Блог
Известные личности

Тест Айзенка: о чем говорит ваш IQ?

Вероятно, нет ни одного человека, который не слышал бы о Тесте Айзенка, более известного как тест интеллекта IQ. Независимо от того, увлекаетесь ли вы психологией или нет, стоит заинтересоваться ею, по крайней мере, для того, чтобы лучше понимать свою личность и свои стремления. Если вы желаете получить такую возможность, мы предлагаем вам пройти нашу уникальную программу "Самопознание".

Приглашаем всех, кто проявляет интерес к тестам и психологии, ознакомиться с уникальным материалом, который мы подготовили для вас сегодня. Наша основная тема - IQ тест Айзенка. Стоит отметить, что аббревиатура IQ означает коэффициент интеллекта, и перед тем, как мы начнем более подробное рассмотрение, предлагаем познакомиться с его историей.

Исторический экскурс

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), немецко-британский психолог, стоял у истоков данного теста. Психология стала его увлечением, в некоторой степени, не без причины. Он начал свое образование на факультете философии Берлинского университета, а затем продолжил его в Дижонском университете Франции, куда его семья эмигрировала из Германии. Во Франции Айзенк углубленно изучал историю и литературу.

После скорого переезда с родителями в Англию, он принял решение обучиться на физическом факультете, однако был отклонен и советован попробовать что-то новое, такое как психология, вместо этого. В результате выбора факультета психологии, Айзенк не сделал ошибку, как подтвердило время.

Несмотря на свой переезд за границу, Айзенка всегда оставался заинтересованным в событиях, происходящих на его родине. После успешного окончания университета, он отправился на стажировку в Германию, где страстно увлекся актуальной на тот период идеей о создании сверхнации, которая была широко обсуждаема в обществе.

Благодаря своим индивидуальным физическим характеристикам, величественному росту и типичной внешности, которую можно было приписать настоящему арийцу, молодой ученый получил фаворитство. Он неустанно перемещался между университетами, где преподавал лекции, и клубами, где размышлял о будущем Германии, делится своими умозаключениями.

Тема, которая привлекала внимание молодого Айзенка, была роль мозга в процессе селекции «сверхчеловека». Он с увлечением следил за научными экспериментами, посещал лаборатории и пытался самостоятельно разгадать загадку: в чем заключается отличие мозга «сверхчеловека» от мозга обычных людей? Имеет ли объем мозга влияние на наши интеллектуальные способности? И каким образом мы можем измерить эти способности? Все эти размышления стали отправной точкой для его будущих научных исследований.

Айзенк стремился найти ответы на свои вопросы не только в научных исследованиях, но и в астрологии. Он даже составил и отправил Геббельсу и Гиммлеру их собственные гороскопы, в которых подчеркнул, что конфигурация звезд не особо благоприятна для выбранной ими стратегии действий. Однако окружающие Айзенка не всегда понимали его подход, и по окончании стажировки он сделал вывод, что лучшим вариантом для него будет вернуться в Англию.

В течение Второй мировой войны он занимал должность психолога-исследователя в Mill Hill Emergency Hospital, где было проведено значительное количество инновационных исследований в области психологии и психиатрии [C. Hilton, 2018]. Фактически, этот госпиталь стал полигоном для экспериментов многих ученых того времени, включая Ганса Айзенка.

Параллельно занимаясь лекциями, он также погружался в написание статей, посвященных проблеме перенаселения планеты и неизбежной борьбе за выживание, в которой победят лишь самые сильные. Неизменной частью его лекций были весы и термометры, которые символизировали его убеждение в будущем возникновении специального устройства, позволяющего точно измерять уровень интеллекта, аналогично тому, как мы сегодня можем измерить температуру воздуха или вес предмета.

Ведущим в научных исследованиях Айзенка стал определенный поворот событий, когда ему попались в руки работы выдающегося французского психолога и психиатра Альфреда Бине (1857-1911). С огромным удивлением Айзенк узнал, что уже в конце 19 и начале 20 века научный мир глубоко тревожили исключительно актуальные вопросы, которые и его сейчас увлекают.

В 1899 году Альфред Бине был награжден заказом от «Общества по изучению психологии ребенка» на разработку простых и доступных методов тестирования для оценки умственного потенциала детей. Это задание было направлено на поиск эффективных методов обучения для детей с задержкой развития, и для этого сначала необходимо было их обнаружить на основе объективных критериев и классифицировать.

