Сила воздействия на зрителя заложена в
умении раскрепостить весь свой
организм.
— К. С. Станиславский
Перевоплощение актера – это сложная и многогранная задача. Часто бывает так, что внутренний мир персонажа лучше всего передают его физические действия. Давайте подумаем, что в реальной жизни наиболее ярко свидетельствует о волнении, переживаниях, гневе – это неуверенный или агрессивный голос, дрожащие руки, нервные шаги и сильное сжатие предметов. Безусловно, и то, и другое имеет большое значение для актерского мастерства, но если актер движется на сцене словно робот, то чувство правды и слаженная речь отступают на второй план.
Молодому артисту, хотя это и кажется странным, часто бывает непросто освоить контроль над своим телом. Он может хорошо запомнить текст и понять суть роли, но во время выступления его охватывает ступор - ему неясно, как стоять, что делать с руками, как правильно расположить ноги. Поэтому каждого начинающего актёра обязательно обучают основам сценического движения.
умении раскрепостить весь свой
организм.
— К. С. Станиславский
Перевоплощение актера – это сложная и многогранная задача. Часто бывает так, что внутренний мир персонажа лучше всего передают его физические действия. Давайте подумаем, что в реальной жизни наиболее ярко свидетельствует о волнении, переживаниях, гневе – это неуверенный или агрессивный голос, дрожащие руки, нервные шаги и сильное сжатие предметов. Безусловно, и то, и другое имеет большое значение для актерского мастерства, но если актер движется на сцене словно робот, то чувство правды и слаженная речь отступают на второй план.
Молодому артисту, хотя это и кажется странным, часто бывает непросто освоить контроль над своим телом. Он может хорошо запомнить текст и понять суть роли, но во время выступления его охватывает ступор - ему неясно, как стоять, что делать с руками, как правильно расположить ноги. Поэтому каждого начинающего актёра обязательно обучают основам сценического движения.
Что такое сценическое движение?
Сценическое движение является одним из ключевых аспектов актерского мастерства, и его полное освоение требует учета сценического действия в целом. Подвижность на сцене является основой для активного и увлекательного взаимодействия с публикой. Важной целью развития этого навыка является возможность передать внутренний мир и эмоции персонажа с помощью языка тела. Сегодня изучение сценического движения применяется не только на актерских факультетах, но и в хореографических школах, а также в методиках развития детей, чтобы сформировать им простые навыки осанки, позы и жестикуляции.
Значительное влияние на развитие техники сценического движения оказали выдающиеся режиссеры и театральные деятели К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд. Они первыми обратили внимание на необходимость совершенствования работы актера на сцене. Станиславский, в частности, рекомендовал актерам стремиться к такому развитию своего тела, чтобы они могли четко и точно передать внутреннюю сущность своих ролей. В свою очередь, в работах Е. Шишмаревой, И. Коха, А. Немеровского и многих других отмечается важное значение сценического движения как одного из основных аспектов театральной искусство.
Зачем артистам на сцене так важно умение двигаться? В повседневной жизни движения наши становятся бессознательными и автоматическими – мы садимся на стул, берем очки со стола без задумывания. Но на сцене все сложнее. Нужно не только естественно двигаться, как в быту, но и адаптировать свои движения к условиям, предложенным ситуацией, которую мы играем. Это требует не только натуральности и естественности бытовых движений, но и понимания норм поведения, свойственных конкретной эпохе или случаю.
В современном обществе физический труд становится все менее необходимым, и это делает наше тело менее способным справляться с высокими физическими нагрузками. Однако для быть успешным актером необходимо владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус и понимать, как работает наше тело. Это поможет не только лучше справляться с физическими трудностями, связанными с воплощением роли, но и избавиться от повседневных автоматических движений, которые не соответствуют театральной сцене. В своей книге "Уроки сценического движения" Николай Карпов пишет: "Чувство движения - это результат сочетания различных психофизических качеств актера, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть контролируемыми через амплитуду, скорость, силу и четкость линий движения. Чувство движения - это навык, который формируется через осознанное переживание движения, то есть сознательное освоение его структуры, и совершенствуется через осознанное отношение к процессу создания движения".
Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:
Обучение технике движения включает в себя несколько этапов, начиная с простых моторных задач и заканчивая полноценными сценическими этюдами. При приобретении практических навыков сценического движения используются не только специальные задания, о которых ниже, но также проводятся занятия фехтованием и танцами, практикуемые в различных театральных вузах.
Значительное влияние на развитие техники сценического движения оказали выдающиеся режиссеры и театральные деятели К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд. Они первыми обратили внимание на необходимость совершенствования работы актера на сцене. Станиславский, в частности, рекомендовал актерам стремиться к такому развитию своего тела, чтобы они могли четко и точно передать внутреннюю сущность своих ролей. В свою очередь, в работах Е. Шишмаревой, И. Коха, А. Немеровского и многих других отмечается важное значение сценического движения как одного из основных аспектов театральной искусство.
Зачем артистам на сцене так важно умение двигаться? В повседневной жизни движения наши становятся бессознательными и автоматическими – мы садимся на стул, берем очки со стола без задумывания. Но на сцене все сложнее. Нужно не только естественно двигаться, как в быту, но и адаптировать свои движения к условиям, предложенным ситуацией, которую мы играем. Это требует не только натуральности и естественности бытовых движений, но и понимания норм поведения, свойственных конкретной эпохе или случаю.
В современном обществе физический труд становится все менее необходимым, и это делает наше тело менее способным справляться с высокими физическими нагрузками. Однако для быть успешным актером необходимо владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус и понимать, как работает наше тело. Это поможет не только лучше справляться с физическими трудностями, связанными с воплощением роли, но и избавиться от повседневных автоматических движений, которые не соответствуют театральной сцене. В своей книге "Уроки сценического движения" Николай Карпов пишет: "Чувство движения - это результат сочетания различных психофизических качеств актера, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть контролируемыми через амплитуду, скорость, силу и четкость линий движения. Чувство движения - это навык, который формируется через осознанное переживание движения, то есть сознательное освоение его структуры, и совершенствуется через осознанное отношение к процессу создания движения".
Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:
- Развитие движения как единого процесса;
- Отсутствие автоматизма;
- Умение построить колоритную и пластическую, но точную фразу жеста;
- Умение понять и передать своё эмоциональное состояние через язык тела;
- Пластический диалог с партнёрами.
Обучение технике движения включает в себя несколько этапов, начиная с простых моторных задач и заканчивая полноценными сценическими этюдами. При приобретении практических навыков сценического движения используются не только специальные задания, о которых ниже, но также проводятся занятия фехтованием и танцами, практикуемые в различных театральных вузах.
Упражнения для развития сценического движения
Как уже было упомянуто ранее, в рамках Системы Станиславского движение играло ключевую роль как основное средство внешней техники актёра. Однако педагог отрицал наличие универсальных методов, способных научить артиста правильному движению. Он считал, что "учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы". В данном контексте, некоторые упражнения могут быть полезными для достижения указанной цели.
Упражнения на развитие баланса
Вариант рерайта: При выполнении данной позиции, левая нога приподнята и изогнута в колене, в то время как баланс поддерживается на правой ноге. Руки находятся в естественном положении. Мы осуществляем наклоны телом вправо и влево, вперед и назад, а также круговые движения корпусом. По окончании, совершаем прыжок и меняем опорную ногу на левую, согнутую в колене правую. Данный алгоритм повторяется.
Переписанный текст: Встаем на одной пятке, держим в руке воображаемый веер, и легко проводим им движения, сохраняя стабильность и равновесие. Если это выполняется без особых усилий, меняем опорную ногу, продолжаем махать веером, а другой рукой приглашаем воображаемого партнера подойти поближе.
Вам потребуется исполнить необычное положение – стоя на одной ноге. Вы зовете правой рукой, тем временем левой рукой делая отталкивающий жест, а поднятой ногой отталкиваетесь от земли. Три слаженных движения следует выполнять одновременно. Используя прыжок, вы меняете опорную ногу. И сейчас уже это опорное место нога зовет, одна рука продолжает прогонять, а другая угрожает.
