая модификация содержания можно назвать произведением искусства. В связи с этим было предложено определение искусства как того, что способно вызвать эмоциональный отклик у других людей. Однако это определение не является исчерпывающим, поскольку не каждое действие, вызывающее эмоции, можно отнести к искусству в привычном нам понимании сегодня.

В процессе развития культурологии в 20 веке возникла потребность в разборе этих интуитивно понятных критериев, чтобы составить содержательные определения искусства. Одна из попыток была предпринята в книге «Человеческая деятельность: опыт системного анализа» (М. Каган, 1974). Автор предлагает рассматривать искусство и художественное творчество в качестве синтеза четырех составляющих человеческой деятельности:

  • Познавательной.
  • Эстетической.
  • Синергетической.
  • Коммуникативной.

Кроме этого, многие эксперты в области искусства считают необходимым расширить это определение, добавив ряд важных признаков, которые помогут определить произведение как искусство (Свешников, 2001). К примеру, автор книги "Композиционное мышление в изобразительном искусстве" выделяет следующие основные характеристики:

  • Искусная работа над формой и материалом.
  • Наличие композиционной структуры.
  • Образный смысл.
  • Эстетическая составляющая.

В данном контексте обсуждается изобразительное искусство, однако многие из этих принципов также применимы и к другим сферам творчества. Например, концепция образности, умелая композиция и эстетический элемент являются одинаково важными для достижения успеха в разных видовых формах выражения.

Очевидно, что определение искусства и его рамки представляют собой трудную и неподвластную дискуссии тему. Поэтому в научных кругах часто предлагается достаточно узкое, но конкретное определение искусства - как художественной деятельности, а произведение искусства рассматривается как ее результат. Такое определение редко вызывает вопросы и споры.

В наши дни, существует достаточное количество интерпретаций понятия "искусство" в современном мире. В свою очередь, мы предлагаем сосредоточиться на понимании искусства, как на субъективном переосмыслении реальности и передаче глубинных смыслов через использование художественных средств, таких как живопись, архитектура, скульптура, музыка и другие.

На страницах нашего курса «История искусства» мы более подробно погружаемся в эту захватывающую тему. Мы не только затрагиваем историю, но и исследуем развитие основных видов искусства по хронологии. В рамках этого компактного курса вы сможете углубиться в историю и расширить свои знания.

Виды искусства

Мы ранее разобрались с тем, какое понимание имеется под понятием искусства в самом общем смысле. Однако, важно отметить, что искусство не существует без конкретных форм и проявлений. Так какие же виды искусства существуют и как они могут проявляться?

Основные виды искусства:

  • Изобразительное искусство (живопись, рисунок, графика, фотография).

В мире изящного искусства прославляется широчайший спектр декоративно-прикладных ремесел. От мастерства гончаров и навыков кузнецов, до виртуозной ювелирной работы и изящества резьбы по дереву, костям и камням - каждая техника наполняется индивидуальностью итальянских мастеров, передавая нам уникальные произведения искусства. Между тем, искусство гравирования, литья, чеканки, ткачества, вышивки, плетения и росписи украшает наши жизни еще более изысканное и художественное.

  • Сценические искусства (театр, эстрада, опера, балет).
  • Экранные искусства (кино, мультипликация, телевидение).
  • Литературно-художественное искусство (проза, поэзия).
  • Пространственное искусство (архитектура, скульптура).
  • Музыкальное искусство (инструментальная музыка, пение).

Определение и классификация искусства являются темами, подверженными самым различным толкованиям. Каждый эксперт имеет свои принципы и критерии отнесения произведений искусства к тому или иному виду. Более того, если нужно, можно перечислить бесчисленное количество разновидностей искусства, таких как бумажная аппликация, настенное граффити, макраме и многие другие.

Мы стремимся демонстрировать, что искусство невозможно без определенной формы и вида, и всегда должно проявиться в художественной форме, которую можно оценить через наши органы чувств, такие как зрение, слух и другие.

Распространенным подходом к классификации искусства является его разделение на исторические эпохи, такие как Античность, Средневековье, Ренессанс, Новое время, а также современное искусство. Также существует классификация по эпохальным культурным трендам, таким как модернизм и постмодернизм, барокко и рококо, импрессионизм и постимпрессионизм, романтизм и классицизм.

