Блог
Книги и учебники

«Педагогическая поэма» Макаренко: бизнесменам читать обязательно!

Всемирно известная "Педагогическая поэма" - произведение, великим российским педагогом Антоном Макаренко, которое вызывает большой интерес как за пределами России, так и внутри нее. Независимо от того, прочитали ли ее когда-либо, каждый знаком с историей колонии для малолетних правонарушителей, созданной Макаренко с нуля и превратившейся в удивительный опыт воспитания подрастающего поколения. Несомненно, это произведение стало настолько популярным, что пережило множество переизданий и продолжает нравиться читателям по сей день [А. Макаренко, 2017]. В чем же причина такого успеха? Разгадаем эту загадку вместе!

Опыт Макаренко в России и за рубежом

Замечание относительно педагога двадцатого века – это не только проявление уважения к таланту нашего соотечественника, но и признание ЮНЕСКО его достижений, включившего его в список ведущих педагогов, которые сформировали педагогическую мысль двадцатого столетия. При обсуждении педагогической концепции Макаренко на заседаниях ЮНЕСКО акцентируются мелочи [Г. Филонов, 1994].

Интерес к концепции этого автора проникает даже в самые закрытые научные круги Запада, что подтверждается обширным исследованием немецких ученых «Второе рождение А. С. Макаренко (Опыт реконструкции процесса канонизации его как педагога в 1939-1941 годах)» [G. Hillig, М. Krüger-Potratz, 1988]. Это неудивительно.

Комуникация, установленная им с трудной группой молодых правонарушителей, стала классическим примером педагогического искусства. Учтите, в двадцатые годы прошлого века, когда события, описанные в "Педагогической поэме", имели место, специальных курсов не было, и пришлось учиться на ходу, совершая ошибки и испытывая различные подходы. Современное поколение не обязано больше наступать на грабли в большом количестве. Достаточно пройти начальный курс "Лучшие методики коммуникации" и получить базовые знания.

Некоторые могут возразить, что ситуация, в которой действовал Макаренко, была уникальной, и вряд ли его опыт можно считать универсальным. Разумеется, никакой опыт, даже самый гениальный, нельзя применить один к одному спустя 100 лет. Однако важно отметить, что 100 лет назад, в сентябре 1920 года, начались события, описанные в "Педагогической поэме". И хотя прошло столько времени, многие из концепций, описанных в этой книге, остаются актуальными и сегодня.

Не случайно знаменитый российский педагог-инноватор Василий Сухомлинский отметил, что (цитируем): "Макаренко - это будущее нашей школы". Каждое последующее поколение педагогов обязательно прибегает к этой книге и находит в ней что-то ценное и лично для себя, несмотря на то, что современная школа находится в совершенно других условиях, чем в свое время Макаренко.

ЗНАЧЕНИЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ" ДЛЯ МВА СТУДЕНТОВ И СТАРТАПЕРОВ

Необходимо подчеркнуть, что это произведение обязательно стоит прочитать каждому, кто стремится поступить в МВА и получить образование в области менеджмента. Кроме того, оно является ценным ресурсом для тех, кто задумывается о запуске собственного стартапа или уже столкнулся с серьезными сложностями в бизнесе и чувствует, что эти проблемы в чем-то уникальны и особенны. Для тех, кто заинтересован, предоставляем ссылку на онлайн-версию книги "Педагогическая поэма". Итак, какие выгоды приносит чтение этой книги современным "акулам бизнеса" и почему ее следует запасаться начинающим стартаперам?

«Педагогическая поэма»: книга бизнеса, учебник менеджмента

Одной из главных особенностей "Педагогической поэмы" является ее высокое качество и глубокая проработка управленческого материала, благодаря чему она становится прекрасным выбором для получения специализированного MBA. Для тех, кто не знаком с этой программой, стоит отметить, что Specialised MBA предназначен для тех, кто желает приобрести квалификацию в управлении в определенной сфере. Например, освоить навыки управления в производственной сфере, руководство персоналом, финансами или банковскими учреждениями, частными университетами или клиниками.

Макаренко подробно описал каждый этап своего пути к становлению руководителем колонии, начиная с создания оптимальной материально-технической базы при минимальных начальных вложениях и формирования эффективного педагогического коллектива. Объем печатного текста, занимающего 864 страницы, сравним с количеством информации, которую необходимо освоить в рамках специализированной программы MBA.

