Блог
Известные личности

Идеи и воззрения Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой, всемирно признанный великий русский литератор, горячо боролся за свои убеждения во имя истины. Помимо прославленных произведений, малоизвестным фактом остается его решительное противостояние официальной Церкви, которую он считал распространителем недостоверных учений. Также, Толстой откровенно критиковал государственную власть, упрекая ее за подавление свободы народа. Удивительно, что этот выдающийся писатель был страстным пацифистом и одновременно ярким проповедником нравственности, настаивая на необходимости добра и справедливости в мире.

Его философские и религиозные взгляды стояли в противоречии с принципами и идеологией правящей элиты. В современном мире Лев Толстой, вероятно, был бы назван оппозиционером. Однако мысль писателя о высших человеческих ценностях, воспитании детей, смысле жизни и вере в Бога пронизана глубиной и требует нашего внимания. Приглашаем вас познакомиться с этими мыслями.

Педагогические идеи

Основываясь на уникальных принципах свободного воспитания, педагогическая теория Толстого предлагает новый подход к развитию ребенка. Исходя из убеждения, что каждый ребенок рождается совершенным, добрым и искренним, Толстой отвергает необходимость активного влияния взрослого на формирование моральных качеств ребенка. Вместо этого он придерживается взгляда, что взрослые сами являются недостаточно нравственными, в то время как дети обладают высоким уровнем морали. Согласно Толстому, роль воспитателя заключается в создании оптимальных условий для полноценного раскрытия потенциала каждого ребенка.

В основе философии свободного воспитания лежит принцип отсутствия принудительного воздействия на детей от стороны родителей и педагогов, что воспринимается как неприемлемое возложение собственных убеждений, взглядов и воли на них.

Толстой отвергал школы, созданные правящим классом, и выступал за идею создания народных школ самими крестьянами. В 1859 году он основал Яснополянскую школу, где принципы обучения были совершенно уникальными: дети получали свободу пропускать занятия, если у них не было настроения, и имели право не слушать преподавателей, если им казалось скучно.

Большое внимание было уделено индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам автор с заботой относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика. Активно стимулировалось развитие творческих способностей, для этого Лев Толстой использовал разнообразные необычные методы обучения.

Лев Николаевич придавал большое значение не только формированию моральных ценностей и эстетического вкуса в детях, но также с самого детства приучал их к ответственному труду и самообслуживанию. Он категорически отвергал использование физического наказания.

Отношение к семье

Однажды, несчастный удар судьбы пресек гармонию в детстве Льва Толстого: мать скончалась, когда он еще не исполнилось и двух лет, а спустя шесть лет ушел из жизни и отец. Эти мрачные события привели молодого писателя в мир горечи, где его душу испепеляли мучительные борьбы с тетушками и опекунами, а всеобщее чувство одиночества отразилось в его творчестве. Многое из того, что он написал, носит явно автобиографический оттенок, поскольку источником его вдохновения стали собственные переживания.

Лев Николаевич, вспоминающий свою молодость, честно признавался, что с самого раннего возраста мечтал создать свою семью. Когда он уже стал признанным писателем, его стремление найти идеальную жену только усилилось. В поисках возлюбленной он рассматривал различных кандидаток, начиная с соседки, чье имя упоминается, и заканчивая дочерью поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а также племянницей прославленного ученого. Все эти женщины по разным причинам не оправдали ожиданий Толстого.

Позже писатель знакомится с Софьей Андреевной Берс, женщиной, которая позднее станет его супругой. Итак, по настоящее время историки не утомляются спорить о том, был ли этот выбор для Льва Толстого наиболее благоприятным. Ведь после бракосочетания с Софьей, в своем личном дневнике, он записывает два слова – "Не она".

У Толстого был дневник, который сыграл негативную роль в семейных отношениях. Писатель решил поделиться своими интимными записями с женой. В этом дневнике были подробные описания его любовных приключений и даже упоминание о незаконнорожденном ребенке от служанки. Эта информация стала источником больи для Софьи Андреевны, она не могла ее забыть ни на мгновение, она преследовала ее на протяжении всей ее жизни.

Несмотря на стольское количество трудностей, первые 15 лет брака у Льва Толстого и его жены были наполнены радостью и достижениями. Они всегда мечтали о большой семье и смогли воплотить эту мечту в реальность, родив 13 детей. Хотя печальная потеря пятерых из них в раннем детстве оставила незаживающие раны, Лев Толстой оставался преданным мужем и заботливым главой семейства, которому нередко приходилось сосредоточиваться на увеличении материального благосостояния своей семьи.

Во второй половине 1870-х годов Лев Толстой пережил важные духовные изменения, которые окрестили его ценностные установки. Повзрослев как человек и писатель, он осознал, что гонка за прибылью, накоплением богатства и материальным достатком в корне неверна. Поэтому он оформил документы на все свое имущество на имя супруги и детей, совершенно отказавшись от гонораров и авторских прав на свои произведения, созданные с 1881 года. Толстой принял серьезное решение жить скромно и во благо всем людям. Такие решительные перемены неожиданно оказались сложными для Софьи Андреевны, что приводило к частым конфликтам в семье.