Проблема, которую мы рассматриваем, приобрела огромную важность в свете факта, что Франция уже с конца 19-го века готовится к введению всеобщего и обязательного школьного образования. Именно в этот момент возник вопрос: "Как обучать тех, кто по разным причинам не может учиться в обычных условиях?" Итак, в начале 20-го века, с появлением системы обязательного школьного образования во Франции, были созданы специальные школы для детей с умственными отклонениями.

Теодор Симон (1973-1961), признанный психолог и руководитель «Педагогической лаборатории», был привлечен Альфредом Бине для совместной работы над их исследованиями. Главным результатом их сотрудничества стало создание «Шкалы Бине-Симона», которая позволяет оценить умственное развитие детей в возрастной группе от 3 до 13 лет.

В каждом группе содержались вопросы, на которые требовалось знать ответы детям соответствующего возраста. Уровень развития ребенка определялся на основе количества верных ответов. Подробнее об этом исследовании можно узнать из книги "Оценка интеллектуального уровня детей в возрасте от 3 до 13 лет" (А. Бине, Т. Симон, 1905 г.). В общей сложности, Альфред Бине лично и в соавторстве написал примерно двести книг.

На самом деле, речь шла о сравнении физического возраста ребенка с так называемым «интеллектуальным возрастом», подразумевая способность дать правильные ответы на вопросы, предназначенные для определенного возраста. Если ребенок не справлялся с заданиями, соответствующими его возрасту, его интеллектуальное развитие считалось отставшим, и его "интеллектуальный возраст" определялся по результатам тестов, на которые он успешно отвечал.

Ганс Айзенк задумывался о том, как можно адаптировать эту систему для взрослых. Как результат, он разработал тест на коэффициент интеллекта, который назвал Айзенком. Он описал свои мысли по этому поводу в нескольких работах, включая книгу под названием "Руководство по инвентаризации личности Айзенка" (Н. Eysenck, 1964), а также в книге "Природа интеллекта. Битва за разум. Как формируются умственные способности" (Г. Айзенк, 2002).

Давайте теперь более подробно обсудим суть IQ теста Айзенка. Тем, кого заинтересовала научная биография этого ученого, мы рекомендуем прочитать увлекательную статью "Как умный Ганс дураков сосчитал" (М. Голованивская, Е. Вансович, 1999).

Тест Айзенка: что это такое?

Вы, вероятно, уже осознали, что Тест Айзенка предназначен для определения уровня интеллекта в конкретных численных значениях. Поскольку сам термин "интеллект" является весьма сложным и многогранным понятием, в тест включены вопросы, основанные на текстовом, цифровом и визуальном материале.

В классическом варианте имеется 8 различных вариаций тестирования: 5 общих вариантов и 3 специальных (вербальный, вычислительный и пространственно-визуальный). Интересно отметить, что каждый, кто желает, может проходить онлайн-тест Айзенка, и при этом выбрать любую из предложенных вариаций. Вопросы в тесте Айзенка увеличиваются по сложности, и сформулированы таким образом, чтобы на них могли ответить люди старше 18 лет с образованием не ниже среднего. На решение заданий теста устанавливается время в 30-40 минут.

Для более наглядного представления приведем несколько заданий из сборного теста Айзенка №1, найденных в интернете. В данном примере мы подобрали различные типы заданий, поэтому порядок заданий в тесте отличается от порядка представленных нами рисунков.
Тест Айзенка - инструмент, позволяющий проанализировать ответы человека и определить количество набранных им правильных вариантов. Получить свои результаты можно двумя способами: указав электронную почту в специальной форме обратной связи после прохождения теста или нажав на ссылку выше и получив результаты непосредственно на странице.

В исходном варианте было предусмотрено, что максимальное количество баллов, которое можно получить за ответы на тест Айзенка, составляет 160. Ранее принималось, что средний уровень IQ составляет от 90 до 110 баллов, в то время как показатель в 70 баллов рассматривается как проявление умственной отсталости.

Если мы говорим о самой основе этого жанра, то, конечно, за последние десятилетия мир претерпел огромные изменения. Новые слова и понятия появились, которых раньше не существовало в середине 20-го века. Необходимо также помнить, что Айзенк позиционируется как психолог с немецко-британским происхождением, поэтому его исследования требуют адаптации при переводе на разные языки.

