В создании и развитии современного языкознания значительный вклад внесли многие ученые, но наибольшую роль сыграл швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Он является основателем структурной лингвистики и семиологии, науки, изучающей свойства знаков и знаковых систем. Фердинанд де Соссюр стоял у истоков Женевской лингвистической школы и оказал огромное влияние на современное языкознание.
Многие признают его великим гением лингвистики, считая его основателем этой науки в XX веке. Идеи этого ученого не только помогли преодолеть кризис в языкознании, который существовал на рубеже XIX-XX веков, но и оказали серьезное влияние на все гуманитарные науки прошлого столетия. Именно поэтому мы решили посвятить одну из статей его концепции, считая, что это будет весьма эффектно.
Прежде всего, стоит отметить, что Фердинан де Соссюр в своей лингвистической концепции опирается на принципы знаковой природы и системности языка. Его главным трудом является "Курс общей лингвистики".
Многие признают его великим гением лингвистики, считая его основателем этой науки в XX веке. Идеи этого ученого не только помогли преодолеть кризис в языкознании, который существовал на рубеже XIX-XX веков, но и оказали серьезное влияние на все гуманитарные науки прошлого столетия. Именно поэтому мы решили посвятить одну из статей его концепции, считая, что это будет весьма эффектно.
Прежде всего, стоит отметить, что Фердинан де Соссюр в своей лингвистической концепции опирается на принципы знаковой природы и системности языка. Его главным трудом является "Курс общей лингвистики".
«Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра
После смерти автора, работа «Курс общей лингвистики» была опубликована приемниками Альбертом Сеше и Шарлем Балли. Они взяли за основу материалы лекций, которые Соссюр проводил в Женевском университете. Таким образом, в определённой мере, Сеше и Балли считаются соавторами данной работы. Они внесли значительный вклад в структуру и содержание книги, так как у Соссюра не было исходной цели издать ее.
Семиология, разработанная Соссюром, рассматривается как научное направление, исследующее жизнь знаков в контексте общества. Ее основная цель - раскрыть значимость знаков и принципы, которыми они управляются. По мнению Соссюра, семиологию следует рассматривать как часть социальной психологии, и ее место в ней должно быть определено психологом. Лингвист, с другой стороны, должен прояснить, как язык выделяется в отдельную систему в рамках семиологических явлений. Учитывая, что язык является одной из знаковых систем, лингвистика можно назвать составной частью семиологии. Место лингвистики среди других дисциплин определяется ее связью с семиологией.
Различия между языком и речью в рамках речевой деятельности являются одной из фундаментальных концепций, заложенных в «Курсе общей лингвистики». В соответствии с теорией Соссюра, при проведении такого разграничения мы выделяем:
* Социальное и индивидуальное
* Существенное и побочное
Язык выступает как инструмент, используемый говорящим человеком, и является результатом его пассивной регистрации без необходимости предварительной рефлексии. Анализ возникает лишь тогда, когда начинается классификационная деятельность.
Речь представляет собой уникальный проявление индивидуальных волевых усилий и понимания, в которых заключаются определенные интересные сочетания, через которые говорящая личность передает сообщение на языке и, кроме того, осуществляет особый психофизиологический процесс, позволяющий перевести эти комбинации в конкретные действия.
Существует много различных форм речевой деятельности, но язык как таковой является единым и единообразным явлением. Он представляет собой систему знаков, где ключевым элементом является процесс соединения смысла с акустическим образом.
Соссюр утверждает, что речевая деятельность состоит из трёх составляющих:
* Физическая составляющая (распространение звуковых вибраций)
* Составляющая, связанная с физиологией (передвижение от органов слуха к акустическим образам или от акустических образов к органам речи)
Акустические образы - это феномен, который представляет собой психическую реальность, расходящуюся с самим звучанием. Мы имеем определенное представление о физическом аспекте звучания, однако в нашей сущности лежат понятия, которые формируют эту звуковую реальность.
Не смотря на то, что язык невозможно отделить от речевой деятельности человека (он не существует в отрыве от него и не имеет собственного существования и умирания), изучение речевой деятельности начинается с исследования языка, который является основой всех явлений связанных с речью. Полноценной лингвистикой является лингвистика языка.
Семиология, разработанная Соссюром, рассматривается как научное направление, исследующее жизнь знаков в контексте общества. Ее основная цель - раскрыть значимость знаков и принципы, которыми они управляются. По мнению Соссюра, семиологию следует рассматривать как часть социальной психологии, и ее место в ней должно быть определено психологом. Лингвист, с другой стороны, должен прояснить, как язык выделяется в отдельную систему в рамках семиологических явлений. Учитывая, что язык является одной из знаковых систем, лингвистика можно назвать составной частью семиологии. Место лингвистики среди других дисциплин определяется ее связью с семиологией.