Очевидная особенность такого подхода является его смысл. Искусство обязательно должно существовать в контексте времени и эпохи. Даже в случае, если искусство опережает свое время, проявляется в более передовом и не всегда понятном современникам виде, оно все равно является отражением эпохи, предвосхищая будущие перемены.

Профессионалы имеют возможность оценить так называемый "уровень заимствования" в разных стилях и эпохах искусства. Интересно, что наличие таких внешних влияний и сочетание различных стилей часто становятся определяющими чертами того или иного периода. Примером этому может служить искусство постмодернизма, которое по сути является синтезом и смешением различных стилей, культур и направлений.

И, вероятно, самым существенным и все еще загадочным остается один вопрос: зачем? Зачем человеку нужно искусство? Что побудило наших далеких предков, страдающих от голода и холода, в промежутках между охотой на мамонта, создавать узоры на рукоятках топоров и украшать копья? Эта тема так же активно обсуждается, как и попытки определить искусство или классифицировать его на различные виды. Это вполне логично, ведь данная тема действительно захватывающая.

Цели искусства

Зачем человеку нужно искусство? Какие цели преследуют люди, занимающиеся им, будь то осознанные или неосознанные? С самых древних времен до наших дней изучаются и обсуждаются те цели, которые движут людьми, привлекающимися к искусству. Аристотель, древнегреческий философ, уже в своей работе "Поэтика" выделял так называемые "естественные цели искусства" [Аристотель, 1998]. Под этим понятием Аристотель имел в виду природный инстинкт человека и его желание достичь гармонии, равновесия и ритма. Проще говоря, стремление к красоте, которое существует вне зависимости от уровня полезности красоты.

Кроме того, искусство открывает перед нами возможность использовать наше воображение, позволяя нам воспринимать мир вне обычных вербальных форм коммуникации. Мы можем видеть картины, услышать музыку, и ощущать вдохновение, не полагаясь на слова. Немецкий философ Иммануил Кант также обратил внимание на этот аспект искусства в своем труде "Критика способности суждения" [И. Кант, 1994]. Стремление к использованию воображения является природным для каждого человека, что особенно заметно, наблюдая за играми детей. Они воображают, фантазируют, придумывают неправдоподобные свойства для предметов и сами изображают различные существа, машины и самолеты...

Рядом с эпохальным воображением располагается человеческое стремление к загадочности и тайны. Здесь, несомненно, мы можем вспомнить детей и их свежую любовь к сказочным историям. Даже если взрослые временами принебрегают чтением сказок малышам, те с радостью создают собственную фантастическую атмосферу. Поразительно, как известный Альберт Эйнштейн, автор теории относительности, уделил пристальное внимание такому фундаментальному качеству искусства, как стремление к загадочности. Исследователь ярко обрисовал это в своем произведении "Мир, каким я его вижу" [А. Эйнштейн, 2015].

Функция искусства, связанная с воображением и символикой, играет значительную роль. С тех пор, как воображение человека начало создавать изображения потустороннего мира с его мифическими обитателями, возникла неотъемлемая потребность в визуализации таких фантазий и передаче их смысла окружающим.

К слову, возможность общаться с широким кругом людей, которых человек не знает лично, но желал бы поделиться своими эмоциями или взглядами на что-то – это одна из целей, которую преследуют люди, занимающиеся искусством. Искусство может стать средством коммуникации, рекламы и пропаганды, способом психотерапии и выражения протеста, вариантом оформления собственных воззрений и просто источником развлечения.

Все, что было сказано выше, не означает, что все всегда понимали цели искусства. Или хотя бы постепенно приходили к пониманию через ясные формулировки, объясняющие причины и последствия. Обсуждение темы целей искусства всегда вызывало дискуссии, и размышления о том, "зачем нужно искусство", не всегда приводили к ясному ответу на этот вопрос.

Примем во внимание знаменитое произведение Льва Толстого "Что такое искусство", написанное в далеком 1897 году [Л. Толстой, 1897]. Большая часть этой работы отдается вопросам о ценности искусства в целом, а также об оправданности затраты времени и финансов на создание художественных произведений.

Эти размышления вызваны обычной для художественной среды ситуацией, в которой Льву Толстому пришлось присутствовать на репетиции огромного представления, включающего около ста музыкантов и такое же количество актеров, и это не считая технического персонала и художественных руководителей. Люди, знакомые с художественным самовыражением, понимают, что координация такого множества людей – задача сложная, со множеством возможных сбоев, и за ними последуют недовольство, разногласия и бесчисленные повторы.

