Блог
Актерское мастерство

Изобразительные средства актёрского перевоплощения. Костюм, грим, маска

По словам известного британского писателя и киносценариста Стэлиоса Гранта Павлоу, физическое тело всего лишь оболочка, а истинная сущность скрывается за маской лица.

Театр - непревзойденное средство воздействия на человека, воплощающее в себе энергию всех видов искусства: живописи, музыки, литературы, хореографии, вокала и многих других.

Театр представляет собой совместное воплощение костюмов, масок, грима и захватывающих драматических сцен, которые позволяют актёрам передать настоящую реальность: события, характеры и судьбы.

Для зрителя театр начинается не с самого спектакля, а с мистической гардеробной, где скрыты все тайны актеров. Но настоящая магия начинается в гримёрке, где актёры преображаются и становятся непохожими на себя. Каждый жест, каждое выражение лица — они все важны, чтобы создать идеальный образ. Так появляются на сцене накладные бороды, усы, парики, маски и безграничное море косметических средств. В то время как театр живет вечно благодаря своей публике, каждый эффект, изменяющий внешность актера, захватывает восторженные взгляды зрителей и оставляет неизгладимое впечатление.

Главные персоны в театре, которые играют определенные роли на сцене:

  • Гардеробщики
  • Гримёры
  • Художники по костюмам
  • Актёры
  • Режиссёр
  • Рабочие сцены
  • Осветители
  • Билетёры
  • Пожарные

Целью каждой постановки в театральном искусстве является восхищение зрителя. В данной статье мы познакомим вас с важностью костюма, маски и грима в театре и объясним их значимость.

Театральный костюм

Театральный наряд является неотъемлемой частью театрального искусства. Он представляет собой не просто обычную одежду, а гораздо больше.

Театральный костюм обязательно должен соответствовать роли актёра.

Так вот, есть такая даже профессия – художник по костюму.

Создание костюмов – значительная часть бюджета, посвященного театральным проектам, является довольно затратным процессом. Художник-дизайнер начинает работу с воплощения своей концепции на бумаге, предварительно подробно обсуждая и корректируя ее с режиссером. Только после одобрения концепции, художник переносит свое творчество на ткань, при этом уделяя особое внимание выбору фактуры ткани и даже проработке каждой мелочи вручную. Однако, для того чтобы костюмы идеально подходили актерам, требуется активное участие костюмера.

Театральный грим

Грим, также известный как гримировка, - это искусство трансформации (умение адаптироваться к роли, которую исполняешь) через применение специальных красок, волосных деталей и париков.

Грим, безусловно, является неотъемлемым компонентом художественной выразительности при воплощении образа. Ведь искусственное освещение и дистанция от зрителя — непременные факторы, требующие использования данного метода.

В составе театральной команды всегда присутствует гримёр, способствующий созданию желаемого образа.

Главный вопрос, стоящий перед гримёром, заключается в искусном нанесении макияжа (учитывая анатомию лица), причём особенно важно, чтобы макияж отвечал задаваемой режиссёром концепции и стилю самого спектакля.

Квалифицированный визажист без труда способен трансформировать контуры лица, мгновенно придавая актёру эффект старения или молодости.

Великий актёр В. Самойлов, являющийся одним из самых известных российских актёров, прекрасно справлялся с ролью «людей в возрасте» без использования грима, чтобы придать своему лицу глубокие морщины и прочие признаки старения. Он утверждал, что старость заключается не во внешних признаках, а в глазах. Безусловно, он мог мастерски передавать старческое одряхление своей убедительной игрой, отказываясь от роли гримировального карандаша.

Актёры средневековья раскрашивали свои лица соком растений и сажей.

Силиконы современного грима приобрели полупрозрачность, и теперь они способны создавать идеальное сходство с реальностью, соответствуя задумкам художественного вдохновителя.

К.С. Станиславский всегда уделял важную роль гриму.

В гриме театральном, парики, бороды, усы и бакенбарды являются великолепными акцентами, способными выразить множество эмоций на сцене. Им неотъемлемо присуща сила трансформации и они придают особый характер персонажам, обогащая их внешний облик. Особенно заметным среди них является лепной нос, который с легкостью подчеркивает и контурит черты лица актера.

Прическа с аксессуарами (борода, бакенбарды, усы) всегда позволяет выразить характерную эпоху, в которой происходит сюжет спектакля, а также социальное статус и возраст персонажа.