Существуют адаптированные варианты «Международного теста IQ» для различных языков мира. Этот тест представляет собой универсальное средство для определения способности человека к логическому и пространственному мышлению, а также его умению систематизировать и обобщать информацию. В тесте содержится 40 вопросов [iq-test-international, 2021].

Уточняется, что «Международный тест IQ» состоит в работе с геометрическими фигурами и линиями, а также в анализе их пространственного расположения или поиске закономерностей в последовательности различных чисел. Примечательно, что влияние нюансов перевода на любой язык в данном случае минимально.

Обратите внимание, что на иллюстрациях к тестовым заданиям варианты ответов обозначены латинскими буквами, в то время как само задание переведено на русский язык. В данном примере были выбраны различные типы заданий для наглядности, и порядок заданий в тесте отличается от порядка рисунков, которые мы подобрали.
Обратите внимание, что в случае, когда требуется вставить недостающую цифру, задание предлагает выбрать "недостающую фигуру". Таким образом, цифры названы фигурами, что говорит о недостаточной точности даже в таких мелочах.

В контексте анализа современного состояния интеллектуального тестирования необходимо обратить внимание на другой значимый аспект. Согласно академическим исследованиям, проведенным L. Winerman в 2013 году, за последние десятилетия средний уровень IQ значительно повысился и продолжает неуклонно расти.

Поэтому сегодня более правильным считается интерпретировать показатели в 100-120 баллов как средний уровень, а показатели ниже 80 баллов как недостаточный. Люди, способные набрать более 130 баллов, считаются действительно умными в данном контексте. Результаты выше 150 баллов можно рассматривать как признак гениальности.

Сегодня, помимо традиционных и адаптированных тестов, доступны новые "продвинутые" варианты, которые предлагают достигнуть до 200 баллов [treningmozga, 2021]. Что интересно, эти новые тесты предлагают не 8, а гораздо больше вариантов для прохождения. В состав этих "продвинутых" тестов включены вопросы по методу Айзенка, такие как "найдите лишнее слово", "заполните пропущенную цифру", "дополните изображение фигурой из предложенных".

Кстати, на веб-ресурсе вы сможете найти решения для этого модифицированного теста Айзенка и пройти его еще раз, изучив пояснения, в случае, если первоначальные результаты вас не удовлетворили [treningmozga, 2021]. Хотя эти тесты уже не являются оригинальными тестами Айзенка, поскольку они были разработаны другими авторами, но все они основаны на классической версии, предложенной самим Гансом Айзенком, и направлены на измерение количественного показателя интеллектуального потенциала.

Если вы заинтригованы идеей проведения тестирования, мы рады предложить вам список «15 лучших онлайн-тестов на IQ на русском языке» [Quasa, 2021]. В этом списке включены как переведенные на русский язык варианты теста Айзенка, так и усовершенствованные и модернизированные его последователями версии.

Важно отметить, что результаты тестирования никак не отражают уровень вашего интеллекта, несмотря на то, что они могут оказаться ниже ожидаемых. Во-первых, необходимо учитывать нюансы, связанные с адаптацией перевода и модификацией самого теста. Во-вторых, стоит отметить, что даже у классического варианта теста Айзенка у психологов возникало множество вопросов в разные периоды времени.

Критика теста Айзенка

Первое и основное претензия к тестам Айзенка заключается в том, что методика оценки является субъективной. "Правильные" ответы, предложенные в тесте, основаны на типичном мышлении большинства людей, но творческие люди могут найти различные ответы на множество заданий в тесте Айзенка, и все эти ответы будут считаться правильными.

Обсуждения относительно выводов Айзенка возникли во время его жизни и продолжаются до сегодняшнего дня. Имеются исследователи, которые считают выводы Айзенка спорными и призывают к дополнительному пересмотру и перепроверке. В противном случае, придерживание сомнительных постулатов может негативно сказаться на авторитете психологии как науки (Marks, 2019).

Кроме того, исследователи активно находят и исправляют ошибки в тестовых заданиях, четко демонстрируя, что многие вопросы и так называемые "правильные ответы" содержат серьезные проблемы с логикой и математикой (В. Васильев, 2007). Другими словами, люди с развитой логикой могут намеренно отвечать неправильно на некоторые вопросы в тестах, по мнению составителей, что может привести к получению более низких баллов, в то время как те, кто не вдумывается в суть вопроса, могут получать более высокие оценки.