Что касается финансового положения новосозданного учреждения, это можно узнать из Опросного листа Полтавской трудовой колонии имени М. Горького, где особо отражены аспекты питания, одежды и обуви для воспитанников [А. Макаренко, 1922]. Таким образом, несмотря на свой бюджетный статус, управление колонией было вынуждено самостоятельно решать материальные вопросы и искать ресурсы для развития.

Следует отметить, что начиная с 1922 года, колония приобрела статус экспериментального учреждения Наркомпроса УССР и получила полное финансирование от государства. В то время, в 1920-1921 годах, колония еще находилась в зачаточном состоянии и полагалась на периодическую помощь от разных организаций и государственных учреждений, однако большую часть времени она преуспевала, опираясь на свои собственные ресурсы.

Очевидно, что в эпоху 21-го столетия маловероятно, чтобы какой-либо предприниматель в области образования столкнулся с такими суровыми условиями. Но мы смеем заверить вам, что общение с государственными служащими будет так же утомительным и так же часто не приведет к результату в вопросе достижения компромисса.

Макаренко активно защищал право персонала на справедливую оплату труда и убеждал чиновников в необходимости установления такой же зарплаты для воспитателей колонии, как для учителей в школе. Примеры аргументации можно найти в письме Макаренко к начальнику губернского отдела социального воспитания [А. Макаренко, 1923]. Губсоцвос того времени можно сравнить с комиссией по делам несовершеннолетних и современным Департаментом образования.

Если добавить к этому, что кражи происходят без конца и без ответственности за плохое состояние вещей, а работникам всегда трудно принять что-либо новое и измениться, то возникает целый ряд проблем, с которыми сталкиваются современные менеджеры – список, который не сильно отличается от проблем, с которыми сталкивались руководители двадцатых годов прошлого века.

Шаги Макаренко в поиске дополнительных ресурсов для выживания его проекта действительно впечатляют. Несмотря на то, что сегодня осталось совсем мало свободного имущества и земли после революции и массового отъезда владельцев за границу, Макаренко все же находит возможности. Ведь каждая часть и каждая строка «Педагогической поэмы» говорят о необходимости постоянного поиска ресурсов для достижения своих целей и никогда не сдаваться.

В основном, вся поэма строится на тех же принципах, что и обучение в МВА. Прежде всего, это базовый принцип МВА – обучение на практических примерах. Как и в МВА, где реальные случаи из бизнес-практики служат основой обучения, в "Педагогической поэме" также описывается практический кейс.


Рассмотрим случай создания с нуля учебного заведения, который по своей сути является стартапом. Этот процесс включает в себя все этапы формирования учебной базы, создание педагогического и ученического коллектива, а также разработку стратегии достижения поставленных целей. Организация образовательного и воспитательного процесса и его объединение с обеспечением жизнедеятельности учреждения являются ключевыми аспектами этого проекта. Именно на этих двух аспектах – формировании команды и развитии стартапа – следует вдумчиво остановиться.

Team building по Макаренко: «Педагогическая поэма» в помощь!

Важно отметить, что для бизнеса большое значение имеет детальное описание этапов формирования команды, которое гармонично сочетается с новейшими социально-психологическими концепциями. Составляя основу множества тренингов, ценностно-нормативная направленность, организованность и сплоченность часто выделяются красочными терминами. Интересно, что полезность этих исследований была отмечена уже 20 лет назад в кандидатской диссертации А. Кораблевой на тему "Философско-этические аспекты теории коллектива А.С. Макаренко" (2000).

Для достижения успеха мероприятия необходимо не только формировать административную и педагогическую структуру учреждения, но и активно привлекать лидеров среди учеников. Все читатели или зрители, знакомые с "Педагогической поэмой", могут сравнить учеников с обычными работниками и понять важность их вклада. Для тех, кто не знаком с этим произведением, мы объясним, что воспитанники колонии равноправно участвуют в различных хозяйственных работах, таких как заготовка дров, ремонт помещений и другие.