Кризис на пике благополучия

Лев Толстой постоянно размышлял о значении жизни, себе задавая вопрос: зачем тратить силы на создание чего-то, если все равно все закончится смертью? Неизбежность конечности жизни уводила его в отчаяние и делала человеческое существование лишенным смысла. Некоторые печальные мысли были настолько острыми, что Лев Толстой видел в единственном решении – самоубийстве.

Однако, присмотревшись вокруг, великий русский писатель наблюдал, что остальные люди не задумываются о смысле существования. И он решил понять, для чего люди живут и откуда черпают силы. Наступили годы упорного поиска смысла жизни. Толстой обратился к церкви, став скромным прихожанином, изучил иврит, чтобы чтение светоносных писаний на оригинальном языке, перечитал философские трактаты Сократа, Шопенгауэра, Сенеки, Спинозы.

Лев Толстой основал свои поиски ответов на вопросы о смысле жизни на близости с простыми людьми. Он увлекся общением с теми, чья простота и вера наделяли их силой для преодоления трудностей. По мере пробуждения духовных ценностей, Толстой сменил свой статус графа и достопочтенного представителя высшего слоя общества на роль благочестивого христианина, который сожалеет о своих грехах и скромно скрывает свое богатство и семейное благополучие.

Происхождение писательского кризиса остается загадкой для историков, которые разделяют мнение, что возраст является основной причиной. Ведь пятидесятилетие считается переломным моментом в жизни: эйфория утихает, а мысль о неизбежности смерти окутывает воздух. Экзистенциальный кризис, который Толстой пережил около этого возраста, был особенным. Вокруг него было все, о чем может только мечтать обычный человек: прекрасное здоровье, крепкая семья, литературная слава, уважение и признание общества. Однако все это казалось Льву Николаевичу пустым и бессмысленным.

Есть ли смысл?

Лев Толстой приходит к выводу, что оценивать жизнь как бессмысленную – не логично и не этично. Во-первых, такой вывод возникает в уме человека, который сам является продуктом жизни. Следовательно, нельзя полностью доверять этому выводу. Во-вторых, рассматривать жизнь как бессмысленную равносильно сравнению ее с злом, которое должно быть немедленно пресечено. Таким образом, моралисты, такие как Шопенгауэр, Соломон или Будда, вместо того чтобы философствовать и разрабатывать свои концепции, должны были прекратить свое существование.

Когда мы продолжаем размышлять, Лев Толстой пришел к пониманию, что чтобы обрести объективный смысл ограниченного существования, необходимо преодолеть его границы. В этом непростом путешествии главным спутником является разум, позволяющий человеку осознать грандиозность и бесконечность мира.

Толстого вдохновили две выдающиеся черты человечества, которые привели его к осознанию бесконечности мира: способность осознать ограниченность собственного бытия на фоне бесконечного и непрерывного потока жизни, и осознание собственных ограничений в полной реализации своего потенциала.

Религия и Бог

Согласно Толстому, религия заключается в индивидуальном отношении человека к бесконечности мира. Из этого следует, что каждый человек несомненно обладает религиозным началом, также как невозможно представить существо без сердца.

Толстой выделял три типа суждений о религии:

  • теологический, где религия рассматривается, как дар, пророчество;
  • атеистический, который считает религию притворством и суеверием;

Рассматривая религию как эффективный способ формирования дисциплинированности, являющийся полезным обманом, предпочитающим прагматическому подходу.

Уважаемые читатели, великий писатель презрительно относился к этим верованиям о религии, считая их чистым обманом, покорным удобством для человеческого разума.

По мнению Толстого, религия воплощается в символе Бога, который символизирует величие вселенной. Хотя человек способен признать существование Творца, ему не под силу делать конкретные заявления о нем. Бог – это предел нашего познания, который указывает на ограниченность нашего понимания.

Признание Бога как возможной сущности не включает способность человека определить, каким образом Он проявляется. Лев Толстой утверждал, что отсутствие способности объяснить что-либо не свидетельствует об ошибке в работе разума. Это указывает на присущие ему естественные ограничения.

Взгляды человека на религию и его взаимоотношение с Богом способны осмыслить искреннюю веру, которую Лев Толстой признавал фундаментом бытия. Верование — это скрытое понимание цели человеческой жизни.

Нравственные аспекты жизни

В своих размышлениях о смысле жизни, Лев Толстой подчеркивал две разные концепции существования человека: жизнь в интересах себя самого и жизнь во имя Бога. Под понятием "жизнь ради себя" писатель подразумевал стремление к достижению земных целей, которые характерны для ограниченного бытия. В то же время, "жизнь для Бога" означала жизнь, направленную на благо человеческого существования в его бесконечном продолжении.