Встаем с ногами на ширине плеч, ступни крепко прижаты к полу, руки выпрямлены в стороны, пальцы скрещены и собраны в гармоничный кулак. С мягкими движениями начинаем вращать руками от локтей, создавая чувство гармонии и равновесия. Переносим вес тела на правую ногу, постепенно поднимая левую ногу до тех пор, пока ее бедро не будет параллельно земле. Вращаем левой ногой от колена, а стопа остается расслабленной, приобретая непринужденность и грацию. Меняем опорную ногу, продолжая движения, но уже в противоположном направлении. При этом пульсирование рук не прекращается, сохраняя чувство гармонии и сбалансированности. Главное в этом упражнении - поддерживать баланс тела. Отличительной особенностью этой практики является разнообразие движений, которые выполняются с наибольшей амплитудой и чередуются от спокойных до энергичных, создавая потрясающую гармонию в движении.
Переписанный текст: Встаем на одной пятке, держим в руке воображаемый веер, и легко проводим им движения, сохраняя стабильность и равновесие. Если это выполняется без особых усилий, меняем опорную ногу, продолжаем махать веером, а другой рукой приглашаем воображаемого партнера подойти поближе.
Вам потребуется исполнить необычное положение – стоя на одной ноге. Вы зовете правой рукой, тем временем левой рукой делая отталкивающий жест, а поднятой ногой отталкиваетесь от земли. Три слаженных движения следует выполнять одновременно. Используя прыжок, вы меняете опорную ногу. И сейчас уже это опорное место нога зовет, одна рука продолжает прогонять, а другая угрожает.
Встаем с ногами на ширине плеч, ступни крепко прижаты к полу, руки выпрямлены в стороны, пальцы скрещены и собраны в гармоничный кулак. С мягкими движениями начинаем вращать руками от локтей, создавая чувство гармонии и равновесия. Переносим вес тела на правую ногу, постепенно поднимая левую ногу до тех пор, пока ее бедро не будет параллельно земле. Вращаем левой ногой от колена, а стопа остается расслабленной, приобретая непринужденность и грацию. Меняем опорную ногу, продолжая движения, но уже в противоположном направлении. При этом пульсирование рук не прекращается, сохраняя чувство гармонии и сбалансированности. Главное в этом упражнении - поддерживать баланс тела. Отличительной особенностью этой практики является разнообразие движений, которые выполняются с наибольшей амплитудой и чередуются от спокойных до энергичных, создавая потрясающую гармонию в движении.
Упражнения на развитие координации
Вариант 1: Исходящая поза - стоим на одной ноге. Притягиваем правую руку, одновременно отталкивая левой. Нога, поднятая в воздух, служит опорой для эффективного прыжка. После смены ноги, выполняем запланированную последовательность движений: зовем ногой, прогоняем одной рукой и угрожаем другой.
Вариант 2: Начальное положение - равновесие на одной ноге. Одновременно приглашаем другую руку, прогоняем одной и отталкиваемся подведенной ногой. Мастерски сменяем опору в скачке. Теперь активное движение выполняет нога, одна рука продвигает, тогда как другая выполняет пугающий жест.
Комфортной начальной позицией является стоя на ширине плеч, ступни параллельно друг другу, руки легко опущены в стороны, а пальцы уверенно сжаты в мягкий кулак. Наше движение начинается с вращения рук от локтей, создавая прекрасную и грациозную картину. Следующим шагом мы переносим вес тела на правую ногу, одновременно поднимая левую ногу до тех пор, пока ее бедро не будет параллельно полу. Выполняя повороты, левая нога вращается от колена, в то время как стопа остается расслабленной и естественной. Плавно и гармонично перекидывая опору на другую ногу, мы продолжаем артистичные движения в противоположном направлении. Важно помнить, что даже во время изменения позиции, руки продолжают показывать великолепие своего вращения. Основная задача состоит в умении сохранять баланс, придавая движениям полную амплитуду и плавно меняющуюся скорость – от низкой к высокой.
Вариант 2: Начальное положение - равновесие на одной ноге. Одновременно приглашаем другую руку, прогоняем одной и отталкиваемся подведенной ногой. Мастерски сменяем опору в скачке. Теперь активное движение выполняет нога, одна рука продвигает, тогда как другая выполняет пугающий жест.