В педагогической практике Макаренко мы видим ситуацию, где возникает искушение сделать неправильные выводы. Нам всем известно, что для установления элементарного порядка Макаренко вынужден был применить физическую силу к одному из своих самых наглых воспитанников. Важно понимать, что здесь не речь идет о том, что для восстановления порядка всегда необходимо использовать физическую силу. Основное здесь заключается в том, что руководитель должен быть в курсе системы ценностей своих подопечных и действовать в соответствии с ней. Если они уважают только силу, то приходится демонстрировать силу. Если же они стремятся к карьерному росту, то жизненно важно обеспечить им возможность для него, и лишь после этого можно выставлять им некоторые условия.

Также не рекомендуется пытаться воодушевить своих подчиненных, представляющих разные ценности и интересы, с помощью методов и идей, которые им не понятны или не привлекательны. К примеру, руководитель вряд ли сможет вдохновить умеренно пьющих строителей на стремление к учебе в МВА. Также, интеллигентные молодые люди не будут желать иметь дело с руководителем, кто проявляет лишь абсолютно авторитарный стиль руководства.

Очень увлекательным представляется анализ воспитательной системы Макаренко, осуществленный в конце 20-го века [А. Носаль, 1999]. В «Педагогической поэме» одним из ключевых убеждений является то, что эмоции играют важнейшую роль в процессе выбора человеком определенного сценария для своего будущего. Следовательно, главным побудительным фактором выбора становятся положительные эмоции, которые испытывает человек по отношению к определенной перспективе.

Согласно Макаренко, одним из сильных побудителей к действию является эмоция "радости на будущий день", которая представляет собой чувство радостного предвкушения. Однако, если желанное событие слишком далеко во времени, то это может увеличить напряжение ожидания и сделать человека менее активным.

Эти принципы вполне соответствуют современным рекомендациям по формированию команд и мотивации сотрудников. Они способствуют повышению личной эффективности и эффективной командной работы. Когда выигрыш явно ощутим и достижим в короткие сроки, это стимулирует мотивацию. Однако, если выигрыш незначителен, а усилия, чтобы его получить, требуются значительные, это препятствует достижению эффективности в работе.

Чтобы достичь должной мотивации и слаженной командной работы, необходимо обеспечить конкретное и достижимое вознаграждение в разумные сроки. Например, сотрудникам следует предложить премию за выполнение плана продаж в конце каждого месяца, вместо отложенного увеличения заработной платы в следующем году. Такой подход позволяет сотрудникам немедленно ощутить признание и мотивацию, способствуя эффективной работе команды.

С учетом преступного прошлого большинства воспитанников колонии, достижения Макаренко в создании единства в команде и эффективности коллективной работы представляются весьма значимыми. Как упоминал Макаренко в одном из своих писем писателю Максиму Горькому, чье имя носила данная колония, хозяйство полностью контролируется и управляется самими колонистами - они являются ответственными за склады, амбары и, вообще, все ключевые аспекты. В результате была достигнута дисциплина, которая не основывается на подавлении, что заставляет задуматься о новом виде организации труда, которая может быть полезна и для взрослых [А. Макаренко, 1925].

Многие исследователи из западных стран соглашаются с идеей о применимости концепции Макаренко для взрослых коллективов и полагают, что она может быть применима в западном демократическом обществе. Эта мысль была отражена в работе Kollektiv und Einzelner [Т. Гланц, 1969], где подчеркивается важность концепции Макаренко за пределами Советского Союза. В то время, когда любые концепции и исследования были политизированы в Советском Союзе, это признание считалось практически высшим уровнем признания среди зарубежных экспертов.

Бизнесменам и стартаперам настоятельно рекомендуется изучить опыт Макаренко, особенно его «Педагогическую поэму», с акцентом на командообразовании. Важно осознать, что использование стандартных подходов к восприятию информации и применение ее без изменений не способствуют успеху стартапа. Поэтому, чтобы достичь цели, необходимо избавиться от шаблонного мышления. Как и было обещано, в дальнейшем мы подробно рассмотрим, какие идеи из «Педагогической поэмы» Макаренко могут быть полезны стартаперам.

«Педагогическая поэма» как пособие для стартапа

Нет идеального момента или условий для начала нового дела. Если вы настаиваете, что государство должно создавать идеальные условия для бизнеса, возможно, вам не стоит заниматься предпринимательством. Аналогично, если вы считаете, что кто-то обладает идеальными условиями для воспитания детей, то может быть лучше не связываться с педагогикой. Если вам всегда чего-то не хватает, чтобы приступить к делу, то стартапы возможно не для вас.

