Блог
Известные личности

Тест ССП В. И. Моросановой: описание и расшифровка

– Как ты сохраняешь свою невозмутимость в конце этого трудного года? Я чувствую, что уже не справляюсь.

– Мне просто хорошо удается управлять своим стрессом, который я испытываю не меньше, чем ты.

– Сам себе психолог что ли?

– Нет, просто узнал лайфхаки по саморегуляции.

Хотели бы вы услышать такие диалоги вокруг себя? К сожалению, в наши дни все беседы сводятся к обсуждению дедлайнов и отсутствию мотивации для работы. Но что нужно сделать, чтобы почувствовать "дзен" подобно одному из собеседников? Все оказывается очень просто – нужно прислушаться к нему и к себе, а затем выбрать подходящие методы психологической саморегуляции.

Побудьте пока в роли новичка, а мы вам сейчас все расскажем.

С чего стоит начать?

Мы рекомендуем для начала пройти опросник на стиль саморегуляции поведения Моросановой.

Этот опросник был разработан еще в 1988 году в Лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО Варварой Ильиничной Моросановой, на тот момент кандидатом психологических наук. За прошедшее время он несколько раз модернизировался, а также послужил основой для создания других подобных опросников. Вопреки времени, он по-прежнему остается актуальным. Важно отметить, что за это время Варвара Ильинична стала профессором, доктором, а также заведующей лабораторией и членом-корреспондентом Российской академии образования. Ее надежность и компетентность в сфере исследований подтверждаются многочисленными научными работами, которые она предложила общественности. Это подтверждает, что ей можно доверять в полной мере.

Зачем вообще нужен такой тест?

В общем, наша цель заключается в том, чтобы специалисты оказывали помощь людям, или чтобы люди сами могли лучше понимать себя.

Если рассмотреть эту методику более подробно и взглянуть на нее с более серьезной стороны, основная цель заключается в диагностировании саморегуляции человека и его индивидуального профиля. Методика включает в себя оценку показателей планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показателей развития регуляторно-личностных свойств, таких как гибкость и самостоятельность.

Исследователи достигли успеха в создании общего портрета индивидуальных способов управления своей деятельностью. При этом они разработали концептуальные представления о стилевых особенностях саморегуляции произвольных действий. Эти различия в поведении и деятельности, которые постоянно проявляются в различных ситуациях и целях, становятся основой для создания опросника, который основывается на когнитивных и личностных особенностях каждого индивида.

Важно осознавать, что данная методика позволяет выявить уникальные признаки саморегуляции, которые постоянно проявляются в различных ситуациях жизни. Основываясь на результате диагностики, можно предположить, каков будет индивидуальный профиль саморегуляции человека в сфере профессиональной деятельности. Исследования подтвердили, что чем выше уровень развития индивидуальной саморегуляции, тем больше возможностей открывается перед человеком в профессиональных ситуациях. Кроме того, чем более специфична структура индивидуального профиля, тем необходимо больше внимания уделять профессиональной ориентации и формированию уникального стиля в профессиональной или учебной сфере деятельности [В. Моросанова, И. Бондаренко, 2015].

Пройдите этот тест, который поможет раскрыть ваш профиль и особенности, а также выявить предпосылки, на основе которых вы сможете развить свой собственный уникальный стиль саморегуляции, способный эффективно применяться в различных ситуациях вашей жизни.

Это здорово, но что такое саморегуляция?

Еще раз, вкратце и понятно, саморегуляция - это способность человека адаптироваться к различным ситуациям и управлять своим состоянием в ходе своей жизни.

Целостной системой психических инструментов, путем осознанной саморегуляции, психологи определяют способность человека управлять своей активностью, направленной на достижение конкретных целей.

Регуляция, сам по себе, является всеобщим свойством всех психических процессов человека. Ее целью является приведение отражения мира и отношения к окружающей среде в полное соответствие с реальностью. С другой стороны, саморегуляция представляет собой процесс, в котором человеку необходимо оценить свои собственные действия в соответствии с его реальной активностью. Понимание данной задачи представляет себе настоящий вызов.

Поэтому осознанная саморегуляция является высшим уровнем психической саморегуляции. Она играет роль инструмента, основанного на обратной связи, в отношении организации своей активности. В процессе этой рефлексии человек анализирует различные подсистемы первичных психических процессов, свойства и состояния, которые помогают ему реализовывать свою активность, и, что самое важное, как он успешно самоорганизуется во всем этом.

