Блог
Известные личности

Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Гуманистические теории личности рассматривают человека как духовное и позитивное существо, стремящееся к саморазвитию и самоактуализации. Ошибки и недостатки, присущие каждому из нас, гуманистические теории объясняют неблагоприятным влиянием внешних факторов. Исходя из этого, согласно гуманистической теории, человек изначально не может иметь негативные черты и характеристики.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические концепции личности стали естественным прогрессом в развитии психологии и других наук, которые сосредоточили свое внимание на самом человеке. В течение длительного времени в психологии преобладали теории, утверждающие, что сущность и поведение человека преимущественно определяются биологическими факторами.

Исходя из этого принципа, были разработаны гипотезы и проведены аналогии с животным миром млекопитающих, чтобы исследовать множество аспектов человеческой личности. Тем не менее, не все аспекты удалось полностью изучить с позиции экспериментального исследования и физиологии. Поэтому стало необходимостью найти методы объяснения этих аспектов личности, которые не поддаются традиционному исследованию и объяснению на физиологическом уровне.

Альфред Адлер

Первый, кто осмелился отступить от биологического взгляда на человеческое поведение в качестве его основного детерминанта, был Альфред Адлер, австрийский психолог и психиатр. Он выделил социальный интерес как основной фактор развития личности. Кроме того, Адлер уделял огромное значение творческой составляющей внутри каждого человека. Под термином "творческое Я" Адлер понимал стремление к поиску собственной уникальности и созданию собственного жизненного опыта.

Каждый человек уникален со своим индивидуальным набором характеристик, взглядов, мотивов и ценностей. Альфред Адлер определял, что основы будущего образа жизни формируются в раннем детстве и зависят от множества факторов, включая порядок рождения в семье и наиболее яркие воспоминания детства. Эти факторы влияют на возможные комплексы и компенсаторные механизмы, которые развиваются во взрослом возрасте и влияют на сознательное поведение.

Эрих Фромм

Значительный вклад в отход от биологической концепции человеческой природы был сделан немецким психологом, социологом и философом Эрихом Фроммом. Он выделил пять социальных потребностей, которые присущи каждому человеку и оказывают гораздо большее влияние на его развитие, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  • Связь с другими людьми.
  • Трансцендирование.
  • Укорененность.
  • Система ориентации.
  • Возможность быть собой.

Простыми словами, этот концепт заключается в том, что каждый человек устанавливает связи с другими людьми, стремится преодолеть свои инстинкты, искренне желает войти в общество, семью или группу, но при этом сохранять собственную идентичность и иметь определенную систему ориентиров, которая помогает ему воспринимать окружающий мир, других людей и самого себя. Очень часто эти потребности вступают в противоречия, как, например, желание сохранить свою индивидуальность вместе с потребностью принадлежать к определенной группе. И вот здесь начинается интересный процесс, который Эрих Фромм описал в своей книге "Бегство от свободы".

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в понимании человека как высокодуховной личности, способной сохранять свою сущность вопреки всем препятствиям, осуществил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба является уникальной, поскольку он получил уникальную возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях фашистского концлагеря в период Второй Мировой войны.

Еще до начала войны Франкл приступил к разработке собственной теории о значении смысла жизни. Исследования привели его к выводу, что даже в трудных обстоятельствах и при ограниченных материальных возможностях, человек способен достичь самоактуализации. Он утверждает, что это возможно благодаря тому, что мы в состоянии преодолеть себя, открыть смысл жизни вне нашей собственной сущности. Более того, волей человека возможно отстраниться от ситуации и рассмотреть себя в ней со стороны.

Видения Адлера, Фромма, Франкла и их последователей составляют основу для разработки гуманистических теорий личности, которые активно эволюционировали во второй половине 20-го века. Отметим, что Виктор Франкл, успешно продолживший свою научную деятельность после Второй мировой войны, уникальным образом разработал метод психотерапии - логотерапию, которая опирается на поиски основы психического здоровья в смысле жизни.

Гуманистические теории личности: основные направления

С момента своего возникновения, гуманистические теории личности разделились на два основных течения: клиническое и мотивационное. Клиническое направление фокусируется на предоставлении психотерапевтической помощи индивидуумам, которые испытывают такую необходимость. С другой стороны, мотивационное направление ставит своей целью разработку системы мотивации, применимой к различным людям и ситуациям, что является особенно актуальным в деловом мире.