В 1920 году, когда Макаренко приступил к реализации своего проекта колонии, условия были крайне неблагоприятными. С ограниченным финансированием, отсутствием жилых помещений и программ адаптации для беспризорников, а также распространенной разрухой и преступностью, жизнь общества была пронизана страданиями. Более того, страну охватила гражданская война, продолжавшаяся еще два года. Однако, Макаренко не придал значение этим трудностям и не стал сидеть сложа руки. Этот подход сохраняет свою актуальность и для современного бизнеса.

Это совсем не означает, что необходимо пренебрегать планированием и проработкой всех деталей. Конечно, это необходимо! Именно осознание конечной цели и желаемого результата позволило Антону Макаренко понять, что нужно предпринять и каким путем двигаться в поисках недостающего.


Продолжаем исследовать. На сегодняшний день, каждая вторая статья, посвященная стартапам и советам о том, как начать свой бизнес, советует протестировать идею. В деле стартапа Евгений Макаренко был последователем лучших традиций, прежде чем создать успешную модель колонии для своих воспитанников, он сначала протестировал концепцию на небольшой группе. Первая группа состояла всего из шести человек, что позволило ему опробовать различные методы коммуникации и выбрать оптимальные варианты. Сегодня такие навыки можно освоить на нашем курсе "Лучшие техники коммуникации", но сто лет назад людям, которые брались за новые дела, приходилось полагаться только на свой интеллект.

Антон Макаренко, обладающий специализированным педагогическим образованием и изучивший опыт ведущих педагогов из России и Европы, оказался в такой же неразрешимой ситуации. Исследуя работы признанных педагогов, включая Швейцарца Иоганна Песталоцци и педагога-психолога Павла Блонского, Антон пришел к заключению, что нет определенного "способа", "инструмента" или "стратегии", которые можно применить в его конкретной ситуации [Макаренко, 2017]. Это предсказуемо, потому что даже самые гениальные исследования в определенной мере являются обобщением, а не шаг за шагом инструкцией к действию. Поэтому, даже в настоящее время, когда знания развиваются и информация становится более доступной, никто не может предоставить точный рецепт того, что и как делать в вашем особом случае.

Для успешного стартапа необходимы настойчивость и умение убеждать – это два важных аспекта. Именно благодаря им можно добиться привлечения инвестиций. В основном, большинство стартапов начинают свой путь с ограниченными финансовыми ресурсами, так же как и описанный в «Педагогической поэме» проект.

Важно отметить, что рекомендация обращаться за помощью как к органам власти, так и к руководителям производственных предприятий, до сих пор остается актуальной. Ваша компания может иметь возможность выиграть государственный тендер, особенно если провести предварительные переговоры с умом. Это гарантирует финансирование из бюджета, что является большим преимуществом. Возможно, у руководителя, к которому вы обратитесь за инвестициями, есть дополнительный бизнес, и вы сможете получить хотя бы первый оплаченный заказ.

И, в конечном итоге, следует обратить внимание на следующий момент: если некоторые предприниматели готовы окунуться в бизнес без задумывания о рисках и финансовых потребностях, другая часть постоянно откладывает начало нового дела. Помимо ожидания "идеальных условий" и "идеального времени" для начала бизнеса, о которых мы говорили ранее, существует еще одна проблема: страх несостоятельности. И, стоит отметить, что этот страх не преследует только отстающих студентов, как можно было бы подумать.

Подвержены страху чаще всего люди с профильным образованием, широким кругозором и стремлением к постоянному обучению. Им рекомендуется ознакомиться не только с произведением «Педагогическая поэма», но и приложением к заявлению Макаренко, которое касается поступления в Центральный Институт организаторов народного просвещения. В то время данное приложение с названием «Вместо коллоквиума» предлагало альтернативу для тех, кто не был готов сдавать вступительные экзамены.

Вот так вот, Макаренко, который последние 2 года был руководителем колонии, открыто признался, что его знания физики и математики оставляют желать лучшего, он не слишком силен в химии и анатомии, и его знакомство с философией ограничено. Однако это не помешало ему поступить в университет, хотя Макаренко затем решил вернуться к работе в колонии спустя полтора месяца. Поэтому не стоит бояться отсутствия знаний, которые не имеют непосредственного отношения к вашему стартапу. И, что более важно, не стоит бояться продолжать обучение, если вы почувствуете в этом потребность.