Лев Толстой занялся фундаментальным вопросом: для чего вообще все это?!.. Или, как он сам записал в одном из своих произведений: "что происходит и зачем, и для кого?" [Л. Толстой, 1897]. Чтобы донести свою идею, Толстой приводит пример наблюдений за процессом погрузки и разгрузки, где кто-то неудовлетворенно выражает свое недовольство из-за нескоординированности действий, которая в итоге приводит к падению тяжелого груза. В такой ситуации Толстому понятны причины недовольства, поскольку несогласованность действий и опрокидывание груза могут привести к его повреждению. Однако Толстой не понимает, какие катастрофические последствия могут возникнуть, если актеры выйдут на сцену несколько несогласованно, или музыканты сыграют чуть быстрее, чем нужно.

Следующие страницы представляют собой подробный анализ различных взглядов на искусство, высказанных учеными, философами и представителями других творческих профессий в разные периоды времени. Лев Толстой приходит к выводу, что, даже если мы согласимся с тем, что главная цель искусства – стремление к прекрасному, мы все же не сможем дать однозначное определение того, что по-настоящему является красотой [Л. Толстой, 1897].

Кроме того, взгляд Льва Толстого на искусство расширяет его смысл, не сводя его только к стремлению к прекрасному. В его определении искусства основополагающая идея заключается в том, что когда зрители или слушатели переживают те же самые эмоции, которые испытывал автор произведения, именно в этот момент они проникаются искусством [Л. Толстой, 1897]. Важно отметить, что чувства бывают разнообразными и не всегда они прекрасны или красивы. Также эмоции могут быть различными и не всегда являются позитивными. В данном случае можно согласиться с этим подходом к пониманию искусства.

Какие же основные "претензии" у Льва Толстого к искусству? Из краткого изложения можно сделать вывод, что писатель считает искусство отдаляющим людей от природы и естественных условий жизни. Но не само искусство, а его современные формы, на которые оно обрастает в современном обществе. Толстой указывает, что в современном мире произошло замещение "идеала нравственности идеалом красоты", и существующие формы искусства развращают людей [Л. Толстой, 1897]. Важно отметить, что эссе было написано в 1897 году, поэтому можно только гадать, что бы написал Толстой, увидев образцы искусства 21 столетия...

Согласно Толстому, искусство является одним из двух основных движущих сил прогресса человечества. Он утверждает: "Через слово человек передает свои мысли, а через образы искусства он передает свои чувства всем людям - не только живущим сейчас, но и тем, кто жил в прошлом и тем, кто еще не родился". В своем видении проблемы, Толстой придает особое значение тому, что формы искусства приобрели искаженный облик.

Художественные вывертки, такие как расточительные трудозатраты на произведения искусства, безусловно, являются одной из причин его недовольства. Это включает в себя издание псевдохудожественных книг и подготовку посредственных театральных постановок. В своем эссе "Что такое искусство", Лев Толстой неоднократно возвращается к этой мысли. Однако, как определить художественную ценность произведения искусства и кому поручить это решение, остается загадкой без ясного ответа от Толстого.

И, превыше всего, все претензии к искусству и его выражениям только подтверждают наши предыдущие тезисы: человечество не может существовать без искусства, а искусство, seinerseits, не может существовать без определенной формы или проявления. Итак, у людей остается только одно - совершенствовать существующие формы искусства и создавать новые, возможно, они окажутся лучше того, что было видено до сих пор.

После ознакомления с множеством мыслей великих личностей о искусстве становится очевидным, что искусство нельзя свести исключительно к полезности. В своем труде «Поэтика», Аристотель верно отметил наличие так называемых «немотивированных целей искусства» и объяснил, что желание красоты присуще человеку вне зависимости от ее полезности [Аристотель, 1998].

Данный принцип остаётся актуальным и в наступившем третьем тысячелетии. В качестве доказательства можно предоставить лекцию британского музыканта и композитора Брайана Ино "Что представляет собой искусство", которую он прочитал в рамках ежегодного цикла лекций, организованного в честь Джона Пила в 2015 году [Б. Ино, 2015].