Комфортной начальной позицией является стоя на ширине плеч, ступни параллельно друг другу, руки легко опущены в стороны, а пальцы уверенно сжаты в мягкий кулак. Наше движение начинается с вращения рук от локтей, создавая прекрасную и грациозную картину. Следующим шагом мы переносим вес тела на правую ногу, одновременно поднимая левую ногу до тех пор, пока ее бедро не будет параллельно полу. Выполняя повороты, левая нога вращается от колена, в то время как стопа остается расслабленной и естественной. Плавно и гармонично перекидывая опору на другую ногу, мы продолжаем артистичные движения в противоположном направлении. Важно помнить, что даже во время изменения позиции, руки продолжают показывать великолепие своего вращения. Основная задача состоит в умении сохранять баланс, придавая движениям полную амплитуду и плавно меняющуюся скорость – от низкой к высокой.
Упражнения на развитие напряжения
Напряжение в физическом и психическом аспекте представляет собой проявление воли. Простыми словами, умение контролировать свое напряжение позволяет актеру исполнять движения не только механически, но и без излишней гиперболизации или небрежности.
Представьте себе величественный камень, который возвышается перед вами. Внезапно вы решаете сдвинуть его. Сердце начинает биться быстрее, а мышцы готовы к действию. Выбирая правильную позу и сосредотачиваясь, вы аккуратно упираетесь в камень руками и ногой. Все ваше внимание направлено на балансирование на другой ноге. Плавно меняя ногу, вы продолжаете прикладывать усилия, смещая тяжеленный объект. Но не только руки и ноги вам помогают - левое плечо и правая рука становятся вашими новыми союзниками. Вы начинаете исследовать и воссоздавать разные методы перемещения камня. Ваша задача - не только поддерживать баланс на одной ноге, но и постепенно увеличивать напряжение, чтобы достичь цели. Каждый ваш шаг наполнен решимостью, стойкостью и настойчивостью.
Мы приковываем взгляд к одной точке и стоим на одной ноге с исключительной выносливостью. Используя воображение, мы можем представить себе ежедневный путь с дома на работу или в магазин, чтобы продлить это время до предела. По прошествии некоторого времени мышцы ослабеют от избыточной нагрузки, а после возвращения в нормальное состояние напряжение в мышцах полностью рассеется.
Больше упражнений на развитие сценического движения ищите в отдельной статье.
Представьте себе величественный камень, который возвышается перед вами. Внезапно вы решаете сдвинуть его. Сердце начинает биться быстрее, а мышцы готовы к действию. Выбирая правильную позу и сосредотачиваясь, вы аккуратно упираетесь в камень руками и ногой. Все ваше внимание направлено на балансирование на другой ноге. Плавно меняя ногу, вы продолжаете прикладывать усилия, смещая тяжеленный объект. Но не только руки и ноги вам помогают - левое плечо и правая рука становятся вашими новыми союзниками. Вы начинаете исследовать и воссоздавать разные методы перемещения камня. Ваша задача - не только поддерживать баланс на одной ноге, но и постепенно увеличивать напряжение, чтобы достичь цели. Каждый ваш шаг наполнен решимостью, стойкостью и настойчивостью.
Мы приковываем взгляд к одной точке и стоим на одной ноге с исключительной выносливостью. Используя воображение, мы можем представить себе ежедневный путь с дома на работу или в магазин, чтобы продлить это время до предела. По прошествии некоторого времени мышцы ослабеют от избыточной нагрузки, а после возвращения в нормальное состояние напряжение в мышцах полностью рассеется.
Больше упражнений на развитие сценического движения ищите в отдельной статье.
Отзывы и комментарии
Своим впечатлением от прочитанного можно поделиться путём добавления комментария ниже.
Советуем также прочитать:
- Профессия актер: блеск и богатство или упорный труд и конкуренция?
- Суть системы Animal Flow
- Нужно ли запоминать сигналы регулировщика ПДД?
- Универсальные навыки актера для каждого из нас
- Исследование чувств, эмоций и ощущений: первый шаг к пониманию профайлинга
- Как бороться с отрицательными эмоциями
- Важные идеи от Константина Станиславского
- Наука о теории относительности Эйнштейна: простыми словами о сложном
- Эффект жестов-адаптеров: выгода или помеха?
- Как актерские навыки облегчают повседневную жизнь