Теперь подытожим, чему учит бизнесменов и стартаперов «Педагогическая поэма» (кратко):

Идеальных условий для развития бизнеса и начала нового дела просто не существует.
* Нужно понимать, чего вы хотите, какова ваша цель.
* Неопределенность не должна быть препятствием для действия.

Общение с государственными представителями – это неизбежная необходимость, однако они редко приносят реальную пользу.

Регулярное взаимодействие с государственными служащими приносит реальную выгоду, поскольку время от времени оно оказывается полезным.

К сожалению, кража остается актуальной и неотъемлемой частью нашей жизни. Это факт, с которым мы должны смириться. Однако, важно придерживаться принципа, что каждая сторона должна предоставлять аргументы в случае, если сталкивается с кражей со своей стороны.

Только аргумент, соответствующий системе ценностей индивида, может иметь заметное влияние.

Выбор человека часто оказывается определяющим между эмоцией "предвкушения будущей радости" и психологическим сценарием того, что может произойти.
* Новую идею всегда нужно тестировать на малых объемах, партиях, количествах.

Вам невозможно быть всезнающим и никто другой не может с абсолютной точностью определить, что именно будет наилучшим для вас лично.

Система Макаренко, описанная в его книге и отражающая его взгляды, является источником множества полезных мыслей и идей. Факт организации семинаров, посвященных этой системе даже сегодня, свидетельствует о том, что ее принципы остаются актуальными и жизнеспособными [Э. Зарединова, К. Агафонова, 2019]. Однако, стоит отметить, что не все выводы на этих семинарах совпадают с идеями Макаренко. Необходимо учитывать, что за 100 лет многое изменилось в мире и нельзя применять опыт прошлого бескритически и без адаптации к современным условиям.

И, вероятно, стоит упомянуть еще один важный урок от Макаренко для современных предпринимателей. Записывайте свои идеи, планы, шаги, действия и новые идеи, возникающие в результате ваших действий. Таким образом, у вас будет больше шансов,что все это в конечном итоге станет частью системы вашего бизнеса. Кто знает, если бы Антон Макаренко не взял на себя задачу обобщить 8 лет работы в колонии, его концепция, возможно, не стала бы так известной и не вызвала бы такого отклика. Макаренко потратил 10 лет на написание "Педагогической поэмы". Если вы разделили бы 864 страницы текста на 10 лет, можно увидеть, что и вы, вероятно, способны на подобное.

Кстати, профессиональные литераторы также очень высоко оценили литературно-художественную часть этого практического труда. Известно, что научное исследование "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко нашло своё место в литературном процессе 1930-х годов [А. Силаев, 2009]. В своей диссертации "Проблематика и поэтика "Педагогической поэмы" А.С. Макаренко" О. Синиченко также положительно оценил профессиональное мастерство автора [2006].

Поэтому не оставайтесь в стороне и начните писать прямо сейчас! Кто знает, возможно, именно ваша книга станет основой для будущего фильма, точно также как произведение Макаренко получило свое кинематографическое воплощение. На самом деле, можете даже посмотреть фильм "Педагогическая поэма" режиссеров Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской, который вышел на экраны в 1955 году, главную роль в котором исполнил талантливый актер Владимир Емельянов. Здесь находится ссылка для вашего удобства: "Педагогическая поэма" (фильм).

Наша большая желанная - чтобы каждая прочитанная книга принесла вам максимум пользы. Мы искренне желаем вам успехов в бизнесе и не бояться освоить искусство литературного творчества!

Советуем также прочитать:

- Захватывающая сила рассказов: почему сторителлинг
- неотъемлемая часть профессии учителя?
- Превратитесь в настоящего мнемониста с помощью этих пяти книг!
- Читайте правильно: секреты эффективного чтения и рекомендуемые материалы.
- MBA: миф или реальность? Узнайте, что вас на самом деле ждет в этом образовательном программе.
- Ключевые идеи успешности и саморазвития: в чем их суть?
- Развитие коммуникационных навыков у вашего ребенка: что можно сделать уже сегодня?
- Восклицательное название концепций Выготского: как они остаются актуальными в современном мире.
- Педагогика сотрудничества: идея обучения через диалог и объединение.
- Объясняем, что такое Кубик Блума и как он может помочь вам в обучении.
- Будьте в курсе: какие книги стоит прочитать для успешного педагогического развития.