Лев Толстой выражал свое убеждение о том, что существует бесполезность жизни, ведущей только к угнетению и насилию над другими с целью достижения собственного благополучия. Он утверждал, что истинный смысл жизни заключается в отказе от своей индивидуальности ради понимания и подчинения божественной воле.

Отказаться от своей воли и жить в соответствии с Божьими планами - это жертвенность и готовность отдать все, что у тебя есть, другому человеку. Именно такую формулу моральности пропагандирует Лев Толстой. Откажись от эгоизма и центрирования на себе, и ты откажешься от насилия.

Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:

Ответственность за собственную жизнь несет каждый человек, и это выражается в осознанном следовании разумной воли. Основным практическим назначением существования является забота о бессмертной душе.

Главным источником мотивации и направлением для человека должна стать страсть. Ее проявление можно наблюдать в заботливом отношении к ближним.

Концепция ненасилия простирается за пределы отказа от физической силы и принудительного подчинения, включая также борьбу против эгоистичных стремлений во всех областях деятельности человека.

Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.

Отношение к государству

Взгляд Льва Толстого на роль правителей в государстве основан на понимании, что их деятельность скрыта за явными проявлениями насилия и стремлением к полной власти над людьми, лишая их свободы и подчиняя их собственной воле. Выдающийся писатель выдвинул три важных аспекта порабощения, которыми правящий класс оперирует в своих отношениях с простыми людьми.

  • прямая угроза жизни;
  • терзание голодом (конфискация земель, имущества);
  • денежное рабство.

Лев Толстой признавал, что армия является ключевым средством, при помощи которого государство применяет насилие. Поэтому руководители всех стран огромную важность придают созданию сильной армии.

Лев Николаевич осознавал потенциал освобождения общества от узурпации государством путем самосовершенствования, духовного пробуждения и отказа от насилия. Взгляды Толстого заключались в том, что до тех пор, пока люди продолжат придавать большее значение власти государства, не нравственным принципам, им предстоит оставаться в состоянии рабства.

Критика Церкви

Львом Николаевичем произошел духовный переворот, который повлиял на его отношение к Церкви как социальному институту. В свете осмысления жизни, Толстой заявил о том, что Церковь перестала выполнять свою роль нравственного руководителя общества, поскольку она не требует от христианина выполнения каких-либо моральных стандартов. Напротив, Церковь адаптировалась к сложившемуся историческому порядку жизни, соглашаясь с рабством, войнами, разводами и судами.

Согласно Толстому, религиозные верования служат оправданием государственных установлений, которые в свою очередь приводят к возникновению господства одних групп над другими. При этом Церковь становится всего лишь инструментом, позволяющим легко управлять, подавлять и контролировать людей.

Автор не признавал достоверность рассказа о первонарушении человека, отвергал понятие Святой Троицы, утверждал, что места наказания и блаженства не существуют. Кроме того, он считал церковные обряды и таинства проявлением безосновательных верований и магии. В своем завещании писатель настаивал, чтобы его труп никоим образом не подвергался воздействию священнослужителей и не подвергался проведению традиционных церковных ритуалов.

В результате Лев Николаевич Толстой пришел к полной отверждению Церкви и всех ее учений, утверждая, что данный институт не имеет права насаждать свои предписания людям. Как ответ на это, Священный Синод принял решение о лишении графа Льва Николаевича Толстого членства в Православной Церкви и опубликовал соответствующее Послание в газете в 1901 году.

Споры по поводу «правильности» воззрений Льва Толстого продолжаются и по сей день. Мы уверены, что из его философии следует выбрать наилучшее и воплощать в своей жизни идеи доброты, ненасилия, гуманности и любви. Благотворное воздействие этих принципов бесспорно. Будьте милосердны, дорогие друзья, и позвольте гармонии укорениться в вашей душе!

Советуем также прочитать:

  • Путешествие в мир сторителлинга: как рассказы формируют интеллектуальное развитие детей
  • Зефирный эксперимент: необычный подход к развитию интеллекта малышей
  • Вдохновение от Льва Толстого: идеология его преподавания и влияние на развитие учеников
  • Шедевры искусства: почему они так важны для развития и эмоционального состояния человека?
  • Уроки мудрости от гения: как Лев Толстой вдохновлял своих учеников на лучшую версию себя
  • Альтернативное образование: рассмотрение плюсов и минусов этого подхода для детей
  • Игра между строк: лучшие курсы для детей и их родителей для развития интеллекта и творческого мышления
  • Ключ к успешным взаимоотношениям: влияние теории привязанности на психологическое развитие ребенка
  • Осознанное питание: вегетарианство и его влияние на физическое и эмоциональное благополучие
  • Мудрость Махатмы Ганди: его идеи, взгляды и уроки жизни в современном мире