По нормативной модели саморегуляция состоит из:

  • планирования целей;
  • моделирования значимых условий их достижения;
  • программирования последовательности и способов действий;
  • оценивания и корректирования результатов [О. Конопкин, 2005].

Структурные компоненты, которые присутствуют в нашей жизни, могут стать ценными психологическими ресурсами. Сначала мы используем их для достижения наших целей, но по мере того, как мы взрослеем и набираем опыт, они преобразуются в ресурсы для нашего личностного роста. Осознанность заключается в нашей способности преобразовывать наши действия, чтобы преодолеть разрушительные особенности нашего темперамента и характера, которые могут помешать нам достичь наших целей. Это сущностная черта каждого из нас в качестве субъекта, стремящегося к достижению своих целей.

Достижение саморегуляции состояния является особым случаем достижения целей, так как для адаптации к новому положению, создания нового образа жизни и преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний необходимо уметь переосмысливать свой план жизни, устанавливать цели и находить индивидуальные подходы для достижения этих целей в новых условиях.

Развитие осознанной саморегуляции играет ключевую роль в достижении личных целей и личностного роста человека. Она активно способствует развитию регуляторно-личностных качеств каждой индивидуальности и обогащению самосознания [С. Соловьева, 2021].

Существуют различные формы или уровни проявления субъектности в стилевых особенностях саморегуляции:

Операциональный уровень имеет возможность быть охарактеризованным с помощью регуляторного профиля развития, который включает в себя планирование целей, моделирование условий и другие аспекты, перечисленные выше.

Существуют еще одни качества, которые выходят на новый уровень - это субъектные или регуляторно-личностные характеристики, такие как ответственность, настойчивость, гибкость, надежность и другие. Уровень выраженности этих характеристик зависит от того, насколько развита осознанная саморегуляция и какими способами их человек использует для достижения своих целей. Именно эти качества определяют способность человека преодолевать трудности, как субъективные, так и объективные, на пути к достижению своих жизненных целей.

Специально разработанные и широко применяемые многошкальные опросники являются эффективным средством для исследования и анализа стилистических аспектов осознанной саморегуляции.

Что же оценивает тест? И как он вообще выглядит?

Если вам удобнее собственными глазами убедиться, вы можете пройти онлайн тест или открыть оригинальный опросник. Однако, мы сделаем все возможное для понятного объяснения каждого аспекта теста.

Завероятно, вы помните, что исследователи разработали представления о характерных чертах и стилевых особенностях осознанной саморегуляции, которые стали основой концепции индивидуального стиля саморегуляции.

Далее были обобщены все индивидуальные аспекты саморегуляции и разделены на две основные категории. Вы уже знакомы с ними. Эти категории включают в себя индивидуальные различия в осуществлении регуляторных психических процессов.

  • индивидуальные различия в выдвижении, принятии, удержании целей;

Моделирование включает в себя анализ как внешних, так и внутренних условий деятельности, а также выделение комплекса условий, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей.

  • методы и стратегии, неотъемлемые для достижения заданной цели в программировании, и их особенности

Копирайтер хорошо разбирается в теме и может преобразить текст, делая его более привлекательным и легче читаемым для аудитории. Вот рерайт данного абзаца:

  • Анализ и сопоставление текущего состояния системы и результатов ее работы с заранее определенными параметрами.

Также обратим внимание на индивидуальные особенности, которые описывают работу каждого компонента саморегуляции (регуляторно-личностные характеристики).

Необходимо учесть адекватность условий выбранной модели программы, эффективность методов контроля, критерии, определяющие успех, а также другие элементы регулирования.

Мысль и понимание о условиях и действиях, параметрах, которые можно контролировать, а также о критериях, определяющих успех и другие факторы, имеют большое значение в достижении поставленной цели.

Процесс регуляции обладает высокой гибкостью, что позволяет вносить необходимые корректировки в функционирование различных регуляторных блоков в соответствии с условиями деятельности.

Важными качествами для регуляторных блоков и их структуры в условиях психической напряженности являются надежность и устойчивость функционирования.

Далее исследователь проводит анализ соотношения проявления каждого компонента саморегуляции и, при условии их относительно одинакового уровня развития, определяет гармоничный регуляторный профиль. Если обнаружены значительные различия в уровне сформированности компонентов, это указывает на акцентуированный профиль.