Карл Рэнсом Роджерс

Американский психолог Карл Рэнсом Роджерс считается основоположником клинического направления в развитии теории личности. Центральным элементом его теории стала концепция, известная как "Я-концепция", которая формируется у каждого индивида во взаимодействии с обществом. Это набор восприятий своих личностных характеристик или "Я", а также восприятий отношений с другими людьми.

Каждый из нас обладает своим уникальным "Я", отражающим наше восприятие себя, окружающего мира и взаимодействия с ним. В то же время, у нас также есть "Я-идеал" - идеальная образов, которому мы стремимся соответствовать. Поэтому, наше личностное развитие, определяемое нашей концепцией себя, всегда направлено на достижение нашего внутреннего идеала, самосовершенствование и самоактуализацию.

Несомненно, представление о совершенстве, которое пребывает в мыслях каждого человека, может отличаться и в большинстве случаев так и бывает, от доносящихся стереотипов, задаваемых обществом. Все же, стремление к самосовершенствованию, осознанию и собственному пониманию, присутствует в каждой отдельной личности. Все это обеспечивает основу концепции клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса. Согласно его учениям, каждый человек обладает потенциалом для роста и преодоления трудностей, и задача психолога или психотерапевта заключается в том, чтобы помочь ему раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Исследования американского психолога Абрахама Маслоу вначале были направлены на изучение бихевиоризма. Однако, он скоро осознал, что чисто бихевиористский подход применим только в научной лаборатории и не отражает реальности жизни. Кроме того, Маслоу был пионером в сомнении о применимости данных, полученных во время психотерапевтической работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи, к обычным людям, которым такая помощь не требуется.

Маслоу оставил свой след в истории, создав универсальную теорию, которая применима ко всем людям. Из этой необходимости родилась известная пирамида Маслоу - схема иерархии потребностей. Однако, удивительно, что сам Маслоу никогда не пользовался этой пирамидой для представления своих идей. Он разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации, основанные на актуальных потребностях людей.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  • Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  • Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  • Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  • Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  • Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  • Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  • Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

В некоторых случаях можно увидеть усовершенствованную модель пирамиды Маслоу, где всего лишь пять ступеней вместо семи. В такой вариации, последние три ступени объединяются в одну и считаются метапотребностями, связанными с искусством, творчеством, красотой, самоактуализацией и самореализацией.

Согласно исследованию Маслоу о иерархии потребностей, можно выделить два основных типа мотивации: дефицитарную и мотивацию роста. Исходя из его теории, дефицитарная мотивация является двигателем поведения, когда базовые физиологические потребности человека и его потребность в безопасности не удовлетворены. В этом случае, осознанно стремятся компенсировать недостаток базовых потребностей. Четвертый уровень и последующие в иерархии потребностей наступают только после удовлетворения первых трех и привлекают к себе лишь узкий круг людей, мотивированных ростом.

Естественно, данная структура не является строгой и не означает, что после достижения определенного уровня комфорта человек перестает интересоваться материальными аспектами жизни и заинтересовывается только духовным развитием. Она указывает на то, что в зависимости от обстоятельств степень актуальности каждой потребности может варьироваться, а внутренняя драйв подниматься на более высокие уровни иерархии присутствует у каждого человека.

Различные негативные факторы могут стать преградой на пути к успеху и самореализации. Один из таких факторов – сомнения в своих способностях, которые могут вызывать страх неудачи и застигнуть нас на нижних уровнях, помешав предпринимать рискованные шаги вперед. Некоторые люди могут также испытывать сильную потребность в безопасности, которая не дает возможности сходить с места и совершить прорыв. Эта модель подтверждает главенствующий принцип гуманистической теории, которая утверждает, что человек по своей природе является духовным существом, стремящимся к саморазвитию и самопознанию.

Важно оценить, насколько актуальны и подтверждены гуманистические теории личности в нашей современной жизни. Давайте вместе размышлять и рассмотреть эту тему.

Актуальность гуманистических теорий

Когда речь заходит о теории Маслоу, невозможно не заметить, что его концепция не поддается линейному представлению, где каждая удовлетворенная потребность заменяется следующей, еще не удовлетворенной. Удивительно, но в истории существует множество примеров великих ученых, художников и музыкантов, которые жили в глубокой бедности и все же продолжали заниматься наукой и творчеством. И, как ни странно, известное выражение "художник должен быть голодным" подразумевает, что излишняя фокусировка на решении бытовых проблем может помешать мыслить возвышенно.