Кроме этого, тесты не полностью учитывают разнообразные стили мышления. Фактически, они больше подходят для людей с математическим складом ума, чем для творческого мышления. Даже несмотря на то, что тесты Айзенка имеют явные логические ошибки, математики в целом лучше справляются с ними, чем гуманитарии (Планета, 2015).

Математики, в общем, справляются лучше гуманитариев с множеством задач, хотя это с идейно-теоретической точки зрения было бы некоторой гипотезой. Однако не следует сразу делать вывод о том, что писатель или композитор по умолчанию глупее физика или математика. Предлагается немного изменить формулировку вопроса: готовы ли вы предпочесть математические формулы вместо музыки, а учебник по квантовой механике - художественной литературе перед сном? Или, быть может, физики и математики способны создавать музыку, стихи и картины, поскольку они обладают высоким умственным потенциалом?!

В среднем сценарии, когда математик решит написать песню, а физик создаст поэму, результат вряд ли будет приятен для широкой аудитории и читателя. Конечно, есть талантливые личности, которые могут одновременно заниматься точными науками и писательством. Однако таких людей на самом деле очень мало.

Кроме того, в 2005 году по всемирным СМИ разнеслась информация о событии, которое заставило словенское телевидение прекратить свое новое шоу уже после первого выпуска. Главной целью шоу было демонстрировать зрителям, насколько наивны и поверхностны модели и участницы разнообразных конкурсов красоты.

Трудно сказать, по какой причине телевизионным продюсерам понадобилось такое шоу. Однако, во время первых съемок появилась финалистка конкурса «Мисс Словения-2002» и участница «Мисс Вселенная» Айрис Мулей, которая продемонстрировала свой IQ, оцененный в 156 баллов из возможных 160 [источник: NEWSru, 2005]. Нужно отметить, что это значительно превышает показатель физика-ядерщика, который консультировал программу.

И, в заключение, достаточно сомнительным представляется использование жесткого ограничения времени при прохождении теста. Известно, что Альберт Эйнштейн (1879-1955) был известен своим глубоким и медленным размышлением, и, к примеру, его мозг, взятый через 7 часов после смерти, весил всего 1230 граммов, в то время как средний мозг мужчины его возраста имеет вес около 1400 граммов [источник]. Однако, мало кто сомневается в гениальности этого создателя теории относительности.

Таким образом, критику теста Айзенка можно свести к ряду пунктов:

Различные трактовки концепции интеллекта и невозможность установить однозначный стандарт для оценки умственных способностей в общем создают переменные предпосылки.

Умение мыслить стандартно и интерпретировать отклонения в ответах как ошибки - вот что на самом деле проверяется, а не только интеллект.

  • Сведение понятия «интеллект» к способности решать ограниченный набор типов задач.
  • Логические ошибки в тестовых заданиях и ответах к ним.

В условиях, когда на вопрос существует множество возможных правильных ответов, предлагается только одно решение.

  • Неравномерность и нерепрезентативность оценки различных сторон интеллекта.
  • Искажение результатов при повторном прохождении теста.

Даже учитывая множество вариантов теста Айзенка и другие тесты IQ, основанные на нем, возможно обучиться прохождению данного испытания. Как было отмечено ранее, все эти тесты имеют одинаковый принцип построения. Следовательно, решая различные классические и современные варианты тестов, можно понять основные закономерности и с каждым разом все более точно отвечать на вопросы.

Поскольку IQ тест Айзенка вызывает множество вопросов и замечаний, вопрос возникает: почему же он продолжает пользоваться неизменной популярностью и широким спектром применения, начиная от оценки собственного уровня интеллектуального развития и заканчивая использованием во время собеседований и других испытаний при найме на работу? На самом деле, есть объяснение этому явлению.

Преимущества IQ-теста Айзенка

Рассмотрим, какие преимущества предлагает интеллектуальный тест Айзенка и его различные вариации. Прежде всего, следует отметить его легкость прохождения. Возможно пройти тест Айзенка в онлайн-режиме, выбрав один или несколько вариантов, и это займет, в среднем, всего 30-40 минут.

Тест Айзенка отличается от других психологических тестов своей удобностью и простотой использования. В отличие от большинства других тестов, он не требует специальной подготовки организаторов, что экономит время и усилия. Вместо того, чтобы требовать профессионального психолога для интерпретации результатов, компьютер выполняет все необходимые операции и предоставляет готовый анализ. Таким образом, тест Айзенка обеспечивает быстрое и точное определение пригодности к конкретной работе.