Существует возможность формирования гармоничного профиля регуляции на разных уровнях: высоком, среднем и низком. Акцентуированный профиль регуляции обладает не только общим уровнем саморегуляции, но и специфическим регуляторным профилем, развитием отдельных регуляторных звеньев и их взаимосвязями (компенсацией друг друга).

ССПМ - это классический опросник, включающий 46 утверждений. Он представляет собой единую шкалу, известную как "Общий уровень саморегуляции", которая оценивает степень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности у человека. Базовые утверждения опросника разделены на 6 шкал, содержащих по 9 утверждений каждая. Каждая из этих шкал связана с основными регуляторными процессами.

В новой версии опросника ССПМ, разработанной в 1998 году, была внесена значительная модификация в шкалу моделирования. Это обновление позволило значительно расширить возможности инструмента и обеспечить более дифференцированные результаты. Что касается структуры опросника, то интересным моментом является то, что некоторые утверждения одновременно включаются в состав двух различных шкал. Эти утверждения отражают и регуляторные процессы, и регуляторно-личностные качества. В дальнейшем будет представлено подробное описание этих модернизированных шкал, которые значительно улучшили функциональность опросника.

Шкала «Планирование» (Пл)

Высокие результаты на данной шкале указывают на уровень целенаправленности и планирования в деятельности. В таких случаях планы являются реалистичными, детализированными, иерархическими и стабильными. Цели определяются самостоятельно. В то время как испытуемые с низкими результатами на данной шкале предпочитают не задумываться о своем будущем, цели у них формируются ситуативно и обычно не являются самостоятельными.

Шкала «Моделирование» (М)

Люди с высокими показателями по данной шкале обладают способностью точно определить важные условия для достижения поставленных целей как в настоящем, так и в будущем. Они отличаются способностью составлять планы действий, определять программы активности и точно ставить цели. В отличие от них, у людей с низкими результатами отмечается неправильная оценка важных внутренних условий и внешних обстоятельств, что приводит к неосновательным фантазиям и, часто, к неудачам.

Шкала «Программирование» (Пр)

Высокие значения на данной шкале означают, что у человека сформировалась потребность тщательно планировать свои действия и поведение с целью достижения поставленных задач. Он разрабатывает программы самостоятельно, учитывая возможные изменения в новых ситуациях и устойчив к помехам. Люди с низкими значениями на этой шкале, напротив, предпочитают действовать импульсивно и часто сталкиваются с неадекватными результатами. Они редко вносят изменения в свои программы и обычно учатся на собственных ошибках.

Шкала «Оценивание результатов» (Ор)

Высокая оценка по данной шкале свидетельствует о развитости и адекватности индивидуальной самооценки, уверенности в формировании субъективных критериев оценки достижений. Такие люди способны оценивать как результативность своих действий, так и факторы, приведшие к этим результатам. Они гибко адаптируются к изменяющимся условиям, что позволяет им эффективно решать поставленные задачи. Однако при низкой оценке на данной шкале, субъективные критерии успешности не являются устойчивыми, что может привести к снижению качества работы, ухудшению самочувствия или возникновению внешних трудностей.

Шкала «Гибкость» (Г)

Люди с высокой гибкостью демонстрируют умение эффективно реагировать на изменения и достойно справляться с рисковыми ситуациями. За счет пластичности саморегуляции они способны адекватно реагировать на быстро меняющиеся обстоятельства и успешно выполнять поставленные задачи. В отличие от них, люди с низкой гибкостью чувствуют себя неуверенно в динамичных ситуациях и с трудом приспосабливаются к изменениям в жизни, окружении и образе жизни.

Шкала «Самостоятельность» (С)

Высокие показатели на шкале являются свидетельством автономности человека в его деятельности. Это говорит о его способности самостоятельно планировать и организовывать работу для достижения поставленных целей. Также, высокие показатели свидетельствуют о способности контролировать ход выполнения задач и анализировать как промежуточные, так и конечные результаты. В отличие от этого, низкие показатели указывают на зависимость от мнений и оценок окружающих. В случае отсутствия внешней помощи, такие люди могут столкнуться с проблемами в регулировании своей деятельности.

Шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ)

Для испытуемых с высокими показателями характерна осознанность и взаимосвязанность в общей

Формирование структуры индивидуальной регуляции регуляторных звеньев представляет собой важный аспект исследований. Исследуемые лица, обладающие такой структурой, проявляют самостоятельность, гибкость и адекватную реакцию на изменение условий. Они осознанно устанавливают цели и настойчиво движутся к их достижению, умеют преодолевать препятствия, вызванные индивидуальными особенностями. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче адаптироваться к новым видам деятельности, с чувством уверенности решать незнакомые задачи, и тем более стабильными становятся успехи в привычной сфере [согласно В. Моросановой, 1998 г.].

Замечаете, что этот опросник предельно простой, однако он дает нам возможность получить ценные выводы, которые могут стать важной отправной точкой в улучшении подхода к любым задачам.

Кто и когда может пользоваться этим тестом?

Разумеется, непременно и всегда. Базовый опросник предоставляет широкие возможности, однако в последующие годы было разработано множество вариаций этого метода: "Автоматическое регулирование подготовки спортсменов", "Индивидуальный стиль саморегуляции студентов", "Саморегуляция в избирательной кампании политика", "Эффективная саморегуляция поведения учащихся".

Опросники, используемые для оценки, в первую очередь, отличаются в выборе ситуаций, которые включаются в утверждения. Они учитывают уникальные характеристики различных видов профессиональной и учебной деятельности. Кроме того, версии опросников отличаются составом регулирующих и личностных черт, которые диагностируются в зависимости от их важности для конкретной профессиональной группы. Например, для спортсменов особое значение имеет тактическая гибкость, в то время как для политиков - самостоятельность.

Очевидно, что помимо индивидуального использования (что само по себе уже говорит о высоком уровне осознанности), опросник может быть полезным многим профессионалам. Чаще всего он используется психологами и педагогами, однако его также могут применять HR-специалисты для оценки индивидуальных качеств кандидатов, а даже родители могут использовать его для разработки воспитательной стратегии для своего ребенка.

Результаты опроса играют важную роль в возможности оказать эффективную помощь себе или другим людям, поскольку саморегуляция является важным аспектом человеческой жизни. Ныне существуют области с высокой степенью неопределенности и множеством неизведанных возможностей, которые ограничивают перспективы будущего. В такой ситуации поколения современных людей могут терять смысл в планировании своей жизни [В. Моросанова, Н. Кондратюк, 2022].

Понимание того, что большую часть времени мы проводим в одиночестве, является ключевым. Поэтому необходимо не только уметь обращаться за помощью к профессионалам, но и самостоятельно находить решения для преодоления проблемных ситуаций. Важно уделять особое внимание процессам саморегуляции, поскольку это является основным фактором успеха.

Безусловно, прогнозирование поведения человека исключительно на основе анализа стилевых характеристик его саморегуляции является невозможным. Важно не упускать из виду ситуационный подход, который позволяет сопоставить индивидуальные особенности регуляции поведения в различных обстоятельствах и ее стилевые особенности.

Однако даже в самой простой и основной форме, мы настоятельно рекомендуем вам время от времени использовать опросник, чтобы оценить ваш уровень саморегуляции и контролировать изменения в своем поведении. Это важные шаги, которые помогут вам самостоятельно поддерживать себя и предотвращать полное и безвозвратное отчаяние.

Мы надеемся, что вы никогда не столкнетесь с таким состоянием! Для того чтобы укрепить ваши знания, мы предлагаем пройти небольшой тест:

Советуем также прочитать:

Рассказ о технике сторителлинга и ее влиянии на психическое здоровье
  • Как сохранить рассудок: практические советы по саморегуляции
  • Управление собой: искусство достижения желаемых результатов
  • Психологические методы саморегуляции: заботьтесь о себе в первую очередь
  • Выбирайте свои эмоции: как развивать навык осознанного эмоционального выбора
  • Ваша психологическая картина мира: понимание себя и других
  • Зрительно-пространственный тест Корси: что это такое и как можно использовать
  • Сбалансируйте свои эмоции: как избежать психологического стресса и беспокойства
  • Изучение криминальной психологии: понимание преступного поведения и его мотиваций
  • HR-профайлинг: как понять потребности и мотивацию персонала для эффективного управления
  • Настройте свое настроение: научитесь находить внутренний резерв для достижения желаемого состояния