В мире исторических персонажей, оставивших незабываемый след за собой, особое место занимает Диоген - древнегреческий философ, неповторимый в своей свободолюбивости. Возглавившему движение из тех, кто предпочитал бочку жилищу, он отказался от института семьи. Потому что, по его логике, она становится непозволительным ограничителем свободы. Это - классика не только в жанре мыслителя, но и в русле общечеловеческого стремления к независимости и самореализации. Однако и самые гуманистические теории личности могут породить размышления по поводу необязательности строгой иерархии ценностей. Разобраться в этом вопросе может помочь история развития отдельной личности. Возьмем, к примеру, Виктора Эмиля Франкла - психолога и невролога, второго по важности антифашистского идеалиста века. Этот необыкновенный человек произвел настоящую революцию в понимании свойств и возможностей человеческой природы. Однако, даже в самых невероятных обстоятельствах, вроде нахождения в фашистском концлагере, когда человеческим существам было запретно думать о чем-то, кроме физических потребностях, Франкл продолжал писать и предлагать научные труды. Он восстанавливал смысл своей жизни в самых темных и отчаянных местах, наводя порядок в своей душе и отстаивая альтернативный путь, несмотря на невозможность его реализации. События некогда гениального ученого и философа, удивительные и порой абсурдные, все же подтверждают глубокие рассуждения оценивающих и осуждающих понятиях, по мнению которых полный набор удовлетворения наиболее жизненно важных потребностей должен быть важнейшей целью каждого человека.

В нашем мире существует разнообразие ситуаций, где даже те, кто обладает материальным достатком на долгое время вперед, все же продолжают принимать неправомерные деньги. Исключается возможность того, чтобы эти средства были направлены на духовное развитие или на создание уникального научного эксперимента. Однако, нельзя не заметить, что гуманистические теории личности очень часто подтверждаются в отношении обычных граждан, что подтверждает их актуальность.

Так, недостаток вдохновения, действительно, заставляет многих пахать на трех работах и забыть про отдых и чтение. Однако, как только человек избавляется от этой необходимости, он уже не просто хочет место для жилья, а готов приобрести стильную и уютную резиденцию с прекрасным дизайном внутри и снаружи. То же самое касается отдыха - не просто немного расслабиться, а отправиться в экзотическую страну, где можно открыть для себя новые культуры и получить незабываемые впечатления. Часто возникает желание начать новое хобби, уделить время благотворительности или получить второе высшее образование, несмотря на затраты времени и денег, которые это требует.

Карл Рэнсом Роджерс проявляет свою экспертизу в клиническом направлении, которое, безусловно, подтверждает свою эффективность на практике. В конечном счете, большинство психотерапевтических подходов сводятся к одному фундаментальному принципу: человеку можно помочь только в том случае, если он сам настроен на лечение и искренне желает обрести себя и наладить свою жизнь.

Таким образом, можно призвать к использованию оптимистических гуманистических концепций личности, которые проистекают из исторического опыта и находят применение в современном обществе. Эти теории подразумевают, что каждый человек обладает социальными навыками и постоянно стремится к самосовершенствованию. Достаточное количество индивидуумов, которые подтверждают эти теории на практике, являются лучшим доказательством их целесообразности.

Наша главная цель - обеспечить вас кругом исключительно такими людьми, которые обладают высокой духовностью и мотивацией к успеху. Они будут активно способствовать вашему всестороннему росту и развитию!

Советуем также прочитать:

  • Как развить навык рассказывать истории для привлечения внимания аудитории (Сторителлинг)
  • Как компенсаторные механизмы могут помочь справиться с жизненными трудностями
  • Влияние ситуационизма на психологию и поведение человека
  • Разбираем тезисы Эриха Фромма о механизмах бегства от свободы
  • Основные идеи, этапы развития и представители экзистенциальной психологии
  • Путь к саморазвитию: как достичь самоактуализации
  • Модель личности по Кеттелю: что она нам говорит о нас самих
  • Идеал зрелой личности и как его достичь
  • Важность социализации личности: основные аспекты на пальцах
  • Как характер формирует наше поведение и личностные черты