Определенные артисты всегда накладывают маску самостоятельно, однако перед этим они вкладывают значительное количество усилий в изучение своего лица и характера персонажа, которого им предстоит олицетворить на сцене.

Перед началом гримировки необходимо провести глубокую очистку лица, затем нанести специальную основу в форме крема, после чего используются подводка, пудра и специальные карандаши для создания выразительного взгляда. Чтобы снять макияж без повреждения кожи, также используются специальные средства.

Важно!

Важно, чтобы гримировка актёра соответствовала его мимическим выражениям, а мимика в свою очередь была гармонично вписана в выбранный грим.

В гриме необходимо учесть все наружные аспекты, которые планирует использовать режиссёр (освещение, декорации, костюмы).

Изучение грима – это предельно сложная задача, требующая множества времени и практики для совершенствования своих навыков.

Театральные маски

С течением времени, театральные маски стали неотъемлемой частью актерского искусства, играющей важную роль в передаче характеров и эмоций персонажей. Эти специальные накладки, с вырезами для глаз и формой, приближенной к человеческому лицу, зарекомендовали себя уже многие века назад. Используя маски, актеры могут с легкостью передать не только внешний облик персонажа, но и его внутренний мир и настроение.

Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.

Порой для усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.

Великое множество театров прибегает к использованию изысканных театральных масок, созданных мастерами из прославленной Венеции. Столетиями эта историческая городская держава славится своими уникальными театральными карнавалами и фестивалями.

Для того чтобы добиться признания зрителей, необходимо достичь полной гармонии между всеми указанными средствами актёрского перевоплощения.

Уважаемые друзья! Будем признательны, если вы поделитесь с нами вашими знаниями и впечатлениями о различных художественных приемах, которые помогают передать эмоции и создать яркое сценическое действие. Пожалуйста, оставьте свои комментарии ниже. Мы с нетерпением ждем ваших идей!

Это может быть интересно

Известной фразой, приписываемой английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру, является наречение: "Жизнь сама по себе является театром, а мы – ее актеры".

Один из знаменитых основателей Московского Художественного театра, Константин Сергеевич Станиславский (по настоящей фамилии Алексеев), размышлял, что истинное начало театра кроется уже на вешалке.

В 1933 году К.С. Станиславский написал письмо гардеробщикам МХАТа с просьбой. Он подчеркнул, что Художественный театр, которому он руководит, отличается от других театров уже с самого начала - спектакль начинается с момента входа зрителей в здание. И кто же первыми встречает приходящих? Конечно же, гардеробщики. Поэтому Станиславский призывает их быть ответственными, доброжелательными и вежливыми к каждому, кто хотя бы немного причастен к этому искусству. Ведь часто зритель сразу после посещения гардеробной формирует свои первые эмоции и представление о всей постановке.

Post scriptum

Знакомство с театром - это уникальная возможность расширить свои познания и стать еще более образованным и интересным собеседником. Если вы хотите овладеть секретами постановочного действия и улучшить свои навыки общения, то наша рубрика "Актёрское мастерство" идеально подойдет для вас. В ней мы собрали все самое увлекательное и интеллектуальное о театре, чтобы ваше время, проведенное в его атмосфере, стало настоящим удовольствием.

В России появление современного театра пришло сравнительно поздно - только во второй половине XVII века. Этапы его развития оказались далеко не простыми, но мы обязательно расскажем о них в следующих выпусках. И все-таки, несмотря на прошедшие годы и века, театр остается самым популярным и востребованным искусством. Представьте себе, он начинался с скоморошества, где актеры насмешливо изображали власть имущих, богачей и духовенство, в то же время искренне показывая обычных людей.

Отличных вам ролей и удачи в создании образов!

Советуем также прочитать:

  • Рассказ о силе искусства: роль актерских навыков в повседневной жизни
  • Как игровая терапия способствует развитию детей: взгляд изнутри
  • Оригинальные методы продвижения: необычные ходы вдохновлены клакерами и многими другими
  • Мастерство создания сценария: секреты превосходного сценариста
  • Путь к успеху в актерской профессии: между красными дорожками и жесткой конкуренцией
  • Уникальные идеи Константина Станиславского: их влияние на современное искусство
  • Мудрость от Шекспира: уроки, которые можно применить в жизни
  • Роль художника в современном обществе: искусство как профессия и призвание
  • Как развить навыки восприятия и понимания искусства: секреты актера
  • Актерские навыки, которые полезны каждому: основы коммуникации и самовыражения