Джон Пил – выдающийся британский радиоведущий, заслуживший признание благодаря своим радиоконцертам с музыкантами и группами, которые когда-то были малоизвестными в 60-х, 70-х и 80-х годах. Его бесценный вклад в продвижение этих артистов способствовал их взлету к популярности. В настоящее время Джон Пил является признанным экспертом в сфере современной музыки, прекрасно сбалансировавшим свою работу между теми композициями, которые нравятся широкой аудитории, и теми, в которых есть потенциал понравиться людям.

В процессе разработки своей лекции, Брайан Ино задумывается над происхождением понятия "творческая индустрия". Это понятие появилось вследствие желания различных творческих проектов получить финансирование от государства. Показание цифр и использование экономических терминов, включая термин "индустрия", помогает убедительно доказать полезность проекта и упростить получение государственной поддержки.

Согласно Брайану Ино, такой подход к искусству можно рассматривать как "конец самого искусства, так как это ограничивает возможность мыслить о том, что невозможно выразить цифрами, как бесполезным" (Б. Ино, 2015). Однако, составлять общую картину искусства на основе текущих численных показателей не является правильным, так как искусство и творчество способствуют развитию человеческого воображения, которое необходимо для научных открытий, представления будущих технологических и дизайнерских проектов. Даже понимание других людей требует способности представить себя "в их шкуре".

Кстати, последнее утверждение является крайне важным и актуальным. Человек по своей природе является общественным существом, и для полноценной жизни ему незаменимы эмоции, которые оказывают не меньшее влияние, чем научные знания и достижения технического прогресса. В этом отношении искусство, включающее музыку, театр, литературу, телевизионные сериалы и другие формы творчества, предоставляет возможность переживать самые разнообразные эмоции в комфортной обстановке.

Это универсальное свойство всей художественной творчества, независимо от его «национальной принадлежности». Касательно нашей субкультуры, можно сказать, что нам не требуется вступать в опасные ситуации, подобные тем, что преодолевали Анна Каренина или Герасим. Просто прочитав художественные произведения, мы можем пережить эмоции, которые переживали герои.

Однако, чтобы это произошло в нашей субкультуре, необходимы высококачественные художественные произведения, способные поразить нас мощными эмоциями. Это было бы невозможно, если бы искусство и культура ориентировались исключительно на коммерческую выгоду, прибыль или количественные показатели. Искусство должно быть для нас важным вне всего этого перечня "полезностей".

Однако давайте вернемся к главному вопросу этой статьи: что на самом деле является искусством? Мы уже пытались ответить на него в нашем курсе "История искусства", но при этом мы можем согласиться с определением, предложенным Брайаном Ино. В его представлении, искусство - это то, что человек не обязан делать, но несмотря на это, он все равно делает.

Для получения необходимых питательных веществ человеку важно правильно питаться, однако для этого не требуются роскошные блюда или выразительная сервировка. Одновременно, чтобы защититься от холода, необходимо одеваться, но необязательно выбирать модную и стильную одежду - любая способна справиться с этой задачей. Не менее важным примером является топор, используемый первобытным человеком - независимо от наличия рисунков или узоров на его рукояти, его основная функция остается неизменной.

Как определить, сколько и каких эмоций необходимо каждому из нас для полноценной и насыщенной жизни? В каком виде мы предпочитаем получать эти эмоции: на концерте классической музыки или рок-концертах, через произведения импрессионистов или фотоотчеты о путешествиях в Гималаях, впитывая экранизацию романа «Война и мир» или новый телесериал?

У каждого задачи имеют свое решение, и именно поэтому обществу настолько необходимо искусство, даже если на определенном этапе своего развития оно не полностью осознает, что подразумевается под термином "искусство".

Советуем также прочитать:

  • Рассказы о силе искусства: повествование через открытия искусственной терапии.
  • Что скрывается за 7 свободными искусствами: формы и выражение эпохи.
  • Всегда актуальные концепции Выготского: их значимость для современности.
  • Сравнение: классический модернизм и новаторский постмодернизм.
  • Как воздействует искусство на человеческую психику: краткий обзор эффектов.
  • Нейроэстетика: исследование, посвященное искусству влияния на мозг.
  • Исследуем нормы и правила морали, которые определяют жизнь общества.
  • Диктатура: основные концепции, причины и негативные последствия.
  • Концептуализм: эволюция искусства от Средневековья до современности.
  • Метамодернизм: новая веха в искусстве, которой необходимо уделить внимание.