Различия между языком и речью в рамках речевой деятельности являются одной из фундаментальных концепций, заложенных в «Курсе общей лингвистики». В соответствии с теорией Соссюра, при проведении такого разграничения мы выделяем:
* Социальное и индивидуальное
* Существенное и побочное
Язык выступает как инструмент, используемый говорящим человеком, и является результатом его пассивной регистрации без необходимости предварительной рефлексии. Анализ возникает лишь тогда, когда начинается классификационная деятельность.
Речь представляет собой уникальный проявление индивидуальных волевых усилий и понимания, в которых заключаются определенные интересные сочетания, через которые говорящая личность передает сообщение на языке и, кроме того, осуществляет особый психофизиологический процесс, позволяющий перевести эти комбинации в конкретные действия.
Существует много различных форм речевой деятельности, но язык как таковой является единым и единообразным явлением. Он представляет собой систему знаков, где ключевым элементом является процесс соединения смысла с акустическим образом.
Соссюр утверждает, что речевая деятельность состоит из трёх составляющих:
* Физическая составляющая (распространение звуковых вибраций)
* Составляющая, связанная с физиологией (передвижение от органов слуха к акустическим образам или от акустических образов к органам речи)
Акустические образы - это феномен, который представляет собой психическую реальность, расходящуюся с самим звучанием. Мы имеем определенное представление о физическом аспекте звучания, однако в нашей сущности лежат понятия, которые формируют эту звуковую реальность.
Не смотря на то, что язык невозможно отделить от речевой деятельности человека (он не существует в отрыве от него и не имеет собственного существования и умирания), изучение речевой деятельности начинается с исследования языка, который является основой всех явлений связанных с речью. Полноценной лингвистикой является лингвистика языка.
Языковой знак, языковые единицы, значимости
Фердинанд де Соссюр вводит несколько понятий:
* Языковой знак
* Языковые единицы
* Значимости
Языковой знак формируется из двух элементов: акустического образа, который является знакомым, и понятия, которое он обозначает. Кроме того, у него есть две основные особенности. Во-первых, между этими двумя компонентами отсутствует естественная связь - их сочетание произвольно. Во-вторых, акустический образ распространяется во времени и имеет одно измерение.
В языке существуют языковые элементы - символы, которые отражают в себе связь между акустическим образом и понятиями. Языковые единицы являются отдельными языковыми составляющими. Их можно распознать только с помощью понятий, так как акустический образ невозможно разделить, что означает, что одному звуковому символу соответствует одно языковое понятие. В результате, языковые единицы представляют собой отрезки звучания в уме, которые обозначают определенные понятия.
Язык является не только средством коммуникации, но и сложной системой символов. Каждый языковой знак несет свое значение, которое формируется взаимодействием с другими символами. Можно сказать, что язык - это как лист бумаги, где значение соотносится с взаимодействием лицевой и оборотной стороны, а значимость определяется взаимодействием нескольких листков между собой.
Язык состоит из абстрактных понятий и звуковых образов, которые имеют только относительную значимость. Содержание не может быть положительно определено, однако оно определяется отношениями между элементами языковой системы. Язык не содержит абсолютных элементов, которые могли бы существовать независимо от самой системы. Есть только различия в звучании и значении. Соссюр утверждает, что различия между знаками определяются всем, что делает каждый из них уникальным. Языковая система - это совокупность различий в звучании, связанных с различиями в понимании. Положительными фактами являются только сочетания обозначаемого и обозначающего.
Очень важно отметить, что существует два основных вида значимостей, которые связаны с отношениями и различиями между элементами языковой системы. Эти виды значимостей - основополагающие.
* Отношения синтагматические
* Отношения ассоциативные
Синтагматические взаимосвязи представляют собой связи между языковыми элементами, которые идут один за другим в ходе речи. Другими словами, это взаимоотношения внутри группы языковых единиц, которые существуют во временном контексте. Именно эти комбинации слов приняли название синтагмы.
Ассоциативные связи – это связи, которые существуют вне речевого контекста и не зависят от времени. Такие связи представляют собой общие характеристики – схожесть в звучании и значении языковых единиц или только в значении или только в звучании в определенном отношении.
* Языковой знак
* Языковые единицы
* Значимости
Языковой знак формируется из двух элементов: акустического образа, который является знакомым, и понятия, которое он обозначает. Кроме того, у него есть две основные особенности. Во-первых, между этими двумя компонентами отсутствует естественная связь - их сочетание произвольно. Во-вторых, акустический образ распространяется во времени и имеет одно измерение.
В языке существуют языковые элементы - символы, которые отражают в себе связь между акустическим образом и понятиями. Языковые единицы являются отдельными языковыми составляющими. Их можно распознать только с помощью понятий, так как акустический образ невозможно разделить, что означает, что одному звуковому символу соответствует одно языковое понятие. В результате, языковые единицы представляют собой отрезки звучания в уме, которые обозначают определенные понятия.