Несмотря на некоторые недостатки тестирования, результаты теста демонстрируют достаточно высокую связь с последующей производительностью на работе. Другими словами, если человек наберет от 120 до 130 баллов, то он не может быть считаться неспособным, и в то же время, отказать в приеме на работу кандидату, получившему всего 60 баллов, не принесет компании никаких потерь.

Однако стоит отметить, что существует проекция прямой зависимости между количеством набранных баллов и эффективностью работы. Несомненно, это является важным фактором при оценке компетентности. Однако, следует помнить, что индивидуальный интеллект может быть оценен не только по способности к логическому мышлению и анализу ситуаций, но и по другим критериям, которые могут быть значимыми в различных профессиональных сферах.

Важность эмоционального интеллекта в контексте умения устанавливать отношения и достигать взаимопонимания несомненно огромна. Именно эмоциональный интеллект является основой множества надпрофессиональных навыков, известных также как soft skills, которые являются ключевыми для достижения успеха в карьере.

Тест Айзенка, хоть и не является идеальным и достаточным инструментом для оценки интеллектуального потенциала, все же может быть полезным в сочетании с другими методами для получения более полного представления о способностях каждого человека.

Позвольте повторить еще раз: результаты тестирования никоим образом не определяют ваш интеллект, даже если они не очень высоки. Адаптация перевода, современные модификации и недостатки самого теста могут дать совершенно неожиданный результат, который на самом деле может свидетельствовать о вашей вдумчивости и творческом подходе, скорее чем о каких-либо недостатках в мышлении.

В целом, значение исследований Ганса Юргена Айзенка невозможно недооценить, несмотря на их неоднозначность. Это подтверждается постоянным интересом к его работам и беспрерывными дискуссиями в научном сообществе. Действительно, немного научных исследований можно назвать такими широкоизвестными. Именно об этом мы сейчас и говорим – Известно, что тест Айзенка, также известный как тест IQ для определения коэффициента интеллекта, является, пожалуй, самым известным среди людей, далеких от психологии.

Необходимо отметить, что тест на интеллектуальный квоциент (IQ) далеко не является единственным научным достижением данного ученого. В свое время тест Айзенка на темперамент завоевал широкую популярность. Сейчас он доступен онлайн для тех, кто желает пройти его. В психологии широко применяется и личностный опросник Айзенка (Еusenck Personality Questionnaire, сокращенно EPQ), который помогает определить эмоциональную стабильность и тип личности по шкале «интроверт-экстраверт». Кроме того, Айзенк разработал также «трехфакторную теорию личности» и «трехфазную теорию возникновения неврозов». Однако, эти темы заслуживают отдельных статей для более подробного рассмотрения.

Для получения более объективного представления о своем потенциале, рекомендуется подойти к данной теме комплексно и пройти программу «Самопознание». Она позволит вам осознать как ваши сильные, так и слабые стороны, а также научит, как усовершенствовать свою позицию в жизни, достигать поставленных целей и воплощать собственные планы и стремления.

Мы призываем вас не зацикливаться на тестах, поскольку они не в состоянии полностью отразить все многобразие личности человека. Однако стоит научиться успешно справляться с ними, поскольку результаты тестов могут иметь важное значение при подаче отчетов, прохождении собеседований или экзаменов, таких как ЕГЭ. В настоящее время уже было достаточно обсуждено темы, связанные с тестами, поэтому вкратце предлагаем ответить на вопрос, связанный с темой данной статьи:

Советуем также прочитать:

  • Рассказ о силе и значимости истории (сторителлинг)
  • Изучение психических состояний с помощью Теста Айзенка
  • Представление метода изучения психологии Вундта
  • Краткая экскурсия по основам невротизма
  • Описание и применение гедонистической беговой дорожки
  • Метод свободных ассоциаций и его значимость
  • Реверсирующий эффект Флинна и его воздействие на наше будущее движение
  • Небанальные факты о интеллекте, которые вы могли не знать
  • Использование Теста структуры интеллекта Амтхауэра для анализа интеллектуальных способностей
  • Описание и применение зрительно-пространственного теста Корси
  • Оценка эмоционального интеллекта с помощью Теста Холла - эффективный инструмент