Язык является не только средством коммуникации, но и сложной системой символов. Каждый языковой знак несет свое значение, которое формируется взаимодействием с другими символами. Можно сказать, что язык - это как лист бумаги, где значение соотносится с взаимодействием лицевой и оборотной стороны, а значимость определяется взаимодействием нескольких листков между собой.
Язык состоит из абстрактных понятий и звуковых образов, которые имеют только относительную значимость. Содержание не может быть положительно определено, однако оно определяется отношениями между элементами языковой системы. Язык не содержит абсолютных элементов, которые могли бы существовать независимо от самой системы. Есть только различия в звучании и значении. Соссюр утверждает, что различия между знаками определяются всем, что делает каждый из них уникальным. Языковая система - это совокупность различий в звучании, связанных с различиями в понимании. Положительными фактами являются только сочетания обозначаемого и обозначающего.
Очень важно отметить, что существует два основных вида значимостей, которые связаны с отношениями и различиями между элементами языковой системы. Эти виды значимостей - основополагающие.
* Отношения синтагматические
* Отношения ассоциативные
Синтагматические взаимосвязи представляют собой связи между языковыми элементами, которые идут один за другим в ходе речи. Другими словами, это взаимоотношения внутри группы языковых единиц, которые существуют во временном контексте. Именно эти комбинации слов приняли название синтагмы.
Ассоциативные связи – это связи, которые существуют вне речевого контекста и не зависят от времени. Такие связи представляют собой общие характеристики – схожесть в звучании и значении языковых единиц или только в значении или только в звучании в определенном отношении.
Диахроническая и синхроническая лингвистика
Более того, следует отметить, что «Курс общей лингвистики» выделяет значительное значение различению между двумя видами лингвистики в своих основных положениях.
* Диахронической лингвистики (исторической и сравнительной)
* Синхронической лингвистики (дескриптивной)
Согласно Соссюру, исследования в области лингвистики могут быть полноценными только при учете обоих аспектов языка: его исторического развития и современной динамики.
Для успешного изыскания диахронического развития языка необходимо строить на прочной основе правильные синхронические описания. Исследование изменений, происходящих в течение исторического развития языка, невозможно без внимательного проведения синхронного анализа на каждом этапе его эволюции. А сравнивать два разных языка возможно только при наличии детального синхронного анализа обоих.
* Диахронической лингвистики (исторической и сравнительной)
* Синхронической лингвистики (дескриптивной)
Согласно Соссюру, исследования в области лингвистики могут быть полноценными только при учете обоих аспектов языка: его исторического развития и современной динамики.
Для успешного изыскания диахронического развития языка необходимо строить на прочной основе правильные синхронические описания. Исследование изменений, происходящих в течение исторического развития языка, невозможно без внимательного проведения синхронного анализа на каждом этапе его эволюции. А сравнивать два разных языка возможно только при наличии детального синхронного анализа обоих.
Заключение
Идеи Фердинанда де Соссюра в области лингвистики привели к пересмотру классических методов и стали фундаментальным основанием для развития новаторской структурной лингвистики. Его вклад в семиологию на рубеже XIX-XX веков существенен, и его подход превосходит рамки лингвистической науки, лежа в основе структурализма - одного из наиболее значимых направлений гуманитарной мысли прошлого века. Соссюр также заложил основы социологической школы в языкознании и учил в Женевском университете, выведя несколько талантливых учеников, которые впоследствии стали выдающимися лингвистами.
Советуем также прочитать:
- Магия слов: искусство рассказывать истории
- Великий хаос: путаница в Вавилоне раскрывает тайны языка
- Ключевое знание: связь между языком и мышлением
- Грамотность в эпоху перемен: как быть успешным в современном мире
- Современные тенденции грамотности: новые формы письма и коммуникации
- От знаков к смыслу: искусство семиотики и знаковых систем
- Погружение в глубь речи: психолингвистика и ее роль в исследовании языка
- Заглянуть в мозг языка: основные идеи нейролингвистики
- Символы Мысли: взаимодействие языка и мышления
- Утро позитивизма: история возникновения нового направления
- 10 концепций лингвистики, которые каждому стоит знать для расширения кругозора
- Великий хаос: путаница в Вавилоне раскрывает тайны языка
- Ключевое знание: связь между языком и мышлением
- Грамотность в эпоху перемен: как быть успешным в современном мире
- Современные тенденции грамотности: новые формы письма и коммуникации
- От знаков к смыслу: искусство семиотики и знаковых систем
- Погружение в глубь речи: психолингвистика и ее роль в исследовании языка
- Заглянуть в мозг языка: основные идеи нейролингвистики
- Символы Мысли: взаимодействие языка и мышления
- Утро позитивизма: история возникновения нового направления
- 10 концепций лингвистики, которые каждому стоит знать для расширения кругозора